МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
СШ № 7 ИМЕНИ К.Д. УШИНСКОГО
Открытый урок-презентация
тема: "Индивидуальное развитие организмов — онтогенез"
Подготовила:
Алыбаева Л.Я. учитель биологии
Талдыкорган, 2014
Классы: 9-10
Задачи урока:
- углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов;
- охарактеризовать содержание этапов онтогенеза: эмбрионального и постэмбрионального периодов;
- расширить представления о постэмбриональном периоде индивидуального развития, о путях его прохождения (прямом и непрямом);
- показать роль внутренних факторов в изменении нормального хода онтогенеза;
- раскрыть зависимость онтогенеза от условий окружающей среды.
Средства обучения:
- таблица «Критические периоды зародышевого развития»;
- презентация. (См. приложение)
Ход урока
I. Мотивационно-ориентировочный этап:
Учитель: Добрый день ребята, уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество. (прием «Здравствуйте») (2мин)
Учитель: Счастье. Как часто мы слышим это слово, оно рождает у нас различные ассоциации и образы. Предлагаю Вам, в течение двух минут, на предложенных вам для работы творческих листах, отобразить свои ассоциации счастья. (прием «Ассоциации»
Учитель: А теперь попрошу всех показать свои работы. Ваши рисунки отражают ваше мироощущение на данный момент. Неудивительно, что нет ни одного повторяющегося рисунка.
- А чем неповторима наша планета?
(Ответы участников, что только на нашей планете есть жизнь).
Приём "Что бы это значило?"
Биология раскрывает перед нами много тайн и загадок и чтобы познать их мы должны быть очень наблюдательными. Я предлагаю, посмотрев на данный слайд ответить: Что их всех объединяет?
(слайды )1-5
Они живые!
Признаки живых организмов:
- растут
- размножаются
- питаются
- дышат
- состоят из клеток
Учитель объясняет план проведения урока.
Учитель: Мы продолжаем изучать тему: «Индивидуальное развитие организма». Как называется процесс индивидуального развития организма?
Ученик: Данный процесс называется онтогенезом.
Учитель: Я предлагаю вам продолжить предложенную мной формулу онтогенеза.
На слайде
Онтогенез =……….+………….
Формула с помощью мультимедийной установки проектируется на экран.
Онтогенез = эмбриональное развитие + постэмбриональное развитие.
Ученик: Я думаю, что тему можно сформулировать следующим образом: «Особенности индивидуального развития».
Тема проектируется на экран.
Учитель: на какие вопросы из предложенных вы хотели бы получить ответы?
Задачи:
- Узнать, особенности эмбрионального развития?
- Выделить основные этапы развития.
- Установить какие изменения происходят на каждом этапе?
- Выяснить из чего и как формируется зародыш?
- Условия, влияющие на развитие зародыша.
- Осознавать серьёзность процесса беременности и прерывание беременности.
- Осознать ответственность за будущего ребёнка.
План урока
А теперь давайте попробуем получить ответы на ваши вопросы, заслушав объяснения наших консультантов.
Далее демонстрируются слайды из презентации, на которых изображены процессы онтогенеза.
- Понятие об онтогенезе.
- Исторические сведения.
- Индивидуальное развитие одноклеточных организмов.
- Индивидуальное развитие многоклеточных организмов.
- Эмбриональный период.
- Воздействие факторов окружающей среды на развитие зародыша.
- Постэмбриональный период.
9«Б»- эмбриональное развитие (7 мин)
10 «Б» -постэмбриональное развитие.(7 мин)
с последующими ответами учащихся на поставленные к ним вопросы.
Активизация знаний учащихся
(прием обратной связи "Ладошки").(5 мин)
Вопросы: если согласны – один хлопок.
(самооценка:
все правильные ответы или 1ошибка -5,
2-3 ошибки – 4, 4-5 ошибок -3)
- Гаметогенез- это развитие половых клеток?
- Оплодотворение происходит в результате слияния гамет?
- Оплодотворенная яйцеклетка – это зигота?
- Однослойный зародыш формируется на стадии гаструлы? (нет) бластулы.
- Сперматозоиды и яйцеклетка имеют гаплоидный набор хромосом?
- Для клеток бластулы характерен диплоидный набор хромосом?
- В конце поздней гаструлы образуется 3 зародышевых листка?
- Из эктодермы образуется пищеварительная система? (нет) из мезодермы
- В процессе эволюции бесполое размножение возникло раньше других?
- В результате овогенеза образуется яйцеклетка?
- Самая большая клетка человека — яйцеклетка, а самая маленькая — сперматозоид.
- Каждый человек полчаса своей жизни был одной-единственной клеткой.
- 90% болезней возникает из-за стресса.
- Каждый день организм взрослого человека производит 300 миллиардов новых клето
Демонстрация видео: «Дневник нерожденного ребенка» 3 мин
Шанс вашего рождения составляет 1 к 400 000 000 000 000 000 И получилось, что этот шанс составляет всего 1 к 40 квдрлн. И всё-таки вы вытянули счастливый билет — и появились на свет.
Демонстрация видео ролика «Непоседы. Первое слово» 3 мин
Итог занятия:
- На память о нашей сегодняшней встрече вы оставите мне ваши рисунки, показывающие как вы, чувствовали себя в начале нашего урока
(Слайд 21).
Из предложенных далее предложений я очень попрошу Вас выбрать
2-наиболее значимых для вас и дополнить их своими мыслями:
- Сегодня я узнал, что…..
- Самым интересным для меня сегодня было…..
- В своей дальнейшей работе я…..
- Я пожелал бы ведущему урок учителю….
- Я бы хотел пожелать……
- Мне было интересно работать на уроке, потому что…
- Еще я хочу узнать….
(Слайд 11).
Учитель: Каждый человек имеет право на жизнь, и пусть ваша жизнь будет счастливой. Сегодня, придя домой, поблагодарите своих родителей за то, что они сделали самый дрогой подарок - они подарили вам жизнь!
Учитель: Мы благодарим всех гостей и в преддверии весеннего праздника хотим подарить цветы с пожеланием счастья!
Музыка.