kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока для 9 класса на тему: "Индивидуальное развитие организмов — онтогенез"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Индивидуальное развитие организмов — онтогенез"

Цель урока: Расширить знания учащихся о процессе оплодотворения, закономерностях и этапах зародышевого развития, способах послезародышевого развития.

Задачи урока:

  • углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов;
  • охарактеризовать содержание этапов онтогенеза: эмбрионального и постэмбрионального периодов;
  • расширить представления о постэмбриональном периоде индивидуального развития, о путях его прохождения (прямом и непрямом);
  • показать роль внутренних факторов в изменении нормального хода онтогенеза;
  • раскрыть зависимость онтогенеза от условий окружающей среды.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«разработка урока для 9 класса на тему: "Индивидуальное развитие организмов — онтогенез" »

Урок на тему: Индивидуальное развитие  организмов – онтогенез Автор: Федосова Ирина Григорьевна, учитель биологии 1-квалификационной категории. МОУ СОШ №3. Предмет: Биология. 9 класс.

Урок на тему:

Индивидуальное развитие

организмов – онтогенез

Автор: Федосова Ирина Григорьевна, учитель биологии 1-квалификационной категории. МОУ СОШ №3.

Предмет: Биология. 9 класс.

1 - понятие об онтогенезе  Онтогенез – это длительный и сложный процесс формирования организмов с момента образования половых клеток и оплодотворения (при половом размножении) или отдельных групп клеток (при бесполом) до завершения жизни. От греческого ontos- сущее и genesis – возникновение. Способы размножения Половое (участвуют 2 особи) При бесполом размножении организм может развиться: Бесполое (участвует 1 особь) Фрагментация Вегетативное размножение Почкование Спорообразование Шизогония Полиэмбриония Клонирование Из частей материнского организма Из одной клетки (инициальной). Организм на ранних этапах развития называется зачатком.

1 - понятие об онтогенезе

Онтогенез – это длительный и сложный процесс формирования организмов с момента образования половых клеток и оплодотворения (при половом размножении) или отдельных групп клеток (при бесполом) до завершения жизни.

От греческого ontos- сущее и genesis – возникновение.

Способы размножения

Половое (участвуют 2 особи)

При бесполом размножении организм может развиться:

Бесполое (участвует 1 особь)

  • Фрагментация
  • Вегетативное размножение
  • Почкование
  • Спорообразование
  • Шизогония
  • Полиэмбриония
  • Клонирование

Из частей материнского организма

Из одной клетки (инициальной).

Организм на ранних этапах развития называется зачатком.

2-Исторические сведения

Процесс появления и развития живых организмов интересовал людей с давних пор, но эмбриологические знания накапливались постепенно и медленно. Великий Аристотель, наблюдая за развитием цыпленка, предположил, что эмбрион образуется в результате смешения жидкостей, принадлежащих обоим родителям. Такое мнение продержалось в течение 200 лет. В XVII веке английский врач и биолог У. Гарвей проделал некоторые опыты для проверки теории Аристотеля. Будучи придворным врачом Карла I , Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей, обитающих в королевских угодьях. Гарвей исследовал 12 самок оленей, погибших в разные сроки после спаривания. Первый эмбрион, извлеченный из самки оленя через несколько недель после спаривания, был очень мал и совсем не похож на взрослое животное. У оленей, погибших в более поздние сроки, зародыши были крупнее, у них было большое сходство с маленькими, только что родившимися оленятами. Так накапливались знания по эмбриологии.

В 17-18 вв. среди натуралистов бытовали самые фантастические представления о развитии животных. Утверждали н - р, что в мужской половой клетке можно разглядеть детали строения будущего организма

Шмальгаузен Мюллер Ученные - эмбриологи   Бэр – основатель эмбриологии в 1828 г. на основе фундаментальных наблюдений над развитием зародышей некоторых животных положил начало научной эмбриологии А. О. Ковалевский и И.И. Мечников установили принцип развития животных Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон А. Н. Северцов произвел дальнейшую разработку вопросов эволюционной эмбриологии И.И. Шмальгаузен занимался вопросами сравнительной эмбриологии позвоночных Ч. Дарвин разработал эволюционную теорию, изучал наследственность и изменчивость организмов Северцев Бэр Геккель Дарвин

Шмальгаузен

Мюллер

Ученные - эмбриологи

  • Бэр – основатель эмбриологии в 1828 г. на основе фундаментальных наблюдений над развитием зародышей некоторых животных положил начало научной эмбриологии
  • А. О. Ковалевский и И.И. Мечников установили принцип развития животных
  • Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон
  • А. Н. Северцов произвел дальнейшую разработку вопросов эволюционной эмбриологии
  • И.И. Шмальгаузен занимался вопросами сравнительной эмбриологии позвоночных
  • Ч. Дарвин разработал эволюционную теорию, изучал наследственность и изменчивость организмов

Северцев

Бэр

Геккель

Дарвин

3 - Онтогенез одноклеточных организмов .  У простейших организмов тело которых состоит из одной клетки онтогенез совпадает с клеточным циклом т.е. с момента появления, путем деления материнской клетки до следующего деления или смерти.

3 - Онтогенез одноклеточных организмов .

У простейших организмов тело которых состоит из одной клетки онтогенез совпадает с клеточным циклом т.е. с момента появления, путем деления материнской клетки до следующего деления или смерти.

4 – онтогенез многоклеточных организмов Намного сложнее протекает онтогенез у многоклеточных организмов. Н–р у различных отделов царства растений онтогенез представлен сложными циклами развития со сменой полового и бесполого поколений. Цикл развития мха

4 – онтогенез многоклеточных организмов

Намного сложнее протекает онтогенез у многоклеточных организмов.

Н–р у различных отделов царства растений онтогенез представлен сложными циклами развития со сменой полового и бесполого поколений.

Цикл развития мха

Цикл развития папоротника  Цикл развития голосеменного растения Цикл развития покрытосеменного растения

Цикл развития папоротника

Цикл развития голосеменного растения

Цикл развития покрытосеменного растения

У многоклеточных животных онтогенез тоже очень сложный процесс и гораздо интересней, чем у растений Циклы развития кишечнополостных

У многоклеточных животных онтогенез тоже очень сложный процесс и гораздо интересней, чем у растений

Циклы развития кишечнополостных

РАЗВИТИЕ ЗЕМНОВОДНОГО РАЗВИТИЕ БАБОЧКИ РАЗВИТИЕ РЫБЫ Развитие червей

РАЗВИТИЕ ЗЕМНОВОДНОГО

РАЗВИТИЕ БАБОЧКИ

РАЗВИТИЕ РЫБЫ

Развитие червей

Развитие пресмыкающегося

Развитие пресмыкающегося

Развитие млекопитающего

Развитие млекопитающего

5 – эмбриональный период Эмбриональный или зародышевый период индивидуального развития многоклеточного организма охватывает процессы происходящие в зиготе с момента первого деления до выхода из яйца или рождения. Наука, изучающая законы индивидуального развития организмов на стадии зародыша называется эмбриологией (от греч. эмбрион – зародыш). Эмбриональное развитие Внутриутробное – оканчивается рождением (большинство млекопитающих, в том числе человек) Вне тела матери – оканчивается выходом из яйцевых оболочек ( яйцекладущие и выметывающие икру животные, рыбы земноводные, иглокожие, моллюски, птицы, пресмыкающиеся и т.д. ) Многоклеточные животные имеют разный уровень сложности организации; могут развиваться в утробе и вне тела матери , но у преобладающего большинства эмбриональный период протекает сходным образом и состоит из трех периодов : дробления, гаструляции и органогенеза.

5 – эмбриональный период

Эмбриональный или зародышевый период индивидуального развития многоклеточного организма охватывает процессы происходящие в зиготе с момента первого деления до выхода из яйца или рождения.

Наука, изучающая законы индивидуального развития организмов на стадии зародыша называется эмбриологией (от греч. эмбрион – зародыш).

Эмбриональное развитие

Внутриутробное – оканчивается

рождением (большинство млекопитающих, в том числе человек)

Вне тела матери – оканчивается выходом из яйцевых оболочек ( яйцекладущие и выметывающие икру животные, рыбы земноводные, иглокожие, моллюски, птицы, пресмыкающиеся и т.д. )

Многоклеточные животные имеют разный уровень сложности организации; могут развиваться в утробе и вне тела матери , но у преобладающего большинства эмбриональный период протекает сходным образом и состоит из трех периодов : дробления, гаструляции и органогенеза.

Стадии эмбриогенеза :  Дробление - Гаструляция - Первичный органогенез В эмбриональном периоде .у большинства многоклеточных организмов независимо от сложности их организации зародыши проходят три одинаковые стадии , что говорит об общности происхождения.

Стадии эмбриогенеза :

  • Дробление

- Гаструляция

- Первичный органогенез

В эмбриональном периоде .у большинства многоклеточных организмов независимо от сложности их организации зародыши проходят три одинаковые стадии , что говорит об общности происхождения.

6 – влияние факторов среды на зародыш С первых часов своего развития каждый эмбрион крайне чувствителен к неблагоприятному воздействию факторов среды Факторы среды обитания Биотические Абиотические Влажность, температура, давление, радиация, химические в-ва. Вирусы, бактерии, грибы, животные, растения

6 – влияние факторов среды на зародыш

С первых часов своего развития каждый эмбрион крайне чувствителен к неблагоприятному воздействию факторов среды

Факторы среды обитания

Биотические

Абиотические

Влажность, температура, давление, радиация, химические в-ва.

Вирусы, бактерии, грибы, животные, растения

Воздействие радиации

Воздействие радиации

Изменение наследственного аппарата под воздействием различных мутагенов

Изменение наследственного аппарата под воздействием различных мутагенов

Рекомендации учащимся по предотвращению аномалий в развитии будущего потомства :

Рекомендации учащимся по предотвращению аномалий в развитии будущего потомства :

  • Содействовать сохранению нормальной экологической обстановки ;
  • Не ухудшать не сейчас ни в будущем экологию родного края;
  • Не употреблять алкогольные напитки;
  • Не курить;
  • Не принимать наркотические средства;
  • Полноценно питаться;
  • Заниматься спортом .
7 – постэмбриональный период Развитие организма с момента его рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти называют постэмбриональным периодом. У разных организмов он имеет различную продолжительность: от нескольких часов (у бактерий) до 5000 лет (у секвойи ).  ПОСТЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД  НЕПРЯМОЕ ( С ПРЕВРАЩЕНИЕМ ) ПРЯМОЕ ( БЕЗ ПРЕВРАЩЕНИЯ )

7 – постэмбриональный период

Развитие организма с момента его рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти называют постэмбриональным периодом.

У разных организмов он имеет различную продолжительность: от нескольких часов (у бактерий) до 5000 лет (у секвойи ).

ПОСТЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

НЕПРЯМОЕ ( С ПРЕВРАЩЕНИЕМ ) ПРЯМОЕ ( БЕЗ ПРЕВРАЩЕНИЯ )

Закрепление  пройденного материала Что такое онтогенез? Какие этапы выделяют в онтогенезе всех организмов? Какой период онтогенеза называют эмбриональным? Чем характеризуется постэмбриональный период онтогенеза? В чем преимущество непрямого развития? Какие факторы оказывают влияние на онтогенез? Покажите на рисунке и назовите периоды онтогенеза  К какому типу развития относится  этот жизненный цикл?

Закрепление пройденного материала

  • Что такое онтогенез?
  • Какие этапы выделяют в онтогенезе всех организмов?
  • Какой период онтогенеза называют эмбриональным?
  • Чем характеризуется постэмбриональный период онтогенеза?
  • В чем преимущество непрямого развития?
  • Какие факторы оказывают влияние на онтогенез?
  • Покажите на рисунке и назовите периоды онтогенеза

К какому типу развития относится

этот жизненный цикл?

Задание на дом :

Задание на дом :

  • Изучить § 16 учебника.
  • Выполнить задания в конце параграфа.
  • Записать продолжительность эмбрионального периода своих домашних животных .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Федосова Ирина Григорьевна

Дата: 28.09.2014

Номер свидетельства: 115313


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства