kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общая характеристика голосеменных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием; поможет рассмотреть многообразие хвойных растений; изучить внешнее строение хвойных растений на примере сосны и ели.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика голосеменных»

Урок биологии

6 класс

Учитель ГУ «СОШ №12 с ГК»

Дудник В.Н.


Тема: «Общая характеристика и многообразие голосеменных растений. Хвойные растения».

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием; рассмотреть многообразие хвойных растений; изучить внешнее строение хвойных растений на примере сосны и ели;

- формировать умение работать с лабораторным оборудованием и объектами;

- прививать любовь к природе и растениям; формировать бережное отношение к ним;

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку, раздаточный материал.


Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

Выяснить с какими мотивами уч-ся пришли на урок.

Высказываясь, пользуйтесь началом фразы: я хочу…, мне надо…, я чувствую что…


3.Изучение нового материала.

Голосеменные – растения, которые образуют семена, но не формируют цветков и плодов. Семена лежат открыто и лишь иногда покрыты чешуями. Произошли от первичных папоротников, включают около 700 видов деревьев и кустарников.

классы



Саговниковые гинкговые хвойные эфедровые.


Наибольшее распространение имеют хвойные. Хвойные имеют хорошо выраженный ствол, листья жесткие, игольчатые (хвоя) и не опадают; заменяются почти в течение всей жизни, характерна наибольшая продолжительность жизни. Испарение этих веществ создают характерный аромат хвойного леса.
Сосна – обоеполое ветроопыляемое растение. На молодых стеблях образуются два вида шишек – укороченных побегов: мужские и женские. Мужские шишки расположены у основания молодых побегов, имеют ось, к которой прикреплены чешуйки, маленькие красноватые женские сидят на верхушках молодых побегов. Пыльца, приносимая ветром, попадает на чешуи женских шишек. Пыльцевое зерно прорастает, спермий по пыльцевой трубке достигает яйцеклетки и сливается с ней – происходит оплодотворение. Соединяясь, спермий и яйцеклетка образуют клетку с двойным набором хромосом – зиготу. Это первая клетка спорофита. На второй год после образования женской шишки и переноса на нее микроспор семена высыпаются и разносятся ветром.
Голосеменные – основа растительного покрова ряда природных зон. 90% лесов представлены разными видами голосеменных. Семенами питаются птицы, древесина используется в хозяйстве, сосна используется в кораблестроении, из нее получают бумагу, картон, скипидар.


4. Работа в парах.

Задание 1. «Выбрать лишнее»

1.Сосна, кедр, ель, кувшинка.

2.Эфедра, гинкго, кипарис, подорожник.

3. Рябина, пихта, лиственница, можжевельник.

4.Кедр, секвойя, одуванчик, араукария.

Подводится итог, самооценка

5.Работа в группах с текстами, таблицами. (10 минут)

Задание 2. Изучить материал документа, выбрать основное, написать эссе ( 10 – 15 предложений). Итогом работы в группе должна стать презентация своей темы.


Задание 1 группе.

Все современные хвойные — древесные растения, большинство — деревья, в основном с одним прямым стволом с боковыми ветвями и выделенным доминированием верхушки. Размеры взрослого дерева меняются от меньше чем метр до более 100 метров в высоту. Самое высокое дерево, самое толстое, самое большое и самое старое — все представители хвойных растений. Самое высокое дерево — Секвойя вечнозелёная с высотой 115,2 метра. Самое большое — Секвойядендрон гигантский объём — 1486,9 м³. Самое толстое, имеющее наибольший диаметр ствола дерево — Таксодиум мексиканский ,11,42 метра в диаметре. Самое старое дерево — Сосна долговечная , 4700 лет.

Листья многих хвойных растений — длинные тонкие иголки; другие же, включая кипарисовые и некоторые подокарповые, имеют плоские, чешуйкообразные листья. Некоторые, особенно Агатис из араукариевых и Нагейя из подокарповых, имеют широкие плоские листья в виде полосок. У большинства хвойных листья расположены по спирали, исключение — большинство кипарисовых и один род из подокарповых, у которых листья имеют супротивное расположение. У многих видов со спиральным расположением листья перекручены у основания, обеспечивая им максимальную освещённость. Размер листьев от 2 мм у многих чешуелистных видов до 400 мм в длину у хвои некоторых сосен (например, у сосны Энгельмана). Цвет листьев часто тёмно-зелёный, что помогает усвоить максимум световой энергии слабых солнечных лучей в высоких широтах или в тени от других деревьев. Листья хвойных растений из более жарких регионов с высоким уровнем солнечного света (например, Сосна турецкая ) часто имеют желтовато-зелёный оттенок, тогда как у других (например, Ель голубая ) они покрыты очень мощным матово-восковым налётом, защищающем их от ультрафиолета.

Большинство родов отличается характерными особенностями строения устьичного аппарата, благодаря чему даже по небольшому фрагменту листа можно в большинстве случаев довольно точно определить род хвойного.

В преобладающем большинстве родов растения являются вечнозелёными, листья обычно остаются на растении несколько (от 2-х до 40) лет, однако существует 5 родов, сбрасывающих листья осенью и зимующих голыми: лиственница, псевдолиственница ,, глиптостробус, метасеквойя и таксодиум.

Ростки многих хвойных растений, включая большинство кипарисовых и род Pinus в семействе сосновых, на ранней стадии развития имеют листья, часто значительно отличающиеся от листьев взрослых растений.

Задание 2 группе.

Голосеменные – растения, которые образуют семена, но не формируют цветков и плодов. Семена лежат открыто и лишь иногда покрыты чешуями. Произошли от первичных папоротников, включают около 700 видов деревьев и кустарников.
Включают отделы: саговниковые, гинкговые, хвойные, эфедровые.
Наибольшее распространение имеют хвойные. Хвойные имеют хорошо выраженный ствол, листья жесткие, игольчатые (хвоя) и не опадают; заменяются почти в течение всей жизни, характерна наибольшая продолжительность жизни. Испарение этих веществ создают характерный аромат хвойного леса.
Сосна – обоеполое ветроопыляемое растение. На молодых стеблях образуются два вида шишек – укороченных побегов: мужские и женские. Мужские шишки расположены у основания молодых побегов, имеют ось, к которой прикреплены чешуйки, маленькие красноватые женские сидят на верхушках молодых побегов. Пыльца, приносимая ветром, попадает на чешуи женских шишек. Пыльцевое зерно прорастает, спермий по пыльцевой трубке достигает яйцеклетки и сливается с ней – происходит оплодотворение. Соединяясь, спермий и яйцеклетка образуют клетку с двойным набором хромосом – зиготу. Это первая клетка спорофита. На второй год после образования женской шишки и переноса на нее микроспор семена высыпаются и разносятся ветром.
Голосеменные – основа растительного покрова ряда природных зон. 90% лесов представлены разными видами голосеменных. Семенами питаются птицы, древесина используется в хозяйстве, сосна используется в кораблестроении, из нее получают бумагу, картон, скипидар


5. Обмен информацией в группах (по 3 минуты)


6. Презентация выполненных работ.

Подводится итог, самооценка и оценка учителя, с комментариями.


7..Закрепление изученного материала (работа в группах)


Лабораторная работа № 20. Внешнее строение голосеменных.

Задание 1.: Изучение внешнего вида побегов.

А)Рассмотрите внешний вид веток сосны и ели. Укажите их основные различия между собой.

Б)Сравните хвоинки сосны и ели, их форму и окраску.

Задание 2: изучите внешнее строение сосны, зарисуйте и отметьте части растения.


Вывод:

Ответьте на вопросы:

1.Почему голосеменные получили такое название?

2.Каковы основные признаки голосеменных. Чем их строение отличается от строения папоротников


8.Домашнее задание.

§20.

9.Рефлексия.

Самооценка, оценка учителя, оценка урока

(с помощью фигурок разного цвета выставляются оценки на пирамиде нарисованной на листе и прикрепленной к доске)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Общая характеристика голосеменных

Автор: Дудник Валентина Николаевна

Дата: 21.07.2016

Номер свидетельства: 337841

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "разработка урока на тему "Общая характеристика Голосеменных растений " "
    ["seo_title"] => string(78) "razrabotka-uroka-na-tiemu-obshchaia-kharaktieristika-golosiemiennykh-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "162710"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422381332"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Урок " Голосеменные растения""
    ["seo_title"] => string(31) "urok_golosiemiennyie_rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "396689"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488301969"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Общая характеристика покрытосеменных растений. Классификация "
    ["seo_title"] => string(71) "obshchaia-kharaktieristika-pokrytosiemiennykh-rastienii-klassifikatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "237474"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444319915"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Урок биологии в 7 классе на тему "Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений " "
    ["seo_title"] => string(106) "urok-biologhii-v-7-klassie-na-tiemu-obshchaia-kharaktieristika-mnoghoobraziie-pokrytosiemiennykh-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "118599"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413199504"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока на тему голосеменные растения"
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekturokanatiemugholosiemiennyierastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "287617"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454509518"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства