У рок начинается с проверки домашнего задания по теме ракообразные в виде письменной работы. Изучение нового материала идет по основным характеристикам класса паукообразные: внешнее строение, пищеварительная система, кровеносная система, дыхательная система, нервная система, выделение и размножение. Закреплением изученного метариала является устный опрос.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Общая характеристика класса паукообразные" »
Мерзімі Пән Сынып
Дата ________________ Предмет______________ Класс________
Сабақ тақырыбы
Тема урока: Общая характеристика класса паукообразные.
Сабақ түрі
Тип урока: комбинированный
Сабақтың мақсаттары
Цели урока:
Образовательная: Познакомить учащихся с многообразием и образом жизни паукообразных, особенностями строения и жизнедеятельности, позволившими им стать одними из первопоселенцев суши, значением их в природе и жизни человека.
Развивающая: продолжить формирование навыков работы с текстом учебника;
Воспитательная: воспитать бережное отношение к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость.
Оборудование: презентация, проектор, учебник.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
1.Организационный момент (2 мин.)
Организация начала урока (проверка отсутствующих, готовности учащихся к уроку).
2.Проверка домашнего задания (5 мин).
Тест «Проверь себя»
Рак дышит жабрами (Да).
Рак ведет дневной образ жизни (Нет).
Тело рака состоит из двух отделов (Да).
У рака простые глаза (Нет).
Раки – растительноядные (Нет).
Рак всегда передвигается, пятясь назад (Нет).
Для рака характерна регенерация клешней (Да).
С помощью ходильных ног рак передвигается по дну (Да).
Кровеносная система рака незамкнутая (Да).
Подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы (Да).
Раки являются «санитарами» водоемов (Да).
Рак ногочелюстями захватывает пищу и отправляет ее в рот (Да).
Брюшко рака состоит из 10-и члеников (Нет).
Клешни – это органы защиты, нападения, захвата пищи (Да).
Кровь у рака красная (Нет).
Самки рака откладывают зимой яйца (Да).
Живут раки до 50 лет (Нет).
3.Изучение нового материала (25 мин.)
Тело паука состоит из двух отделов: небольшой вытянутой головогруди и более крупного шарообразного брюшка. На переднем конце головогруди сверху есть четыре пары глаз, а снизу пара крючкообразных твердых челюстей — хелицер. Ими паук хватает свою жертву. Внутри хелицер имеется канал.
Пищеварительная система паука состоит из рта, глотки, пищевода, желудка, кишки. В средней кишке длинные слепые выросты увеличивают ее объем и поверхность всасывания. Непереваренные остатки выводятся наружу через анальное отверстие. Паук-крестовик не может питаться твердой пищей. Поймав добычу, например какое-нибудь насекомое, с помощью паутины, он убивает его ядом и впускает в его тело пищеварительные соки. Под их влиянием содержимое пойманного насекомого разжижается, и паук высасывает его. От жертвы остается только пустая хитиновая оболочка. Такой способ пищеварения называется внекишечным.
Дыхательная система. Органы дыхания у паука — легкие и трахеи. Легкие, или легочные мешки, располагаются снизу, в передней части брюшка. Эти легкие развились из жабр далеких предков пауков, обитавших в воде. У паука-крестовика две пары неветвящихся трахей — длинных трубочек, доставляющих кислород к органам и тканям. Располагаются они в задней части брюшка.
Кровеносная система у пауков незамкнутая. Сердце имеет вид длинной трубочки, расположенной на спинной стороне брюшка. От сердца отходят кровеносные сосуды.
У паука, как и у ракообразных, полость тела имеет смешанную природу — в ходе развития она возникает при соединении первичной и вторичной полостей чела. В теле циркулирует гемолимфа.
Выделительная система представлена двумя длинными трубочками — мальпигиевыми сосудами.
Одним концом мальпигиевы сосуды слепо заканчиваются в теле паука, другим открываются в задний отдел кишечника. Через стенки маль-пигиевых сосудов выходят вредные продукты жизнедеятельности, которые потом выводятся наружу. В кишечнике происходит всасывание воды. Таким образом пауки экономят воду, поэтому могут жить в сухих местах.
Нервная система паука состоит из головогрудного нервного узла и отходящих от него многочисленных нервов.
Размножение. Оплодотворение у пауков внутреннее. Самец переносит сперматозоиды в половое отверстие самки при помощи особых выростов, расположенных на передних ногах. Самка через некоторое время после оплодотворения откладывает яйца, оплетает их паутиной и формирует кокон.Из яиц развиваются маленькие паучки. Осенью они выпускают паутинки, и на них, как на парашютах, разносятся ветром на большие расстояния — происходит расселение пауков.
4.Закрепление (10 мин.)
Назовите признаки внешнего строения паукообразных, отличающие их от других представителей членистоногих
На примере паука-крестовика расскажите о способах добывания и переваривания пищи. Как связаны эти процессы с внутренней организацией животного?
Дайте характеристику строения и деятельности основных систем органов, подтверждающих более сложную организацию паукообразных по сравнению с кольчатыми червями.
Какое значение имеют паукообразные (пауки, клещи, скорпионы) в природе и жизни человека?