kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик. Внешнее строение. Место обитания, образ жизни и поведение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является первым при изучении класса паукообразных.Урок относится к типу урока – комбинированный, с использованием ИКТ (использование ИКТ позволило «уплотнить» урок, применить различные формы работы, кроме этого, с помощью использования презентации и видеоролика, была организована деятельность детей, позволяющая активизировать мыслительную деятельность учащихся).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик. Внешнее строение. Место обитания, образ жизни и поведение.»

Урок биологии в 7 классе

Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик. Внешнее строение. Место обитания, образ жизни и поведение.

Цель:  изучить характерных признаки паукообразных, их многообразие и особенности строения в связи со средой обитания

Задачи:

Образовательная: показать особенности паукообразных, связанных с жизнью на суше.

Развивающая: развитие умения сравнивать, приводить примеры, анализировать.

Воспитательная: Учить бережному отношению к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, интереса к предмету

Оборудование:  проектор ,презентации, инструктивные карты, стикеры, смайлы, видеоролики.


Ход урока

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой: Учащиеся прикасаются по-очереди пальцами рук : большими, указательными, и т.д. На последней фразе- всей ладонью : желаю тебе успеха, хорошего настроения,здоровья, добра, удачи. (Прикоснулись всей ладонью и улыбнулись.)

II. Проверка знаний1. Что вы помните о ракообразных?(ответы учащихся оцениваются стикерами)

2. Самостоятельная работа по вариантам по теме: Класс «Ракообразные» Самопроверка (Приложение1)

Учащиеся отвечают Да или Нет

I вариант


Рак ведет дневной образ жизни

Тело рака состоит из двух отделов

У рака простые глаза

Раки – растительноядные

Рак дышит жабрами

II вариант

1. Рак всегда передвигается, пятясь назад

2. Для рака характерна регенерация клешней

3. С помощью ходильных ног рак передвигается по дну

4. Кровеносная система рака незамкнутая

5. Подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы


III вариант

1. Раки являются «санитарами» водоемов

2. Рак ногочелюстями захватывает пищу и отправляет ее в рот

3. Брюшко рака состоит из 10-и члеников

4. Клешни – это органы защиты, нападения, захвата пищи

5. Рак дышит лёгкими


Коды правильных ответов (Приложение3)

III. Изучение нового материала


  1. Вы должны определить о каком животном идет речь и в конечном итоге определить тему нашего  урока.

Нашел укрытие в цветке

И в восемь глаз глядит,

Заметив муху на листке,

К ней в восемь ног спешит.

Его собратья сети ткут –

Тончайшая работа.

А он, как волк: то там, то тут-

На мух идет охота!

«Ой, паук!»- вскрикивает человек , и вот уже слышен хруст раздавленного ногой тельца животного. Необъяснимое отвращение, а порой и страх испытывает человек при встрече с пауками, хотя знает, что они приносят пользу, уничтожая массу мух и др. насекомых. Пауки всем знакомы, и в то же время как мало мы знаем об этой удивительной, интересной и многообразной группе животных.. А что знаете вы о пауках? Каких пауков вы видели? Какие обитают в Казахстане?

– Каждый класс имеет свое название не случайно. Откуда произошло слово «паук»?


– Общеславянское имя паука образовано с помощью приставки «па» от «онк», родственного греческому «онкос» – крючок, латинскому «анкус» – имеющий кривые руки, древнегреческому «акати» – сгибает.

Так что «паук» – в переводе криворучка и кривоножка.

Арахнология – наука о пауках

Послушайте, о чём говорит одна из древнегреческих легенд.

В те далёкие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.

Эй, Паллада,…
Я предрекаю, и речённое скоро свершится,
Скоро я вытку ковёр, коих не было в мире,
И не сравнится с моим твоё мастерство, о Афина,
Равных мне нет ни на грешной земле, ни в безоблачных высях,
Только одна в этом мире есть мастерица, и это – Арахна!

Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала её достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.

Будь же ты проклята, век ты плети паутину,
Будь безобразной Арахной, которую люди
Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки
Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.
А мастерство твоё, коим ты столько гордилась,
Пусть остаётся тебе в утешенье навеки с тобою:
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину
.

Вот такая легенда! От имени Арахны произошло название пауков, которых по-латыни называют арахнидами. Арахнология

– Итак, что же мы знаем о пауках?

2.Класс Паукообразные включает 60.000 видов. Это наземные членистоногие.

Основные отряды паукообразных- сенокосцы, клещи, пауки, скорпионы(записать в тетрадь)  Многие плетут паутину.






Физ. Минутка

Если названный признак соответствует Моллюскам руки вверх, если ракообразным руки вниз, если и моллюскам и ракообразным наклоны туловища влево-вправо.

1.Имеют мантию

2.Имеют 5 пар ходильных ног

3. Трёхслойные организмы

4.Есть раковина

5.Имеют 2 пары усиков

6.Кровеносная система незамкнутая

7.Реактивный способ передвижения

8.Дышат лёгкими и жабрами

9.Дышат жабрами

10. Беспозвоночные многоклеточные животные

2. Изучение по слайдам презентации и заполнение информационной таблицы.

На примере паука-крестовика рассматривается общая характеристика паукообразных

Материал в виде презентации , одновременно с заполнением таблицы, заполнение которой началось на предыдущих занятиях(Приложение2)


Основные признаки

Ракообразные

Паукообразные

Насекомые

Отделы тела




Хитиновый покров




Число пар ходильных ног




Число усиков




Наличие крыльев




Органы зрения




Кровеносная система




Дыхательная система




Пищеварительная система




Органы выделения




Нервная система




Размножение и развитие





Вид:паук-крестовик

Род: Аранеус

Семейство: пауки-кругопряды

Отря:-пауки


Строение тела паукообразных отличается от строения тела других членистоногих

Рассмотрим его на примере строения тела паука-крестовика.


– Что присуще всем членистоногим? (Конечности, хитиновый покров). Тело состоит из 2-х отделов – головогруди и брюшка. Брюшко отделяется от головогруди с помощью перетяжки. У них нет усиков и сложных глаз. На головогруди расположено 4 пары ног.

Так же несколько пар простых глаз; а снизу челюсти – хелицеры. Ими паук хватает жертву. Внутри есть канал с ядом. Имеются короткие, покрытые волосками ногощупальца, или педипальпы (органы осязания).

Снизу на брюшке располагаются паутинные бородавки, которые вырабатывают паутину. Это видоизмененные брюшные ножки. (О чем это говорит?) – О предках, у которых были ноги для передвижения.

На его задних ногах есть гребенчатые коготки, которые помогают вытягивать из желез паутинные нити и собрать их в одну.

Нить состоит из белка. Из паутинных бородавок одного паука можно вытянуть до 4-х км паутины. Паутина нужна им для ловли добычи, для изготовления коконов, чтобы защитить яйца от неблагоприятных воздействий. Поэтому она может быть нескольких сортов: сухая, влажная, клейкая, гофрированная. Служит она для разных целей. Паутина тоньше и прочнее нитей гусеницы шелкопряда.

Из паутинных нитей паук плетет ловчую сеть. Сначала раму с лучами, сходящимися к центру, затем длинную, тонкую и очень липкую нить, располагая ее в центре спирали. (Масса паутины, равной по длине экватору земного шара, составляет 340 г.)

Затем в ожидании добычи он сидит около сети в скрытом гнезде, устроенном из паутины. От центра сети к нему протянута сигнальная нить.

– Наблюдения за поведением паука показывают, что он выскакивает из своего укрытия, стремительно направляется к мухе только в том случае, если там находится муха средней величины: если попадает маленькая мушка, то паук не обращает на нее внимания. Каким образом паук узнает о величине своей жертвы?

(Паук с помощью особых чувствительных органов на лапках воспринимает колебания паутины и по их силе узнает, какой величины муха попалась. Если колебания сильны, паук бросается к жертве и разрывает нити, освобождая ее и спасая остаток паутины)

Он вонзает в жертву коготки верхних челюстей и впрыскивает яд внутрь жертвы; но не только яд, а еще и пищеварительные соки, т.к. не может питаться твердой пищей. Через час паук возвращается и всасывает добычу с помощью сосательного желудка. Такое пищеварение называется внекишечным.


Кровеносная система как у раков. Какая?

– Незамкнутая.

Гемолимфа. Сердце имеет вид трубочки или двойного ромба:


Дыхательная система. Паук дышит атмосферным воздухом. У него есть пара легочных мешков, оплетенных кровеносными сосудами, и пучки трахей, трубочки, пронизывающие тело животн


Выделительная система. Трубочки – мальпигиевы сосуды. Одним концом они собирают продукты обмена веществ, а другим впадают в кишечник. В кишечнике вода всасывается. Поэтому пауки экономят воду и могут без нее обходиться (замкнутый круг водопотребления).


Нервная система. Как у раков, только развиты грудные узлы и надглоточный узел.

Система размножения. (Видеоролик) Раздельнополые животные. Оплодотворение в организме самки.Самка паука крестовика крупнее самца.Осенью после оплодотворения она откладывает яйца(зиготы) в кокон, сплетённый из тонкой паутины.Кокон она плетёт в укромных местах-под корой деревьев, под камнями.Весной из кокона выходят молодые паучки .

С некоторыми представителями мы познакомимся на следующем занятии, так как они обитают в нашей местности и могут быть опасны.

IV. Закрепление знаний 1. Что вы сегодня узнали о пауках?

2.Давайте выполним графический диктант на ваших информационных листах.

Графический диктант – «Волна».

Если учащиеся согласны с утверждением, они рисуют «волну» над горизонтальной линией, если не согласны – то под ней.

Тело покрыто хитиновым покровом.

Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.

Брюшко членистое.

Имеют 4 пары ног.

На голове есть усики.

Дыхание трахейно-лёгочное.

Кровеносная система замкнутая.

Органы выделения – почки.

 органы выделения – мальпигиевы сосуды.

Переваривание пищи происходит внутри организма животного.

Пауки – хищники.

Гермафродиты

Чтобы проверить диктант, учащиеся меняются работами с соседом по парте, проверяют их и выставляют оценки. Потом работы сдаются экспертам групп
Ответы.

3.Проведите взаимопроверку, критерии оценок на слайде.

4. Повторение терминов, которые прикрепляются на доску по мере изучения нового материала.( арахнология, хелицеры, педипальпы, гемолимфа, внекишечное, паутинные железы, паутина.)

Заканчивается урок стихотворением:

Все боятся пауков
Больше всех на свете,
А особенно боятся
Маленькие дети;
Не гоните пауков,
Маленькие дети:
Ловят мух и комаров
Добрые соседи!
Ядовиты пауки –
Это несомненно!
Но не тронут просто так,
Скажем откровенно.

Рефлексия : записать на стикерах свое имя, сумму оценок , прикрепить полученные на уроке цветные стикеры и прикрепить на доске на смайл, соответствующий вашему настроению на уроке.

V. Домашнее задание.

§ 42. Знать признаки класса паукообразные и уметь сравнивать с ракообразными

Подготовить презентации, сообщения о пауках: каракурт, серебрянка, птицеед, о скорпионе, тарантуле.

При наличии времени видеоролик о нашествии каракуртов в Казахстане


Приложение 1

Фамилия.Имя

I вариант

Задание №1(Да или Нет)

Рак ведет дневной образ жизни

Тело рака состоит из двух отделов

У рака простые глаза

Раки – растительноядные

Рак дышит жабрами

Задание№2

Графический диктант – «Волна».

Если учащиеся согласны с утверждением, они рисуют «волну» над горизонтальной линией, если не согласны – то под ней.

1Тело покрыто хитиновым покровом.

2Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.

3Брюшко членистое.

4Имеют 4 пары ног.

5На голове есть усики.

6Дыхание трахейно-лёгочное.

7Кровеносная система замкнутая.

8Органы выделения – почки.

9 органы выделения – мальпигиевы сосуды.

10Переваривание пищи происходит внутри организма животного.

11Пауки – хищники.

12Гермафродиты



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Фамилия. Имя

II вариант

Задание№1 (Да или Нет)

1. Рак всегда передвигается, пятясь назад .

2. Для рака характерна регенерация клешней

3. С помощью ходильных ног рак передвигается по дну

4. Кровеносная система рака незамкнутая

5. Подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы).

Задание№2

Графический диктант – «Волна».

Если учащиеся согласны с утверждением, они рисуют «волну» над горизонтальной линией, если не согласны – то под ней.

1Тело покрыто хитиновым покровом.

2Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.

3Брюшко членистое.

4Имеют 4 пары ног.

5На голове есть усики.

6Дыхание трахейно-лёгочное.

7Кровеносная система замкнутая.

8Органы выделения – почки.

9 органы выделения – мальпигиевы сосуды.

10Переваривание пищи происходит внутри организма животного.

11Пауки – хищники.

12Гермафродиты


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

III вариант Фамилия. Имя

Задание №1(Да или Нет)

1. Раки являются «санитарами» водоемов

2. Рак ногочелюстями захватывает пищу и отправляет ее в рот

3. Брюшко рака состоит из 10-и члеников

4. Клешни – это органы защиты, нападения, захвата пищи

5. Рак дышит лёгкими

Задание№2

Графический диктант – «Волна».

Если учащиеся согласны с утверждением, они рисуют «волну» над горизонтальной линией, если не согласны – то под ней.

1Тело покрыто хитиновым покровом.

2Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.

3Брюшко членистое.

4Имеют 4 пары ног.

5На голове есть усики.

6Дыхание трахейно-лёгочное.

7Кровеносная система замкнутая.

8Органы выделения – почки.

9 Органы выделения – мальпигиевы сосуды.

10Переваривание пищи происходит внутри организма животного.

11Пауки – хищники.

12Гермафродиты


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12




Приложение 2



Основные признаки

Ракообразные

Паукообразные

Насекомые

Отделы тела




Хитиновый покров




Число пар ходильных ног




Число усиков




Наличие крыльев




Органы зрения




Кровеносная система




Дыхательная система




Пищеварительная система






Органы выделения




Нервная система






Размножение и развитие




























Фамилия.Имя

I вариант

Задание №1(Да или Нет)

Рак ведет дневной образ жизни

Тело рака состоит из двух отделов

У рака простые глаза

Раки – растительноядные

Рак дышит жабрами

Задание№2

Графический диктант – «Волна».

Если учащиеся согласны с утверждением, они рисуют «волну» над горизонтальной линией, если не согласны – то под ней.

1Тело покрыто хитиновым покровом.

2Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.

3Брюшко членистое.

4Имеют 4 пары ног.

5На голове есть усики.

6Дыхание трахейно-лёгочное.

7Кровеносная система замкнутая.

8Органы выделения – почки.

9 органы выделения – мальпигиевы сосуды.

10Переваривание пищи происходит внутри организма животного.

11Пауки – хищники.

12Гермафродиты



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12





























III вариант Фамилия. Имя

Задание №1(Да или Нет)

1. Раки являются «санитарами» водоемов

2. Рак ногочелюстями захватывает пищу и отправляет ее в рот

3. Брюшко рака состоит из 10-и члеников

4. Клешни – это органы защиты, нападения, захвата пищи

5. Рак дышит лёгкими

Задание№2

Графический диктант – «Волна».

Если учащиеся согласны с утверждением, они рисуют «волну» над горизонтальной линией, если не согласны – то под ней.

1Тело покрыто хитиновым покровом.

2Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.

3Брюшко членистое.

4Имеют 4 пары ног.

5На голове есть усики.

6Дыхание трахейно-лёгочное.

7Кровеносная система замкнутая.

8Органы выделения – почки.

9 Органы выделения – мальпигиевы сосуды.

10Переваривание пищи происходит внутри организма животного.

11Пауки – хищники.

12Гермафродиты


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Бойко Елена Ивановна

Дата: 08.01.2017

Номер свидетельства: 376484


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства