kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Класс Паукообразные: общая характеристика, разнообразие паукообразных. Значение в природе и жизни человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План- конспект урока биология   7-А, 7-Б классы

Тема: Класс Паукообразные: общая характеристика, разнообразие паукообразных. Значение в природе и жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Класс Паукообразные: общая характеристика, разнообразие паукообразных. Значение в природе и жизни человека.»

План- конспект урока биология 7-А, 7-Б классы

Урок 19 (4 в теме: «Тема 4. Тип Членистоногие.»)

Число 19.11.2019

Тема: Класс Паукообразные: общая характеристика, разнообразие паукообразных. Значение в природе и жизни человека.

Цель: образовательная: освоение знаний о классе Паукообразные.

развивающая:  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций в ходе работы с различными источниками информации;

воспитывающая: использование приобретённых знаний и умений для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Тип урока: урок – комбинированный.

Ход урока:

І Организационный момент

ІІ Актуализация опорных знаний.

1. Для членистоногих характерно размножение:

половое

бесполое

вегетативное

половое и беполое

2. Хитиновый покров:

служит наружным скелетом

защищает мягкие части тела

служит органом нападения

помогает процессу линьки

3. Кровеносная система у членистоногих:

замкнутая

незамкнутая

отсутствует

имеют сердце на спинной части тела

4. Нервная система у членистоногих состоит из:

брюшной нервной цепочки

брюшной нервной цепочки с окологлоточным нервным кольцом и отходящих от них нервов

нервных клеток, разбросанных по всему телу

нервных клеток, собранных в два нервных ствола

5. Членистоногие произошли от:

моллюсков

плоских червей

древних многощетинковых кольчатых червей

малощетинковых кольчатых червей

6. У всех членистоногих есть:

кожно-мускульный мешок, как у червей

отдельные пучки мышечных волокон, приводящие в движение отдельные сегменты и конечности

хорошо развитая вторичная полость тела - целом

смешанная полость

7. Внутренние органы членистоногих располагаются в полости тела:

первичной

смешанной

вторичной

8. Название «членистоногие» тип получил за счёт…

строения конечностей

сегментированного строения тела

парного количества члеников

особенностей внутреннего строения

9. Хитиновый покров НЕ выполняет функцию

Защиты

опоры

наружного скелета

внутреннего скелета

10. Укажите среды обитания членистоногих


Проверка усвоения знаний с помощью индивидуальных карточек:

  1. Расскажите о строение нервной системы членистоногих.

  2. В чем плюсы и минусы наличия хитинового скелета.

  3. Расскажите о строение кровеносной системы членистоногих.

  4. Что общего у членистоногих и кольчатых червей.

ІІІ Изучение нового материала

Паукообразные К Па­у­ко­об­раз­ным от­но­сят от­ря­ды Скор­пи­о­ны, Пауки и Клещи. П

а­у­ко­об­раз­ных на­счи­ты­ва­ет­ся до трид­ца­ти шести тысяч видов, они по­яви­лись около че­ты­рех­сот мил­ли­о­нов лет назад, из­ред­ка на­хо­дят ян­тарь с остат­ка­ми па­у­ти­ны и древ­них па­у­ков. Раз­дел био­ло­гии, изу­ча­ю­щий па­у­ко­об­раз­ных, на­зы­ва­ет­ся Арах­но­ло­гия.

Строение паукобразных По стро­е­нию они до­воль­но ин­те­рес­ны – их по­кров тела плот­ный, хи­ти­но­вый, за­щи­ща­ет па­у­ков от ис­су­ше­ния, то есть обес­пе­чи­ва­ет ми­ни­маль­ные по­те­ри воды. Тело па­у­ко­об­раз­ных со­сто­ит из двух от­де­лов: го­ло­во­грудь и брюш­ко.

На го­ло­во­гру­ди на­хо­дят­ся шесть пар ко­неч­но­стей, из ко­то­рых две – хе­ли­це­ры и пе­ди­паль­пы, при­ни­ма­ю­щие уча­стие в за­хва­те и раз­мель­че­нии пищи, осталь­ные че­ты­ре пары – хо­диль­ные ко­неч­но­сти.

Глаза у па­у­ков про­стые, в ко­ли­че­стве от двух до две­на­дца­ти, так, на­при­мер, у па­у­ка-ска­кун­чи­ка кру­го­вой обзор: два зад­них глаза яв­ля­ют­ся даль­но­ме­ра­ми, опре­де­ля­ю­щи­ми точ­ное рас­сто­я­ние до жерт­вы, а два цен­траль­ных глаза уве­ли­чи­ва­ют и при­бли­жа­ют объ­ект.

Брюш­ко у па­у­ков не чле­ни­стое, хотя у скор­пи­о­нов и се­но­кос­цев оно дей­стви­тель­но сег­мен­ти­ро­ва­но. На брюш­ке рас­по­ла­га­ют­ся па­у­тин­ные бо­ро­дав­ки, в ко­то­рых на­хо­дят­ся па­у­тин­ные же­ле­зы, вы­де­ля­ю­щие клей­кое ве­ще­ство, мгно­вен­но твер­де­ю­щее на воз­ду­хе – па­у­тин­ную нить.

Па­у­тин­ная нить очень проч­на – на раз­рыв она со­став­ля­ет 260 ки­ло­грамм на один квад­рат­ный мил­ли­метр. Кру­го­вые нити клей­кие, на них и по­па­да­ет­ся жерт­ва, пауки пе­ре­дви­га­ют­ся по го­ри­зон­таль­ным – неклей­ким нитям. Так пауки до­бы­ва­ют себе пищу, вы­во­дя к себе на лапку сиг­наль­ную нить и вы­жи­дая в сто­роне. Когда жерт­ва по­па­да­ет­ся, паук впрыс­ки­ва­ет ей осо­бый пи­ще­ва­ри­тель­ный сек­рет, ко­то­рый рас­щеп­ля­ет белки, пи­ще­ва­ре­ние у па­у­ков вне­ки­шеч­ное, вне­по­лост­ное – внут­рен­нее со­дер­жи­мое жерт­вы пре­вра­ща­ет­ся в ка­ши­цу, ко­то­рую через несколь­ко часов паук и вы­са­сы­ва­ет.

Вы­де­ли­тель­ная си­сте­ма па­у­ко­об­раз­ных пред­став­ле­на маль­пи­ги­е­вы­ми со­су­да­ми. Это осо­бые сле­пые от­ветв­ле­ния ки­шеч­ни­ка, в ко­то­рых вы­де­ля­ют­ся про­дук­ты об­ме­на ве­ществ. Они вы­во­дят­ся не в жид­ком виде, а в виде кри­стал­лов, что яв­ля­ет­ся при­спо­соб­лен­но­стью ор­га­низ­ма к ми­ни­маль­ным по­те­рям влаги.

Ды­ха­тель­ная си­сте­ма па­у­ко­об­раз­ных раз­но­об­раз­на – у скор­пи­о­нов это ле­гоч­ные мешки, у па­у­ков – ле­гоч­ные мешки и тра­хеи, у кле­щей – тра­хеи или вся по­верх­ность тела. Ле­гоч­ные мешки яв­ля­ют­ся наи­бо­лее древ­ней фор­мой, а тра­хеи воз­ник­ли как при­спо­соб­лен­ность к на­зем­ной среде оби­та­ния.

Кро­ве­нос­ная си­сте­ма неза­мкну­то­го типа, кровь – ге­мо­лим­фа. В со­став крови вхо­дит осо­бое ве­ще­ство – ге­мо­ци­а­нин, кровь по го­лов­ной аорте вы­ли­ва­ет­ся в по­лость тела, омы­ва­ет ор­га­ны ды­ха­ния и вновь, обо­га­щен­ная кис­ло­ро­дом, воз­вра­ща­ет­ся в серд­це.

Нерв­ная си­сте­ма сход­на с нерв­ной си­сте­мой ра­ко­об­раз­ных – око­ло­гло­точ­ное нерв­ное коль­цо и брюш­ная нерв­ная це­поч­ка. У неко­то­рых па­у­ко­об­раз­ных боль­шая нерв­ная це­поч­ка об­ра­зо­ва­ла один боль­шой ган­глий.

Ор­га­ны чувств – это глаза, пе­ди­паль­пы, на ко­то­рых рас­по­ло­же­ны ор­га­ны ося­за­ния, хи­ми­че­ско­го чув­ства, ор­га­ны, вос­при­ни­ма­ю­щие ко­ле­ба­ния воз­ду­ха.

Па­у­ко­об­раз­ные раз­дель­но­по­лы, опло­до­тво­ре­ние у них внут­рен­нее. Для них ха­рак­те­рен по­ло­вой ди­мор­физм, на­при­мер, у самца па­у­ка-ка­ра­кур­та свер­ху на брюш­ке рас­по­ла­га­ют­ся три свет­лые по­ло­сы, снизу ри­су­нок в виде пе­соч­ных часов, а на самке этого нет. Самки круп­нее сам­цов, пауки от­кла­ды­ва­ют яйца и опле­та­ют их в кокон, боль­шин­ство после от­клад­ки яиц уми­ра­ют, ведь живут они один год. Пред­ста­ви­те­ли скор­пи­о­нов и се­но­кос­цев могут жить до де­ся­ти лет.

Многообразие паукообразных Одним из самых ярких и ин­те­рес­ных пред­ста­ви­те­лей па­у­ко­об­раз­ных яв­ля­ет­ся ка­ра­курт, дру­гое его на­зва­ние – чер­ная вдова. Его яд об­ла­да­ет очень силь­ным дей­стви­ем, от него уми­ра­ют люди, ло­ша­ди и вер­блю­ды. В пе­ри­од раз­мно­же­ния и опло­до­тво­ре­ния самка уби­ва­ет и съе­да­ет самца. Оби­та­ют они в сте­пях и пу­сты­нях Сред­ней Азии, встре­ча­ют­ся и на Кав­ка­зе.

Та­ран­ту­лы – общее на­зва­ние мно­гих па­у­ко­об­раз­ных, его тело по­кры­то гу­сты­ми во­лос­ка­ми, ко­то­ры­ми он вы­стре­ли­ва­ет в глаза своей жерт­ве.

Един­ствен­ный паук, ко­то­рый может жить в воде, – па­ук-се­реб­рян­ка. Там он стро­ит ко­ло­кол, ко­то­рый спле­тен из па­у­ти­ны и где он по­ме­ща­ет воз­дух. Брюш­ко его имеет во­лос­ки, между ко­то­ры­ми со­хра­ня­ет­ся воз­дух.

Па­ук-се­но­ко­сец, к нему про­яв­ля­ют свой ин­те­рес ме­ди­ки из-за спо­соб­но­сти об­ра­зо­вы­вать осо­бое ве­ще­ство – ан­ти­био­тик. За­ин­те­ре­со­ва­на в нем и био­ни­ка, наука рас­смат­ри­ва­ю­щая стро­е­ние и про­цес­сы жиз­не­де­я­тель­но­сти ор­га­низ­мов для даль­ней­ше­го ис­поль­зо­ва­ния их в тех­ни­ке. Се­но­кос­цы спо­соб­ны пры­гать на рас­сто­я­ния, на­мно­го пре­вы­ша­ю­щие раз­ме­ры их тела и пре­одо­ле­вать раз­лич­ные пре­пят­ствия. У них ин­те­рес­ные ко­неч­но­сти, мышц там очень мало, но их раз­ги­ба­ние про­ис­хо­дит при на­гне­та­нии в ко­неч­но­сти ге­мо­лим­фы, в ре­зуль­та­те чего они очень вы­со­ко под­ска­ки­ва­ют.

Древ­ней­шие пред­ста­ви­те­ли па­у­ко­об­раз­ных – скор­пи­о­ны, их тело и брюш­ко сег­мен­ти­ро­ва­но, нет хе­ли­це­ров, но ко­неч­ный чле­ник на брюш­ке имеет ядо­ви­тые же­ле­зы. Среда оби­та­ния их – тро­пи­ки и суб­тро­пи­ки, встре­ча­ют­ся они и вы­со­ко в горах, опас­ны в пе­ри­од раз­мно­же­ния.

В класс Па­у­ко­об­раз­ные вхо­дит отряд клещи, мел­кие ор­га­низ­мы, ве­ду­щие па­ра­зи­ти­че­ский образ жизни, их на­счи­ты­ва­ют до де­ся­ти тысяч видов. Образ жизни кле­щей обу­слав­ли­ва­ет мел­кие раз­ме­ры тела, осо­бые ро­то­вые ор­га­ны, ко­то­ры­ми они про­ка­лы­ва­ют и вы­са­сы­ва­ют жид­кое со­дер­жи­мое.

Самые из­вест­ные – ам­бар­ный клещ, вре­ди­тель зер­но­вых куль­тур, па­у­тин­ный клещ – вре­ди­тель сель­ско­хо­зяй­ствен­ных куль­тур. Особо опас­ным яв­ля­ет­ся та­еж­ный клещ, он пе­ре­нос­чик воз­бу­ди­те­ля эн­це­фа­ли­та, тя­же­ло­го за­бо­ле­ва­ния нерв­ной си­сте­мы.

Пауки – важ­ное звено в цепи пи­та­ния, яд па­у­ков и па­у­тин­ная нить ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся в ме­ди­цине, а па­у­ти­на при­ме­ня­ет­ся в оп­ти­че­ских при­бо­рах.

 V Физкультминутка

VІ Закрепление нового материала

А) Составьте синквейн

Пауки
Страшные, ядовитые, ужасные
Плетут, ловят, кусают
Пауки – наземные хищники.
Арахниды.

Б) Тест «Паукообразные»

  1. Тело паука-крестовика состоит из:

а) головы;

б) головогруди;

в) брюшка.

  1. На голове у паука-крестовика располагаются:

а) сложные глаза;

б) 4 пары простых глаз;

в) 1 пара простых глаз.

  1. Паук-крестовик:

а) водное животное;

б) наземно-воздушное;

в) сухопутное.

  1. От головогруди у паука отходят:

а) пара ходильных ног;

б) 3 пары ходильных ног;

в) 4 пары ходильных ног.

  1. Пауки питаются:

а) мелкими животными;

б) растениями;

в) падалью.

  1. Под основаниями челюстей помещаются:

а) пара зеленых желез;

б) паутинные железы;

в) ядовитые железы.

  1. На заднем конце брюшка видны:

а) одна пара паутинных бородавок;

б) две пары паутинных бородавок;

в) три пары паутинных бородавок.

  1. В передней части брюшка паука-крестовика расположены органы дыхания. Это:

а) жабры;

б) пара легочных мешков;

в) две пары легочных мешков.

  1. Кровеносная система у паука:

а) замкнутая;

б) незамкнутая.

  1. Брюшко паука состоит из:

а) 7 сегментов;

б) 5 сегментов;

в) сегменты слиты вместе.

  1. В дыхательную систему паука входят:

а) пара легочных мешков;

б) жабры;

в) трахеи.

Оценки за урок.


VІІ Домашнее задание

П. 22, составить план параграфа.

Сравните кровеносную систему паука и кольчатых червей. В чем преимущество этих систем.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Солонинкина Екатерина Александровна

Дата: 18.11.2019

Номер свидетельства: 527577

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства