~~Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа
села Акатная Маза Хвалынского района Саратовской области
Обобщающий урок в 6 классе по теме
«Основные процессы жизнедеятельности растительного организма»
Реализация личностно-ориентированного подхода в преподавании биологии через использование технологии ИСУД ( индивидуально стиля учебного действия).
Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок в 6 классе по теме »
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа
села Акатная Маза Хвалынского района Саратовской области
Обобщающий урок в 6 классе по теме
«Основные процессы жизнедеятельности растительного организма»
Реализация личностно-ориентированного подхода в преподавании биологии через использование технологии ИСУД ( индивидуально стиля учебного действия).
Учитель биологии Лукьянова Галина Викторовна
МОУ ООШ с.Акатная Маза Хвалынского района
2014г
Цель урока:систематизировать и обобщить знания школьников по теме; проконтролировать уровень сформированности учебных компетенций и их коррекцию согласно индивидуальному стилю учебной деятельности учащихся.
Образовательные:
- систематизировать знания учащихся об основных процессах жизнедеятельности растений;
- обобщить знания о питании, дыхании, об испарении воды растением;
- углубить понятие “индивидуальное развитие» растения;
- закрепить знания о размножении, росте и развитии растений;
Развивающие:
-развивать понятие о растении как живом организме, о влиянии факторов окружающей среды на рост и развитие растений;
- продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- развивать умение слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.
- содействовать воспитанию интереса к биологии.
Задачи урока: создать условия через индивидуальный стиль учебной деятельности учащихся для развития:
1.предметных компетенций посредством раскрытия основных процессов жизнедеятельности растительного организма, о влиянии факторов окружающей среды на рост и развитие растений;
2.общепредметных компетенций:
- ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;
- учебно-познавательных через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, содержательной и логической рефлексии, контролем и самооценкой достигнутого;
- информационных посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;
-коммуникативных посредством развития умений диалогической и монологической речи через организацию работы в группах;
-социально-трудовых посредством развития умения самостоятельно организовывать свое рабочее место;
-личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Ведущая педагогическая идея: реализация личностно-ориентированного подхода в преподавании биологии через использование технологии ИСУД( индивидуально стиля учебного действия).
Используемые учебники и учебные пособия:
«Биология 6» авт. Пономарева И.Н. и др.;
конспект
Используемое оборудование:
персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, рабочая тетрадь к уроку, раздаточный материал в группах, световой микроскоп .
Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: педагогическая технология «ИСУД», моделирование схем, мини-исследование, проблемные задачи, «мозговой штурм», тестирование
Тема урока
Методическая
сущность
Планируемые результаты
Понятия
Предметные
УУД-регулятивные,познавательные,коммуникативные
Личностные УУД
Обобщающий урок по теме»Основные процессы жизнедеятельности растительного организма»
Тип урока- урок обобщения и систематизации знаний.
Тенологии- ИСУД, информационно-комуникативная, педагогика сотрудничества, личностно-ориентированная, здоровьесбережение.
Размножение
Половое размножение
Фотосинтез,
Минеральное питание,
воздушное питание, дыхание,
размножение ,
рост, развитие. раздражимость
Оплодотворение
Бесполое размножение
Вегетативное размножение
Зигота
Гамета
Спора
Яйцеклетка
Спермии ит.д.
В познавательной сфере- Выделение существенных признаков живых организмов. Приведение доказательств, что растения- живые организмы. Раскрытие основных процессов жизнедеятельности растительного организма, о влиянии факторов окружающей среды на рост и развитие растений организмы.
Сравнение биологических объектов, умение делать выводы. Овладение биологическими методами-наблюдение и описание объектов, мини-исследование.
Регулятивные- целеполагание, планирование,оценка. элементы волевой саморегуляции.
Познавательные- общеучебные- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск информации, применение методов, знаково-символические действия(моделирование, работа со схемами, рисунками), умение структуировать знания в устной и письменной форме, смысловое чтение.
Логические-анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные-умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.
Мотивация и интерес к уроку, предмету, ориентация на сохранение здоровья, ориентация на здоровье и бережное отношение к природе, личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе
Информационная карта урока(ИКУ)
Целеполагание для ученика
Целеполагание для учителя
1.Закрепить и систематизировать знания об основных процессах жизнедеятельности растений.
3. Оценить собственный уровень знаний содержания темы.
2.Осознать значимость знаний о процессах жизнедеятельности организма в жизни.
3. Развивать логическое мышление, интерес к биологии.
1.Организовать работу по обобщению и закреплению знаний в комфортном для каждого ученика режиме деятельности.
2.Организовать индивидуальную работу по развитию «западающих» параметров индивидуального стиля учебной деятельности для каждого ученика в режиме учебных затруднений(навык сворачивания и разворачивания информации, сравнения, анализа, логики, навыка объективного оценивания своей деятельности, планирования ит.д.).
Опорные термины, понятия
Новые термины, понятия
Все термины и понятия изученной темы
-
Ход урока.
Этап урока
Содержание
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1.Организационный момент
Правила на доске:
1.Сначала выслушай, затем задай вопрос.
2.Максимальная активность каждого.
3.Никакой критики.
На доске: вывешены карточки с названиями процессов, происходящих в живом организме.
Организация рабочих мест, приветствие, изучение правил на доске
Личностные: настрой на урок.
2.Актуализация знаний.
Учитель: мы с вами в течение полугода изучали растения, рассматривали внешнее и внутреннее строение цветковых растений, неоднократно говорили о том, что растения, как грибы и животные, являются живыми организмами. Вспомните, какими признаками обладают все живые организмы?
Ученики совместно с учителем вспоминают признаки живых организмов
-дыхание(поглощение и выделение газов)
-питание(поглощение различных веществ, усвоение и их перестройка в вещества своего организма);
-размножение(воспроизведение себе подобных);
-рост(увеличение массы и размеров организмов);
-развитие(качественные изменения организмов);
-раздражимость(реакция на изменения окружающей среды);
-смерть
Учащиеся вместе с педагогом вспоминают признаки живых организмов.
Делают вывод: жизнедеятельность- совокупность процессов, протекающих в живом организме, служащих поддержанию в нем жизни и являющихся проявлениями жизни.
Познавательные:
Логические:
Анализ объектов с целью выделения признаков, сравнение , вывод, классификация признаков.
Коммуникативные- диалог,
3.Целеполагание .
Учитель: итак, мы с вами пришли к выводу, что живые организмы обладают определенными признаками, а растение обладает ли всеми признаками, характерными для живых организмов?
Учащиеся пытаются дать ответ на этот вопрос .
Познавательные – умение выдвигать гипотезы.
Личностные- умение прогнозировать.
Заполняется схема на интерактивной доске: «Признаки растения как живого организма»
Заполняют схему на интерактивной доске: по очереди выходят к доске и заполняют колонки (кинестетики). Аудиалыперечисляют вслух все признаки.
Познавательные: знаково-символические действия: представить информацию в виде схемы(сворачивать информацию).
Учитель: Тема нашего урока «Основные процессы жизнедеятельности растительного организма».
Давайте подумаем, какова цель нашего урока. На доске записаны слова в помощь. Закончите предложение , вставив нужные слова «Доказать, что растение - …………………организм, что все процессы ………….растений………….между собой и окружающей …………»
Высказывают предположения, вставляют пропущенные слова в предложение, формулируют цель урока. Правополушарные визуалы хорошо должны справиться.
Вводный настрой на повторение и обобщение изученного материала
В одном колхозе скосили сено до цветения трав, а в другом- после цветения. Где сено будет лучше и почему?
Решают творческие задачи, высказываю предположения, вместе с учителем определяют правильные ответы.
Всеполушарные учащиеся , всех модальностей.
Личностные: мотивация и интерес к уроку.
Познавательные:
Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные-монологическая речь, активное слушание.
4.Повторение и обобщение изученного
материала
Учитель. Между организмами и средой происходит обмен веществ и энергией. Какие два способа питания растений вы знаете?
Учитель. Как осуществляется корневое питание у растений?
Ученики : корневое и воздушное.
Ученики. С помощью корневой системы растения извлекают из почвы минеральные вещества, растворенные в воде. Они поглощают соли калия, кальция и др.химических веществ.
Познавательные:
Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные-монологическая речь, активное слушание.
Учитель. Какова роль удобрений в жизни растений? Какие вы знаете удобрения?
Удобрения
Минеральные Органические
азотные калийные навоз
компост
фосфорные
Работа в парах.
Учащиеся составляют схему на основе опорных слов на партах.
Учитель. Почему образование органических веществ из неорганических называют воздушным питанием?
Учитель. Каковы особенности строения зеленого листа как специализированного органа воздушного питания?
Ученики. Фотосинтез- это процесс синтеза органических веществ-углеводов- из неорганических веществ-углекислого газа и воды в хлоропластах зеленых листьев, сопровождающийся выделением кислорода и поглощением углекислого газа.
Ученики, т.к.поставщиком углекислого газа является воздух.
Ученик. Плоская форма дает большую поверхность соприкосновения с воздушной средой и солнечным светом.
Познавательные:
Общеучебные: умение структуировать знания в устной форме.
Логические: анализ и синтез, установление причинно- следственных связей.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.
Учитель. 1.Перед вами схема. Используя динамические стрелки с указанием веществ, покажите как осуществляется фотосинтез.
2.Используя схему,рассказать , как осуществляется фотосинтез.
3.Найти лишнее.
Необходимо подчеркнуть лишнее понятие и объяснить, почему так решил
1.хлоропласт, солнечный свет, кожица
2.оболочка, цветоножка, ядро.
3.лист, кислород, вакуоль.
1.Право и ловополушарные визуалы (кинестетики) на схеме динамическими стрелками показывают движение веществ.
2.Правополушарные аудиалы выполняют второе задание.
3.Левополушарные визуалы на развитие логического мышления.
Самостоятельная работа в тетрадях с последующей взаимопроверкой.
Информационные-разворачивание информации, смысловое чтение. Мыслительные- анализ ,синтез
Учитель. Решим проблемную задачу: докажите необходимость наличия для фотосинтеза
1группа -хлоропластов, углекислого газа, поступающего через устьица из воздуха,
2 группа- воды, поступающей из почвы, света. «Мозговой штурм»
Работа в группах.(для всех развитых полушарий)
Учащиеся решают проблемную задачу. «Мозговой штурм».Делятся на группы. Одна группа доказывает необходимость наличия хлоропластов, углекислого газа, другая - воды и света.
Коммуникативные-монологическая речь, активное слушание, диалог, работа в группах.
Информационные-смысловое чтение, сворачивание и разворачивание информации. Организационные-планирование, самооценка.
Выполнение задания в режиме учебного затруднения.
Учитель. 1.Как передвигаются продукты жизнедеятельности растения? (рассказ для учеников с кинестетической модальностью).2. Покажите цветными стрелками на нашей динамической модели в тетрадях движение продуктов жизнедеятельности . (для учеников с визуальной и аудиальной модальностью).
1.Ученики лево и правополушарные визуалы и аудиалы на схеме зарисовывают движение продуктов жизнедеятельности,
2.а лево и правополушарные кинестетики рассказывают: углеводы-органические вещества – по ситовидным трубкам луба оттекают от листьев ко всем частям растения- сверху- вниз; минеральные вещества, растворенные в воде, поднимаются вверх по сосудам древесины.
Познавательные:
Информационные-разворачивать информацию.
Мыслительные-анализ,синтез
Общеучебные: умение структуировать знания в устной форме и на рисунке.
Логические: анализ и синтез, установление причинно- следственных связей.
Знаково-символические действия.
Учитель. Предлагаю вам подумать над вопросом: весной у березы, сделав срез в коре, часто берут сладкий березовый сок. От восходящего или нисходящего тока берут этот сок? Что происходит с березой, если взяли много сока?
Учащиеся высказывают мнения, делают выводы.
Задание для детей с развитым любым полушарием.
Познавательные:
общеучебные;
логические: анализ и синтез информации, смысловое чтение, установление причинно-следственных связей. Личностные:
умение отстаивать свою точку зрения, самооценка.
Коммуникативные-монологическая речь, активное слушание, диалог.
Учитель. Подумайте, какой смысл придавал К.А.Тимирязев термину «космическая» при оценке роли зеленых растений в природе?
2.Работа по схеме.
Космическая роль растений
Органические Накопление Накопление
Вещества кислорода энергии
Озоновый Создание Поставляют
Слой почв углекислый газ
3.Придумать вопросы, иллюстрирующие космическую роль растений.
1.Правополушарные аудиалы ученики рассказывают: только растения, используя солнечную энергию, производят органические вещества, поставляя кислород в атмосферу.
2.Право и ловополушарные визуалы (кинестетики) на схему с помощью динамических стрелок.
3.Левополушарные визуалы на развитие логического мышления.
Познавательные:
Общеучебные: умение структуировать знания в устной форме.
Логические: анализ и синтез, установление причинно- следственных связей.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.
Знаково-символические действия. Информационные-разворачивание информации, смысловое чтение. Мыслительные- анализ ,синтез
Оздоровительный момент: зарядка для пальцев рук и глаз.
Личностные: ориентация на сохранение здоровья.
Выполнение задания в режиме учебного затруднения.
Учитель. 1.Охарактеризуйте процесс дыхания.
2.На динамической схеме покажите стрелками: какие вещества поглощаются при дыхании, а какие выделяются в окружающую среду.
3.Прием на сравнение
Сравни два понятия по смыслу, найди сходство-
Что общего и в чем разница между дыханием и фотосинтезом?
Ученики с плохо развитой аудиальной модальостью- рассказывают о дыхании. Дыхание- процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа. Под действием кислорода происходит распад органических веществ на углекислый газ и воду, выделяется энергия.
Ученики с плохо развитой кинестетической модальностью- показывают на схеме движение веществ при дыхании.
Ученики с плохо развитым мыслительным навыком сравнения ,выполняют задание 3.
Познавательные:
Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.
Коммуникативные: владение устной речью.
Знаково-символические действия.
Информационные-разворачивать информацию,
Мыслительные- анализ, синтез, сравнение.
Коммуникативные-монологическая речь.
Учитель. Охарактеризуйте этапы водного обмена.
Ученики.1поглощение воды корнями; 2.передвижение воды по сосудам древесины;
3.испарение воды листьями.
Познавательные:
Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.
Коммуникативные: владение устной речью.
Учитель. При сжигании дров в костре сложные вещества окисляются и распадаются растения, возвращается в виде тепловой энергии. Различные превращения веществ в живых клетках: поглощение, синтез, выделение- составляют обмен веществ. Это один из признаков живого. У нас получилась динамическая модель, демонстрирующая механизмы обмена веществ в растении. Смерть живого организма заканчивается со способностью к обмену веществ. Обмен веществ тесно связан с различными энергетическими процессами. Энергия поглощается растением, концентрируется или расходуется. Эти процессы составляют энергетический обмен организма со средой.до более простых. Этот процесс идет с выделением энергии, которую мы можем ощущать в виде тепла. Таким образом, энергия солнца, накопленная растением при жизни и «законсервированная» в тканях
Учитель. Выполните задания в рабочих тетрадях. Выберите правильные утверждения.
1.а)только растения могут поглощать энергию солнечного излучения;
б)потребляя неорганические вещества: углекислый газ, воду и минеральные соли, растение питается;
в)питание растений воздухом называется воздушным питанием;
д)с помощью хлорофилла, углекислого газа и воды в листе образуются органические вещества (сахара);
е) на полях после уборки урожая, поглощенные растениями минеральные вещества не возвращаются в почву;
ж)автотрофы- организмы, способные самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических.
Учащиеся со всеми развитыми полушариями особенно (визуалы, аудиалы)в тетрадях выбирают верные утверждения. Взаимопроверка.
Познавательные: умение работать с информацией.
Логические: анализ и синтез, установление причинно- следственных связей.
Личностные:
умение сотрудничать и доверять.
Учитель. Выполните задание: соотнесите понятия к процессу:
1.солнце; 2.вода;
3. углекислый газ А)Дыхание
4.охлаждение;
Б)Фотосинтез
5.крахмал;6.лист; В)Испарение
7.кислород; 8.устьице;
9.свет;10.день;
11.корень; 12 ночь;
13.крахмал; 14.стебель;
Самостоятельная работа в тетрадях с последующей взаимопроверкой. Учащиеся выполняют задание на соответствие.
Познавательные: Информационные-разворачивание информации,умение работать с информацией.
Логические: анализ и синтез, установление причинно- следственных связей.
Коммуникативные- активное слушание.
Информационные-разворачивание информации.
Вы уже знаете, что группа органов образует систему, в которой все органы, выполняющие свои функции, взаимосвязаны между собой и работают согласовано, дополняя друг друга. Взаимосвязанная работа системы органов обеспечивает жизнь растений как единого организма.
- Что произойдет, если корни не будут поглощать воду из почвы, или листья не смогут образовать достаточное количество питательных веществ?
Учитель.
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Ответ учащихся, делают вывод: у организма отделить работу одного органа от другого невозможно, так как все они тесно взаимосвязаны.
Учащиеся : Это доказательство взаимосвязи органов растения
Познавательные:
Логические: анализ процессов, синтез, установление причинно- следственных связей.
Коммуникативные: владение устной речью.
Учитель. Еще один важный процесс-это воспроизведение себе подобных.
О каком процессе идет речь?
Ученики. Это процесс размножения.
Учитель. Докажите, что растение размножается. Для этого:
Рассмотрите цветок под лупой. Найдите тычинки и пестик.
Рассмотрите тычинку под микроскопом, найдите пыльник и тычиночную нить. В пыльнике множество мельчайших пыльцевых зерен.
Рассмотрите пестик. Разрежьте завязь поперек, найдите семязачаток. Что формируется из семязачатка?
Рассмотрите схему оплодотворения . Ответьте на вопросы:
А) что происходит с пыльцой, попавшей на рыльце пестика?
Б) какие условия необходимы для прорастания пыльцы?
В) Из чего образуются семя и плод?
5.Результаты мини- исследования занесите в таблицу:
Часть растения
Строение
С каким процессом связано
Значение процесса
Учащиеся выполняют мини- исследование, результаты заносят в таблицу. Применяются методы, наиболее полно реализующие способности детей.. Активно работают все учащиеся (аудиалы, визуалы,кинестетики)
Познавательные: постановка эксперимента, умение структурировать знания в письменной форме. Логические, мыслительные-
анализ, синтез, сравнение, логика, вывод.
Коммуникативные- работа в группах, монологическая речь, активное слушание, диалог, работа в группе.
Организационные-планирование. раб. места, оформление, самооценка.
Информационные- смысловое чтение, сворачивание информации, разворачивание информации, ТСО
Учащиеся работают в парах, проверяя и дополняя друг друга.
1.это увеличение себе подобных; 2.процесс слияния мужских и женских гамет;3.размножение корнем и побегом 4.слияние мужской и женской гамет в процессе оплодотворения; 5.
половые клетки;6.особые мелкие клетки; 7.женская гамета;8. спермии – у семенных растений, сперматозоиды у споровых-мужские гаметы;
Познавательные:
Общеучебные: умение соотносить понятия.
Логические: анализ и синтез, установление причинно- следственных связей.
Личностные:
умение сотрудничать.
Учитель .Почему оплодотворение называют двойным и какой ученый открыл это?
Ученики, т.к. происходит слияние 2-х спермиев с яйцеклеткой и с центральной клеткой. Сергей Гаврилович Навашин.
Учитель . Подумаем над проблемой: почему бесполое размножение так широко представлено в царстве растений?
Ученики высказывают свои мнения. Получение точной копии происходит быстрее полового размножения. Быстрее расселиться на большой территории
Познавательные:
Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.
Коммуникативные: владение устной речью.
Выполните задание на соотношение
1.одна особь;
2.с участием половых клеток;
3.два родительских организма;
4.споры;
5.гаметы А)Половое
6.дочерние организмы размножение
схожи с материнским
7.дочерние организмы Б)Бесполое имеют новые признаки размножение
Учащиеся выполняют задание на соответствие.
Познавательные:
Общеучебные: умение соотносить понятия.
Логические: анализ и синтез, установление причинно- следственных связей.
Каково отличие растений от других живых организмов?
Дайте определение понятию рост и развитие?
Что такое индивидуальное развитие организма?
Учащиеся.Растут в течение всей жизни- К.А.Тимирязев
Рост- необратимое увеличение массы организма-количественные изменения. Развитие- качественные изменения в строении и жизнедеятельности организма.
Это преобразование организма от зарождения до смерти.
У вас на столах тетради для самостоятельной работы, в них приготовлен тест, вверху есть строчка «Моя оценка за знания». Подумайте, и поставьте себе туда оценку, за свои знания по теме « Процессы жизнедеятельности растительного организма». Заключительный проверочные тесты. Ученики подсчитывают баллы за урок, оценивают себя и товарищей за работу в группах.
Рефлексия:
Кто сегодня получил отметку «5»?
Кто получил «4»?
Кто своей отметкой не очень доволен? Что нужно сделать, чтобы улучшить отметку?
Регулятивные: оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже освоено, что еще нужно; элементы волевой саморегуляции.
Познавательные:
Логические: анализ и синтез информации
Хотелось бы ,в заключении, знать вашу позицию : согласны ли вы с утверждением «Современному человеку нужны знания о жизнедеятельности организма» Аргументируйте ваши ответы
Диспут. Учащиеся высказывают свои мнения и их аргументируют. Диспут наиболее полно реализует способности ребенка. Активно работаю все дети (аудиалы, вызуалы, кинестетики)
Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания в устной форме. Логические: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать и отстаивать свои мысли.
Домашнее задание.
Творческие задания.
Ученики делятся на две творческие группы.
1 группа детей работает над практическими задачами.
1. Осмотрите стволы деревьев, растущих около школы. Обнаружив повреждения или небольшие дупла, сообщите об этом в лесничество и примите участие в оказании помощи растениям.
2. Для усиления роста и развития комнатных растений проведите их жидкую подкормку. С марта до конца учебного года поливайте растения один раз в неделю жидким удобрением, приготовленным из птичьего помета.
2 группа учащихся выполняет творческую работу
«Растения Красной книги Национального парка «Хвалынский»
1.Пользуясь научно-популярной литературой, интернет –ресурсами, оформите таблицу «Растения Красной книги национального парка «Хвалынский».
2. Узнайте о разработке и внедрении научных методов сохранения природных комплексов в условиях их интенсивного использования человеком.
Выполняют практические и творческие задания
1 группа- правополушарные , левополушарные,равнополушарные кинестетики и визуалы
Познавательные: общеучебные: самостоятельная работа с литературой, интернет-ресурсами, умение структурировать знания в письменной форме. Логические: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей.
Личностные: ориентация на творчество, умение сотрудничать.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества(работа в группах)
Используемая литература
Галева, Л.Н. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. Методическое пособие для учителей по освоению и использованию педагогической технологии «ИСУД»- дидактического ресурса личностно-ориентированного образования.- М.,ООО «5за знания»,2006.
Кисилева Б.Е., Наумова Н.В. Индивидуальный стиль учебной деятельности как реализация личностного потенциала ученика. Ж-л «Начальная школа».
Галеева,Н.Л. Сам себе учитель-курс практических занятий по формированию успешности ученика/Н.Л.Галеева,-М.,5 за знания,2006.-(Серия «Методическая библиотека»).
4.Конова Н.Н. Технология ИСУД как средство индивидуализации обучения в начальной школе.2010
5. Демьянков Е.Н.Биология.Мир растений.Задачи. Дополнительные материалы.-М.,ВЛАДОС,2004.
6 . Понаморева И.Н. и др.Дидактические карточки. Билогия.6 класс- М., Изд.Вентана-Граф,2013
5. seshma.narod.ru uroki\17/doc. Открытый урок в 6 классе по биологии.
6. Libtttttt2.ppapelise.ru Урок математики в 6классе с использованием технологии ИСУД.2011, школа 5
им.В.Хомяковой.
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Место темы в уроке: урок последний по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений».
Все этапы были взаимосвязаны.
Все требования программы по данной теме получили отражение в уроке.
Были представлены направления моей методической работы: активное использование ИКТ, использование технологии ИСУД (индивидуального стиля учебной деятельности).
Осуществление развития учащихся в процессе обучения.
При планировании данного урока были учтены возрастные особенности учащихся: вводидась смена видов деятельности, психологическая и физическая зарядка.
Цель урока:систематизировать и обобщить знания школьников по теме; проконтролировать уровень сформированности учебных компетенций и их коррекцию согласно индивидуальному стилю учебной деятельности учащихся.
Образовательные:
- систематизировать знания учащихся об основных процессах жизнедеятельности растений;
- обобщить знания о питании, дыхании, об испарении воды растением;
- углубить понятие “индивидуальное развитие» растения;
- закрепить знания о размножении, росте и развитии растений;
Развивающие:
-развивать понятие о растении как живом организме, о влиянии факторов окружающей среды на рост и развитие растений;
- продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- развивать умение слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.
- содействовать воспитанию интереса к биологии.
Задачи урока: создать условия через индивидуальный стиль учебной деятельности учащихся для развития:
1.предметных компетенций посредством раскрытия основных процессов жизнедеятельности растительного организма, о влиянии факторов окружающей среды на рост и развитие растений;
2.общепредметных компетенций:
- ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;
- учебно-познавательных через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, содержательной и логической рефлексии, контролем и самооценкой достигнутого;
- информационных посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;
-коммуникативных посредством развития умений диалогической и монологической речи через организацию работы в группах;
-социально-трудовых посредством развития умения самостоятельно организовывать свое рабочее место;
-личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе.
Ведущая педагогическая идея: реализация личностно-ориентированного подхода в преподавании биологии через использование технологии ИСУД( индивидуально стиля учебного действия).
Во время урока осуществлялась смена видов деятельности с целью сдоровьесбережения.
Во время урока ясно прослеживаются признаки творческой деятельности:
1.Умение переносить знания в новую ситуацию.
2. Умение видеть функцию объекта- новую ситуацию.
3.Умение увидеть функцию объекта.
4.Комбинирование известных способов деятельности (решение биологических задач).
5. Видеть структуру объекта (соотносить частное и целое).
6. Выработка альтернативного мышления.
Урок соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС второго поколения.
Используемые учебники и учебные пособия:
«Биология 6» авт. Пономарева И.Н. и др.;
конспект
Используемое оборудование:
персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, рабочая тетрадь к уроку, раздаточный материал в группах, световой микроскоп .
Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: педагогическая технология «ИСУД», моделирование схем, мини-исследование, проблемные задачи, «мозговой штурм», тестирование
Тема урока
Методическая
сущность
Планируемые результаты
Понятия
Предметные
УУД-регулятивные,познавательные,коммуникативные
Личностные УУД
Обобщающий урок по теме»Основные процессы жизнедеятельности растительного организма»
Тип урока- урок обобщения и систематизации знаний.
Тенологии- ИСУД, информационно-комуникативная, педагогика сотрудничества, личностно-ориентированная, здоровьесбережение.
Размножение
Половое размножение
Фотосинтез,
Минеральное питание,
воздушное питание, дыхание,
размножение ,
рост, развитие. раздражимость
Оплодотворение
Бесполое размножение
Вегетативное размножение
Зигота
Гамета
Спора
Яйцеклетка
Спермии ит.д.
В познавательной сфере- Выделение существенных признаков живых организмов. Приведение доказательств, что растения- живые организмы. Раскрытие основных процессов жизнедеятельности растительного организма, о влиянии факторов окружающей среды на рост и развитие растений организмы.
Сравнение биологических объектов, умение делать выводы. Овладение биологическими методами-наблюдение и описание объектов, мини-исследование.
Регулятивные- целеполагание, планирование,оценка. элементы волевой саморегуляции.
Познавательные- общеучебные- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск информации, применение методов, знаково-символические действия(моделирование, работа со схемами, рисунками), умение структуировать знания в устной и письменной форме, смысловое чтение.
Логические-анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные-умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.
Мотивация и интерес к уроку, предмету, ориентация на сохранение здоровья, ориентация на здоровье и бережное отношение к природе, личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе