Обобщающий урок по теме ТПП. Контрольная работа по ТПП 7 класс
Обобщающий урок по теме ТПП. Контрольная работа по ТПП 7 класс
Конспект открытого урока технологии в 7 классе /для девочек/ на тему «Обобщающий урок по теме ТПП. Контрольная работа по ТПП» для казахстанских школ с русским языком обучения. По программе, утверждённой приказом Министра образования и науки Республики Казахстан №115 от 3 апреля 2013 года. Раздел «Технология приготовления пищи». Тип урока – комбинированный: урок обобщения, систематизации и контроля ЗУН. В ходе урока используются стратегии и задания по технологии критического мышления: карусель, верю - не верю, мозговая атака или снайпер /включает в себя «толстые» и «тонкие вопросы»/, диаграмма Венн, синквейн. К данному уроку есть презентация «Обобщающий урок по теме ТПП. Контрольная работа по ТПП. 7 класс».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме ТПП. Контрольная работа по ТПП 7 класс »
7 класс_ Дата проведения__________
Тема урока: Обобщающий урок по теме ТПП. Контрольная работа по ТПП.
Цель: обобщить и систематизировать ЗУН учащихся по разделу, выявить уровень знаний учащихся, определить пробелы в знаниях учащихся для последующей коррекции.
Образовательная – требования к разделу:
Должны знать:
знать условия и сроки хранения готовых блюд,
знать правила безопасности труда,
знать национальные блюда народов Казахстана,
знать правила ТБ, СГ нормы и ОРМ.
классификацию способов (комбинированных и вспомогательных) тепловой обработки;
Должны уметь:
уметь выполнять несложные приемы в оформлении изделий из теста,
уметь сервировать стол,
уметь составлять рациональное питание,
уметь приготовить пресное тесто,
уметь выпекать изделия из песочного, бисквитного и др. видов теста,
уметь выпекать изделия из жидкого теста.
организовать кулинарные работы с использованием современного электрооборудования.
Развивающая – развивать и тренировать память, операции мышления – анализ, синтез, сравнение и др., активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Воспитательная – воспитывать культуру труда, атмосферу сотрудничества, навыки самоконтроля, целеустремлённость, требовательность к себе.
Обеспечение урока: раздаточный материал – разноуровненвые контрольные работы по вариантам или слайды презентации, электронная презентация, проектор, экран, ноутбук, раздаточный материал, фишки-жетоны.
Тип урока: комбинированный – урок обобщения, систематизации знаний и урок контроля.
Формы и методы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая; разноуровневая контрольная работа или итоговый контроль в форме заданий /дифференциация/; наглядные, словесные, практические; «Карусель», «Верю - не верю», «Мозговая атака» или «Снайпер» /содержала в себе «толстые» и «тонкие вопросы»/, диаграмма Венн, синквейн.
Обзорно-обобщающая беседа (в беседе преобладает опрос); метод открытых проблем (предварительные задания учащимся); метод стимулирования интереса (логические и ситуативные задания); объяснительно-иллюстративный (показ, демонстрация); репродуктивный (инструктаж к выполнению контрольной работы); метод контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя).
Приветствие. Заполнение журнала. Проверка готовности к уроку.
Добрый день. Я рада Вас всех видеть. И хотела бы начать наш сегодняшний урок со следующих слов:
Только на кухне чудеса Создаются в полчаса! А кому все удается? Кто с душой за все берется! Кто в любой работе честен! Чуть терпенья, чуть хотенья, И еще чуть, чуть труда, И откроется тогда….. Кухня – Целый мир чудесный!
Мы с Вами закончили изучать раздел «Технология приготовления пищи». Чем будем заниматься сегодня? Ваши предположения?
Я вам предлагаю сначала вспомнить и разложить по полочкам, что мы изучали и затем проверить уровень наших знаний.
Какие два большие блока мы изучили?
2. Карусель - формируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Для работы нужны цветные маркеры, листы с написанными на них вопросами. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке и возвращаются к первому учащемуся. Учащиеся дают групповой ответ на каждый вопрос, не повторяясь.
1 лист – ТЕСТО, 2 лист – РЫБА.
Каждый ученик должен написать ответ, не повторяясь за предыдущими учениками.
После этого учитель озвучивает все ответы по теме, а ученики могут дополнить, если вспомнили что либо.
3. Диаграмма Венн.
Сравнить Тесто и Рыбу – работа в группе.
4. Мозговая атака или Снайпер: /каждому ученику – предлагается ответить на 10 вопросов подряд– ученик может пропускать вопросы, если не знает или затрудняется ответить, в этом случае другие ученики имеют право ответа, если знают правильный ответ/
Вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение - дрожжи.
Густая масса из муки, замешанная на жидкости - тесто.
Кусочки теста, сваренные в бульоне, молоке – клецки, галушки.
Кондитерское изделие из густого теста, жарят в кипящем масле, готовые вынимают шумовкой - хворост, баурсаки.
То, что кладут внутрь изделий из теста - начинка.
Глаза прозрачные, жабры красного цвета, чешуя плотно прилегает к коже, консистенция плотная – это признаки … доброкачественности рыбы.
В чём выражается количество пищи. (Килокалориях, КДж).
Рыба из акуловых и инструмент для ковки металла имеют одинаковое название. Какое? (Рыба-молот, инструмент — молот)
Продукт, получаемый при размоле зерна - мука.
Пищевой продукт получаемый из особого вида растений свеклы и тростника - сахар.
Небольшие по величине мучные изделия из дрожжевого теста с начинкой –пирожки.
Мучное кондитерское изделие, обычно с изюмом - кекс.
Легкое пирожное из взбитых яичных белков - безе.
Оттаивание, очистка от чешуи, разрезание брюшка, удаление внутренностей, головы, хвоста, плавников, промывание, пластование (крупной).- этап … первичной обработки рыбы
Главный строительный материал для человеческого тела, участвующий в процессе обмена веществ:..(белки)
Какая рыба из отряда Акулы имеет название древнего холодного оружия? (Рыба – меч)
Ощущение, связанное с процессом потребления пищи - аппетит.
Сладкая густая масса из плодов или ягод, используется как начинка в изделиях из муки – повидло.
Кондитерское изделие из сладкого теста - пирожное, торт.
Перечень блюд и напитков к завтраку, обеду и ужину - меню.
Пищевой продукт из высушенного пшеничного теста различной формы - макаронные изделия.
Дополнительная часть к основному рыбному или мясному блюду, а также густая часть заправочных супов - гарнир.
Какое вещество входит в состав всех органов и тканей, и является составной частью человека? (вода)
Аквариумная рыбка (одна из форм золотой) и оптический прибор для наблюдения небесных светил имеют одинаковое название. Какое? (Рыба телескоп.)
Мучное кушанье, приготовленное из жидкого теста. Печь рекомендуется перед подачей на стол - блины.
Подобие печенья из жидкого теста с клетчатым оттиском на поверхности - вафля.
Инструмент для приготовления крема и коктейлей - взбивалка, венчик, миксер.
Это кулинарное блюдо, состоящее из пресного густого теста и мясного фарша - пельмени.
Поварская игла входит в мякоть свободно, сок, появляющийся на поверхности рыбы, прозрачный, цвет мякоти белый или бело-сероватый – это значит рыба … готова.
Какое вещество является главным поставщиком для мозга? (глюкоза)
Какие рыбы носят название небесных светил? (Луна – рыба, рыба – солнце).
Мука — порошкообразный продукт, который получается в результате помола зерен пшеницы, ржи, кукурузы – мука.
Искусство приготовления пищи - кулинария.
Близкие родственники блинов – оладьи.
Оформление стола для приёма пищи – сервировка.
Кондитерские изделия - это изделия, приготовленные из муки преимущественно с высоким содержанием сахара, жира и яиц.
Это ценный белковый продукт, кроме того, в нём содержится много микроэлементов, полезных для организма человека, полезен жир и содержащиеся в нем витамины – это рыба.
ВСПОМНИТЕ ТРИ “ П”, которыми мы руководствуемся при приготовлении рыбных блюд: (почистить, подкислить, посолить.)
Служит источником энергии, которая расходуется человеком на рост, развитие, работу. (Пища).
Вид теста, которое содержит большое количество сливочного масла, сахарного песка и яиц. (Песочное).
Очень старый вид пирога с начинкой, о котором упоминается в произведении Н. В. Гоголя "Мёртвые души". (Кулебяка).
Какую промысловую рыбу считают одомашненной? (Зеркального карпа)
Жидкое тесто, состоящее из муки (50% нормы), воды (70:100% нормы), дрожжей и небольшого количества сахара. (Опара).
Тесто, из которого готовят мучные кулинарные изделия: блинчики, пельмени, кондитерские изделия. (Бездрожжевое).
Суточная потребность воды для человека. (1,5 - 2,5л).
Продукты, консервированные с большим количеством сахара (варенье, джем)
Недостаток чего в организме приводит к быстрой утомляемости, понижению работоспособности, ослаблению памяти? (витаминов).
Все ли рыбы откладывают икру? (Нет, есть живородящие рыбы - гамбузия, многие аквариумные.)
Какие разрыхлители вы знаете? (дрожжи, сода, уксус).
Конкурс. “Пойми меня”.
Вниманию учащихся предлагаются задания, содержащие описание признаков продуктов, имеющих отношение к тесту Нужно догадаться, о чем идет речь.
1. Это ценный продукт питания, он особенно необходим детям. 2. Его могут использовать для приготовления всех видов блюд: как первых, так и вторых, не исключая третьего, и, конечно же, десерта. 3. Это скоропортящийся продукт, превращающийся в другие не менее полезные продукты. 4. Бывает парное, сухое, сгущенное, пастеризованное.
МОЛОКО
1. Это продукт животного происхождения, имеющий высокую питательную ценность. 2. Это можно жарить, запекать или варить «в мешочек», всмятку, вкрутую. 3. Может и разбиться Может и свариться. Если хочешь, в птицу Может превратиться
ЯЙЦА
1. Это разновидность микроорганизмов (семейство грибов) 2. Они бывают прессованные, свежие и сухие. 3. Они способствуют возникновению спиртового брожения, разлагаясь на углекислый газ и алкоголь. 4. За счет них тесто «растет».
ДРОЖЖИ
1. Порошкообразный продукт, полученный при измельчении зерен злаковых культур. 2. Доброкачественность этого продукта можно определить органолептически. 3. В состав этого продукта входят белки, которые, набухая в воде, образуют клейковину. 4. Это основной компонент любого теста.
МУКА
Порошкообразный продукт, белого цвета, без запаха и вкуса.
Вырабатывается из картофеля, кукурузы, риса и пшеницы.
Применяется при выпечке бисквита для тортов и пирожных, печенья.
В холодной воде не растворяется, а в горячей превращается в клейстер.
КРАХМАЛ
Имеет высокие питательные качества, приятный вкус и аромат.
Различные виды этого полезного продукта отличаются друг от друга по консистенции, цвету и аромату.
Липовый и клеверный имеет светлую окраску, а гречишный и цветочный - темную.
Если станет плотным и сахаристым, его надо подогреть. Если начнет бродить, нужно нагреть его почти до кипения. Как и сахар, надо хранить в сухом месте.
МЕД
Химический разрыхлитель белого цвета, солоноватый на вкус, легко растворимый в воде.
При выпечке под влиянием температуры из этого компонента выделяется углекислый газ, который и разрыхляет тесто. Однако разлагается в тесте не полностью, оставляя в изделии специфический привкус.
Для более полного разложения и улучшения вкуса изделия надо загасить уксусной или лимонной кислотой.
Смесь этого компонента и лимонной кислоты в равных количествах называется пекарским порошком.
ПИЩЕВАЯ СОДА(БИКАРБОНАТ НАТРИЯ)
Желирующее вещество, пищевой крем животного происхождения, имеет вид порошка или крупки желтого цвета.
Предварительно замачивают в холодной воде в течение 30-40 минут.
На 1 столовую ложку берут 5-6 столовых ложек воды.
После набухания желатин растворяют на водяной бане и процеживают. Хранят в прохладном сухом месте.
ЖЕЛАТИН
Конкурс “Угадай-ка”. Учащиеся слушают предложенный учителем текст. Они должны догадаться, о чем идет речь.
Тесто пышной консистенции, светлого кремового оттенка. Хорошо выпеченное изделие из этого теста имеет тонкую гладкую (местами бугорчатую) верхнюю корочку золотисто-желтого цвета. Структура: мякина пышная, пористая, эластичная. Это тесто самое легкое и пышное. Из этого теста изготавливают торты, пирожные. (Бисквитное тесто)
Это тесто однородное, без комков, пластичное. Выпеченный полуфабрикат мягкий, пористый, пышный, рассыпчатый, должен иметь поверхность светло-коричневого цвета с золотистым оттенком. Из этого теста выпекают печенье, торты, пирожные. (Песочное тесто)
По консистенции это густое тесто, одно из самых жирных видов теста. Изделия из него получаются рыхлыми, слоистыми, рассыпчатыми, при выпечке хорошо поднимаются. Из этого теста готовят пирожные, торты, пирожки. (Слоеное тесто)
Это однородное, пластичное тесто, без комков. Изделия из него получаются светло-коричневого цвета, они как бы воздушные, легкие. Мякиш отсутствует, вместо него имеется воздушное пространство. Готовят из этого теста в основном пирожные. (Заварное тесто)
Веришь или не веришь?
Учитель зачитывает фразу – ученик должен ответить, согласен он с данным высказыванием или нет
Примечание. В этом конкурсе можно взять помощь у учителей – гостей, т.е. спросить их мнение на этот счёт.
Рыбу нужно оттаивать в холодной воде с добавлением сока лимона. – Нет
Пищевые рыбные отходы можно использовать для приготовления рыбных бульонов. – Да..
Треска, навага, минтай — относятся к отряду Минтаевых – Нет - . Трескообразных.
Известно - около 20 тысяч видов рыб. – Да.
Речной угорь откладывает икринки в море и даже в океане? – Да.
Вариативно, если останется время.
Обгонялки
Конкунс «Мистер Х» /отгадайте загадки/
Есть голова, да нет волос; Есть глаза, да нет бровей; Перья есть, да не летает, В холоде не зябнет и жары не боится. (Рыба.)
Бела беляна по полю гуляла, домой пришла, в сусек легла. (Мука)
Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Блины)
Меня одну не едят, а без меня мало едят. (Соль)
Он в самом омуте живет — хозяин глубины. Имеет он огромный рот, А глазки чуть видны. (Сом.)
Что всегда поверх воды? (Масло)
Что на стол нельзя поставить? (Яйцо)
Я бел как снег, в чести у всех, и нравлюсь вам во вред зубам. (Сахар)
Чего в рту не удержишь. (Кипяток)
Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко)
Черненько, горяченько, а все любят. (Чай)
В воде родится, а воды боится. (Соль)
Крылья есть, а не летает, Ног нет, а не догонишь.
Не летит, не поет, а клюет. (Рыба.)
Название какого европейского города нужно прочесть справа налево, чтобы получить название рыбы? (Милан — налим)
Отнимите от названия насекомого одну букву — появится название рыбы. (клещ — лещ.)
Конкурс «Таинственный гость»
Продолжить пословицы:
Закидываешь удочку вперед, ... (оглянись назад).
Труд - дело чести, будь в труде...(на первом месте).
Была бы рыба, а ... (а рыбак найдется).
Труд человека кормит, а::::(лень портит).
Будешь спать на берегу, не ... (наловишь на уху).
Кто любит трудиться, тому::..(без дела не сидится).
Рыба в реке — еще ... (не в руке).
Не топор кормит, а::::::.(работа).
Рыба мелка, да... (уха сладка).
Кто труда не боится, того:::..(лень сторонится)
Чем больше зависти, тем ... (меньше рыбы).
По ключевым словам правильно произнести текст пословицы, поговорки. • Аппетит - еда. (Аппетит приходит во время еды.) • Недосол – пересол. (Недосол на столе, пересол на спине.) • Блин – ком. (Первый блин комом.) • Чай – дрова. (Чай пить - не дрова рубить.) • Дело – потеха. (Делу время, а потехе час.)
Назовите рыб, начинающихся с буквы К – все по одной:
Выставление оценок – с комментарием учителя – за работу на уроке.
Электронная физминутка.
Инструктаж. Знакомство с текстом контрольной работы – раздаточный материал или слайды презентации – фронтально.
Консультация по возникшим вопросам – индивидуально.
Выполнение контрольной работы – индивидуально – 20 минут.
1 вариант
1. Питательная ценность рыбы.
2. Назови признаки доброкачественности рыбы.
3. Перечислите этапы первичной обработки рыбы, соблюдая последовательность.
4. Назовите категории рыбных блюд. Приведите примеры.
5. Технология приготовления изделий из теста. Сырьё. Требования к качеству сырья.
6. Технология приготовления бисквитного теста.
7. Правила техники безопасности, которые необходимо соблюдать при кулинарных работах.
2 вариант
1. Классификация и виды рыбы.
2. Назови признаки недоброкачественности рыбы.
3. Перечислите способы тепловой (кулинарной) обработки рыбы.
4. Назовите категории рыбных блюд. Приведите примеры.
5. Технология приготовления изделий из теста. Сырьё. Требования к качеству сырья.
6. Правила замеса и разделки песочного теста. Режим выпечки.
7. Санитарно-гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при кулинарных работах.
Нормы оценивания:
«5» - 7 заданий.
«4» - 6-5 заданий.
«3» - 4 задания.
«2» - менее 4х заданий.
Итоговый контроль знаний по разделу «Технология приготовления пищи»
7 класс ФИ ученика _________________________________________________
1. Отметьте правильный ответ.
Тушение и запекание относятся к основным приемам тепловой обработки.
А) да; Б) нет.
2. Продолжите предложение:
Вид тепловой обработки, когда предварительно обжаренные продукты доводятся до готовности припусканием с добавлением специй, соусов – это ________________________.
3. Записать в листе ответа три продукта, которые не входят в рецептуру бисквитного теста.
8. Найти соответствия между колонками и записать ответ в цифробуквенном варианте или соединить стрелочками.
А. Масло, сахар, яйца, мука
1. Слоёное
Б. Мука, вода, масло, соль, яйца
2. Бисквитное
В. Вода, яйца, соль, мука, масло
3. Песочное
Г. Яйца, сахар, мука
4. Заварное
9. Продолжите предложение.
К механическим способам разрыхления теста относят:______________________________, ________________________, а к химическим - ___________________, ____________________, _______________________________.
10. Записать в цифровом обозначении технологическую последовательность приготовления заварного теста.
11. ВСПОМНИТЕ и запишите ТРИ “ П”, которыми мы руководствуемся при приготовлении рыбных блюд: ______________________, _____________________, _____________________.
Нормы оценивания:
«5» - 11 заданий.
«4» - 10-9 заданий.
«3» - 8-7 заданий.
«2» - менее 7 заданий.
Подведение итогов урока:3 минуты.
Какие затруднения были при выполнении контрольной работы?
Какой вопрос был для вас особо сложным?
Повторение материала по вопросам, которые вызвали затруднения – Работа с тетрадью и учебником.
Ваши предварительные оценки за контрольную работу.
Рефлексия.
СИНКВЕЙН (с фр.- стихотворение, составленное из 5 строк по определённым правилам) –тренирует способность искать и находить точные слова для выражения своей мысли, тренирует навыки различения частей речи. Этот прием работает хорошо на уроках русского языка при знакомстве с новыми словарными словами, на уроках математики, окружающего мира. Существительное, два прилагательных, три глагола, фраза из четырёх слов, синоним.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Правила составления синквейна
правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
В мире интересного… - /если останется свободное время/.
Рыбка гамбузия разводится для борьбы с малярией?
Самая крупная промысловая рыба - белуга, до 9м длиной и весом 300 кг.
Рыба - луна мечет наибольшее число икринок в среднем 300 млн икринок.
Некоторые рыбы проявляют инстинкт заботы о потомстве? (Колюшка, судак, пинагор, горчак, игла-рыба.)
А некоторые рыбы долго живут - (Белуга до 100 лет, щука более ста лет, сом до 60 лет).
Рыба-меч плавает быстрее всех рыб? (25 м/с.)
Д/З – Выполнить работу над ошибками. Принести рабочую тетрадь, справочную литературу и объект труда для реализации творческого проекта.
Творческое домашнее задание – составить кроссворд или сканворд по теме «Рыба» или «Тесто».
ЛИСТ БУМАГИ - Написать на доске 15-20 слов. Учащиеся выбирают из них 5 самых интересных. Из этих слов выписывают одно и составляют небольшое предложение, характеризующее это слово. Обменяться листками с соседом и выбрать из его, оставшихся 4 слов, понравившееся слово. Ученик должен продолжить рассказ, начатый предыдущим ребёнком. Рассказ должен быть связным, в конце работы ученики придумывают название сочинения.
«Незаконченные предложения» -
учащимся предлагается на карточках написать несколько незаконченных предложений:
«Для меня самым главным в учебном занятии было …, потому, что…», «Если бы человечество не знало о…, то…», «Мне показалось, что на занятии…, так как…».
2.1 Прием «лестницы успеха».
На листе нарисована лестница, идущая вверх (можно прономеровать ступеньки). Учащимся предлагается выбрать на какой ступеньке он находится в процессе освоения данного вида учебной деятельности.
2.2 Рефлексия «Мишень».
На ватмане рисуется мишень со значениями от 10 до 0. Каждому учащемуся нужно выразить свое отношение к происходящему в цифровом интервале от 0 до 10. Затем маркером
поставить знак (можно точку) на соответствующей строке мишени