Урок обобщения и систематизации знаний по биологии для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы. Содержит конспект и раздаточный материал к нему. На уроке реализуются здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие технологии. Учитель организует разнообразные виды деятельности учащихся, индивидуальный и дифференцированный подход.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Рыбы" »
Обобщающий урок по теме "Рыбы" в 8-м классе
Цель урока: систематизировать и обобщить знания обучающихся по пройденному материалу, а также проверить качество усвоения материала.
Задачи урока:
Развивать навыки принятия самостоятельных решений, инициативы и активности;
Развивать внутреннюю мотивацию к обучению;
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
Формировать личную ответственность за состояние окружающей среды.
Методы обучения:
Словесный;
Наглядный;
Практический;
Поисковый;
Исследовательский.
Оборудование:
Таблица “Тип Хордовые. Класс Рыбы”;
Мультимедийный проектор, экран, ПК, презентация;
Раздаточный материал
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
- Вспомните, какую тему мы изучали на протяжении последних уроков? (Ответы обучающихся). - Сегодня на уроке мы еще раз будем говорить о наших водных обитателях, о рыбах. Вспомним, где они живут, чем питаются, какую пользу приносят, какой ведут образ жизни.
Неприхотливые рыбки, которых заводят начинающие аквариумисты (гуппи).
Какая рыба считается одомашненной?
Какие рыбы вынуждены плавать даже во сне и почему?
Какие функции выполняет плавательный пузырь?
Все ли рыбы откладывают икру?
Учитель: Молодцы! А сейчас мы немножко отдохнем и поиграем в игру “Верно, не верно”. Для этого вы мне ничего говорить не будете, а будете поднимать правую руку в том случае, если считаете, что я говорю верные утверждения. Если считаете, что утверждение не верное – руку не поднимайте. Будьте внимательны.
3. Проверка знаний обучающихся. Игра “Верно, не верно”.
Акула –рыба (да);
Хвостовой плавник – непарный плавник (да);
Омуль – рыба, обитающая в озере Байкал (да);
Щука – травоядная рыба (нет);
Тело акулы покрыто чешуей (нет);
Есть рыбы, которые умеют летать (да);
Рыбы имеют большое промысловое значение (да);
Рыбы отряда Лососевые и Осетровые находятся под охраной (да).
4. Проверка понимания темы Написать текст «4 лишний»
Учитель: Рыбы – самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых их них (акулы, скаты, рогозубы, африканские многоперы и др.) весьма солиден – сотни миллионов лет.
- Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко распространились по всему обширному водному царству от самых малых водоемов до великих океанов.
- Рыбы очень удивительные животные: они имеют разнообразный внешний вид, невероятную окраску, способны стремительно плавать, ползать, ходить и даже летать. Они могут слышать, издавать звуки, распознавать запахи чужих видов и даже разных особей своего рода.
- Но, рыбья жизнь – сложна! - Сколько приспособлений необходимо выработать обитателям вод, сколько удивительных ухищрений им приходиться применять, чтобы выжить в нелегких условиях.
- В настоящее время многим видам рыб грозит полное исчезновение. И в этом виноват только человек. Он бездумно уничтожает особо ценные виды рыб – белугу, стерлядь, осетров; из лососевых – кету, кижуч, лосось, семгу – не только ради себя, но и чтобы обогатиться за счет рыбных богатств.
- Человек не жалеет и самых крупных рыб – акул. За последние годы было уничтожено около 4 тысяч акул ради их печени и хрящей, которые применяют в лекарственных препаратах. Мы с вами знаем, что нет плохих животных, все они нужны и все они важны. И все представителей надо беречь и охранять. Иначе, через несколько лет мы больше никогда не увидим этих водных обитателей (с лица Земли уже исчезло 23 вида рыб; под угрозой исчезновения находится – 320 видов).
Одумайся, беспечный индивидум, И в будущее взор обороти! И ощути всей плотью знак сей грозный, И хоть на миг забудь о барышах, Одумайся пока еще не поздно, Пока не сделал свой последний шаг.
М.Ножкин.
Учитель: А чем мы с вами можем помочь природе? (Ответы детей).
5. Закрепление нового материала Конкурс “Разгадай шифровку”.
Тапвол (плотва);
Мос (сом);
Кащу (щука);
Лааку (акула);
6. Подведение итогов. Выставление оценок.
Учитель: Наш урок подошел к концу. Вы сегодня хорошо работали на уроке, и каждый из вас будет оценен (выставление оценок учителем с комментированием).
7. Домашнее задание.
1 Рассмотри на рисунке рыб. Найди лишнюю. Объясни, почему?
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: водоёмов, плавников тела, другими рыбами, овальную, чешуёй, слизи, движение жабры,, хвоста, личинками насекомых, червями, кислородом, в воде.