Тип урока: Изучение нового материала Цели урока: Образовательная: • усвоение учащимися понятий “обмен веществ” и “обмен энергии”, их значения для организма, осознание взаимосвязи процессов жизнедеятельности в организме; • систематизация знаний по разделам “Питание”, “Дыхание”, “Кровообращение”, “Выделение”. Развивающая: • совершенствование учащимися умения анализировать, конкретизировать, перекодировать учебную информацию, обобщать и делать выводы; • развитие логического и системного мышления; • развитие мировоззрения: представлений о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций; о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; • подведение учащихся к пониманию экологических и химических закономерностей, • совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником. Воспитательная: • воспитание патриотизма, уважения к традициям и мудрости русского народа; совершенствование учащимися навыков культуры умственного труда, коммуникативных навыков: умения слушать и слышать товарища, участвовать в совместном решении проблем; • совершенствование эстетического восприятия
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
• усвоение учащимися понятий “обмен веществ” и “обмен энергии”, их значения для организма, осознание взаимосвязи процессов жизнедеятельности в организме;
• систематизация знаний по разделам “Питание”, “Дыхание”, “Кровообращение”, “Выделение”.
Развивающая:
• совершенствование учащимися умения анализировать, конкретизировать, перекодировать учебную информацию, обобщать и делать выводы;
• развитие логического и системного мышления;
• развитие мировоззрения: представлений о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций; о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы;
• подведение учащихся к пониманию экологических и химических закономерностей,
• совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником.
Воспитательная:
• воспитание патриотизма, уважения к традициям и мудрости русского народа; совершенствование учащимися навыков культуры умственного труда, коммуникативных навыков: умения слушать и слышать товарища, участвовать в совместном решении проблем;
• совершенствование эстетического восприятия.
Оборудование:
• мультимедийная презентация “Обмен веществ и энергии” (приложение 1);
• листы с заданиями для самостоятельной работы (приложение 2);
Содержание урока
Организационный момент
Проверка готовности класса к уроку.
Вводная беседа
Девиз урока.
Человек должен верить,
что непонятное можно
понять, иначе он не стал
бы размышлять об этом.
Сократ.
Учитель. Русский народ всегда отличался мудростью и наблюдательностью, очень точно выражал замеченные закономерности в коротких и ёмких фразах – пословицах и поговорках.
Объяснить смысл поговорок:
«Тощий живот ни в пляску, ни в работу».
Ответ: Для выполнения работы (или движения в пляске) необходима энергия. При недостатке питательных веществ в организме ее освобождается мало.
“Хорошо поел – словно шубу надел”.
Возникает проблемная ситуация: Человек не работал, а только поел – стало теплее. Почему?
Ответ: При поступлении, питательные вещества преобразуются в тепловую энергию.
Изучение нового материала.
Учитель. Одно из важных свойств живых организмов – обмен веществ и энергии.
Запись темы в тетради.
1 слайд.
Читаю девиз урока. 2 слайд.
Учитель. Вещества поступают из окружающей среды в организм, там преобразуются и удаляются из организма в окружающую среду продукты распада.
Самостоятельная работа. Читают текст учебника и на основе текста составляют схему обмена веществ
3 слайд.
Превращение веществ и энергии
Удаление веществ в окружающую среду
Поступление веществ из окружающей среды
Эту сложную цепь реакций называют МЕТАБОЛИЗМОМ.
Записывают в тетрадь определение с 4 слайда.
Учитель. Обмен веществ и энергии – совокупность протекающих в живых организмах биохимических превращений веществ и энергии, а также обмен веществами и энергией с окружающей средой – метаболизм.
Учитель. Обмен веществ – основной признак живого организма. Слайд 5.
Учитель. Метаболизм складывается из двух процессов. Пластический обмен или ассимиляция и энергетический обмен или диссимиляция. Слайд 6 - заполнение схемы.
Метаболизм
Энергетический Пластический
обмен - распад, обмен - синтез
расщепление органических
органических веществ.
веществ.
Учитель. Пластический обмен – процесс, в результате которого питательные вещества, поступающие в клетку, идут на «строительство» утраченных частей, на создание новых клеток, происходит рост и развитие не только клеток, но и всего организма. В среднем у человека каждые 80 дней меняется половина всех тканевых белков; ферменты печени (в ней идут особенно интенсивные реакции) обновляются через 2-4 часа, а некоторые — через несколько десятков минут.
Энергетический обмен – энергия необходима для протекания всех процессов. 130 лет назад Большая аудитория музея прикладных знаний (ныне – Политехнического музея) в Санкт-Петербурге бывала переполнена. Здесь читал лекции из цикла “Жизнь растений” молодой русский профессор, ставший впоследствии почетным доктором многих европейских университетов, Климент Аркадьевич Тимирязев. Одну из лекций он начал так: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка. …Ударяясь о него, луч потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”. О чём поведал студентам Климент Аркадьевич Тимирязев? Обсуждение.
Ответ Первичным источником энергии для всего живого на Земле, за очень редким исключением, служит солнечное излучение. Пища образуется благодаря той же энергии Солнца. Начальное звено пищевой цепи — растения, аккумулирующие в процессе фотосинтеза солнечную энергию. Органические вещества, созданные растениями распадаются в организме на простые вещества, а освободившаяся энергия тратится на процессы жизнедеятельности.
Эти два процесса взаимосвязаны. Для синтеза органических веществ, что происходит при пластическом обмене, затрачивается энергия, которая образуется при энергетическом обмене, при распаде органических веществ.
Учитель. Обмен белков. Рассказ с использованием слайда 7.
Обмен углеводов. Рассказ с использованием слайда 8.
Обмен жиров. Рассказ с использованием слайда 9.
Обмен воды и минеральных солей. Беседа с использованием слайда 10.
Источник минеральных солей. Рассказ с использованием слайда 11.
Закрепление.
Схема обмена веществ. Беседа по схеме. Слайд 12.
Факторы, неблагоприятно влияющие на обменные процессы. Слайд 13.