kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Обмен веществ и процессы его сопровождающие».

Нажмите, чтобы узнать подробности


Интегрированный урок ( химия и биология)
10 кл.
по теме: 
«Обмен веществ и процессы его сопровождающие».

Тема: Обмен веществ и процессы его сопровождающие.
Цель: проверить, систематизировать и закрепить знания учащихся по теме. Формировать интерес к естественнонаучным дисциплинам, способствовать развитию коммуникативной культуры.
Эпиграф: Рост, размножение, подвижность, возбудимость, способность реагировать на изменение внешней среды – все эти свойства живого в конечном счёте неразрывно связаны с определёнными химическими превращениями, без которых ни одно из этих проявлений жизнедеятельности не могло бы осуществиться.» Академик В.А. Энгельгардт.

I Организационный момент.
II  Ход урока.
Вступительное слово учителей биологии и химии.
 План урока.
1.    Ассимиляция – одна из сторон обмена веществ.
2.    Диссимиляция – вторая сторона обмена веществ.
3.    Обмен веществ – единство ассимиляционных и диссимиляционных процессов.
4.    Катализаторы в обмене веществ.
5.    Роль воды в обмене веществ.
Класс разбивается на группы,  группа состоит из химиков, биологов, диетологов, которым даются вопросы и практические задания. Работа рассчитана на 15 мин, рекомендовано пользоваться дополнительной литературой. Первая группа работает по теме «Ассимиляция», вторая – по теме «Диссимиляция». 
На экране интерактивной доски таблица «Строение животной клетки».
По мере рассмотрения на экране появляются вопросы.

Ассимиляция – одна из сторон обмена веществ.
Вопросы для биологов: 
1.    Что такое обмен веществ?
2.    Какие этапы он включает?
3.    Где происходит этот этап и какие процессы включает?
4.    Что такое ассимиляция?
5.    Что из чего синтезируется при  ассимиляции и где происходит этот процесс?
6.    При каком условии в клетках организма может осуществляться этот процесс?
Рассматривается  химическая сторона этого процесса.
1.    Что такое химическая реакция?
2.    Как классифицируются химические реакции по признаку выделения или поглощения энергии?
3.    Дайте определение экзотермической и эндотермической реакций.
4.    Составьте схему реакции ассимиляции.

Реакция  ассимиляции рассматривается на примере синтеза крахмала из глюкозы.
1.    Какие химические формулы использованы в схеме?
2.    Какие вещества являются исходными?     продуктами реакции?
3.    Какие связи рвутся и образуются?
4.    Какая энергия необходима или, наоборот, выделяется в ходе процесса?
Подводится итог: При протекании эндотермической реакции энергия, которая требуется для разрыва более прочных связей в исходных веществах, больше энергии, выделяющейся при образовании менее прочных связей в молекулах продуктов реакции.


Диссимиляция – вторая сторона обмена веществ.
Вопросы для биологов:
1.    Что называется диссимиляцией?
2.    Какие вещества служат источником энергии в организме?
3.    Где происходят диссимиляционные процессы в клетке?
4.    Что происходит с органическими веществами в митохондриях клеток?

Рассматривается  химическая сторона этого процесса.

1.    К какому типу реакции относится диссимиляция?
2.    Проделайте опыт : действие желудочного сока на белок куриного яйца. Что происходит с белком под действием желудочного сока?
3.    Что входит в состав желудочного сока?
 Реакции диссимиляции рассматривается на примере расщепления глюкозы:
1.    Какие вещества являются исходными?
2.    Какие связи рвутся и образуются?
3.    Какая энергия необходима для этого процесса или, наоборот, выделяется в ходе процесса?
Подводится итог: При протекании экзотермической реакции энергия, которая требуется для разрыва относительно слабых связей в исходных веществах, меньше энергии, выделяющейся при образовании более прочных связей в молекулах продуктов распада.

 Обмен веществ – единство ассимиляционных и диссимиляционных процессов.
Делается вывод о том, что объединяет в единый процесс ассимиляцию и диссимиляцию.
1.Исходные вещества и некоторые продукты реакции одинаковы.
2. В ходе реакции происходит обмен энергией.
3.Оба процесса происходят в структурах живой клетки и обеспечивает её жизнедеятельность
4. Реакции ассимиляция и диссимиляция – каталитические реакции.

   Катализаторы в обмене веществ.
Учитель биологии: Мы выяснили, что главное в обмене веществ – не внешний обмен (поступление веществ в организм и их выведение), а внутренний – изменения веществ в клетках в результате химических реакций. И важно, чтобы эти реакции, сопровождающие обмен веществ, протекали быстро и жизнедеятельность организма проходила активно.
Учитель химии: А для этого необходимы определённые условия.
1.    Какие условия протекания реакций вы знаете?
2.    Как можно увеличить скорость протекания реакций обмена веществ?
3.    Какие из этих способов осуществимы в организме?
4.     Дайте определение катализатора.
Учитель биологии: Все реакции, протекающие в организме, имеют свои катализаторы, причём очень эффективные.
      1. Как называются биокатализаторы в живых организмах?
      2. Какова их химическая природа?
      3. Перечислите известные вам пищеварительные ферменты.
      4. Где они вырабатываются?
      5. Какие реакции они ускоряют и где?
Проводится релаксация (звучит музыка, слышны звуки текущей воды, на экране картины водных пейзажей).

Роль воды в обмене веществ.

Учитель биологии: Перед вами схема обмена веществ. Назовите вещество,  которое поступает в организм на первом этапе, из которого на 80% состоят клетки живого организма, и которое выделяется на третьем этапе. О воде и её роли в обмене веществ следует поговорить подробнее.
Учитель химии: Рассмотрим состав и свойства воды, используя схему 
1.    Состав воды.
2.    Вид химической связи в молекуле воды.
3.    Физические свойства воды.
Учитель биологии: Почему же вода так важна в обмене веществ? Назовите её функции.
1. Чем и в каком виде переносятся вещества в организме   в клетке?
2. Что представляет собой внутренняя среда  организма?
3. Почему растворённые вещества реагируют более активно?
4. Как вода участвует в сохранении, перераспределении и отдаче тепла?

Выступают диетологи с рекомендациями о правильном питании.
Формулируются выводы:

1. В организме постоянно происходят обмены веществ и энергии.
2. Процессы обмена веществ – химические реакции, протекающие с участием катализаторов – особых белков, называемых ферментами.
3. В протекании всех обменных процессов организма огромную роль играет вода.


III Закрепление.
 Cловарно – лекситический диктант (проводится взаимопроверка, правильные ответы выводятся на экран). 
 IV     Домашнее задание. Стр. 119-133 (по химии), глава№4 (по биологии), выучить терминологию. 
Подводятся итоги урока, возвращаясь к цели урока и эпиграфу, выставляются и комментируется оценки. Эмоциональная оценка урока учениками в виде рисунка (улыбающаяся, нейтральная, печальная рожица). 

V Оформление и  оборудование: на доске тема, план урока, цель урока, на экране эпиграф, таблица «Строение животной клетки», «Обмен веществ», на столах учеников конверты с вопросами, дополнительная литература, микроскопы, препараты с тканями животных клеток, в лотках пробирки с желудочным  соком, белком куриного яйца. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Обмен веществ и процессы его сопровождающие». »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Шумская средняя общеобразовательная школа

Администрация муниципального района

муниципального образования

«Нижнеудинский район»

Иркутская область
















Интегрированный урок ( химия и биология)

10 кл.

по теме:

«Обмен веществ и процессы его сопровождающие».



















Учителя : Соболь Г.С.

Ерыкалова М.А.





П. Шумский 2009 г.







Тема: Обмен веществ и процессы его сопровождающие.

Цель: проверить, систематизировать и закрепить знания учащихся по теме. Формировать интерес к естественнонаучным дисциплинам, способствовать развитию коммуникативной культуры.

Эпиграф: Рост, размножение, подвижность, возбудимость, способность реагировать на изменение внешней среды – все эти свойства живого в конечном счёте неразрывно связаны с определёнными химическими превращениями, без которых ни одно из этих проявлений жизнедеятельности не могло бы осуществиться.» Академик В.А. Энгельгардт.


I Организационный момент.

II Ход урока.

Вступительное слово учителей биологии и химии.

План урока.

  1. Ассимиляция – одна из сторон обмена веществ.

  2. Диссимиляция – вторая сторона обмена веществ.

  3. Обмен веществ – единство ассимиляционных и диссимиляционных процессов.

  4. Катализаторы в обмене веществ.

  5. Роль воды в обмене веществ.

Класс разбивается на группы, группа состоит из химиков, биологов, диетологов, которым даются вопросы и практические задания. Работа рассчитана на 15 мин, рекомендовано пользоваться дополнительной литературой. Первая группа работает по теме «Ассимиляция», вторая – по теме «Диссимиляция».

На экране интерактивной доски таблица «Строение животной клетки».

По мере рассмотрения на экране появляются вопросы.


Ассимиляция – одна из сторон обмена веществ.

Вопросы для биологов:

  1. Что такое обмен веществ?

  2. Какие этапы он включает?

  3. Где происходит этот этап и какие процессы включает?

  4. Что такое ассимиляция?

  5. Что из чего синтезируется при ассимиляции и где происходит этот процесс?

  6. При каком условии в клетках организма может осуществляться этот процесс?

Рассматривается химическая сторона этого процесса.

  1. Что такое химическая реакция?

  2. Как классифицируются химические реакции по признаку выделения или поглощения энергии?

  3. Дайте определение экзотермической и эндотермической реакций.

  4. Составьте схему реакции ассимиляции.


Реакция ассимиляции рассматривается на примере синтеза крахмала из глюкозы.

  1. Какие химические формулы использованы в схеме?

  2. Какие вещества являются исходными? продуктами реакции?

  3. Какие связи рвутся и образуются?

  4. Какая энергия необходима или, наоборот, выделяется в ходе процесса?

Подводится итог: При протекании эндотермической реакции энергия, которая требуется для разрыва более прочных связей в исходных веществах, больше энергии, выделяющейся при образовании менее прочных связей в молекулах продуктов реакции.



Диссимиляция – вторая сторона обмена веществ.

Вопросы для биологов:

  1. Что называется диссимиляцией?

  2. Какие вещества служат источником энергии в организме?

  3. Где происходят диссимиляционные процессы в клетке?

  4. Что происходит с органическими веществами в митохондриях клеток?


Рассматривается химическая сторона этого процесса.


  1. К какому типу реакции относится диссимиляция?

  2. Проделайте опыт : действие желудочного сока на белок куриного яйца. Что происходит с белком под действием желудочного сока?

  3. Что входит в состав желудочного сока?

Реакции диссимиляции рассматривается на примере расщепления глюкозы:

  1. Какие вещества являются исходными?

  2. Какие связи рвутся и образуются?

  3. Какая энергия необходима для этого процесса или, наоборот, выделяется в ходе процесса?

Подводится итог: При протекании экзотермической реакции энергия, которая требуется для разрыва относительно слабых связей в исходных веществах, меньше энергии, выделяющейся при образовании более прочных связей в молекулах продуктов распада.


Обмен веществ – единство ассимиляционных и диссимиляционных процессов.

Делается вывод о том, что объединяет в единый процесс ассимиляцию и диссимиляцию.

1.Исходные вещества и некоторые продукты реакции одинаковы.

2. В ходе реакции происходит обмен энергией.

3.Оба процесса происходят в структурах живой клетки и обеспечивает её жизнедеятельность

4. Реакции ассимиляция и диссимиляция – каталитические реакции.


Катализаторы в обмене веществ.

Учитель биологии: Мы выяснили, что главное в обмене веществ – не внешний обмен (поступление веществ в организм и их выведение), а внутренний – изменения веществ в клетках в результате химических реакций. И важно, чтобы эти реакции, сопровождающие обмен веществ, протекали быстро и жизнедеятельность организма проходила активно.

Учитель химии: А для этого необходимы определённые условия.

  1. Какие условия протекания реакций вы знаете?

  2. Как можно увеличить скорость протекания реакций обмена веществ?

  3. Какие из этих способов осуществимы в организме?

  4. Дайте определение катализатора.

Учитель биологии: Все реакции, протекающие в организме, имеют свои катализаторы, причём очень эффективные.

1. Как называются биокатализаторы в живых организмах?

2. Какова их химическая природа?

3. Перечислите известные вам пищеварительные ферменты.

4. Где они вырабатываются?

5. Какие реакции они ускоряют и где?

Проводится релаксация (звучит музыка, слышны звуки текущей воды, на экране картины водных пейзажей).


Роль воды в обмене веществ.


Учитель биологии: Перед вами схема обмена веществ. Назовите вещество, которое поступает в организм на первом этапе, из которого на 80% состоят клетки живого организма, и которое выделяется на третьем этапе. О воде и её роли в обмене веществ следует поговорить подробнее.

Учитель химии: Рассмотрим состав и свойства воды, используя схему

  1. Состав воды.

  2. Вид химической связи в молекуле воды.

  3. Физические свойства воды.

Учитель биологии: Почему же вода так важна в обмене веществ? Назовите её функции.

1. Чем и в каком виде переносятся вещества в организме в клетке?

2. Что представляет собой внутренняя среда организма?

3. Почему растворённые вещества реагируют более активно?

4. Как вода участвует в сохранении, перераспределении и отдаче тепла?


Выступают диетологи с рекомендациями о правильном питании.

Формулируются выводы:


1. В организме постоянно происходят обмены веществ и энергии.

2. Процессы обмена веществ – химические реакции, протекающие с участием катализаторов – особых белков, называемых ферментами.

3. В протекании всех обменных процессов организма огромную роль играет вода.



III Закрепление.

Cловарно – лекситический диктант (проводится взаимопроверка, правильные ответы выводятся на экран).

IV Домашнее задание. Стр. 119-133 (по химии), глава№4 (по биологии), выучить терминологию.

Подводятся итоги урока, возвращаясь к цели урока и эпиграфу, выставляются и комментируется оценки. Эмоциональная оценка урока учениками в виде рисунка (улыбающаяся, нейтральная, печальная рожица).


V Оформление и оборудование: на доске тема, план урока, цель урока, на экране эпиграф, таблица «Строение животной клетки», «Обмен веществ», на столах учеников конверты с вопросами, дополнительная литература, микроскопы, препараты с тканями животных клеток, в лотках пробирки с желудочным соком, белком куриного яйца.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
«Обмен веществ и процессы его сопровождающие».

Автор: Ерыкалова Людмила Александровна

Дата: 19.09.2015

Номер свидетельства: 231873

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "План - конспект урока "Строение органов дыхания" 8 класс"
    ["seo_title"] => string(58) "plan-konspiekt-uroka-stroieniie-orghanov-dykhaniia-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "280016"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453308719"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(278) "исследовательская работа БИОИНДИКАЦИОННАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ с. ПЕСТРЕЦЫ ПО МОРФОМЕТРИЧЕСКИМ ПАРАМЕТРАМ ЛИСТЬЕВ БЕРЕЗЫ БОРОДАВЧАТОЙ "
    ["seo_title"] => string(172) "issliedovatiel-skaia-rabota-bioindikatsionnaia-otsienka-sostoianiia-okruzhaiushchiei-sriedy-s-piestrietsy-po-morfomietrichieskim-paramietram-list-iev-bieriezy-borodavchatoi"
    ["file_id"] => string(6) "106860"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403099479"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Иппотерапия как вид физической реабилитации "
    ["seo_title"] => string(49) "ippotierapiia-kak-vid-fizichieskoi-rieabilitatsii"
    ["file_id"] => string(6) "199884"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428667893"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок по теме: "Значение млекопитающих для человека" "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-po-tiemie-znachieniie-mliekopitaiushchikh-dlia-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "100549"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402383912"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Диссоциация воды. Протонная теория "
    ["seo_title"] => string(39) "dissotsiatsiia-vody-protonnaia-tieoriia"
    ["file_id"] => string(6) "104801"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402758628"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства