Данный урок проводится в 10 классе при изучении раздела "Обмен веществ и энергии в клетке". Тип урока - изучение нового материала. Данный урок является первым уроком в данном разделе. При проверке знаний используется тестовая работа. Урок основан на самостоятельной работе учащихся с параграфом учебника, используется групповая форма работы, где учащиеся обмениваются полученной информацией. На уроке применяются следующие методы работы: методы организации научно- познавательной деятельности, методы стимулирования учебно - познавательной деятельности, метод контроля за эффективностью учебно - познавательной деятельностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обмен веществ и энергии в клетке. »
Урок биологии в 10 классе Семыкиной Аллы Васильевны
Тема: Обмен веществ и энергии в клетке.
Цель урока: изучить процессы, происходящие на клеточном уровне.
Задачи урока:
продолжить формировать представление о метаболизме как совокупности реакций обмена веществ в клетке.
развивать умение сравнивать, обобщать факты, логически излагать свои мысли; умение использовать полученные знания в области химии, физики и на уроках биологии.
Воспитывать внимательность взаимное уважение, желание работать в микрогруппах, ЗОЖ.
Методы и методические приемы:
методы организации научно-познавательной деятельности: словесные (беседа), наглядные (демонстрация);
методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: учебная дискуссия;
метод контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: письменный контроль.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер.
Структура урока:
1. Вводно – мотивационный этап (10 мин.)
1.1 Мотивация к обучению. (2 мин.)
1.2 Проверка выполнения домашнего задания. (5мин.)
1.3 Корзина идей. Постановка цели урока. (3 мин.)
2. Изучение нового материала (28 мин.)
2.1 Организация самостоятельного усвоения учащимися новой темы. (6 мин.)
2.2. Работа в микрогруппах. (9 мин.)
2.3 Первичное закрепление знаний в микрогруппах. (6 мин.)
2.4 Совместное с учителем обсуждение результатов самостоятельной работы. (7 мин.)
3.Подведение итогов урока (5мин.)
3.1 Заполнение таблицы.
4.Запись домашнего задания, выставление оценок за урок (2 мин.)
Ход урока
1.Здравствуйте ребята! Человек который говорит, здравствуйте желает другому человеку здоровья, я желаю здоровья вам и нашим
гостям присутствующем на этом уроке, а так же вам ребята успешной, плодотворной работы и хорошего настроения.
Прием «Ответь и сядь».
Сегодня на уроке мы должны изучить процесс, который происходит только в живых клетках. Но прежде чем перейти к изучению нового материала выполните тестовую работу по теме «Вирусы». Вам предстоит выполнить предложенные задания в течении 5 мин., затем будет взаимопроверка. (приложение № 1.)
Эпиграфом нашего урока являются слова выдающего русского физиолога Ивана Михайловича Сеченова «Организм не может существовать без окружающей среды, дающей ему энергию».
Живая клетка постоянно поглощает вещества из окружающей среды и в окружающую среду выделяет их.
Как вы думаете, о каком процессе идет речь? (обмен веществ или метаболизм).
Совершенно верно, откройте тетради и запишите число и тему урока «Обмен веществ и энергии в клетке».
В 8, 9 классах мы говорили об обмене веществ.
Прием «Корзина идей»
Давайте вспомним все, что мы знаем об обмене веществ и запишем на доске.
Сейчас откройте учебник на стр. 116 §23. Прочтите текст параграфа, найдите и изучите 1 гр. «Катаболизм», 2 гр. «Анаболизм», 3гр. «АТФ», на изучение 6 мин. При необходимости делайте у себя в тетрадях пометки или схемы.
У вас на тетрадях у каждого есть номер, все первые номера садятся за первую парту, вторые номера за вторую парту, третьи номера за третью парту. Таким образом, каждый из группы знает про катаболизм, анаболизм и АТФ, в течении 9 минут расскажите друг другу все что вы изучили.
Время вышло, рассаживайте по прежним группам.
Каждая группа в течении 6 мин. выполняет полученное задания, затем все вместе проверяем данное задание. (1гр.- анаболизм, 2гр.-АТФ, 3гр.- катаболизм) Приложение №2.
Проверка заданий.(7 мин.)
Ребята вы слышали такое выражение «Нарушение обмена веществ»?
Как вы думаете почему нарушается обмен веществ? (из за неправильного питания, употребление вредных веществ)
Подведение итогов урока
Подведем итог всего вышесказанного, итак обмен веществ состоит из 4 этапов.
Заполните таблицу:
Этапы
Изменения
I этап
Окисление органических веществ (катаболизм).
II этап
Поступление, распространение в клетке.
III этап
Идет процесс обновления, т.е, синтеза органических веществ (анаболизм), одновременно идет процесс расщепления.
IV этап
Выведение конечных продуктов.
Запись домашнего задания
§23 задания стр.119
Выставление оценок.
Используемая литература:
1.Методическое руководство 10 класс Т. Касымбаева, К. Мухамбетжанова Алмата «Мектеп» 2014.
2.Секреты здоровья и долголетия Н.П. Могильный «Стрекоза» 2005
3.Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы по биологии Т.Л. Богданова, Е.А. Солодова Москва «АСТ - ПРЕССШКОЛА» 2004
4.Учебник биологии 10 класс Т. Касымбаева, К. Мухамбетжанова Алмата «Мектеп» 2014.
Приложение №1
Тестовая работа по теме «Вирусы».
1 вариант.
1. Основоположником учения о вирусах является?
А) Д.Ивановский
Б) Т. Морган
В) В.Вернадский
Г) Н.Вавилов
2.Бактериофаг-это вирус, паразитирующий в клетках:
А) Растений
Б) Бактерий
В) Животных
Г) Грибов
3.Вирусы могут размножаться
А) только в клетке хозяина
Б) путем простого деления
В) только бесполым путем
Г) только половым путем.
4. Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека?
А) Полиомиелита
Б)Оспы
В)Гриппа
Г)ВИЧ
5. Частица вируса, состоящая из нуклеиновой кислоты и оболочки белка (капсида)
А) головка
Б) бактериофаг
В) вирион
Г) вибрион
2 вариант.
1.В каком году были открыты вирусы?
А) 1896г.
Б) 1982 г.
В) 1892г.
Г) 1839г
2.Вирусы растут и размножаются
А) только в клетках животных
Б) только в клетках растений
В) только в клетках мертвых организмов
Г) только в клетках живых организмов
3.Вирусное заболевание
А) грипп
Б) туберкулез
В) холера
Г) тиф
4.Вирусы этого заболевания вызывают паралич организма
А) оспы
Б) полиомиелита
В) гриппа
Г) ВИЧ
5. Этот ученый определил, что кристаллы – это скопления вирусов табачной мозаики
А) Ф. Туорт
Б) Д.Ивановский
В) У. Стенли
Г) Н.Вавилов
3 вариант.
1. Неклеточные формы жизни?
А) грибы
Б) растения
В) вирусы
Г) бактерии
2.Вирус поражающий бактериальную клетку
А) вирион
Б) бактериофаг
В) прионы
Г) вибрион
3.Вирусное заболевание
А) столбняк
Б) чума
В) холера
Г) полиомиелит
4.Этот вирус был открыт в 1933 году
А) полиомиелита
Б) оспы
В) гриппа
Г)ВИЧ
5. Какой ученый впервые описал бактериофаг
А) Ф. Туорт
Б) Д.Ивановский
В) У. Стенли
Г) Н.Вавилов
Ответы
1 вариант
2 вариант
3 вариант
1-А
2-Б
3-А
4-Г
5-В
1-В
2-Г
3-А
4-Б
5-В
1-В
2-Б
3-Г
4-В
5-А
Критерии оценивания
«5» - 5
«4» - 4
«3» - 3
«2» -1,2.
Приложение №2.
Вопросы для первой группы.
1.Что такое анаболизм?
(совокупность химических процессов в живом организме, направленных на образование и обновление структурных частей клеток и тканей, заключается в синтезе сложных молекул из более простых с накоплением энергии.
2. Задача анаболизма? (Обеспечение клетки стройматериалами и энергоносителями)
3. В каких клетках более интенсивно идет процесс биосинтеза?
( в новых растущих клетках)
4. Что происходит с энергией во время анаболизма?(затрачивается)
Вопросы для второй группы.
1.Охарактеризуйте структуру АТФ (аденин, рибоза, и трех остатков фосфорной кислоты).
2. Количество выделяемой энергии при гидролизе одной молекулы фосфорной кислоты. (40кДж./моль)
3.Дайте полное название АДФ.
4.Дайте полное название АМФ.
Вопросы для третьей группы.
1.Что такое катаболизм?
(совокупность протекающих в живом организме ферментативных реакций расщепления сложных органических веществ)
2.Задача катаболизма?
(В процессе катаболизма происходит освобождение энергии, заключенной в химических связях крупных органических молекул, и запасание ее в форме богатых энергией фосфатных связей аденозинтрифосфата (АТФ).