СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени Е.О.Мухина»
Обобщающее занятие по теме:
« ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ. АТФ»
(1 курс – сестринское дело)
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ:
Студент объясняет:
- связь между строением и жизнедеятельностью клетки;
- особенности вирусов и их роль в природе и жизни человека.
Студент обосновывает:
- роль ферментов в обмене веществ;
- связь пластического и энергетического обмена в клетке.
Применяет знания:
- о процессах жизнедеятельности клетки для подтверждения идеи материаль-
ного единства мира.
Студент делает вывод:
- клетка – элементарная, целостная, живая, открытая система.
Студент характеризует:
- процессы биосинтеза белка, хемосинтеза, фотосинтеза, дыхания.
Задание 1: Дать определение ТЕРМИНОВ
Анаэробный процесс , Анаболизм, АТФ, Гликолиз, Катаболизм, Макроэргическая связь,
Метаболизм, Тканевое дыхание, Транскрипция, Трансляция, Триплет, Фотосинтез, Хемосинтез,
Фосфорилирование, Фотолиз.
Задание 2: Ответить на вопросы
Вопросы:
1. Что входит в состав клетки?
2. Какие элементы и в каком соотношении входят в состав клетки?
3. Какие химические соединения образуют клетку?
4. Для чего мы питаемся?
5. Что происходит с потребляемыми продуктами питания в организме?
6. Какие системы органов участвуют в этом процессе?
Задание 2: Заполнить таблицу «Вещества в клетке и их значение»
Вещества | Группа веществ | Химический состав | Биологическая роль в клетке |
Неорганические Вещества | 1.Вода | | |
2.Минеральные соли | | |
Органические вещества | 1.Белки | | |
2.Жиры | | |
3Углеводы | | |
Задание 3: Ответить на вопросы:
1. При употреблении большого количества каких веществ – белков, жиров или
углеводов – человек больше всего набирает вес? Почему?
2. Сколько энергии выделяется при расщеплении 1 г белков, жиров и углеводов ?
3.*При полном расщеплении 1 г жира выделяется около 39 кДж энергии и обра-
зуется 1,1 г воды. Объяснить, почему это так.
4.*У многих растений в качестве запасного питательного вещества в семенах
накапливается жир, а в вегетативных органах – преимущественно углеводы.
Чем это можно объяснить?
Задание 4: Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика групп живых организмов»
Характеристика | Группа организмов |
Автотрофы | Миксотрофы | Гетеротрофы |
| фототрофы | хемотрофы | | сапрфиты | паразиты |
1.Источник получения органическо- го вещества | | | | | |
2.Источник получения энергии | | | | | |
3.Представи- тели живот- ного мира | | | | | |
4.Представители растительного мира | | | | | |
5.Представители бактерий и грибов | | | | | |
Задание 5: « Чем отличается хемосинтез от фотосинтеза? Заполните таблицу
Процесс | Фотосинтез | Хемосинтез |
1.Дать определение | | |
2.Источник энергии | | |
3.Фазы процесса | | |
4.Основные изменения происходящие в клетке | | |
5. Из каких соединений синтезируются органиче- ские соединения | | |
6. Какие группы организмов осуществляют | | |
Подведение итогов.