Урок поможет изучить особенности строения нервной ткани, проведение нервного импульса, выяснить принцип взаимодействия нервных клеток между собой и с другими клетками организма. Развивать умения анализировать, сравнивать и сопоставлять данные, умение работать с учебником, вычленять главное.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель. Изучить особенности строения нервной ткани, проведение нервного импульса, выяснить принцип взаимодействия нервных клеток между собой и с другими клетками организма. Развивать умения анализировать, сравнивать и сопоставлять данные, умение работать с учебником, вычленять главное.
Оборудование: презентация «Нервная ткань», микроскоп с видеокамерой, микропрепарат «Нервные клетки», компьютерная программа «Биология 9 класс» электронная библиотека «Просвещение» - (ролики, показывающие потенциал покоя и потенциал действия, работа синапса), видеофильм «Анатомия 1 часть», интерактивная доска.
Ход урока.
Перед уроком презентация, ролики и фрагменты фильма на диске, а также выход микроскопа с камерой, загружаются через интерактивную доску.
1 Изучение нового материала
1. Вывести на экран изображение микропрепарата «Нервная ткань»
2. Вопрос: определить, какая ткань под микроскопом?
Выход на тему урока, работа с презентацией. (слайд №1)
В1. В чем особенность нервной ткани?
В2. Какие загадки этой ткани, этих клеток интересно было бы узнать?
(проблему формулируют сами учащиеся)
Проблема: как нервные клетки общаются друг с другом? Как они передают информацию другим клеткам? (проблема выписывается на доске (используется интерактивная доска) (слайд №2)
3. Предложите свои версии. (версии кратко выписываются на доске) (слайд №3)
4. Демонстрация видеофрагмента фильма «Строение нервной ткани»
5. Работа со слайдом презентации «Нервная ткань» (слайд №4)
Клетки нервной ткани
Функции клеток
Нейроны
Проведение нервных импульсов
Образование медиаторов
Глиальные клетки
Опорная, питательная, защитная
Таблицу составляют, самостоятельно находя информацию в учебнике.
6. Демонстрация видеофрагмента «Строение нейрона»
7. Во время фильма подписать части клетки и зарисовать её.
(Благодаря возможностям доски, фильм останавливается на крупном плане нейрона, и части нейрона подписываются на доске.)
8. Классификация нейронов Демонстрация фильма «Типы нейронов»( фильм демонстрируется по телевизору при помощи видеокассеты, останавливается учителем в ключевых местах . Одновременно работа с доской со слайдом презентации «Типы нейронов» Учащиеся заполняют таблицу в тетради , отвечая на вопросы учителя по ходу фильма .Слайд презентации используется как проверка правильности ответа и оформления) (слайд №5)
Нейроны – нервные клетки
Функции нейронов
Чувствительные или афферентные
Воспринимают импульс
Двигательные или эфферентные
Передают импульс к органам
Вставочные
Связь между нейронами (чувствительными и двигательными)
10. Возврат к проблеме: Как общаются клетки друг с другом? Демонстрация видеофильма «Нервные цепи» Ответ – при помощи нервных импульсов. (выход на видеофильмы через функцию доски «Список»)
11. Как ведет себя клетка в состоянии покоя?
Демонстрация ролика «Потенциал покоя» (выход на ролики через функцию доски «Список»)
12. Что происходит с клеткой во время возбуждения?
Демонстрация ролика «Потенциал действия»
13. Почему клетка перешла из состояния покоя в возбуждённое состояние?
Синапсы - Соединение нейронов. (По ходу урока все новые слова – термины прикрепляются на магнитную доску. Учащиеся записывают их в тетрадь на отдельный лист без определений. К концу урока учащиеся записывают: медиатор, аксон, дендрит, нейрон, рецептор, эффектор, глиальные клетки, синапс).
Демонстрация видеофрагмента «Синапс», где объясняется понятие и необходимость синапсов, а затем ролик «Синапс», по которому детально объяснить работу синапса.
14. Работа со слайдом №6 презентации. По ходу работы учащиеся делают схему в тетради, используя информацию, которую находят в учебнике.
15. Возврат к проблеме. (слайд №7)
Как нервные клетки общаются друг с другом? Как они передают информацию другим клеткам?
16. Вывод: Нервные клетки общаются друг с другом и передают информацию при помощи электрических и химических сигналов. (слайд №8) Вывод учащиеся формулируют самостоятельно, презентация используется как подтверждение.
Вывод выписывается в тетрадь.
2. Закрепление и первичная проверка понимания.
1. Работа с тестом. Найдите соответствия термину и определения. Тест загружен как документ в интерактивную доску, и открывается на странице теста, затем сдвигается при взаимопроверке.
1Нейрон
А) Опорная, защитная функция
2 Синапс
Б) Передача нервного импульса
3 Глиальные клетки
В) Соединение нейронов
4Медиаторы
Г)Вещества, образующиеся в синапсе
5 Норадреналин
Д) Тормозной медиатор
6 Дофамин
Е) Возбуждающий медиатор
7 Двигательные нейроны
Ж) Длинный отросток нейрона
8 Чувствительные нейроны
З) Передают сигнал к органам
9 Вставочные нейроны
И) Передают сигнал к мозгу
10 Дендриты
К) Находятся в головном и спинном мозге
11 Аксон
Л) Короткие отростки нейрона
2. Взаимопроверка. Критерии оценки и ответы теста на доске.
3. Рефлексия. (кто, что получил за работу. В классный журнал выставляются только «5» и «4»)