kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мышцы, их строение и функции

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Повторить понятие скелет (строение костей, типы соединения костей и различия скелета человека и млекопитающих животных).

2. Осуществить контроль знаний по теме: «Скелет».

3. Познакомить учащихся с особенностями строения скелетных мышц; основными группами мышц и их функциями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мышцы, их строение и функции»

Конспект урока биологии. 8 класс. «Мышцы, их строение и функции».

Тема урока: изучение строения и функций скелетных мышц, а так же основных групп скелетных мышц и их предназначения.

Задачи урока:

I. Образовательные:

1. Повторить понятие скелет (строение костей, типы соединения костей и различия скелета человека и млекопитающих животных).

2. Осуществить контроль знаний по теме: «Скелет».

3. Познакомить учащихся с особенностями строения скелетных мышц; основными группами мышц и их функциями.

II. Воспитательные:

1. Продолжить формирование научной картины мира.

2. Способствовать развитию эстетического восприятия.

III. Развивающие:

1. Продолжить формирование умения логически мыслить и формировать результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

2. Продолжить формирование умения слушать и наблюдать.

Методы урока:

Словесные - беседа и рассказ.

Иллюстративные – презентация и иллюстрации в учебнике.

Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала с опорами на знания предыдущих уроков).

Метод обучения: слово учителя, наглядные пособия (презентация), учебники.

Литература для учителя:

1. Сонин Н. И. Сапин М. Р. Биология человека. 8 кл.: Учеб.- М.: Дрофа, 20012.

2. Батуев А. С. Человек: Учеб. для 9 кл.- М.: Просвещение, 1994.

3. Козачек Т. В. поурочные планы по учебнику Н. И. Сонина и М. Р. Сапина Биология человека. 8 кл. – Волгоград: Учитель, 2012.

4. Программа для общеобразовательных учреждений: Биология 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2012.

Литература для учащихся:

Сонин Н. И. Сапин М. Р. Биология человека. 8 кл.: Учеб.- М.: Дрофа, 2012.

Используемые сокращения:

Учитель - У:

Ответы детей - О:

План урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Опрос и контроль знаний…………………………………………………..25мин.

3. Изучение нового материала.

3.1.Скелетные мышцы, их строение……………………………………….6 мин.

3.2. Группы мышц, их функции……………………………………………6 мин.

3.Закрепление материала.……………………….……………………..3 мин.

4.Домашнее задание.

1. Организационный момент.

Уч-ль: Приветствие. Проверка присутствующих.

Уч-к: Встают. Дежурный называет отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания.

Опрос:

У: Строение костей? (1 человек).

О: Снаружи все кости покрыты надкостницей (за исключением соединительных поверхностей). Надкостница – тонкая соединительнотканная оболочка, богатая нервами и кровеносными сосудами. Её толщина 0,1-0,8 мм.

Кости (по строению) делятся на два типа. Первый тип круглые трубчатые кости. Такие кости имеют вид трубки полой внутри. В полостях трубчатых костей находится соединительная ткань, богатая жиром – жёлтый костный мозг (не участвует в процессе кроветворения). Концы трубчатых костей утолщены (головки трубчатых костей = эпифизы) и не имеют полости. Головки трубчатых костей (эпифизы) образованы губчатым веществом. Губчатое вещество состоит из костных пластинок, расположенных в направлении наибольшей нагрузки. Промежутки между пластинками заполнены красным костным мозгом (является кроветворным органом). Примером такого типа костей могут послужить, кости конечностей.

Второй тип костей – плоские губчатые . Они состоят из наружного плотного и внутреннего губчатого вещества, что значительно уменьшает их массу. Плоские губчатые кости представляют собой две пластинки, между которыми губчатое вещество. К этим костям относятся лопатки, тазовые кости, рёбра, кости черепной коробки, позвонки.

В состав костей скелета человека входят неорганические и органические вещества. Неорганические вещества (65-70%) – это соли кальция и фосфора; придают костям твёрдость. Органические вещества (30-35%) обеспечивают костям эластичность и упругость.

У: Типы соединения костей?(1 человек).

О: Первый тип – неподвижное (непрерывное) соединение костей. Между костями черепа (швы черепа); между костями таза; между берцовыми костями голени. Характеризуется образованием по краям костей выемок, которые плотно входят друг в друга.

Второй тип – полуподвижное = хрящевое соединение (полусустав). Кости соединены хрящевыми прокладками. Например, хрящевые прокладки между позвонками позвоночного столба.

Третий тип – подвижное = прерывное соединение (сустав). Части сустава: суставные поверхности костей, покрытые хрящом (головка одной кости и суставная впадина другой); суставная сумка – прикрепляется по краям суставных поверхностей и объединяет кости в сустав; суставная полость – щелевидное пространство, заполненное синовиальной жидкостью (уменьшает трение). Вспомогательные образования суставов: суставные связки – прикрепляются к костям, ограничивают движение в суставе, предохраняют сустав от вывиха; диски и мениски – хрящевые прокладки между поверхностями костей.

У: Отличие скелета человека от скелета млекопитающих животных? (1 человек).

О:

№     

п/п

                     Человек

 

 

 

              Млекопитающее животное

1

Человек характеризует вертикальное положение тела, опирающегося только     на нижние конечности

      Млекопитающие животные опираются                    на      четыре конечности

2

Позвоночник имеет изгибы, которые во время быстрых и резких движений пружинят и смягчают толчки

           Позвоночник изгибов не имеет

3

Грудная клетка расширена в стороны

            Грудная клетка сжата с боков

4

Кости пальцев подвижны, так как рука        – орган труда

                               --

5

Большой палец кисти руки противопоставлен другим, что очень важно для различных видов работ (колка дров, сборка ручных часов и т. д.)

                               --

6

У человека пояс нижних конечностей широк и имеет вид чаши. Он служит опорой для внутренних органов брюшной полости

               У млекопитающих животных таз                  значительно уже, так как не                       испытывает  подобных нагрузок,                 связанных    с прямохождением

7

Человек имеет массивные кости нижних конечностей, так как именно ноги несут на себе всю тяжесть тела

                              --

8

Стопа имеет сводчатое строение, что позволяет пружинить при ходьбе, беге, прыжках.

                              --                    

9

В черепе мозговой отдел преобладает над лицевым, что связано с большим, развитием головного мозга

                   В черепе лицевой отдел                            преобладает над мозговым

Контроль знаний:

I. Вариант.

1. Строение костей?

О: (смотрите выше).

2. Отличие скелета человека от скелета млекопитающих животных?

О: (смотрите выше).

II. Вариант.

1. Типы соединения костей?

О: (смотрите выше).

2. Значение (функции) опорно-двигательного аппарата?

О: Опорная функция: скелет удерживает в определённом положении все органы, принимает на себя всю тяжесть тела.

Защитная функция: скелет и мышцы ограничивают полости, в которых расположены внутренние органы. Головной мозг расположен в полости черепа, спинной мозг – в позвоночном канале. Сердце и лёгкие защищены грудной клеткой и мышцами груди и спины; органы брюшной полости (желудок, кишечник, почки защищены нижним отделом позвоночника, костями таза, мышцами спины и живота).

Скелет и мышцы – органы движения человека. Скелет является пассивным органом движения, так как к нему прикрепляются мышцы. Мышцы – активный орган движения.

Кроветворная функция. Клетки крови (эритроциты и лейкоциты) и кроветворные пластинки – тромбоциты образуются в красном костном мозге, который находится в головках трубчатых костей в промежутках между костными пластинками.

Участие в обмене минеральных солей.

Костная ткань (разновидность соединительной ткани) является складом минеральных веществ организма. В костях находится весь Са и Р организма и около половины Mg и Na. При необходимости кости способны отдавать вещества данных химических элементов в кровь, поддерживая тем самым постоянство ее состава (гомеостаз).

3. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3.1.Скелетные мышцы, их строение.

У: Мышцы – активная часть опорно-двигательного аппарата. Они удерживают тело в вертикальном положении, позволяют принимать различные позы (демонстрация 1 и 2 слайдов). Масса скелетной мускулатуры у взрослого человека составляет 20-35% массы тела.

Каждая мышца состоит из параллельных пучков поперечно-полосатых мышечных волокон. Каждый пучок и вся мышца снаружи покрыта тонкой соединительной оболочкой.

Каждое мышечное волокно так же имеет снаружи тонкую оболочку, а внутри него находятся многочисленные тонкие сократительные нити – миофибриллы и большое количество ядер. Миофибриллы, в свою очередь состоят из тончайших нитей двух типов – тонких и толстых. Они образованы различными видами белка (актином и миозином). Они образуют на поперечном разрезе мышечного волокна чередующиеся тёмные и светлые полосы – это можно увидеть под микроскопом. Поэтому скелетную мышечную ткань и называют полосатой (демонстрация 3 слайда «Строение мышцы»).

Скелетные мышцы у человека и высших животных состоят из волокон двух типов: красных и белых. Они различаются составом и количеством миофибрилл, а главное особенностями сокращения. Белые мышечные волокна быстро сокращаются, но быстро устают; красные волокна сокращаются медленнее, но могут оставаться в сокращённом состоянии долго. Преобладание тех или иных типов волокон зависит от функции мышц.

Мышцы выполняют большую работу, поэтому они богаты кровеносными сосудами (снабжение О2, питательными веществами, вынос продуктов обмена).

Мышцы крепятся к костям с помощью нерастяжимых сухожилий, которые срастаются с надкостницей. Обычно крепятся выше, а другим концом ниже сустава.

3.2. Группы мышц, их функции

У: По расположению на теле человека мышцы можно разделить на три основные группы: мышцы головы, мышцы туловища и мышцы конечностей (демонстрация 4 и 5 слайдов «Основные группы мышц» рисунок + таблица).

Мышцы головы делятся (по функциям) в свою очередь на два типа. Жевательные мышцы приводят в движение нижнюю челюсть (благодаря креплению к черепу и нижней челюсти). Мимические мышцы крепятся к коже лица, формируя мимику человека (борозды и складки). Они расположены вокруг ротового, носовых отверстий, глазниц и наружного слухового прохода (демонстрация 6 слайда «Мышцы головы»).

Мышцы шеи удерживают голову в равновесии, участвуют в движении головы и шеи, а также процессов глотания и произнесения звуков.

Мышцы туловища (мышцы грудных стенок, живота и спины). Межрёберные мышцы и диафрагма, изменяют объём грудной клетки, играют важную роль в дыхании. Мышцы живота образуют стенки брюшной полости, в которой находятся многие внутренние органы (защита). Сокращаясь, участвуют в сгибании позвоночника, в дыхательных движениях, влияют на работу внутренних органов. В области спины мышцы расположены в несколько слоёв. Большинство из них участвуют в движении позвоночника назад (разгибании) и в стороны (глубоки мышцы спины). Поверхностные мышцы туловища (трапециевидная и широчайшая мышца спины) участвуют в движении головы, верхних конечностей и грудной клетки.

Мышцы пояса верхних конечностей приводят в движение руку в плечевом суставе. Важнейшая среди них дельтовидная – отвод руки до горизонтального положения при сокращении. Двуглавая мышца сгибает руку в локтевом суставе, а трёхглавая – разгибает. Мышцы, сгибающие, разгибающие и поворачивающие бёдра, начинаются на тазовых костях, другим же концом крепятся к бедренной кости. Например, большая ягодичная мышца разгибает бедро в тазобедренном суставе. Портняжная мышца самая длинная (до 50 см) располагается на бедре. Четырёхглавая мышца бедра разгибает голень в коленном суставе и сгибает бедро в тазобедренном суставе (демонстрация 7 слайда «Мышцы туловища и конечностей»).

4. Первичное закрепление.

Фронтальная беседа:

У: Мышцы это...?

О: активная часть опорно-двигательного аппарата.

У: Из чего состоит скелетная мышца?

О: из поперечно-полосатых мышечных волокон.

У: Из чего состоит мышечное волокно?

О: из миофибрилл

У: На какие два типа делятся мышечные волокна?

О: на белые и красные мышечные волокна.

У: Чем они различаются?

О: белые мышечные волокна быстро сокращаются, но быстро устают; красные волокна сокращаются медленнее, но могут оставаться в сокращённом состоянии долго.

У: С помощью чего мышцы крепятся к костям?

О: с помощью нерастяжимых сухожилий

У: На какие три группы делятся мышцы человеческого тела?

О: мышцы головы, туловища и конечностей.

У: На какие группы делятся мышцы головы в зависимости от выполняемых функций?

О: на мимические и жевательные мышцы.

У: Какие функции выполняют мышцы туловища?

О: участвуют в дыхании, сгибании позвоночника, в движении головы и верхних конечностей, а так же выполняют защитную функцию.

У: Какие мышцы сгибают и разгибают руку в локтевом суставе?

О: двухглавая – сгибает, трёхглавая – разгибает.

У: Назовите самую длинную мышцу нашего тела?

О: портняжная

У: Где она располагается?

О: на бедре.

5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

У: откройте дневники, запишите домашнее задание: стр. 106-111 (пересказ).

6. Рефлексия (подведение итогов занятия)

У: что мы сегодня изучали? Что нового вы узнали? Что было интересно, что не очень интересно? Что вызвало у вас затруднения и почему?

Дополнительная информация

У: а вы знаете кто такой Иван Максимович Поддубный

О: нет, расскажите нам.

У: Иван Максимович Поддубный — российский спортсмен (греко-римская борьба), профессиональный борец, атлет, артист цирка, заслуженный артист России (1939), заслуженный мастер спорта(1945). Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1939).

Имя знаменитого борца Ивана Максимовича Поддубного, не исчезавшее с афиш в течение почти полувека, хорошо знают во многих странах мира. Сын хлебороба, простой черноморский грузчик, он со временем стал "королем цирковой арены", боролся на крупнейших манежах Европы, Азии, Африки и Америки. Самые большие залы Лондона и Парижа, Рима и Берлина, Будапешта и Нью-Йорка аплодировали, восторженно приветствуя «Чемпиона чемпионов». Это звание ему присудила народная молва, так называли благодарные ценители его таланта.  Много громких имен давали ему его поклонники: "Иван непобедимый", "Гроза чемпионов", "Человек-гора", “Русский богатырь”, “Иван Железный”. На протяжении десятков лет Поддубный одерживал блистательные победы почти над всеми сильнейшими профессиональными борцами мира.

Иван Максимович Поддубный родился 8 октября  1871 года в бедной семье землепашцев, в бывшей Полтавской губернии, в селе Красенивке, неподалеку от Золотоноши, которая в то время была уездным городком (ныне это Чернобаевский район Черкасской области). Его отец, потомственный запорожский казак, Максим Иванович, имел небольшое хозяйство. С детства Ваня (старший сын) был приучен к тяжелой крестьянской работе и с 12 лет батрачил, с ним росли три брата и три сестры. Рос он так же, как и все крестьянские дети. Вместе с отцом и братьями будущий чемпион с мальчишеских лет пахал землю, молотил рожь, метал стога. Простота крестьянского уклада жизни, нелегкий физический труд заложили в характере мальчика необыкновенное упорство, помогли накопить могучую силу, которыми впоследствии прославился русский самородок.

Вес род Поддубных обладал крепким здоровьем и колоссальной физической силой, необычайной выносливостью. Отец Ивана был богатырского роста и обладал геркулесовой силой: один, без всякого напряжения, поднимал пятипудовые мешки с зерном и бросал их на телегу. Да и Ваня уродился весь в отца: в 15 лет не боялся схватиться с ним в борьбе на кушаках, а в 16 лет он легко пригибал к земле корову за рога.

Мама Ивана Поддубного, Анна Даниловна, красиво пела, происходила из старинной казацкой семьи Науменко, их род славился своим долголетием. Говорят, дед Ивана по линии матери, бывший солдат, отслужив в армии 25 лет, дожил до 120. У Вани также был тонкий музыкальный слух. В детстве по воскресеньям и на праздники он пел в церковном хоре.

Когда Ивану исполнилось 22 года, он решил оставить родной дом и уехать на заработки в Крым. Кто-то посоветовал ему поехать на юг страны, где можно неплохо заработать грузчиком в Севастопольском порту. Так Поддубный и сделал: он устроился в грузовую фирму "Ливас". По шестнадцать часов в сутки он проводил на трапах, перетаскивая грузы. Работал легко, быстро, с шутками. Здесь даже самые бывалые из его коллег разевали рты от изумления, когда он взваливал на плечи громадный ящик, что не под силу было и троим, поднимался во весь свой огромный рост и шагал верх по дрожащим сходням. Через полгода работы слава о силе грузчика разнеслась во всех портах Крыма.

В 1895 году грузовая фирма переехала в Феодосию. Вскоре судьба свела Ивана Максимовича с двумя учениками мореходных классов Антоном Преображенским и Василием Васильевым - заядлыми спортсменами, страстными поклонниками тяжелой атлетики. Они стали убеждать его заняться спортом. Сначала Иван скептически относился к этим разговорам, но Преображенский подарил Ивану автобиографию знаменитого атлета Карла Абса. Поддубного в этой книге заинтересовало то, как автору постоянными тренировками удалось увеличить свою природную силу втрое. И в это время он начал увлекаться физическими упражнениями. Прочитав книги по тяжелой атлетике и борьбе, Иван составил для себя программу ежедневных тренировок. Занимался гимнастикой, прыжками, делал упражнения с гирями, гантелями, по утрам, после зарядки, бегал, обливался холодной водой, ставил дыхание. Он отказался от излишеств в еде,  установил часы приема пищи и строго их соблюдал. Отказался от курения и спиртных напитков.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мышцы, их строение и функции

Автор: Джумагулова Гулия Естемесовна

Дата: 04.04.2018

Номер свидетельства: 464986

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) ""«Мышцы, строение, функции, работа»"
    ["seo_title"] => string(34) "myshtsy_stroieniie_funktsii_rabota"
    ["file_id"] => string(6) "450294"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1516101721"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Кости и мышцы нижней конечности"
    ["seo_title"] => string(35) "kosti_i_myshtsy_nizhnei_konechnosti"
    ["file_id"] => string(6) "584292"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1625048980"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Строение и функции кожи "
    ["seo_title"] => string(27) "stroieniie-i-funktsii-kozhi"
    ["file_id"] => string(6) "216667"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433093911"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Скелет, мышцы, суставы. Кожа "
    ["seo_title"] => string(30) "skieliet-myshtsy-sustavy-kozha"
    ["file_id"] => string(6) "193034"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427555615"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Презентация  "Строение и работа мышц" "
    ["seo_title"] => string(42) "priezientatsiia-stroieniie-i-rabota-myshts"
    ["file_id"] => string(6) "242427"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445453094"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства