Цель урока: выяснить особенности мышечной системы человека, связанные с вертикальным положением и трудом.
Задачи урока:
Раскрыть принцип расположения мышц по отношению к суставам; показать, что мышцы вместе с костями образуют рычаги
Дать элементарное понятие физиологии мышечного сокращения и утомления
Продолжить формирование умения сравнивать, анализировать, выделять главное. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью
Формы организации учебной деятельности:
комбинированный урок с применением компитентностно - ориентированным подходом.
Оборудование:
мультимедийные комплекс ,презентация «строение и функции мышечной ткани», видеоролики.
План урока:
Психолог настрой на урок
биологическая разминка
Изучение нового материала
Закрепление
Мозговой штурм
Домашнее задание
Ход урока.
Психологический настрой (Пожелания) 1-2 мин
Проверка пройденного материала 10 мин
Биологическая разминка (Работа по карточкам) 5 минут
Грудная клетка
Позвоночник
Скелет верхних конечностей
Мозговой отдел черепа
Пояс верхних конечностей
Скелет нижних конечностей
Лицевой отдел черепа
Пояс нижних конечностей
Отдел является стержнем, опорой для всего скелета
Отдел скелета, в который входят скуловые и новые кости
Отдел скелета, выполняющий защитные функции по отношению к головному мозгу
Отдел скелета, в который входят лучевые и плечевые кости
Отдел скелета, в который входят кости таза
Отдел является опорой для скелета верхних конечностей
Отдел скелета, в который входят бедренные кости
Отдел скелета, в который входят рёбра и грудина
Ответы: 1 – 2; 2-7; 3-4; 4-3; 5-8; 6-5; 7-6; 8-1.
Работа по вопросам( Слайд) 5 минут
Учитель ставит классу следующие вопросы:
Почему не рекомендуется ездить на жеребятах верхом?
Почему у человека при падении чаще всего бывает сломана малая берцовая кость?
Почему накладывают шину на два отдела, расположенных рядом с повреждённым?
Зачем под шину подкладывают мягкую подкладку?
Почему кости пожилых людей более подвержены переломам?
Какие свойства костей обеспечивают их прочность и сравнительную лёгкость?
При раскопках в кургане был обнаружен скелет. Как определить по остаткам скелета пол человека?
Изучение нового материала 18 мин
1. Вставить в текст пропущенные слова. (работа с литературой.) 6 мин
1 группа. Функционально мышцы подразделяют на произвольные и непроизвольные. Произвольные мышцы состоят из поперечнополосатой мышечной ткани и сокращаются по воле человека (произвольно). Это мышцы головы, туловища, конечностей, языка, гортани и др. Непроизвольные мышцы состоят из гладкой мышечной ткани и располагаются в стенках внутренних органов, кровеносных сосудов, в коже. Сокращения этих мышц не зависят от воли человека (сокращение непроизвольное)
2 группа. Если скелетные мышцы проводят возбуждение с большой скоростью и сокращаются быстро, то сокращение гладких мышц осуществляется более медленно и возбуждение передается более медленно
видеоролик мышцы
1 группа. Дать общую характеристику "Строение мышцы". Ученики работают с литературой. 6 мин
Входят мышечные волокна, которые располагаются обычно параллельно друг другу и объединяются в пучки. Отдельные мышечные пучки и вся мышца имеют тонкую соединительнотканную оболочку, а группы мышц или отдельные мышцы покрыты более плотной оболочкой - фасцией. Мышцы оканчиваются сухожилиями, при помощи которых они прикрепляются к костям, и снабжены кровеносными сосудами и нервами.
2.группа. Дать общую характеристику "ФОРМЫ МЫШЦ"
Простейшей является веретенообразная форма мышц: различают утолщенную среднюю часть - брюшко и два конца, из которых верхний обычно является началом (неподвижная точка мышцы), а нижний - прикреплением (подвижная точка мышцы).. Подвижный конец может прикрепляться к костям не только в одной точке, но и в двух (двуглавая мышца), трех (трехглавая) и более точках. Мышцы никогда не сокращаются поодиночке, они всегда действуют группами.
видеоролики: 1 мышцы, 1 мышцы 2.
2. Работа в группах. (учащиеся презентуют работу, защищают проект) 6 мин
учащиеся 1 группы работают по возбудимости, сократимости.
учащиеся второй группы работают по растяжимости, эластичности.
физминутка. 1-2
IV. Мозговой штурм. 10 мин
При помощи каких мышц выражаются эмоции
Каковы главные свойства мышечной ткани
При раскопках в кургане был найден скелет, может ли опытный анатом по костям скелета решить, был ли тот спортсменом, грузчиком, или человеком ведущим малоподвижный образ жизни
Замечено, что человек по разному падает: когда споткнётся, то падает вперёд, а когда поскользнется – назад. Как объяснить это явление?
Учитель вызвал ученика к доске, но тот прежде чем встать, наклонился над партой вперёд, и только затем выпрямился и вышел к доске. Может ли человек встать, не наклоняясь вперёд?
V . Рефлексия. На информационной карте урока отметьте «сердечком», ту часть урока которая вам больше всего понравилось. 1 мин
VI. Домашнее задание. Подготовить проект мышцы глаза, их функции. Сравнить мышцы гладкие с поперечнополосатыми. 2 мин
Мозговой штурм.
При помощи каких мышц выражаются эмоции
Каковы главные свойства мышечной ткани
При раскопках в кургане был найден скелет, может ли опытный анатом по костям скелета решить, был ли тот спортсменом, грузчиком, или человеком ведущим малоподвижный образ жизни
Замечено, что человек по разному падает: когда споткнётся, то падает вперёд, а когда поскользнется – назад. Как объяснить это явление?
Учитель вызвал ученика к доске, но тот прежде чем встать, наклонился над партой вперёд, и только затем выпрямился и вышел к доске. Может ли человек встать, не наклоняясь вперёд? (если не отвечают на какие то вопросы, это будет проблемой для решения её на следующем уроке)