Урок разработан по УМК В, В. Пасечника. Является повторительно- обощающим по теме " Молекулярный уровень организации жизни". Класс делится на 2 команды. На заранее отпечатанных листочках командам выдаются задания. Дается определенное время на обдумывание. После чего засчитываются или нет баллы команде. В конце урока подводятся итоги. Выигравшая командв вся получает пятерки. Из проигравшей учитель оценивает только активно работающих и правильно отвечающих.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Задание 5.( 10 минут) – 6 баллов. Найдите биологические ошибки в тексте. Объясните, почему так считаете.
1 команда
Нуклеиновые кислоты.
Свое название нуклеиновые кислоты получили из-за того, что были впервые обнаружены в цитоплазме клетки.
Различают три разновидности нуклеиновых кислот. Наиболее важной нуклеиновой кислотой является ДНК. Молекула ДНК – это одноцепочечная спирально-закрученная полимерная молекула. Мономером ДНК являются нуклеотиды. Различают 20 видов нуклеотидов. Основная биологическая функция ДНК состоит в том, что она катализирует химические реакции в живых клетках, т.е.является ферментом.
2 команда
Белки.
Белок – это полимер. Мономерами белка являются нуклеотиды в количестве четырех. Различаются мономеры белка только радикалами. Белок имеет 4 структуры. Первичная структура – это спираль полипептида. Вторичная структура – это последовательность мономеров. Третичная структура – это конфигурация полипептидной спирали в пространстве, глобула. Четвертичная структура бывает у всех белков и представляет собой соединение нескольких белковых молекул. Главная биологическая функция белка – это хранение и передача наследственной информации.
Задание 6. Объяснить термины( 5 минут – 4 балла)
1 команда
2 команда
Комплементарность - ………..
Денатурация -………….
Полимер -……………..
Мономер -…………….
Пептидная связь -…………….
Водородная связь - ……….
Бактериофаг - ………..
Макромолекула -……….
Задание 7( 3 минуты – 4 балла)
1 команда
2 команда
Установите правильную последовательность образования структур в белковой молекуле.
А) Заворачивание спирали полипептида в глобулу( сложную пространственную структуру)
Б)Формирование пептидных связей между аминокислотами.
В)Соединение нескольких молекул белка вместе.
Г)Образование водородных связей между витками спирали полипептида
Установите правильную последовательность образования молекулы ДНК.
А) Две цепи ДНК спирально закручиваются относительно друг друга
Б) Соединение нуклеотидов друг с другом
В)Формирование водородных связей между комплементарными азотистыми основаниями противоположных цепей ДНК
Г) Двуцепочечная спираль ДНК
закручивается относительно воображаемого центра
Задание 8. Блиц – турнир( 1 вопрос – 1 бал) – 13 минут
1. Нуклеотид, комплементарный гуанину
2. Химический элемент, присутствие которого делает из дезоксирибозы - рибозу.
3. Основная биологическая функция углеводов
4. Молекула, химическую реакцию которой катализирует фермент
5. Основная биологическая функция РНК
6. О какой функции белков свидетельствует тот факт, что инсулин и адреналин – это белки?
7. Полисахарид, являющийся основным запасным веществом в растениях
8. Числовая задача: к количеству АК в белке прибавить количество разновидностей нуклеиновых кислот и разделить полученное число на 2. Какое число получится?
9. Числовая задача: количество нуклеотидов в ДНК умножить на количество структур в белке и вычесть число 3. Какое число получится?
10. Неклеточная форма жизни?
11. Название химического вещества, которое мы кладем в чай, чтобы он стал сладким?
К какой группе углеводов относится данное вещество?
12. На основании какого физического свойства липиды являются основным строительным материалом мембран клеток?
13. Полезны ли бактериофаги для человека? Ответ поясните?
14. Какой углевод составляет основную массу древесины?
15. Какая функция у белков главная?
16. Назовите причины денатурации белков.
17. Как переводится с латинского языка слово « вирус»?
18. Какой углевод запасается в печени и мышцах человека и животных?
19. О какой функции белков свидетельствует процесс свертывания крови?
20. Почему для каждой химической реакции необходим свой фермент?( т. е. не существует универсальных ферментов)
21. Заболевания, связанные с недостатком витамина?
22. Какой факт свидетельствует о том, что первичная структура является в белке главной?
23. Почему белков на нашей планете больше, чем звезд в галактике?
24. Объясните название класса органических веществ «углеводы».
Подведение итогов командной игры, выставление оценок.( 2 минуты)