kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Многообразие земноводных. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа позволит рассмотреть систематику, строение и значение амфибий, продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой, анализировать текст, заполнять таблицу, делать обобщения, высказывать свою точку зрения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Многообразие земноводных. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных»

Урок биологии

7 класс

Тема: «Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.»

Цель: рассмотреть систематику, строение и значение амфибий. продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой, анализировать текст, заполнять таблицу, делать обобщения, высказывать свою точку зрения;

закрепление положительного отношения к земноводным.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку, раздаточный материал, видеофрагменты «Тритон», «Червяги», «Ядовитые лягушки»,



Ход урока

1.Организационный момент.

2.Проверка ранее усвоенных знаний.

Работа по карточкам.

Карточка №1.

Выберите правильные утверждения

Поставьте + в графе верного утверждения

У самцов лягушек во время кваканья сильно раздуваются барабанные перепонки.



Кожа у жаб частично ороговевает.



Тритоны живут в воде, а размножаются на суше.



Среди земноводных самое крупное животное – нильский крокодил.



В скелете земноводных отсутствует грудная клетка.



Глаза земноводных имеют подвижные веки.



У всех земноводных между пальцами задних ног имеются плавательные перепонки.



Выпуклые глаза и ноздри у амфибий находятся на возвышенности, что помогает им, не выходя из воды, дышать и ориентироваться в окружающем пространстве.



Глаза у многих земноводных помогают проталкивать к глотке захваченную пищу.



Сердце у бесхвостых амфибий трехкамерное, а у хвостатых – двухкамерное.



Сердце у головастиков лягушек и жаб двухкамерное, кровь у них течет по одному кругу кровообращения.



Укажите правильные ответы

В шейном отделе позвоночника земноводных:

3 позвонка;



2 позвонка;



1 позвонок.



Передний мозг земноводных по сравнению с таким же рыб:

более крупный, разделен на два полушария;



более крупный, но без разделения на полушария;



не претерпел изменений.



Орган слуха амфибий состоит из:

внутреннего уха;



внутреннего и среднего уха;



внутреннего, среднего и наружного уха.



Карточка №2.

Отметьте части тела лягушки.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.







3.Актуализация опорных знаний.

«Ну, кто, говорит, что лягушки уроды!

Он должен, наверно себе уяснить:

Законы свои у суровой природы,

И главная цель у животного – жить.

Прыгунья, пловчиха – в воде и на суше,

Наряд у лягушки удобен и прост.

Зачем под водой ей пушистая шерстка?

И прыгать мешал бы искрящийся хвост.

Я знаю. Что в сказке «Царевна-лягушка»

Есть скрытный, но ясный для всех недосказ,

Что кто-то под шкуркой лягушки-болотной

От злобы царевну-красавицу спас.

Сказал ей: «Царевна, побудь ка лягушкой!

Веселый и добрый лягушки народ.

В воде и на суше лягушечья шкурка

От зависти черной тебя сбережет

И стала лягушкой царевна из сказки,

А ставши лягушкой, мы знаем - спаслась.

И черные силы старались напрасно,

Как в сказке, царевне судьба удалась.

А сколько лягушек – бесчисленно много,

Их можно считать и считать без конца

Отдали науке лягушечьи ного,

На пользу науки – отдали сердца.

И если случайно лягушку ты встретишь,

То тихо скажи ей: «лягушка, прости!»

Погладь осторожно прохладную лапку.

На волю, как в сказке, ее отпусти!»


О чем пойдет речь сегодня на уроке?


4.Изучение нового материала.

Класс земноводных насчитывает около 2400 современных видов, объединенных в три отряда: Хвостатые, Бесхвостые и Безногие. Самое крупное земноводное (около 1,5 м длиной) – исполинская саламандра – живет в горных речках Восточного Китая и Японии.

Работа в группах

Задание 1группе..

Изучить материал, написать краткое эссе, обменяться информацией.

Отряд Бесхвостые земноводные, как показывает название, объединяет земноводных, лишенных хвоста во взрослом состоянии и имеющих прыгательные задние ноги. В мире известно около 3500 видов. В нашей стране обитают лягушки, жабы и квакши.

Лягушки, живущие на территории Евразии, - бурые и зеленые. Бурые - травяная и остромордая — весной появляются очень рано, как только сойдет снег, и отличаются от зеленых не только бурой окраской, но и негромким урчанием. Зеленые лягушки - прудовая и озерная - весной пробуждаются позже бурых, когда растает лед на прудах, озерах и заводях, и заявляют о себе громким кваканьем самцов.

Жабы  легко отличаются от лягушек по грубой коже, покрытой бугорками. Кожа жаб выделяет едкую жидкость, которая вызывает раздражение, попадая в глаза или рот. Если это случится, следует немедленно промыть их чистой холодной водой. 


Рассказы о том, что кожные выделения жаб вызывают у человека появление бородавок, лишены всякого основания.

Жабы активны в темное время суток, а днем прячутся в различные убежища. Задние конечности жаб короче, чем у лягушки. В связи с этим жабы хуже прыгают.

Благодаря хорошо развитым легким и сухой коже жабы могут жить вдали от водоемов и только на период размножения уходят в воду. Они поселяются в огородах, на полях, в лесах, парках и приносят человеку большую пользу, истребляя различных вредителей культурных растений.

В южных областях европейской части, на Кавказе и на Дальнем Востоке встречаются маленькие лягушки длиной 4-5 см - квакши. Увидеть их почти невозможно, так как живут они... на деревьях. Но кричат они очень громко. Вниз спускаются весной для икрометания и осенью - на зимовку.

Задание 2группе..

Изучить материал, написать краткое эссе, обменяться информацией.


Отряд Хвостатые земноводные объединяет земноводных, имеющих длинный хвост и короткие ноги. Они передвигаются при помощи ног, волнообразных движений туловища и хвоста. Известно около 350 видов хвостатых земноводных.

Из них наиболее известны тритоны.

Весной у тритонов развивается вдоль спины волнистый гребень, который служит для увеличения кожного дыхания. Особенно высокий он у самцов. Летом тритоны выходят на сушу и ведут скрытный образ жизни неподалеку от различных водоемов (в старых пнях, ямах и других влажных убежищах). В период наземной жизни гребень у тритона не развит.

В лесах Карпатских гор и на Кавказе живут саламандры. Их кожные выделения ядовиты. Окраска обыкновенной саламандры предостерегающая - черная, с яркими желтыми пятнами.

Безногие земноводные объединяют примерно 55 видов тропических червяг, большинство из которых ведет подземный образ жизни. По-видимому, это очень древние земноводные, дожившие до наших дней благодаря приспособленности к роющему образу жизни.


Задание 3группе..

Изучить материал, написать краткое эссе, обменяться информацией.

Значение и охрана земноводных . Земноводные играют большую роль в природе, входя в цепи питания, и большинство их полезны для человека. Они поедают много различных вредителей растений. Особенно полезны жабы, так как часто поселяются на огородах и здесь истребляют голых слизней. Зеленые лягушки истребляют множество личинок и куколок кровососущих комаров. Взрослые земноводные питаются подвижной животной пищей. Основной пищей лягушкам, жабам, квакшам служат многочисленные насекомые, слизни, пауки, многоножки, черви.

Сами земноводные являются объектами питания некоторых птиц, млекопитающих. Так, лягушек и других земноводных едят аисты, цапли, барсуки, енотовидные собаки, ежи и некоторые рептилии.

В некоторых странах люди используют в пищу крупных саламандр и лягушек, а в США, например, их разводят на специальных фермах, как карпов в прудах. Франция вынуждена ввозить в свою страну съедобных лягушек, так как численность собственных земноводных здесь резко сократилась.

Ученые используют лягушек для многочисленных опытов в биологических лабораториях. Осенью их отлавливают и содержат в ваннах при пониженной температуре. В состоянии оцепенения лягушки не нуждаются в пище, и для опытов всегда есть живой материал.

Этим страдалицам науки поставлены памятники. Первый памятник лягушке, страдающей ради науки, был поставлен в Сорбонне – всемирно известном Парижском университете. Еще один памятник лягушке был сооружен в Токио на средства, собранные студентами-медиками.

И еще одно практическое значение для человека имеют земноводные: их тонкие влажные покровы очень чувствительны к загрязнению, поэтому если в водоеме есть земноводные, значит, вода в нем чистая. Отсутствие земноводных – это один из признаков неблагополучия в водоеме.

Всех земноводных следует не только всемерно охранять.

Нельзя загрязнять различные мелкие водоемы, ибо в них как раз могут размножаться земноводные. Во многих странах изданы специальные законы, запрещающие их истребление. Иногда принимаются даже специальные меры, ограждающие их от гибели. Так, в некоторых странах с интенсивным автомобильным движением устраивают под автодорогами специальные тоннели, по которым могут передвигаться лягушки, меняющие места обитания.

Многие виды амфибий стали редкими и нуждаются в строгой охране. В Красную книгу внесены камышовая жаба, кавказская крестовка, малоазиатский тритон и уссурийский когтистый тритон.

5.Обмен информацией в группах.

6.Презентация.

7. Закрепление изученного материала.

Заполнить таблицу.
Отряды земноводных

  Название отряда 

   Признаки отряда

    Представители










8.Рефлексия.

Вывод:

Земноводные - холоднокровные животные, приспособленные к жизни в наземно-воздушной и водной средах. Как у всех наземных позвоночных, у них имеются парные конечности и легкие. У взрослых сердце трехкамерное, они имеют два круга кровообращения. Органы зрения и слуха приспособлены функционировать в воздушной среде. Водные черты земноводных проявляются в том, что у них откладка икры и развитие личинок происходит в воде. У взрослых в дыхании участвует голая слизистая кожа. Поэтому земноводные придерживаются влажных местообитаний

9.Домашнее задание.

§




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Дудник Валентина Николаевна

Дата: 21.07.2016

Номер свидетельства: 337840

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Многообразие земноводных.  Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных."
    ["seo_title"] => string(110) "mnoghoobraziie-ziemnovodnykh-znachieniie-ziemnovodnykh-v-prirodie-i-v-zhizni-chielovieka-okhrana-ziemnovodnykh"
    ["file_id"] => string(6) "306187"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458062905"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Конспект урока  биологии "
    ["seo_title"] => string(25) "konspiekt-uroka-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "197602"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428259094"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "«Общая характеристика класса земноводные.  Внешнее и внутреннее                              строение лягушки. "
    ["seo_title"] => string(97) "obshchaia-kharaktieristika-klassa-ziemnovodnyie-vnieshnieie-i-vnutriennieie-stroieniie-liaghushki"
    ["file_id"] => string(6) "178151"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424782132"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Многообразие  и значение земноводных "
    ["seo_title"] => string(42) "mnoghoobraziie-i-znachieniie-ziemnovodnykh"
    ["file_id"] => string(6) "108694"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403807230"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) ""Путешествие  в страну земноводных" "
    ["seo_title"] => string(38) "putieshiestviie-v-stranu-ziemnovodnykh"
    ["file_id"] => string(6) "159606"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421927854"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства