kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в природе и жизни человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок расчитан на учащихся 7 класса. Является обобщающим в теме "Моллюски". Целью данного урока  является использование интерактивных форм и методов работы, обощение знаний учащихся об особенностях строения и процессов жизнедеятельности моллюсков, формирование у учащиехся умения частично-поисковой деятельности, осмысление и решение проблемных ситуаций, умения делать обобщение и выводы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в природе и жизни человека»

Тема урока. Многообразие моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека.

Цель: раскрыть особенности основных классов, которые объединяет тип Моллюски, многообразие видов и их значение в биоценозах.

Оборудование: коллекция раковин моллюсков, рисунки, таблицы «Моллюски», презентация «Многообразие моллюсков».

Тип урока: обобщающий.

ХОД УРОКА.

Учитель. Добрый день ребята! Посмотрите в окно. Погода сегодня не очень хорошая. Холодно, ветрено, сыро. Но мы сами создаём настроение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Ну вот, я думаю, что настроение изменилось. Покажите на смайликах свое настроение. Спасибо. На протяжении предыдущих уроков мы изучали представителей типа Моллюски. Мы многое узнали, и сегодня должны систематизировать полученные знания. Как вы считаете, какая цель нашего занятия (учащиеся определяют цель урока). Да, сегодня на уроке, мы продолжим изучение живых организмов, когда-то населяющих только водный мир, а сейчас встречающихся на суше. Наш урок мы посвятим многообразию моллюсков. Наша задача не только закрепить знания по этой теме, но и научиться делиться своими знаниями с окружающими. Чтобы настроиться на работу я предлагаю вас следующее упражнение. Вы будете передавать друг другу раковину моллюска рода Рапана. Тот, у кого в руках раковина, называет термин, ассоциацию, связанные с моллюском (возможные варианты – раковина, мантия, перламутр, жемчуг и т.д.), тот кому передали раковину дает определение и называя свой термин передает раковину дальше.

Молодцы! Мы вспомнили термины, и теперь чтобы продолжить работу нам необходимо определить систематическое положение Моллюсков. На доске вы видите термины, попробуйте их систематизировать т.е. расположить в логической последовательности. Составьте схему в своих листах самоконтроля. Один человек у доски составляет схему. Обменяйтесь листками самоконтроля (следует самопроверка и выставление баллов). Молодцы! Систематическое положение мы определили, но чтобы отправиться в путешествие, необходимо пройти контроль, так как в пути нам нужны будут знания. Я предлагаю вам следующий вид работы. Вам необходимо выбрать правильные суждения и разместить их на графике ответов в листе контроля. Если вы согласны с утверждением ставите «+», если не согласны – ставите «-« (один учащийся выполняет задание у доски).

1.Тело всех моллюсков мягкое.

2.Все моллюски имеют двухстороннюю симметрию.

3.У всех моллюсков, за исключением двухстворчатых, есть голова.

4.Все моллюски имеют раковину или ее остатки, скрытые в коже.

5.Кровеносная система моллюсков замкнутая.

6.Моллюски имеют хорошо развитые органы осязания.

7.Все тело моллюсков снаружи покрыто кожной складкой – мантией.

8.Все моллюски растительноядные животные.

9.Морские гребешки и мидии используются в пищу человеком.

10.Некоторые виды моллюсков бывают промежуточными хозяевами паразитических червей.

(учащиеся обмениваются работами и проверяют правильность выполнения друг у друга, за каждую ошибку снимают один балл, подсчитывают баллы и выставляют в листах самоконтроля).

Учитель. Вы все прошли контроль. И мы можем отправляться дальше. Следующее наше задание «Угадай-ка». Каждая команда получает карточку с изображением животных (по одному представителю двустворчатых, брюхоногих, головоногих). Вам необходимо, определить к какой группе он относиться, дать краткую характеристику, назвать отличительные признаки представителей данного класса. Оценивает каждое выступление команда-рецензент. Будьте объективны и доброжелательны (после того как учащиеся определят моллюска, на экран выводятся слайды, учащиеся называют систематическую группу и дают характеристику, указывая основные отличительные черты). Каждой команде за ответ вручается жетон.

Учитель. С биологической точки зрения раковина моллюска является внешним скелетом организма. Немногое в природе может соперничать с раковиной по красоте, выраженной в гармонии формы, цветовой палитры и разнообразию. Раковины моллюсков служат справочным материалом для исследователя, и в этом плане они столь же необходимы, как книги в библиотеке. Давайте и мы побудим в качестве исследователей. Что же может рассказать раковина? Итак, следующее задание. У вас на каждом столе находятся раковины моллюсков. Что вы можете рассказать об обитателях этих раковин (каждая группа определяет класс моллюсков, возраст, окраска, приспособленность к среде обитания). Молодцы! Я думаю, что из вас могут получиться настоящие исследователи природы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Учитель. Ну, вот мы отдохнули, и можем двигаться дальше. Что может быть удивительнее, чем мир живой природы. У каждого организма свои загадки и тайны. Каждая группа получила опережающее задание по классам типа Моллюски. Вы должны нас удивить! Кто же сможет удивить нас сильнее всех? И следующее, в ходе рассказа делайте в листах самоконтроля пометки о значении моллюсков.

Выступление команд.

Я думаю выступающие нас убедили в огромном значении Моллюсков. Так какую же роль они выполняют в природе и в жизни человека. Что вы отметили? (обсуждение). Мы видим как положительные, так и отрицательные моменты. Но что поделать, в живой природе выживают более сильные и приспособленные. А уж то, что они достаточно хорошо приспособлены, мы с вами убедились. Так чьё же сообщение вам понравилось больше всего? Почему?

Учитель. Ребята, а сейчас я вам прочитаю интересную притчу. Давайте обсудим её.

Глупыш-птенец на берегу морском

Случайно стал свидетелем отлива

И целый час из лужи терпеливо

Носил по капле «морю на прокорм».

Узнав об этом, грозный царь морей

Растрогался и за труды пичужке

Достал из перламутровой ракушки

Жемчужину – мечту земных царей.

Нов тот же миг, из туч раздался гром,

И забурлили воды в быстрых реках:

«Тебе мы служим, господин, от века,

Но ты нас не дарил таким добром!

Тебе мы всюду собираем дань –

С земли и с неба каждое мгновенье,

В сравненье с нашим, дар той пташки – дрань!»

На это отвечал им царь морской:

«Вы не дары – долги мне отдаете;

Что принесли, то вскоре заберете.

Птенцу ж во мне корысти никакой.

Мой дар ему – не за глоток воды,

Не много пользы мне от этой капли.

Он подарил мне море доброты»

Мораль нам всем понятна и проста;

Дороже всех сокровищ ДОБРОТА!

Учитель. Исходя из притчи, ка мы должны относиться ко всему живому на Земле, в то числе и к обитателям морского дна. Мы выяснили, что моллюски очень важны и их надо беречь. Многие из них находятся на грани гибели и людям стоит задуматься об их охране. На сегодня в Красную книгу занесены 123 вида моллюсков. А ведь занесение в Красную книгу – это сигнал, что животные терпят бедствие.

Вот и заканчивается наше удивительное путешествие. Наступает время подведение итогов. Но прежде запишите домашнее задание. Повторить параграф 19, подготовить мини-проект «В защиту моллюсков». А сейчас, выскажите свои впечатления. Итак…

Мне понравилось….

Сегодня я узнал….

Было интересно….

Было трудно…

Я выполнял задание…

Я понял что…

Я научился…

Теперь я могу…

У меня получилось…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Спасибо! А сейчас переверните лист самоконтроля, у вас есть шкала оценивания.

Если вы набрали от____до_____, получили «5»;

Если набрали от____до____получили «4»;

Если набрали от____до_____ получили «3».

Поднимите руки, кто получил «5», кто «4», а «3». Молодцы! Вы сегодня хорошо работали. Спасибо за урок!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в природе и жизни человека

Автор: Леонова Ольга Ефимовна

Дата: 06.02.2016

Номер свидетельства: 289228

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в природе и жизни человека"
    ["seo_title"] => string(73) "mnogoobrazie_molliuskov_znachenie_molliuskov_v_prirode_i_zhizni_cheloveka"
    ["file_id"] => string(6) "645301"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1707329537"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "конспект урока и презентация по теме "Многообразие и значение моллюсков""
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekturokaipriezientatsiiapotiemiemnoghoobraziieiznachieniiemolliuskov"
    ["file_id"] => string(6) "266813"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450257505"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Карта-схема урока по теме Многообразие и значение моллюсков""
    ["seo_title"] => string(69) "karta_skhiema_uroka_po_tiemie_mnoghoobraziie_i_znachieniie_molliuskov"
    ["file_id"] => string(6) "464003"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1522241270"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Осьминоги, кальмар, каракатица. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.»"
    ["seo_title"] => string(147) "os-minoghi-kal-mar-karakatitsa-osobiennosti-ikh-stroieniia-pieriedvizhieniie-pitaniie-poviedieniie-rol-v-biotsienozie-i-praktichieskoie-znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "279111"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453197413"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока по биологии "Многообразие моллюсков, их значение в природе и в жизни человека" "
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-po-biologhii-mnoghoobraziie-molliuskov-ikh-znachieniie-v-prirodie-i-v-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "114200"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411368509"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства