Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в природе и жизни человека
Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в природе и жизни человека
Урок расчитан на учащихся 7 класса. Является обобщающим в теме "Моллюски". Целью данного урока является использование интерактивных форм и методов работы, обощение знаний учащихся об особенностях строения и процессов жизнедеятельности моллюсков, формирование у учащиехся умения частично-поисковой деятельности, осмысление и решение проблемных ситуаций, умения делать обобщение и выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учитель. Добрый день ребята! Посмотрите в окно. Погода сегодня не очень хорошая. Холодно, ветрено, сыро. Но мы сами создаём настроение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Ну вот, я думаю, что настроение изменилось. Покажите на смайликах свое настроение. Спасибо. На протяжении предыдущих уроков мы изучали представителей типа Моллюски. Мы многое узнали, и сегодня должны систематизировать полученные знания. Как вы считаете, какая цель нашего занятия (учащиеся определяют цель урока). Да, сегодня на уроке, мы продолжим изучение живых организмов, когда-то населяющих только водный мир, а сейчас встречающихся на суше. Наш урок мы посвятим многообразию моллюсков. Наша задача не только закрепить знания по этой теме, но и научиться делиться своими знаниями с окружающими. Чтобы настроиться на работу я предлагаю вас следующее упражнение. Вы будете передавать друг другу раковину моллюска рода Рапана. Тот, у кого в руках раковина, называет термин, ассоциацию, связанные с моллюском (возможные варианты – раковина, мантия, перламутр, жемчуг и т.д.), тот кому передали раковину дает определение и называя свой термин передает раковину дальше.
Молодцы! Мы вспомнили термины, и теперь чтобы продолжить работу нам необходимо определить систематическое положение Моллюсков. На доске вы видите термины, попробуйте их систематизировать т.е. расположить в логической последовательности. Составьте схему в своих листах самоконтроля. Один человек у доски составляет схему. Обменяйтесь листками самоконтроля (следует самопроверка и выставление баллов). Молодцы! Систематическое положение мы определили, но чтобы отправиться в путешествие, необходимо пройти контроль, так как в пути нам нужны будут знания. Я предлагаю вам следующий вид работы. Вам необходимо выбрать правильные суждения и разместить их на графике ответов в листе контроля. Если вы согласны с утверждением ставите «+», если не согласны – ставите «-« (один учащийся выполняет задание у доски).
1.Тело всех моллюсков мягкое.
2.Все моллюски имеют двухстороннюю симметрию.
3.У всех моллюсков, за исключением двухстворчатых, есть голова.
4.Все моллюски имеют раковину или ее остатки, скрытые в коже.
5.Кровеносная система моллюсков замкнутая.
6.Моллюски имеют хорошо развитые органы осязания.
7.Все тело моллюсков снаружи покрыто кожной складкой – мантией.
8.Все моллюски растительноядные животные.
9.Морские гребешки и мидии используются в пищу человеком.
10.Некоторые виды моллюсков бывают промежуточными хозяевами паразитических червей.
(учащиеся обмениваются работами и проверяют правильность выполнения друг у друга, за каждую ошибку снимают один балл, подсчитывают баллы и выставляют в листах самоконтроля).
Учитель. Вы все прошли контроль. И мы можем отправляться дальше. Следующее наше задание «Угадай-ка». Каждая команда получает карточку с изображением животных (по одному представителю двустворчатых, брюхоногих, головоногих). Вам необходимо, определить к какой группе он относиться, дать краткую характеристику, назвать отличительные признаки представителей данного класса. Оценивает каждое выступление команда-рецензент. Будьте объективны и доброжелательны (после того как учащиеся определят моллюска, на экран выводятся слайды, учащиеся называют систематическую группу и дают характеристику, указывая основные отличительные черты). Каждой команде за ответ вручается жетон.
Учитель. С биологической точки зрения раковина моллюска является внешним скелетом организма. Немногое в природе может соперничать с раковиной по красоте, выраженной в гармонии формы, цветовой палитры и разнообразию. Раковины моллюсков служат справочным материалом для исследователя, и в этом плане они столь же необходимы, как книги в библиотеке. Давайте и мы побудим в качестве исследователей. Что же может рассказать раковина? Итак, следующее задание. У вас на каждом столе находятся раковины моллюсков. Что вы можете рассказать об обитателях этих раковин (каждая группа определяет класс моллюсков, возраст, окраска, приспособленность к среде обитания). Молодцы! Я думаю, что из вас могут получиться настоящие исследователи природы.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Учитель. Ну, вот мы отдохнули, и можем двигаться дальше. Что может быть удивительнее, чем мир живой природы. У каждого организма свои загадки и тайны. Каждая группа получила опережающее задание по классам типа Моллюски. Вы должны нас удивить! Кто же сможет удивить нас сильнее всех? И следующее, в ходе рассказа делайте в листах самоконтроля пометки о значении моллюсков.
Выступление команд.
Я думаю выступающие нас убедили в огромном значении Моллюсков. Так какую же роль они выполняют в природе и в жизни человека. Что вы отметили? (обсуждение). Мы видим как положительные, так и отрицательные моменты. Но что поделать, в живой природе выживают более сильные и приспособленные. А уж то, что они достаточно хорошо приспособлены, мы с вами убедились. Так чьё же сообщение вам понравилось больше всего? Почему?
Учитель. Ребята, а сейчас я вам прочитаю интересную притчу. Давайте обсудим её.
Глупыш-птенец на берегу морском
Случайно стал свидетелем отлива
И целый час из лужи терпеливо
Носил по капле «морю на прокорм».
Узнав об этом, грозный царь морей
Растрогался и за труды пичужке
Достал из перламутровой ракушки
Жемчужину – мечту земных царей.
Нов тот же миг, из туч раздался гром,
И забурлили воды в быстрых реках:
«Тебе мы служим, господин, от века,
Но ты нас не дарил таким добром!
Тебе мы всюду собираем дань –
С земли и с неба каждое мгновенье,
В сравненье с нашим, дар той пташки – дрань!»
На это отвечал им царь морской:
«Вы не дары – долги мне отдаете;
Что принесли, то вскоре заберете.
Птенцу ж во мне корысти никакой.
Мой дар ему – не за глоток воды,
Не много пользы мне от этой капли.
Он подарил мне море доброты»
Мораль нам всем понятна и проста;
Дороже всех сокровищ ДОБРОТА!
Учитель. Исходя из притчи, ка мы должны относиться ко всему живому на Земле, в то числе и к обитателям морского дна. Мы выяснили, что моллюски очень важны и их надо беречь. Многие из них находятся на грани гибели и людям стоит задуматься об их охране. На сегодня в Красную книгу занесены 123 вида моллюсков. А ведь занесение в Красную книгу – это сигнал, что животные терпят бедствие.
Вот и заканчивается наше удивительное путешествие. Наступает время подведение итогов. Но прежде запишите домашнее задание. Повторить параграф 19, подготовить мини-проект «В защиту моллюсков». А сейчас, выскажите свои впечатления. Итак…
Мне понравилось….
Сегодня я узнал….
Было интересно….
Было трудно…
Я выполнял задание…
Я понял что…
Я научился…
Теперь я могу…
У меня получилось…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Спасибо! А сейчас переверните лист самоконтроля, у вас есть шкала оценивания.
Если вы набрали от____до_____, получили «5»;
Если набрали от____до____получили «4»;
Если набрали от____до_____ получили «3».
Поднимите руки, кто получил «5», кто «4», а «3». Молодцы! Вы сегодня хорошо работали. Спасибо за урок!