kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии "Многообразие моллюсков, их значение в природе и в жизни человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет      Биология.   Класс         7

          Базовый учебник   Н.И.Сонин «Многообразие живых организмов»

Тема урока: «Многообразие моллюсков, их  значение в природе и в жизни человека»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: создать условия для закрепления знаний учащихся  о строении моллюсков, усвоения и понимания  знаний  об их многообразии, выяснить практическое значение полученных знаний.

Задачи урока:

1.Обучающие

  -  узнавать и различать основные классы моллюсков, их особенности;

           - знать моллюсков, занесенных в Красную книгу Вологодской области;

          -  учить работать с различными информационными ресурсами, определять главное в данной информации,  

- организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний при решении вопросов,                                   возникающих у обучающихся по данной теме.

            2.Развивающие:

 - Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников познавательных компетенций                                                                          (умение участвовать в поисковой, творческой, практической деятельности, работать в группе и самостоятельно;

- развивать восприятие как умение наблюдать, воображение как основу для решения творческих задач, мышление                                          как умение анализировать, обобщать, речь как умение характеризовать объект окружающего мира, рассуждать,

             поддерживать учебный диалог

            3. Воспитательные:

 - воспитывать чувство ответственности каждого учащегося за собственную деятельность, деятельность всего                   класса, группы, воспитывать интерес к предмету, открытию новых знаний.

Структура урока:

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3.Изучение нового материала

4.Закрепление

5.Рефлексия

6.Домашнее задание

 Необходимое оборудование: раковины моллюсков, учебник «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс, ноутбуки, лист ватмана, раздаточный и информационный материал.

Ожидаемые результаты:

Личностные

-формирование положительного отношения и интереса к изучению окружающего мира;

-понимания причин собственной успешности (не успешности); чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе над общим проектом.

Предметные

-расширение у обучающихся представлений о моллюсках, их многообразии, значении.

Метапредметные

регулятивные

-использование на практике простейших правил планирования своей деятельности (выбор цели - выбор средств е? достижения- создание проекта- оценка результата);

-формирование понимания, что цель любой деятельности связана с конечным результатом.

познавательные

-установление причинно-следственных связей, развитие умения получать, фиксировать информацию в различных формах.

коммуникативные

-адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;

-формирование умения договариваться и приходить к общему решению в

совместной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Многообразие моллюсков, их значение в природе и в жизни человека" »



Урок по биологии в 7 классе


( Программа Н.И.Сонина)


«Многообразие моллюсков,

их значение в природе и в жизни человека»












Предмет Биология. Класс 7

Базовый учебник Н.И.Сонин «Многообразие живых организмов»

Тема урока: «Многообразие моллюсков, их значение в природе и в жизни человека»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: создать условия для закрепления знаний учащихся о строении моллюсков, усвоения и понимания знаний об их многообразии, выяснить практическое значение полученных знаний.

Задачи урока:

1.Обучающие

- узнавать и различать основные классы моллюсков, их особенности;

- знать моллюсков, занесенных в Красную книгу Вологодской области;

- учить работать с различными информационными ресурсами, определять главное в данной информации,

- организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний при решении вопросов, возникающих у обучающихся по данной теме.

2.Развивающие:

- Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников познавательных компетенций (умение участвовать в поисковой, творческой, практической деятельности, работать в группе и самостоятельно;

- развивать восприятие как умение наблюдать, воображение как основу для решения творческих задач, мышление как умение анализировать, обобщать, речь как умение характеризовать объект окружающего мира, рассуждать,

поддерживать учебный диалог

3. Воспитательные:

- воспитывать чувство ответственности каждого учащегося за собственную деятельность, деятельность всего класса, группы, воспитывать интерес к предмету, открытию новых знаний.

Структура урока:

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3.Изучение нового материала

4.Закрепление

5.Рефлексия

6.Домашнее задание


Необходимое оборудование: раковины моллюсков, учебник «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс, ноутбуки, лист ватмана, раздаточный и информационный материал.


Ожидаемые результаты:

Личностные

-формирование положительного отношения и интереса к изучению окружающего мира;

-понимания причин собственной успешности (не успешности); чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе над общим проектом.

Предметные

-расширение у обучающихся представлений о моллюсках, их многообразии, значении.

Метапредметные

регулятивные

-использование на практике простейших правил планирования своей деятельности (выбор цели - выбор средств еѐ достижения- создание проекта- оценка результата);

-формирование понимания, что цель любой деятельности связана с конечным результатом.

познавательные

-установление причинно-следственных связей, развитие умения получать, фиксировать информацию в различных формах.

коммуникативные

-адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;

-формирование умения договариваться и приходить к общему решению в

совместной деятельности.





Ход урока



Этапы урока. Задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Организационный момент

Проверить готовность учащихся к уроку.

Добрый день, ребята!

На столах у вас лежат цветочки, выберите тот, который соответствует вашему настроению, и поставьте его в общую вазу. Спасибо! Какой нарядный и веселый букет у нас с вами получился.

- И настроение чудесное - подстать.

Так разрешите мне урок с улыбочки начать.

Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Самоопределение к деятельности




Выбирают цветок и демонстрируют своё настроение.

(Приложение №1 «Букет настроений»)

2.Актуализация знаний

- вспомнить особенности строения, жизнедеятельности и значение моллюсков.

Слово учителя.

По дорожке лезут рожки
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко
Рожки спрятались опять.


Правильно! Улитка относится к Типу…



На прошлом уроке мы изучили тему «Моллюски. Строение и жизнедеятельность»

Сейчас мы проведем биологическую разминку по изученной теме.



Отгадка: (улитка).




…Моллюски.






- Биологическая разминка: игра «Да» и «Нет» (Приложение №2)


3.Целеполагание






















4.Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

(Учитель вывешивает на доске таблички с целями и задачами на урок)













5.Изучение нового материала





















6.Закрепление

Скажите, а на какие классы делятся моллюски?



Можете назвать представителей каждого класса?


Значит, проблема у нас есть, эта проблема и будет темой нашего урока.

Кто может её сформулировать?




Попытайтесь сформулировать цель урока.








Какие задачи будем решать на уроке? Что бы вы хотели узнать?








Чтобы работа над темой была более плодотворной, поделим её на всех. Прошу выбрать листочек с темой вашей самостоятельной работы.






Сейчас вы 10 - 12 минут самостоятельно открываете знания: сначала индивидуально работаете каждый по своей теме, затем всю информацию в ходе ваших мини докладов объединяете в один общий проект под названием «Страна Малакология» (наука, изучающая моллюсков).



Где вы можете найти информацию?





В результате деятельности обучающихся получается «продукт» проект «Страна Малакология»





Молодцы, вы очень продуктивно потрудились и видите результат своей работы.

А сейчас мы закрепим полученные знания, выполнив задание.

(Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие).





нет



Многообразие моллюсков.





Дети формулируют цель урока (познакомиться с разнообразием моллюсков, их значением в природе и жизни человека)





- изучить многообразие моллюсков,

- углубить знания о значение моллюсков в природе и в жизни человека,

- выяснить, существуют ли моллюски, занесенные в Красную книгу Вологодской области

- оценить себя, свои знания



Кл.Брюхоногие

Кл.Двустворчатые

Кл.Головоногие

Рекорды моллюсков

Моллюски, занесенные в Красную книгу Вологодской области

(выбирают для себя тему)














Работа с учебником, дополнительной литературой, Интернет – ресурсами.

(Приложение №3)

Самостоятельная работа


Учащиеся собирают нужную информацию, оформляют на листе А- 4, прикрепляют на общий лист ватмана. Во время заслушивания определенной темы, остальные участники проекта выполняют записи в тетради в виде конспекта.



А. От частного к общему 1. Беспозвоночное, мидия, многоклеточное, двустворчатое.

2. Моллюск, кальмар, животное, головоногое.

3. Брюхоногое, Прудовик, животное, беспозвоночное.

Б. Четвертый лишний

1. Перловица, прудовик, беззубка, мидия.

2. Кальмар, каракатица, наутилус, прудовик.

3. Лужанка, тридакна, медуза, осьминог.

В. Терминология

1. Малакология (наука о моллюсках).

2. Радула (язык с теркой в ротовой полости)


6. Итог урока

За прошедшие миллионы лет моллюски заселили всю Землю. По количеству видов они занимают второе место после насекомых.

Вы познакомились и узнали: насколько многообразны, удивительны, а иногда и таинственны моллюски, какую роль они играют в природе и жизни человека.

Известно около 130 000 видов ныне живущих моллюсков и примерно 50 000 видов вымерших. В Красную книгу России занесены: 42 вида моллюсков, из них 15 видов занесены в Международную Красную книгу. За последние 400 лет полностью исчезли с лица Земли 291 вид моллюсков. В настоящий момент под угрозой исчезновения находятся 938 видов моллюсков.

Встретив этих животных в природе, не стремитесь уничтожать их, а понаблюдайте за ними, и вы узнаете много нового и интересного для себя!


7.Рефлексия

Продолжи предложение…



(Приложение №4)

8.Возвращение к цели урока










9.Домашнее задание

1. Прочитай цель урока.

2. Достиг ли ты цели урока? В какой степени?
3. Оцени свою работу на уроке по пятибалльной системе

4. Выбери домашнее задание исходя из степени успешности работы на уроке и запиши его в дневник.








Приложение №5




10. Конец урока

Хотели бы вы заменить в конце урока свой цветочек на другой? Ваше настроение поменялось?



Прекрасный день!

Урока подошел конец.

Пусть каждый скажет про себя:

Какой я молодец!



 Учитель объявляет оценки.


Добавляют в вазу цветок, если настроение изменилось.






Приложение №1


«Букет настроений»

Красный – восторженное

Оранжевый – радостное, теплое

Желтый – светлое, приятное

Зеленый – спокойное

Синий – грустное

Фиолетовый – тревожное, напряженное

Черный - унылое


Приложение №2


Игра «ДА» и «НЕТ»


1.Тело моллюсков состоит из туловища и ноги.

2.Наружный слой раковины образован тончайшими пластинками извести.

3.Некоторые моллюски не имеют раковины.

4.Нервная система моллюсков образована нервными стволами, соединенными перемычками.

5.Органы дыхания – жабры, у наземных представителей – легкие.

6.Кровеносная система замкнутая.

7.Все моллюски растительноядные животные.

8.Органы выделения моллюсков – почки.

9.Все моллюски – гермафродиты.

Приложение №3 Дополнительная информация


Класс Брюхоногие моллюски

- Брюхоногие, или улитки – самый богатый представителями класс моллюсков – 90 000 видов.

- Размеры их изменяются от 2-3 мм. до 60 см. Форма тела брюхоногих весьма разнообразна.

-Тело разделено на голову, туловище и ногу с широкой ползательной подошвой.

- Обитают не только в морях и пресных водоемах, но и на суше.

- Брюхоногие раздельнополые и гермафродиты.

- Питаются животными и растениями, а также гниющими веществами.

-Брюхоногие моллюски играют большую роль в пищевых цепях.



Прудовик малый является промежуточным хозяином печеночного сосальщика — опасного паразита человека и сельскохозяйственных животных.

Виноградная улитка — наземный брюхоногий моллюск. Объедая почки и листья виноградной лозы, наносит вред виноградникам. В ряде стран Европы используется в пищу.

Слизни имеют вытянутое лишенное раковины и покрытое слизью тело. Повреждают плоды и листья многих культурных растений.








Класс Головоногие моллюски

- Класс Головоногие – наиболее высокоорганизованная группа моллюсков, их около 700 видов.

- Это организмы от 1 см. до 18 м, свободноплавающие, реже ползающие, очень подвижные хищники.

- Тело головоногих с резким разделением на голову и туловище. Одна часть их ноги превращена в щупальца с присосками, которые находятся на голове и окружают ротовое отверстие, другая часть образует воронку.

- Головоногие обитают в морях и океанах, как в толще воды, так и около дна.

- Туловище покрыто мускулистой складкой – мантией. Вода попадает в мантийную полость через имеющуюся спереди щель, а затем при резком сокращении мышц выбрасывается через воронку. Животное, таким образом получает обратный толчок и движется реактивно, задним концом вперёд.

- Головоногие моллюски раздельнополы. Размножаются обычно один раз в жизни, после чего погибают.




Осьминоги — обычно донные животные. Каждый осьминог охраняет свой охотничий участок, атакуя пришельцев. Перед дракой они меряются щупальцами, прикладывая их друг к другу, меньший и слабейший уступает.

Наутилусы -   Это единственный ныне живущий головоногий моллюск с наружной раковиной, спирально закрученной, выложенной перламутром. Раковина заполнена газом и служит поплавком.

Кальмары имеют обтекаемое торпедообразное тело, что позволяет им двигаться с большой скоростью «хвостом» вперёд, основной способ движения — реактивный. Кровь у кальмара голубая, этот цвет объясняется присутствием в крови меди.










Класс Двустворчатые моллюски.

- Насчитывают 15 000 видов, обитающих в морской и пресной воде.

-Их раковина состоит из двух створок, соединенных на вершине. Они – двустороннесимметричные животные.

- Тело продолговатое, сплюснутое с боков, состоит из туловища и ноги. Нога обычно имеет клиновидную форму. У подвижных видов она может высовываться из раковины и зарываться в грунт водоема, подтягивая за собой все животное.

- Тело покрыто мантией, между её складками, образуется мантийная полость.




Мидии – имеют темную раковину из двух створок, одна сторона которых почти прямая, а другая – выпуклая. Считается деликатесом.


Устрицы – неподвижные морские моллюски, во многих странах ценятся как деликатес


Жемчужница - раковина вытянута на переднем или на обоих концах замочного края в виде ушков. Нога тонкая, цилиндрическая. Около 30 видов этого рода живут почти исключительно в морях жаркого пояса, держатся на небольшой глубине (3-15, обыкновенно 5-8 саженей), или просто лежа на мягком грунте. Жемчужницы служат предметом значительного промысла, как ради находимого в них жемчуга, так и перламутрового слоя раковины.










Моллюски, занесенные в Красную книгу Вологодской области



Жемчужница европейская была обнаружена в Вологодской области в бассейне Рыбинского водохранилища, на реке Молога.

Вид обитает в холодных быстрых реках с чистой мягкой водой, бедной органическим веществом.

Крупный двустворчатый моллюск (длина раковины до 9 - 12 см.). Снаружи раковина темно – коричневая или черная, удлиненная, слабо выпуклая. Перламутровый слой толстый, белый с розоватым оттенком, часто с зелеными пятнами. Биофильтраторы, каждый моллюск пропускает через себя более 50 л воды в сутки, что дает возможность очистить ее до кристальной прозрачности.





Слизень черно - синий

Моллюски в вытянутом состоянии достигают 150—200 мм длины, со стройным, сужающимся к заднему концу телом, подвижные, с прочной грубой кожей. Слизь бесцветная.

Окраска тела зависит от возраста животного: молодь светло кремового или коричневого цвета, у взрослых тело темно-серого или черного цвета. Боковые полосы подошвы темно- серые или черные, срединная полоса белая.

Днем скрывается под корой и в дуплах старых деревьев, под камнями, валежником, ночью ползает по земле и стволам деревьев. Предпочитает леса с развитым подлеском и густым травяно - кустарничковым ярусом.

Общая продолжительность жизни около трех лет.









Рекорды моллюсков.


Тридакна – настоящий исполин среди двустворчатых моллюсков. Они достигают 1,5 метра в диаметре и весят более 300 кг. В старину среди ныряльщиков – ловцов жемчуга ‑ за тридакной закрепилось название «моллюск-убийца». Если нога или рука ныряльщика случайно попадёт между створок, моллюск стремительно захлопнет раковину и человек может погибнуть. Раковины местные жители используют как сосуды для пресной воды.

Гигантские кальмарыголовоногие моллюски. Их тело вместе со щупальцами - до 18 метров. Самый громадный кальмар, который был выловлен, весил около 2 тонн. Гигантский кальмар – самое «большеглазое» из всех животных Земли: диаметр его глаз достигает 50 см.

Корабельный червь - Тередо. Тело этого двустворчатого моллюска сильно вытянуто (почти до двух метров), а вот раковина совсем маленькая (короче тела в 30-40 раз). Эта раковина и «работает» сверлом, проделывая дыры в древесине, делая её непригодной для использования. Поглощает опилки.

Гигантский австралийский трубач  является крупнейшим в мире брюхоногим моллюском. Высота раковины достигает 91 см, а её масса с моллюском — до 18 кг. Большинство же раковин достигают длины около 25 см.












Приложение №4 Рефлексия

- Сегодня я узнал (а)…

- Меня удивило то, что...

- После урока я расскажу свои друзьям о...

- Ещё мне хотелось бы узнать...

- Знания, полученные на уроке, я могу использовать в...

- Лучше всех на уроке работал...

- Урок дал мне для жизни…

- Работать над проектом мне …

- Достиг ли ты цели урока?

- Самым трудным на уроке было…












Приложение №5 Домашнее задание


Выбери домашнее задание, исходя из степени успешности работы на уроке, и запиши его в дневник:

  1. Прочитаю материал в учебнике.

  2. Выполню творческое задание:

а) найду интересный материал о каком-либо моллюске

б) отгадаю кроссворд

в) составлю кроссворд с ответами из названий моллюсков,

г) подберу загадки о моллюсках,

д) подумаю над вопросом: какие меры по охране моллюсков можно предложить?

е) напишу сочинение «Если бы моллюски могли говорить, о каких своих проблемах они рассказали бы людям?»

3. Ничего не буду делать, т. к. тема совсем не интересная!








Кроссворд к домашнему заданию



Решить кроссворд:

По горизонтали: 1. Пресноводный двустворчатый моллюск. 2. Часть раковины улитки. 3. Двустворчатый моллюск, переселившийся из Черного моря в реки Европы. 4. Часть тела улитки. 5. Распространенное название брюхоногих моллюсков. 6. Наземная улитка. 7. Съедобный двустворчатый моллюск. 8. Пресноводный двустворчатый моллюск. 9. Дальневосточный морской моллюск. 10. Часть раковины. 11. Язык брюхоногих моллюсков, вооруженный зубами. 12. Отверстие раковины. 13. Защитное образование моллюсков, выделяемое клетками мантии.

По вертикали: 1. Брюхоногий моллюск. 2. Пресноводная улитка с длинной дыхательной трубкой. 3. Трубочка, соединяющая мантийную полость двустворчатых моллюсков с окружающей средой. 4. Крупная наземная тропическая улитка. 5. Мелкая улитка. 6. Моллюск, слизь которого используется для приготовления краски "королевский пурпур". 7. Ископаемый моллюск, имевший спиральную раковину. 8. Моллюск — вредитель полевых и ягодных культур. 9. Двустворчатый моллюск — обитатель слабопроточных водоемов. 10. Хищный моллюск, уничтожающий устриц. 11. Моллюск, обладающий ядовитыми железами и зубами. 12. Головоногий моллюск.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мальцева Светлана Витальевна

Дата: 22.09.2014

Номер свидетельства: 114200

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "конспект урока и презентация по теме "Многообразие и значение моллюсков""
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekturokaipriezientatsiiapotiemiemnoghoobraziieiznachieniiemolliuskov"
    ["file_id"] => string(6) "266813"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450257505"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Карта-схема урока по теме Многообразие и значение моллюсков""
    ["seo_title"] => string(69) "karta_skhiema_uroka_po_tiemie_mnoghoobraziie_i_znachieniie_molliuskov"
    ["file_id"] => string(6) "464003"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1522241270"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект  урока  на тему "Биотические связи в природе" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-biotichieskiie-sviazi-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "186666"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426404061"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства