kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Осьминоги, кальмар, каракатица. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Осьминоги, кальмар, каракатица. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.»

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с многообразием головоногих моллюсков.

2.Раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности головоногих моллюсков.

3.Показать их значение в природе и жизни человека.

Задачи

Образовательные:

-Изучить особенности строения  и жизнедеятельности головоногих моллюсков.

-Раскрыть роль головоногих моллюсков в природе и практическое значение для человека.

Развивающая:

Развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обосновывать особенности строения головоногих моллюсков в связи со средой их обитания.

Воспитательная:

Воспитывать любовь ко всему живому через раскрытие роли головоногих моллюсков в природе и жизни человека.

Структура урока

  1. Организационный момент 1 мин
  2. Психологический настрой 1 мин
  3. Актуализация знаний 7 мин
  4. Изучение новой темы 10 мин
  5. Закрепление новой темы 15 мин
  6. Вторичное закрепление (лист обратной связи) 5 мин
  7. Сообщение учащихся 5 мин
  8. Рефлексия  1 мин
  9. Домашнее задание 1 мин

 

Ход урока

1.Организационный момент (2 мин)

Эпиграф к уроку:

Друзья мои! Я очень рад!

Войти в приветливый ваш класс

И для меня же награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю; в классе каждый гений,

Но без труда талант не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сочиним урок.

2.Приветствие (психологический настрой)

Ребята чтобы настроится наурока, разрешите мне подарить частичку своего тепла. Я желаю чтобы сегодня на уроке у вас было хорошее настроение. Далее дети друг другу говорят пожелания на урок.

Ребята прошу вас разделится на группы. В самом начале ученики садятся по своим рядам в большие группы из парт. Далее при помощи жребия происходит деление на группы.

Для этого прошу вас подойти к парте и взять листы с указанными рисунками, образуются три группы Кальмары, Каракатицы, и Осьминоги. (В коробочке жребий)

Ну ребята, продолжим дальше наш урока. Устный опрос по презентации

1.Как называется сладка  кожи тела у моллюсков?

Ответ: Мантия

2. Между телом и мантией находится ?

Ответ: Мантийная полость

3.Какие особенности появились в пищеварительной системе моллюсков?

Ответ: Ротовая полость – глотка с языком (покрытая острыми зубчиками-терка) – пищевод – желудок с железой (печень)– средняя и задняя кишка – анальное отверстие.

4.У моллюсков впервые появляется особая железа?

Ответ: Печень

5.Особенности кровеносной системы у моллюсков?

Ответ: Кровеносная система открытого типа, имеют двухкамерное (у брюхоногих) и трехкамерное (у двустворчатых) сердце. У большинства кровь бесцветная, только у головоногих кровь голубого цвета.

6.Как осуществляется дыхание у моллюсков?

Ответ:Моллюски обитающие на суше дышат легкими, моллюски которые обитают в воде дышат жабрами находящимися под мантией.

7.Виды брюхоногих моллюсков?

Ответ: Горошинка, шаровка, лужанка, прудовик, катушки, виноградная улитка, голый слизень

8.Нервная система моллюсков?

Ответ: Сложное скопление нервных узлов образует мозг, узлового типа.

9.Виды двустворчатых моллюсков?

Ответ: Мидии, беззубки,  устрицы, морские гребешки, жемчужницы

10.Главная функция и значение двустворчатых моллюсков?

Ответ:Фильтраторы воды. Устрица за час отфильтровывает 10 л воды, также пища для многих рыб, деликатесы, объекты промысла (пуговицы, бусы, украшения, кормовая мука), ракушечник – пористый известняк в строительстве.

11. Какие классы входят в тип Моллюски.

Ответ: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.

3.Изучение новой темы

-Задача нашего урока: выяснить не только строение головоногих моллюсков на примере трех видов, но и поговорить о том, также какую роль они играют в природе и в жизни человека. Сообщаю цель и тему урока: Тема: «Осьминоги, кальмар, каракатица. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.»

Ученик: Легенда о «Кракене» морском чудовище с щупальцами (сообщение учащегося, опережающее задание по новой теме)

В фольклоре скандинавских народов с незапамятных времен известна легенда о кракене - огромном чудовище, живущем в море и держащем в своих щупальцах всю землю. В минуту плохого настроения он занимается тем, что губит мореплавателей, втягивая их в свои владения вместе с судном. Легенды о морском чудовище гигантских размеров бытовали среди моряков несколько столетий. В октябре 1873 года трое рыбаков – двое взрослых и двенадцатилетний мальчик – ловили сельдь в районе острова Ньюфаундленд. Вдруг они заметили огромный предмет, проплывающий мимо. Решив, что это обломок корабля, рыбаки стали грести к нему, и один из них ударил его багром. «Обломок» ожил, выбросил над водой две гигантские руки – щупальца и обхватил ими баркас. Затем чудовище стало погружаться в воду, увлекая за собой лодку.

Рыбаков сковал ужас. Лодка быстро наполнилась водой. Еще несколько секунд, и они бы пошли на дно. Но двенадцатилетний мальчик – его звали Том Пикот – оказался более смелым, чем взрослые мужчины. Он схватил топор и обрубил оба щупальца. Лодка выпрямилась. Кальмар выпустил из своего тела какую-то темно-фиолетовую жидкость, от которой вода вокруг лодки сразу потемнела. Мальчик был готов продолжать борьбу, но чудовище, не возобновив атаки, стало погружаться в воду и скрылось.

Перепуганные рыбаки изо всех сил гнали лодку к берегу. Они привезли домой два обрубка щупалец. Эти щупальца – одно из самых ценных приобретений зоологической науки того времени. С этого момента началось действительно научное изучение кракена.

Вот такая легенда известна нам издавна, которая гласит о появлении чудовищ в море с щупальцами.

Рассказ учителя:

И как обычно мы переходим к систематике. Составляем систематику вместе с детьми по головоногим моллюскам. И проверяем по слайду.

Надцарство Клеточные

    Империя Эукариоты

        Царство Животные

           Подцарство Многоклеточные

               Тип Моллюски

                    Класс Головоногие моллюски

                           Род Кальмар

                                Вид Тихоокеанский кальмар

                           Род Осьминог

                                 Вид Обыкновенный осьминог

                           Род Каратица

                               Вид Лекарственная каракатица

Головоногие – самые необычные, крупные, хищные и самые совершенные из моллюсков. Головоногие достигли высокой степени развития. Головоногими эти животные были названы потому, что на голове у них расположены щупальца, или «руки», которые называют также и «ногами», потому что моллюски часто ходят на них по дну, как на ходулях.

Все головоногие моллюски – исключительно морские животные. Обитают они только в океанах и полносоленых морях.

Размеры головоногих моллюсков очень разнообразны – от 1см до 18м. Тело головоногих моллюсков двусторонне-симметричное, раковина у них недоразвитая и носят они её не снаружи, а под кожей спины. Недоразвитость или даже исчезновение раковины связано с большой скоростью передвижения моллюсков.

Интересен способ передвижения головоногих моллюсков: перекачивая через себя воду, головоногий моллюск скользит в лазурных водах, точно ракета задним концом тела вперед реактивным способом. Скорость при этом может достигать 50 км/ч.

Нервная система головоногих так же более совершенна, чем у других моллюсков. Нервные узлы слились образовав окологлоточную нервную массу – мозг, от которого отходят два крупных нерва.Органы чувств головоногих очень хорошо развиты. Например, глаза так же совершенны, как и глаза позвоночных животных. Так же имеются органы химического чувства, равновесия, а в коже расположены осязательные, светочувствительные и даже вкусовые клетки.

Дышат головоногие с помощью жабр, расположенных в мантийной полости.

Кровеносная система головоногих почти замкнутая, а сердце состоит из 3 камер (1 желудочка и двух предсердий).

У головоногих моллюсков существует множество защитных приспособлений: их щупальца усажены сотнями присосок. Четырех, - шестикилограммовые кальмары легко перекусывают проволочную леску спиннинга.

Головоногие моллюски в процессе эволюции приобрели еще более удивительное чудо-оружие – чернильную бомбу. В минуту опасности моллюски выбрасывают струю чернильной жидкости. Чернила расплываются в воде густым облаком, и под прикрытием «дымовой завесы» моллюск благополучно убегает. Чернила вырабатывает особый орган – грушевидный вырост прямой кишки – чернильный мешок. Не все содержимое чернильного мешка выбрызгивается за один раз. Обыкновенный осьминог может ставить «дымовую завесу» шесть раз подряд, а через полчаса уже полностью восстанавливает весь израсходованный запас чернил. Наблюдения показали, что выброшенные чернила растворяются не сразу, не раньше, чем на что-нибудь наткнутся.

У всех головоногих моллюсков под кожей расположены эластичные, как резина, клетки. Они набиты краской, словно акварельные тюбики. Научное название этих клеток – хроматофоры. Хроматофоры содержат черные, коричневые, красно-бурые, оранжевые и желтые пигменты. Раздраженный осьминог из пепельно-серого через секунду может стать черным и снова превратиться в серого.

После оплодотворения самка устраивает в норе или пещерке гнездо и откладывает в нем несколько тысяч яиц, которые при помощи слизи прикрепляет к потолку и стенам норы связками-гроздьями. И с этого момента уже неотлучно находится при яйцах, постоянно перебирая их, омывая свежей водой и отгоняя от гнезда хищников. «Высиживание», в зависимости от вида, может продолжаться 12 и более месяцев. Все это время самка ничего не ест, рационально используя запас питательных веществ, накопленных в печени. А к моменту вылупления осьминожков самка может и вовсе погибнуть.

Теперь вы самостоятельно в группах пользуясь текстом учебника и дополнительной литературой запишите в постер особенности внутреннего строения головоногих.

Закрепление новой темы (10 мин)

Первая группа – Кальмары, вторая группа – Каракатицы и третья группа – Осьминоги. Далее на слайдах высвечиваются задания по группам. На подготовку – 5 минут, выступление – 3 минуты.

Взаимооценивание между группами (карточки, либо стикеры)

№ 1 группу оценивает № 3

№ 2 группу оценивает № 1

№ 3 группу оценивает № 2

Задание №1 группе

1.Особенности строения Кальмаров

2.Передвижение, питание, поведение кальмаров.

3.Роль в биоценозе и практическое значение

Задание №2 группе

1.Особенности строения Каракатиц.

2.Передвижение, питание, поведение каракатиц.

3.Роль в биоценозе и практическое значение

Задание №3 группе

1.Особенности строения Осьминогов.

2.Передвижение, питание, поведение осьминогов.

3.Роль в биоценозе и практическое значение

Учитель: Вывод по данной работе в группах

5.Сообщение учащихся по новой теме (опережающее задание)

Творческое задание

1.Самый необычный моллюск на всей планете

2.Интересные факты о головоногих моллюсках

6.Вторичное закрепление

Лист обратной связи

1.Мы сегодня на уроке изучили …

2.Мы справились хорошо …

3.Мы хотим больше узнать о ?

4.Больше всего мне понравилось …

7.Рефлексия (Сигнальные карточки либо стикеры на уроке)

Оценки за урок, оценивание учащихся.

8.Домашнее задание

1.Творчесое задание «Рисунок-моллюск моими глазами»

2.Составление кроссворда, ребуса по теме «Моллюски».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Осьминоги, кальмар, каракатица. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.»»



Средняя общеобразовательная школа № 16











Открытый урок на тему:

«Осьминоги, кальмар, каракатица. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.»









Подготовила: Учитель биологии Казмуканова Б.Е.

Дата проведения: 23.11.2015 год

























Уральск-2015

Тема: «Осьминоги, кальмар, каракатица. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.»

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с многообразием головоногих моллюсков.

2.Раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности головоногих моллюсков.

3.Показать их значение в природе и жизни человека.



Задачи

Образовательные:

-Изучить особенности строения и жизнедеятельности головоногих моллюсков.

-Раскрыть роль головоногих моллюсков в природе и практическое значение для человека.

Развивающая:

Развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обосновывать особенности строения головоногих моллюсков в связи со средой их обитания.

Воспитательная:

Воспитывать любовь ко всему живому через раскрытие роли головоногих моллюсков в природе и жизни человека.



Структура урока

  1. Организационный момент 1 мин

  2. Психологический настрой 1 мин

  3. Актуализация знаний 7 мин

  4. Изучение новой темы 10 мин

  5. Закрепление новой темы 15 мин

  6. Вторичное закрепление (лист обратной связи) 5 мин

  7. Сообщение учащихся 5 мин

  8. Рефлексия 1 мин

  9. Домашнее задание 1 мин



Ход урока

1.Организационный момент (2 мин)

Эпиграф к уроку:

Друзья мои! Я очень рад!

Войти в приветливый ваш класс

И для меня же награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю; в классе каждый гений,

Но без труда талант не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сочиним урок.


2.Приветствие (психологический настрой)

Ребята чтобы настроится наурока, разрешите мне подарить частичку своего тепла. Я желаю чтобы сегодня на уроке у вас было хорошее настроение. Далее дети друг другу говорят пожелания на урок.

Ребята прошу вас разделится на группы. В самом начале ученики садятся по своим рядам в большие группы из парт. Далее при помощи жребия происходит деление на группы.

Для этого прошу вас подойти к парте и взять листы с указанными рисунками, образуются три группы Кальмары, Каракатицы, и Осьминоги. (В коробочке жребий)


Ну ребята, продолжим дальше наш урока. Устный опрос по презентации

1.Как называется сладка кожи тела у моллюсков?

Ответ: Мантия

2. Между телом и мантией находится ?

Ответ: Мантийная полость

3.Какие особенности появились в пищеварительной системе моллюсков?

Ответ: Ротовая полость – глотка с языком (покрытая острыми зубчиками-терка) – пищевод – желудок с железой (печень)– средняя и задняя кишка – анальное отверстие.

4.У моллюсков впервые появляется особая железа?

Ответ: Печень

5.Особенности кровеносной системы у моллюсков?

Ответ: Кровеносная система открытого типа, имеют двухкамерное (у брюхоногих) и трехкамерное (у двустворчатых) сердце. У большинства кровь бесцветная, только у головоногих кровь голубого цвета.

6.Как осуществляется дыхание у моллюсков?

Ответ:Моллюски обитающие на суше дышат легкими, моллюски которые обитают в воде дышат жабрами находящимися под мантией.

7.Виды брюхоногих моллюсков?

Ответ: Горошинка, шаровка, лужанка, прудовик, катушки, виноградная улитка, голый слизень

8.Нервная система моллюсков?

Ответ: Сложное скопление нервных узлов образует мозг, узлового типа.

9.Виды двустворчатых моллюсков?

Ответ: Мидии, беззубки, устрицы, морские гребешки, жемчужницы

10.Главная функция и значение двустворчатых моллюсков?

Ответ:Фильтраторы воды. Устрица за час отфильтровывает 10 л воды, также пища для многих рыб, деликатесы, объекты промысла (пуговицы, бусы, украшения, кормовая мука), ракушечник – пористый известняк в строительстве.

11. Какие классы входят в тип Моллюски.

Ответ: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.



3.Изучение новой темы


-Задача нашего урока: выяснить не только строение головоногих моллюсков на примере трех видов, но и поговорить о том, также какую роль они играют в природе и в жизни человека. Сообщаю цель и тему урока: Тема: «Осьминоги, кальмар, каракатица. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.»

Ученик: Легенда о «Кракене» морском чудовище с щупальцами (сообщение учащегося, опережающее задание по новой теме)

В фольклоре скандинавских народов с незапамятных времен известна легенда о кракене - огромном чудовище, живущем в море и держащем в своих щупальцах всю землю. В минуту плохого настроения он занимается тем, что губит мореплавателей, втягивая их в свои владения вместе с судном. Легенды о морском чудовище гигантских размеров бытовали среди моряков несколько столетий. В октябре 1873 года трое рыбаков – двое взрослых и двенадцатилетний мальчик – ловили сельдь в районе острова Ньюфаундленд. Вдруг они заметили огромный предмет, проплывающий мимо. Решив, что это обломок корабля, рыбаки стали грести к нему, и один из них ударил его багром. «Обломок» ожил, выбросил над водой две гигантские руки – щупальца и обхватил ими баркас. Затем чудовище стало погружаться в воду, увлекая за собой лодку.

Рыбаков сковал ужас. Лодка быстро наполнилась водой. Еще несколько секунд, и они бы пошли на дно. Но двенадцатилетний мальчик – его звали Том Пикот – оказался более смелым, чем взрослые мужчины. Он схватил топор и обрубил оба щупальца. Лодка выпрямилась. Кальмар выпустил из своего тела какую-то темно-фиолетовую жидкость, от которой вода вокруг лодки сразу потемнела. Мальчик был готов продолжать борьбу, но чудовище, не возобновив атаки, стало погружаться в воду и скрылось.

Перепуганные рыбаки изо всех сил гнали лодку к берегу. Они привезли домой два обрубка щупалец. Эти щупальца – одно из самых ценных приобретений зоологической науки того времени. С этого момента началось действительно научное изучение кракена.

Вот такая легенда известна нам издавна, которая гласит о появлении чудовищ в море с щупальцами.



Рассказ учителя:

И как обычно мы переходим к систематике. Составляем систематику вместе с детьми по головоногим моллюскам. И проверяем по слайду.

Надцарство Клеточные

Империя Эукариоты

Царство Животные

Подцарство Многоклеточные

Тип Моллюски

Класс Головоногие моллюски

Род Кальмар

Вид Тихоокеанский кальмар

Род Осьминог

Вид Обыкновенный осьминог

Род Каратица

Вид Лекарственная каракатица



Головоногие – самые необычные, крупные, хищные и самые совершенные из моллюсков. Головоногие достигли высокой степени развития. Головоногими эти животные были названы потому, что на голове у них расположены щупальца, или «руки», которые называют также и «ногами», потому что моллюски часто ходят на них по дну, как на ходулях.

Все головоногие моллюски – исключительно морские животные. Обитают они только в океанах и полносоленых морях.

Размеры головоногих моллюсков очень разнообразны – от 1см до 18м. Тело головоногих моллюсков двусторонне-симметричное, раковина у них недоразвитая и носят они её не снаружи, а под кожей спины. Недоразвитость или даже исчезновение раковины связано с большой скоростью передвижения моллюсков.

Интересен способ передвижения головоногих моллюсков: перекачивая через себя воду, головоногий моллюск скользит в лазурных водах, точно ракета задним концом тела вперед реактивным способом. Скорость при этом может достигать 50 км/ч.



Нервная система головоногих так же более совершенна, чем у других моллюсков. Нервные узлы слились образовав окологлоточную нервную массу – мозг, от которого отходят два крупных нерва.Органы чувств головоногих очень хорошо развиты. Например, глаза так же совершенны, как и глаза позвоночных животных. Так же имеются органы химического чувства, равновесия, а в коже расположены осязательные, светочувствительные и даже вкусовые клетки.

Дышат головоногие с помощью жабр, расположенных в мантийной полости.

Кровеносная система головоногих почти замкнутая, а сердце состоит из 3 камер (1 желудочка и двух предсердий).



У головоногих моллюсков существует множество защитных приспособлений: их щупальца усажены сотнями присосок. Четырех, - шестикилограммовые кальмары легко перекусывают проволочную леску спиннинга.

Головоногие моллюски в процессе эволюции приобрели еще более удивительное чудо-оружие – чернильную бомбу. В минуту опасности моллюски выбрасывают струю чернильной жидкости. Чернила расплываются в воде густым облаком, и под прикрытием «дымовой завесы» моллюск благополучно убегает. Чернила вырабатывает особый орган – грушевидный вырост прямой кишки – чернильный мешок. Не все содержимое чернильного мешка выбрызгивается за один раз. Обыкновенный осьминог может ставить «дымовую завесу» шесть раз подряд, а через полчаса уже полностью восстанавливает весь израсходованный запас чернил. Наблюдения показали, что выброшенные чернила растворяются не сразу, не раньше, чем на что-нибудь наткнутся.

У всех головоногих моллюсков под кожей расположены эластичные, как резина, клетки. Они набиты краской, словно акварельные тюбики. Научное название этих клеток – хроматофоры. Хроматофоры содержат черные, коричневые, красно-бурые, оранжевые и желтые пигменты. Раздраженный осьминог из пепельно-серого через секунду может стать черным и снова превратиться в серого.

После оплодотворения самка устраивает в норе или пещерке гнездо и откладывает в нем несколько тысяч яиц, которые при помощи слизи прикрепляет к потолку и стенам норы связками-гроздьями. И с этого момента уже неотлучно находится при яйцах, постоянно перебирая их, омывая свежей водой и отгоняя от гнезда хищников. «Высиживание», в зависимости от вида, может продолжаться 12 и более месяцев. Все это время самка ничего не ест, рационально используя запас питательных веществ, накопленных в печени. А к моменту вылупления осьминожков самка может и вовсе погибнуть.



























Теперь вы самостоятельно в группах пользуясь текстом учебника и дополнительной литературой запишите в постер особенности внутреннего строения головоногих.



Закрепление новой темы (10 мин)

Первая группа – Кальмары, вторая группа – Каракатицы и третья группа – Осьминоги. Далее на слайдах высвечиваются задания по группам. На подготовку – 5 минут, выступление – 3 минуты.

Взаимооценивание между группами (карточки, либо стикеры)

№ 1 группу оценивает № 3

№ 2 группу оценивает № 1

№ 3 группу оценивает № 2



Задание №1 группе

1.Особенности строения Кальмаров

2.Передвижение, питание, поведение кальмаров.

3.Роль в биоценозе и практическое значение



Задание №2 группе

1.Особенности строения Каракатиц.

2.Передвижение, питание, поведение каракатиц.

3.Роль в биоценозе и практическое значение



Задание №3 группе

1.Особенности строения Осьминогов.

2.Передвижение, питание, поведение осьминогов.

3.Роль в биоценозе и практическое значение

Учитель: Вывод по данной работе в группах



5.Сообщение учащихся по новой теме (опережающее задание)

Творческое задание

1.Самый необычный моллюск на всей планете

2.Интересные факты о головоногих моллюсках



6.Вторичное закрепление



Лист обратной связи



1.Мы сегодня на уроке изучили …

2.Мы справились хорошо …

3.Мы хотим больше узнать о ?

4.Больше всего мне понравилось …



7.Рефлексия (Сигнальные карточки либо стикеры на уроке)

Оценки за урок, оценивание учащихся.



8.Домашнее задание



1.Творчесое задание «Рисунок-моллюск моими глазами»

2.Составление кроссворда, ребуса по теме «Моллюски».


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Казмуканова Багдат Ериковна

Дата: 19.01.2016

Номер свидетельства: 279111


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства