kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Многообразие шляпочных грибов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 5 классе по ФГОС ( УМК Пасечник В.В.)

Шляпочные грибы 

                                                        учитель биологии  Волохова И.В.

Цели  урока:

  1. Образовательная: создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение шляпочных грибов.             

  2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, раздаточным материалом; навык распознавания съедобных и ядовитых грибов, навык правильного сбора грибов.

  3. Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе, воспитание у школьников бережного отношения и любви к природе, экологической культуры;

Предполагаемые результаты:

Предметные знания: учащиеся знакомятся со строением шляпочных грибов

Личностные: учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Метапредметные: развитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника, таблицами.

Тип урока: изучение нового материала,.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Многообразие шляпочных грибов»

Предмет: Биология Класс: 5

Тема: « Шляпочные грибы» Учитель: Волохова И.В.

Цель: Формирование универсальных учебных действий на уроке


Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Задание или фрагмент задания

Размышление над представленными ситуациями, их оценивание на этапе решения проблемы

Построение схем, решение тестовых заданий, используя учебник и раздаточный материал

Постановка цели урока, выявление противоречия урока

Конкурс «Эрудит», работа в парах

Задание или фрагмент задания

Рефлексия

Самопроверка самостоятельной работы по эталону

Самостоятельная работа на этапе закрепления-решение задачи и составление своей

Выведение общей схемы на доску

Задачи:

Обобщить и систематизировать знания о грибах как самостоятельном царстве органического мира.

Узнать о роли грибов в природе и жизни человека.

Развивать умения работать с учебником и дополнительной литературой.

Воспитывать навыки коммуникативности в работе.

Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к природе через осознание роли грибов в биосфере и жизни человека.

Материалы к уроку: учебник, раздаточный материал, письмо в конверте.

Ход урока:

I этап – Организационный момент

Музыка настраивает на тему урока и мы отправимся… в лес

II этап- Актуализация знаний

Этап актуализации

начинается с определения темы урока. Учитель читает учащимся заметку из научного журнала и просит их угадать, о чем пойдет речь на уроке.


Учащиеся определяют, что речь пойдет о …..

Называют тему , задачи урока: строение, особенности их жизнедеятельности, роль грибов.

« … В 2002 г. ученые изучали захоронения великих княгинь и цариц, находящиеся в некрополе бывшего Вознесенского монастыря в Кремле. В складках шелкового платья Марии Владимировны Долгорукой, первой жены царя Михаила Романова, умершей в 1625 г., нашли части какого-то растения. Разрешить загадку необычных остатков живых организмов помогли биологи они сказали, что это мицелий …»

Что за чудище такое?

Есть как мизер, есть большое.

Можно встретить под берёзой,

На пеньке, среди травы.

Можно в баночке литровой,

И на хлебе те дары.

Могут паразитом быть-

Злаков урожай сгубить.

Могут портить древесину,

Поселившись на стволах.

Могут в тесте размножаться,

Если тесто на дрожжах.

Есть плодовые тела

И разросшиеся клетки.

Так о ком же речь была?

Ну теперь, то догадались детки? ГРИБЫ

«Грибной кузовок»(многообразие)

Соедините шляпки и ножки грибов вместе. Соединив слоги между собой, скажите, какие 8 известных грибов принёс Петушок – грибник из леса в кузовке.

Ответы: (маслёнок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберёзовик, рыжик, опёнок, лисичка).

Все сьедобные грибы


По тропинке во весь дух

Мчится из лесу петух.

Он кричит: -КУ – КА – РЕ – КУ!

Честь и слава грибнику!

Я наполнил кузов мой

И бегу скорей домой,

.Из под ёлки фыркнул Ёж:

- Все грибы ты растрясёшь!

Ёжик прав: у петуха

В кузовке одна труха.


КА – РО – МАС – ЛЁ – СЫ – ЕЖ – ВИК,


НОК – ПОД – ОСИ – ВИК – РЫ – КА – ЖИК,


КА – СИЧ – ЛИ – ПОД – РЕ – БЕ – ЗО – НО,


НУШ – ИК – КА – ИН – ПЕ – НОК – ВОЛ - ОВ - О.


3 этап

Строение

Хочешь – верь, хочешь – не верь.

Ни растение, ни зверь!

Общее есть и с тем и с другим.

Вы назовёте, и нам докажите!

Работа с текстом учебника с 66,69 по группам


За 5 минут каждая команда должна заполнить табличку, сделав вывод и объяснив, почему грибы относят к отдельному Царству




Общее между грибами и растениями

Общее между грибами и животными

Особенное

1.Обитание

повсюду

повсюду

повсюду

2.Питание

Минеральное питание всасывают

Готовое органическое вещество


Готовое органическое вещество всасывают

Мертвое –сапрофиты

Живое- паразиты

3.Строение

Одноклеточные

Многоклеточные

Хлорофилл

Растут в течение всей жизни

Одноклеточные

Многоклеточные

Хитин


Одноклеточные

Многоклеточные Хитин

Растут в течение всей жизни

4.Размножение

Бесполое

Половое

Бесполое

Половое

Бесполое

Половое


2. Рыжики Они не уступают фруктам и овощам по числу витаминов. это антибиотик, который лечит от бактерий туберкулеза... Растут они в содружестве с сосной или елью.

4 Белый гриб Считают царём грибов из-за внушительных размеров, вкусу и питательности. По-другому его называют боровик. Растет он в лесах, где много сосен, берез и дубов.

1 Груздь Самый любимый гриб для соления . Этот низкорослый крепыш с молочно-белым или слегка желтоватым плодовым телом и с мохнатым краем, завернутым внутрь. По калорийности в солёном виде в два раза превосходят обычную говядину и молоко. Место произрастания: молодой березняк, хвойные леса.

5 Навозник Шляпка высотой до 20 см, удлинённо-яйцевидная, цвет белый, сероватый Несъедобен. Растёт на конском навозе или рядом среди влажной травы. Сезон лето — осень.

7.Цветохвостник Народное название – гриб-каракатица Родиной считается Австралия. Относится к редким видам грибов, занесен в Красную книгу. Предпочитает гниющую лесную подстилку, Плодовое тело имеет форму веретена, образуя оригинальной формы конструкцию. Цвет красный. Гриб имеет очень резкий специфический запах, который привлекает насекомых. Не съедобен.

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

Г

Р

И

Б

Н

И

Ц

А

Ключевое слово – ГРИБНИЦА( нашли ученые в раскопках)тонкие белые нити, состоящие из клеток с ядрами

4 этап

Постановка проблемы


Учитель объявляет классу, что пришло письмо. А от кого, необходимо прочесть и угадать. Вызывается ученик для чтения письма всему классу.


Ребята догадываются, что письмо пришло от мухомора. Выявляют тему , противоречие урока: положительная и отрицательная роль грибов.


Письмо:

Дорогие знатоки ученицы 5 класса

от верноподданного Amanita muscaria

Жалоба

Смею довести до Вашего сведения, что я постоянно незаслуженно подвергаюсь обвинениям, наговорам, а также телесным наказаниям. Считая меня вредным, поганым, страшно ядовитым, детвора, да и многие взрослые, встретив меня в лесу, так и норовят пнуть или растоптать.

Вы ведь знаете, мои замечательные ребята, в странах Южной Европы, я считаюсь деликатесом! Еще древние скандинавы употребляли меня перед сражением для поднятия боевого духа. Если истолочь меня в молоке, то полученная смесь убивает надоедливых насекомых. Еще я обладаю лекарственными свойствами.

Считаю, что жестокое обращение со мной не оправданно. И прошу Вас разобраться и принять меры для охраны моей персоны.

Amanita muscaria

5 этап

Решение учебной проблемы


Построение схемы «Значение грибов». Построение схемы


Учащиеся работают в парах, используя учебник, собственные знания и раздаточный материал - дополнительные сведения о роли грибов (приложение).


Схема:

ЗНАЧЕНИЕ ГРИБОВ


ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ БИОСФЕРЫ(природы)






Выведение общей схемы на доске с обсуждением

Роль грибов для человека:

«-» разрушают вещи (плесень).

«-» болезнетворные грибы: возбудители болезней.

«-» ядовитые грибы (бледная поганка, паутинник, мухомор вонючий).

«+» создают лекарства (мухомор красный, чага).

«+» съедобные-употребляют в пищу (40% белка).

«+» дрожжи используют в пекарне.

«+» раньше из гриба навозника изготавливали чернила.

Для биосферы:

«+» симбиоз с растениями (микориза).

«+» симбиоз грибов с другими организмами (с бразильскими муравьями).

«+» грибы-разрушители (трутовик).

«+» корм для многих животных (мухоморами питается лось).

+ участвуют в круговороте веществ

VI этап - Рефлексия

На этапе рефлексии учащиеся вспоминают, какую цель ставили вначале урока, анализируют была ли она реализована; какими способами решалась проблема урока. Важно спросить, что нового узнали учащиеся на уроке и как эти знания могут им пригодиться в будущем.

Синквейн по теме урока:

1-я строка – название синквейна: Царство Грибы;

2-я строка – два прилагательных;

3-я строка – три глагола;

4-я строка – фраза на тему синквейна;

5-я строка – существительное.

Учитель просит каждого учащегося оценить свою работу на уроке.


VII этап - Домашнее задание

Каждый ученик по желанию выбирает себе задание:

1 Составить памятку для грибника.

2 Написать сообщение сьедобных и ядовитых грибах (2)

3 Создать и оформить памятку о профилактике отравления грибами и первой помощи при отравлении.



Приложение


Раздаточный материал для учащихся

В настоящее время насчитывается до 100 тыс. видов грибов. Грибы очень разнообразны по размерам, облику и другим характеристикам, разнообразна и роль грибов в биосфере и жизни человека.

Грибы участвуют в круговороте веществ в природе. Как редуценты, т.е. разрушители органики, они минерализуют органическое вещество. Поэтому грибы-сапрофиты, разрушающие мертвое органическое вещество, составляют важный элемент разнообразных растительных сообществ.

Некоторые сапротрофные грибы (из группы аскомицеты) поселяются на старых кострищах и пожарищах, восстанавливая субстрат. Такие грибы называют карботрофами (огневка углелюбивая).

Встречается так же симбиоз грибов с другими организмами (бразильские муравьи и термиты имеют подземные “грибные сады”, они пережёвывают листья и “засевают” их грибницей определённого вида грибов, разрастаясь, гриб служит прекрасной пищей муравьям).

Как редуценты, грибы часто наносят прямой ущерб человеку. Обладая мощным арсеналом ферментов, разрушающих органические вещества, грибы наносят ощутимый вред хозяйственной деятельности человека, приводя к крупным разрушениям.

Грибы-паразиты питаются за счет живых организмов, поселяясь на других грибах, водорослях, высших растениях, а также на животных. Именно к паразитическим грибам принадлежит большая часть возбудителей болезней сельскохозяйственных растений, ежегодно наносящих большой экономический ущерб, а иногда вызывающих настоящие катастрофы – так, в результате гибели урожая картофеля в Ирландии летом 1846 г. от голода умерли около 800 тыс. человек.



5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Многообразие шляпочных грибов

Автор: Волохова Ирина Валерьевна

Дата: 01.02.2016

Номер свидетельства: 286461

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Технологическая карта урока на тему "Многообразие шляпочных грибов""
    ["seo_title"] => string(79) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_na_tiemu_mnoghoobraziie_shliapochnykh_ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "353581"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477850979"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "конспект урока-путешествия по биологии "Грибы вокруг нас" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-putieshiestviia-po-biologhii-griby-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "116765"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412607669"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Грибы. Общая характеристика грибов. "
    ["seo_title"] => string(40) "griby-obshchaia-kharaktieristika-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "153846"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421075998"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Многообразие и значение грибов"
    ["seo_title"] => string(33) "mnoghoobraziieiznachieniieghribov"
    ["file_id"] => string(6) "269581"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450868454"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "конспект  урока: "Многообразие и значение грибов". "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-mnoghoobraziie-i-znachieniie-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "158812"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421812198"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства