kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Многообразие простейших, их значение в жизни человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование знаний о строении, питании, передвижении и размножении основных представителей простейших животных; закрепить представление о простейших животных как объемных одноклеточных (преодолеть плоскостное восприятие); Задачи: Образовательная: • раскрыть многообразие простейших в связи с особенностями строения; • определить общие признаки простейших; • осуществить преодоление плоскостного восприятия изучаемых биологических объектов; • выявить особенности жизни паразитических простейших и меры профилактики заболеваний, вызываемых ими; Развивающая: • развивать умения сравнивать, оценивать; • составлять общую характеристику простейших; • делать выводы; Воспитывающая: • содействовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью; взаимопомощи; Оборудование: компьютер, проектор, пластилин разных цветов; Методы: словесные – беседа, объяснение; наглядные – демонстрация таблиц, схем, использование мультимедийного пособия; практические – работа с раздаточным материалом, изготовление моделей простейших.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Многообразие простейших, их значение в жизни человека. »

Тема «Многообразие простейших, их значение в жизни человека»

Цель: формирование знаний о строении, питании, передвижении и размножении основных представителей простейших животных; закрепить представление о простейших животных как объемных одноклеточных (преодолеть плоскостное восприятие);

Задачи:

Образовательная:

  • раскрыть многообразие простейших в связи с особенностями строения;

  • определить общие признаки простейших;

  • осуществить преодоление плоскостного восприятия изучаемых биологических объектов;

  • выявить особенности жизни паразитических простейших и меры профилактики заболеваний, вызываемых ими;

Развивающая:

  • развивать умения сравнивать, оценивать;

  • составлять общую характеристику простейших;

  • делать выводы;

Воспитывающая:

  • содействовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью; взаимопомощи;

Оборудование: компьютер, проектор, пластилин разных цветов;

Методы:

словесные – беседа, объяснение;

наглядные – демонстрация таблиц, схем, использование мультимедийного пособия;

практические – работа с раздаточным материалом, изготовление моделей простейших.

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход работы

а) Вступление-приветствие

Доброе утро, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Сегодня нам предстоит очень необычная работа. Я надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу.

Вы готовы к работе?

Тогда начинаем.

Слайд 1.

- Давным - давно, ещё в 1632 году, в Голландии родился мальчик- Антони ван Левенгук. Прошли годы, и отец отправил юношу в Амстердам учиться коммерции. Учёбу закончил и дело собственное открыл - торговал тканями., но была у него одна страсть. Уж очень нравилось Левенгуку стёкла увеличительные шлифовать, в дощечки вставлять, да через те стёкла мир невидимый рассматривать.

И вот однажды Левенгук взял каплю воды из лужи и увидел в ней тех животных, которых мы сегодня будем изучать. Это были одноклеточные животные! Или Простейшие (запись темы)

Слайд 2. “Многообразие простейших, их значение в жизни человека”.

Слайд 3. Вопрос: О каком царстве живых организмов у нас сегодня на уроке пойдет речь?

(Царство животные)

Вам известно, что Царство Животные включает в себя 2 подцарства:

Одноклеточные и многоклеточные.

Простейшие – это одноклеточные организмы, которые обладают признаками, характерными для животных. Одним из признаков большинства животных является определенный способ питания.

Вопрос: Какие вам известны способы питания организмов? (Выделяют два основных способа питания: автотрофное и гетеротрофное).

Вопрос: А представители Царства животные характеризуются каким способом питания? (Большинство животных по способу питания – гетеротрофы).

Как правило, простейшие питаются готовыми органическими веществами, но некоторые из них способны к фотосинтезу. Таким образом в настоящее время простейшие рассматриваются в качестве особого подцарства животных. Подцарства Одноклеточные, т. е. функции целостного организма выполняет 1 клетка.

Вопрос: Назовите известных вам из курса биологии 6 класса представителей простейших? (Среди представителей простейших можно выделить следующих организмов: амебу обыкновенную, эвглену зеленую и инфузорию туфельку).

Сегодня на уроке мы будем изучать их структурную организацию и попробуем к концу урока по данным признакам правильно заполнить таблицу, которая находится у каждого на парте. Признаки сравнения представлены в таблице.



1. Амёба обыкновенная

Учащиеся слушают объяснения учителя и вносят сведения об амёбе в сравнительную таблицу (см. ниже).

Диск сл. 5. Амёба – свободноживущее микроскопическое животное. В переводе с греческого - амеба означает “ изменчивая”. Ее можно обнаружить в небольших мелких прудах с илистым дном. Тело амёбы достигает в размерах 0,1–0,5 мм и состоит из одной клетки с тончайшей плазмалеммой. Протоплазма разделяется на ядро и цитоплазму. Т. Е. внутри клетки хорошо выражено ядро и цитоплазма.

Форма тела амёбы постоянно меняется из-за образующихся в разных его участках лопастеобразных выпячиваний цитоплазмы, называемых псевдоподиями (ложноножками). Эти временные структуры служат для передвижения (она медленно “ползет” со скоростью 13 мм/ час) и захвата пищи.

Вопрос: Как вы думаете, почему она получила такое название? ( В переводе с гр. Амеба означает «изменчивая»).

Несмотря на примитивное строение, амёба вполне самостоятельный организм.

Диск. Сл. 7 Питание амёбы. Амёба – всеядное животное. Ее пищу составляют водоросли и бактерии. Как только амёба оказывается рядом с потенциальной добычей, ее цитоплазма образует несколько ложноножек, которые окружают жертву. Из цитоплазмы, окружающей добычу, выделяется пищеварительный сок. Образуется пищеварительная вакуоль. После усвоения растворенной пищи, непереваренные остатки выбрасываются наружу в любой части клетки.

Диск. Сл. 11 Инцистирование. Представьте, что лужа высохла или вода в пруду замерзла, т.е. наступили неблагоприятные условия.

Вопрос: Что может произойти с амебой? Она погибнет? (Она не погибнет, а переживет эти неблагоприятные условия).

На следующий год в воде мы снова можем встретить это животное. Как амеба будет переносить неблагоприятные условия?

С наступлением неблагоприятных условий амеба округляется и на поверхности выделяется защитная оболочка- циста. Когда условия становятся благоприятными, амеба покидает цисту и снова начинает активную жизнь. (запись термина: инцистирование это процесс перехода организма от активного состояния к пассивному)

Диск. Сл. 12. Размножение амёбы. Если условия благоприятны, то весь процесс длится полчаса.

После достижения определенных размеров амёба начинает делиться пополам. Такой способ размножения делением клетки пополам называется бесполым.

Сколько амёб образовалось после деления? (две)

Чем они отличаются от прежней амебы? (размерами)

Заполнение сравнительной таблицы.(варианты ответов предложены ниже).

Слайд 5 Проверка заполнения. (самоконтроль)

Слайд 6. Эвглена зеленая

Эвглена зеленая– необычное существо. Ее описание можно встретить и в учебниках ботаники, и в учебниках зоологии.

Эвглена живет в пресноводных водоемах, богатых растворенными органическими соединениями.

Питание эвглены. В цитоплазме эвглены содержится около 20 хлоропластов, придающих ей зеленый цвет. В хлоропластах находится хлорофилл. На свету эвглена питается, как растение, – при помощи процесса фотосинтеза. В темноте она усваивает готовые органические вещества, образующиеся при разложении различных отмерших организмов. Если поместить этот живой организм в полную темноту, прибавив к воде картофельного отвара, и подержать его там 20-25 дней, то тогда мы увидим, что организмы не погибли, хотя и лишились своей зелёной окраски.

Тело эвглены вытянутое, длиной около 0,05 мм. Его передний конец притуплен, задний заострен. У эвглены нет клеточной стенки. Наружный слой цитоплазмы плотный, он образует вокруг тела эвглены оболочку.

Формулируем вывод и знакомимся с новым типом питания.

Эвглена зелёная относится к царству животных, в темноте питается гетеротрофно, но она может питаться и как растение (автотрофно) на свету, значит у неё смешанный тип питания.

Да, у эвглены смешанный тип питания, а называется он – МИКСОТРОФНЫЙ.

(Запись термина: Миксотрофы – это организмы со смешанным типом питания.)

На переднем конце тела эвглены находится жгутик, при помощи которого она передвигается, в ее цитоплазме расположен светочувствительный глазок, который помогает ей передвигаться в более освещенную часть водоема.



Вопрос: Почему ботаники относят эвглену к растениям (Так как цитоплазма эвглены содержит хлоропласты и на свету она питается, как растение, строя свое тело из органических веществ, образующихся путем фотосинтеза)

Вопрос: Почему зоологи относят эвглену к простейшим животным? (Так как в темноте эвглена способна питаться, как животное, поглощая готовые органические вещества.)

Вопрос: Почему в середине лета обычно наблюдается «цветение» воды в прудах и небольших озерах? (Происходит массовое размножение эвглены).

Инцистирование. Что это такое?

Размножение эвглены. Размножение эвглены происходит так же, как и размножение амёбы, – делением клетки пополам.

Заполнение таблицы.

Проверка заполнения таблицы. Слайд 7.

Слайд 8. Инфузория туфелька

Инфузория туфелька – обитатель стоячих водоемов с большим количеством разлагающегося органического материала. Она имеет удлиненное тело длиной 0,1–0,3 мм, форма которого постоянна. Все тело инфузории покрыто продольными рядами многочисленных коротких ресничек, при помощи которых туфелька плавает тупым концом вперед.

Инфузория туфелька отличается от других простейших сложностью внутриклеточной организации. Ее протоплазма содержит два ядра: макронуклеус, регулирующий процессы питания, движения, выделения, и микронуклеус, координирующий размножение.

Питание. Ближе к переднему концу тела инфузории находится постоянное углубление – перистом (ротовая воронка), которое ведет в глотку. Реснички желобка постоянно работают, создавая ток воды. Вода подхватывает и подносит ко рту основную пищу туфельки – бактерий. Через глотку бактерии попадают внутрь тела инфузории. В цитоплазме вокруг них образуется пищеварительная вакуоль. Переваривание пищи и усвоение питательных веществ у туфельки происходит так же, как и у амёбы. Непереваренные остатки выбрасываются наружу через отверстие – порошицу.

Инцистирование.

Размножение инфузории туфельки. Летом туфелька, интенсивно питаясь, растет и делится, как амёба, на две части. В отличие от эвглены (у которой ось деления клетки проходит вдоль) и амёбы (которая может делиться в любом направлении) инфузория туфелька делится поперек.

В чем сходство размножения амёбы, эвглены и инфузории? (Все эти простейшие размножаются бесполым способом – делением клетки пополам.)



Почему инфузория туфелька получила такое название? (Тело инфузории по форме напоминает туфлю.)

Почему инфузорий считают естественными фильтраторами водоемов? (Инфузории очищают водоемы от бактерий, тем самым способствуют их очистке.)

Заполнение таблицы

Проверка таблицы Слайд 9

Сравнительная характеристика простейших

Признаки

Амёба обыкновенная

Эвглена зеленая

Инфузория туфелька

Окраска

бесцветная

зеленая на свету

бесцветная

Форма тела

непостоянная

постоянная

постоянная

Количество ядер

1

1

2

Передвижение

с помощью ложноножек

при помощи жгутика

при помощи ресничек

Питание

Гетеротрофное

Миксотрофное

Гетеротрофное

Размножение

Делением

Делением

Делением

Перенесение неблагоприятных условий

С помощью цист

С помощью цист

С помощью цист



  1. вопр. Назовите признаки сходства изученных простейших?

  2. вопр. Признаки различия?



Слайд 10. Сравнительные размеры простейших. А теперь мы проведем небольшую практическую работу.

Объяснение хода работы учащимся. У каждого на парте в лотке есть пластилин из которого мы с вами будем лепить изученных простейших.

Примечание: амёба – самое крупное простейшее 0,5 мм (бурый цвет), инфузория туфелька – в 1,5–2 раза меньше (белый), эвглена зеленая – в 10 раз меньше (зеленый).

Лепят из пластилина бурого цвета амёбу – 1 ряд

Изготавливают из пластилина зеленого цвета модель эвглены зеленой – 2 ряд

Изготавливают модель инфузории туфельки – 3 ряд.

Слайд 11. Но кроме свободноживущих простейших в природе существуют и паразитические простейшие.

Давайте вспомним, кого в биологии мы называем паразитами? (Паразиты – это организмы, которые живут за счет других живых организмов, питаясь их соками и нанося вред)

Паразитические простейшие:

(запись в тетрадь)

Давайте с ними познакомимся

- Дизентерийная амеба. Паразит обитает в толстом кишечнике человека, вызывая расстройство его работы. Заражается человек дизентерийной амебой, проглатывая ее цисты вместе с загрязненной водой или немытыми овощами. Однако эти амёбы могут внедряться в слизистую оболочку кишечника и питаться клетками крови – эритроцитами, вызывая таким образом заболевание (амёбную дизентерию) и нанося вред здоровью человека. Это заболевание называют болезнью грязных рук.


(Слайд) 12. Лямблии обитают в кишечнике млекопитающих (человека, кролика, мыши), земноводных и некоторых беспозвоночных обитают. Длина тела этих паразитов 0,008 – 0,03 мм. Тело лямблий грушевидное и сплющенное. Источником заражения служат немытые овощи, фрукты, некипяченая вода, грязные руки. Паразиты могут пронизывать желчный пузырь, вызывают его воспаление (холецистит). Чаще эти паразиты встречаются у детей. Болезнь, вызываемая ими, называется лямблиозом.

Слайд 13 Вид Трипаносома. Паразитирует у человека и млекопитающих (овцы, козы, свиньи, иногда собаки). Переносчиком служат муха це-це ( это только для Западной Африки). После укуса паразиты попадают в кровь и лимфу, затем переходят в лимфатические сосуды, спинно-мозговую жидкость, а там, в ткани головного и спинного мозга, вызывая сонную болезнь, при которой происходит воспаление головного мозга, отеки. Больные чувствуют слабость, возникает постоянная сонливость, отсюда и название. Основная профилактика – уничтожение мухи це-це и мест её размножения (водоемов).

Слайд 14 Самая известная болезнь вызываемая споровиками – малярия (с лат. “дурной воздух”). В начале XX века малярией болели более 100 млн. человек, каждый сотый заболевший – умирал.

Причина заболевания были установлены – это малярийный плазмодий, похожий на амеб, выедающих эритроциты внутри. Поедая гемоглобин, они растут, а потом делятся. Малярийный плазмодий теплолюбив и в холодном климате в теле комаров не развивается, а вот в теплом и влажном климате чувствует себя хорошо. Поэтому, если поехали в экзотическую страну – сделайте прививку! Бережно относитесь к своему здоровью! В кровь человека малярийный плазмодий проникает при укусе малярийного комара Распространена малярия в тропиках и субтропиках.

Профилактика. Применяют различные лекарственные препараты, прививки. Осушают болота, в которых выводятся малярийные комары. А на Кавказе для борьбы с малярией была акклиматизирована небольшая рыбка гамбузия, которая поедает личинок малярийных комаров.

Как вы считаете какие мероприятия нам необходимо осуществлять для того, чтобы не заразиться паразитическими простейшими?



Составление памятки профилактики.

Меры профилактики:

  1. Мыть овощи и фрукты

  2. Пить воду из чистых источников.

  3. Не купаться в водоёмах со стоячей, загрязнённой водой.

  4. Соблюдать правила личной гигиены. Мыть руки после работы с землёй, общения с животными.

  5. Делать предупредительные прививки перед поездкой в тропические страны.

Слайд 15.

А теперь я хочу преподнести вам небольшой презент в виде календарика на память о нашем сегодняшнем занятии, в котором вы увидите профилактическую памятку для сохранения своего здоровья. Эту памятку вам необходимо выучить для того, чтобы обезопасить себя от данных паразитов.

Бережно относитесь к своему здоровью!

Слайд 16. Оценка работы: (На столе у каждого смайлики трех цветов).

Если узнали много нового, было

интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёный цвет.



Если иногда были трудности, сомнения,– жёлтый цвет.



Если не разобрались в теме, было не интересно –синий цвет.





9






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Многообразие простейших, их значение в жизни человека.

Автор: Архипова Елена Владимировна

Дата: 11.09.2015

Номер свидетельства: 230047

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "конспект урока на тему Многообразие простейших "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-na-tiemu-mnoghoobraziie-prostieishikh"
    ["file_id"] => string(6) "197299"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428231684"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока по биологии на тему: "Класс Паукообразные, их многообразие и значение""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_biologhii_na_tiemu_klass_paukoobraznyie_ikh_mnoghoobraziie_i_"
    ["file_id"] => string(6) "387657"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486208235"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока по биологии "Многообразие моллюсков, их значение в природе и в жизни человека" "
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-po-biologhii-mnoghoobraziie-molliuskov-ikh-znachieniie-v-prirodie-i-v-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "114200"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411368509"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Урок Многообразие простейших"
    ["seo_title"] => string(30) "urok_mnogoobrazie_prosteishikh"
    ["file_id"] => string(6) "553265"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1592119119"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Открытый урок по биологии на тему "Значение простейших в природе и жизни человека""
    ["seo_title"] => string(93) "otkrytyi-urok-po-biologhii-na-tiemu-znachieniie-prostieishikh-v-prirodie-i-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "152165"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420811959"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства