Урок "Между небом и землёй" комбинированного типа. Урок к учебнику А, А, Плешакова, Э, Л, Введенского "Биология. Введение в биологию" линии "Ракурс" ФГОС ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА. Планируемые результаты соответствуют ФГОС и содержит ппроблемно-поисковый характер.Разнообразные фориы активизируют деятельность учащихся, обеспечат понимание необходимости и соответствияприспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Личностные УУД : потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение , представлять результаты работы классу.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп
Личностные:
Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают.
Ход урока
Актуализация знаний.
Урок мы свой начнем о том, Что вся Земля – наш общий дом. Наш добрый дом – просторный дом Мы все с рожденья в нем живем.
Учитель: Вокруг нас три (???) замечательных дома - три среды обитания, с которыми неразрывно связана судьба большинства населяющих нашу планету организмов.
Ι. Проверка знаний
Учитель: Плавая в речке, озере или море вы попадаете в водную среду. Это один из самых богато населённый природный дом.
1.Отгадывание загадок о воде и её агрегатных состояниях
На дворе горой, А в избе водой. (Снег)
Книзу летит капельками, А кверху - невидимкой. (Круговорот воды в природе)
Седой дед у ворот Всем глаза заволок. (Туман)
Летом в зной Угостит водой ледяной. (Родник: 0,5г/л)
Кругом вода, А с питьём беда. (Море: 35г/л)
Среда обитания. Водная среда, её особенности. (Актуализация знаний учащихся о свойствах воды, трёх агрегатных состояниях, значении для живых организмов)
2. Водные организмы, особенности их строения и жизнедеятельности, обеспечивающие их обитание в водной среде. (Заполнение 2 колонки совместными усилиями учащихся под руководством учителя, 3 колонки самостоятельно учащимися)
Сообщества
Проблемы
Решение проблем
1. Поверхность воды
Удержание на поверхности воды
- лёгкий воздушный мешок - плоское, как плот, овальное тело
2. Толща воды
Удержание в толще воды и передвижение в ней
- мелкие размеры - на теле выросты - обтекаемое тело - сильные мышцы
3. Донное сообщество
Передвижение по дну и защита от врагов
- прикреплённый образ жизни - стрекательные клетки
4. Глубоководное
Ориентация в темноте и процесс питания
- светящиеся органы - питание мёртвыми остатками организмов
Постановка проблем? От чего зависит заселённость водоёмов? ( От содержания кислорода, температуры и солёности)
Постановка проблем?Почему в пресных холодных водах выше биоразнообразие? (Больше кислорода)
В новой стенке, В круглом окне, Днем стекло разбито, А за ночь вставлено. (Прорубь).
Постановка проблем? Роль прорубленных лунок зимой (Увеличивается доступ кислорода в водоём)
3. Примеры приспособленности животных к передвижению
Соотнесите
Органы передвижения
Организмы
Ключ проверки
1 Плавник
А Морж, тюлень
1 – Б
2 Ласт
Б Рыба, кит, дельфин
2 – А
3 Плавательные перепонки
В Планктон
3 – Г
4 Жгутик, реснички
Г Утка, лягушка, выдра
4 – В
Физминутка «Мы желаем Вам добра»
ΙΙ. Изучение нового материала
Учитель: Когда сегодня утром вы шли в школу, вы вряд ли думали о том, что путешест-вуйте в наземно-воздушной среде.
Он ходит голову подняв, 1. Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он … Ответ ученика: Жираф
В лесу, под щебет, звон и свист, Стучит лесной телеграфист Ответ учащихся: Дятел
Погляди на молодцов Веселы и бойки, Волокут со всех концов Материал для стройки Ответ учащихся: Муравьи
Постановка проблемы: Вопрос учителя к учащимся:
- А как вы думаете, ребята, какая среда служит местом их обитания и что их объединяет?
Ответ учащегося: Наземно-воздушная – одинаковые условия проживания.
Учитель: Постановка проблемы Как вы думаете, чем образован дом для живых существ в этой среде?
Ученик: Поверхностью земли – педосферой и воздухом – атмосферой.
Наземно-воздушная среда имеет разнообразные условия среды: климатические и экологические. ( Заполнение таблицы при комментированном чтении с.84 – 86 и просмотре презентации «Наземно-воздушная среда»)
Заполнение таблицы: Сравнениеусловий жизни в разных средах
Условия жизни
Водная
Наземно-воздушная
Кислород
Зачастую не хватает
Достаточно
Вода
Достаточно
Не всегда достаточно
Изменения температуры
Не значительные
Значительные от полюсов к экватору
Свет
Уменьшается с глубиной
Достаточно
Живые организмы суши дышат атмосферным кислородом. Поэтому большое значение для них имеет состав воздуха (с.84 абз.4).
Постановка проблемы ? Учитель: Что находится в основе воздуха?
Учащиеся на основе с. 85 абз.1 Воздух – смесь газов: азот – 79%, кислород – 21%, 0, 04% углекислый газ.
Постановка проблем ? Учитель: Как используют организмы наземно-воздушной среды данные газы атмосферы в своей жизнедеятельности? Почему растения – лёгкие нашей планеты?
Учащиеся комментируют, опираясь на с. 85 абз.2 – 4 (Процессы газообмена – дыхания, фотосинтез, белковый обмен растений)
Постановка проблем ? Учитель: Почему содержание кислорода в промышленной зоне ниже, чем в сельской местности?
Учащиеся: кислород дополнительно расходуется как топливо.
Постановка проблем ? Учитель: Почему люди не селятся высоко в горах?
Учащиеся: Воздух выше 6 км над уровнем моря разряжен = снижается атмосферное давление и становится холоднее при поднятии на каждый 1 км на 6°С.
Задача: Необходимо ли взять тёплые вещи альпинисту при восхождении на гору 5 км, если у
Постановка проблем? Учитель: Какими приспособлениями обладают организмы к обеспечению водой в засушливых местах и выдерживанию резких изменений температур?
С / Р учащихся при заполнении таблицы по с. 85 – 86, используя презентацию «Приспособления организмов к засухе и перепадам температур?
Ограничивающий фактор
Растения
Животные
Обеспечение водой в засушливых местах
- развитая корневая система - листья-колючки - мощный стебель - регуляция испарения воды через устьица листа и чечевички стебля
- запас воды в виде жира
Выдерживание резких изменений температур
- листопад - анабиоз - листья – хвоя
- анабиоз - линька - отлёт в тёплые страны - запас жира - теплокровность
Постановка проблемы? Учитель: На какие группы делятся животные по передвижению?
С / Р учащихся при заполнении таблицы по с. 86 абз.6, используя презентацию «Движение организмов в наземно-воздушной среде», привлекая наблюдение: