Автор: учитель биологии 1 квалификационной категории, МБОУ «Беляевская средняя общеобразовательная школа»
с.Беляевка Беляевский район Оренбургской области Серженко Татьяна Павловна
Предмет: биология
Класс: 5
Тип урока: открытия нового знания – урок формирования УУД
Тема: «Между небом и землёй»
Цель урока: Познакомить обучающихся со знаниями о наземно-воздушной среде обитания, выяснив как организмы, приспособились к жизни в ней.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку биологии 5 класс Между небом и землёй»
Между небом и землёй
Автор: учитель биологии 1 квалификационной категории, МБОУ «Беляевская СОШ»
Серженко Татьяна Павловна
Урок мы свой начнем о том,
Что вся Земля – наш дом.
Наш добрый дом - просторный дом
Мы все с рожденья в нем живем.
Фронтальный опрос
1) Что такое среда обитания?
2) Какие среды обитания известны на нашей планете?
3) Каковы особенности водной среды обитания?
4) Какие организмы обитают в воде?
5) Назовите приспособления живых организмов к водной среде обитания.
Три клада у природы есть
Три ее основы.
Вода, земля и воздух.
Какая бы не грянула беда,
Целы они – все возродится снова.
У осла и соловья,
У лисы и журавля,
У стрекоз и муравья –
Жизнь у каждого своя.
Каждый соблюдает точно.
Свой режим и дня, и ночи,
И у каждого свое
Облюбовано жилье.
Выбирает привереда лишь меню обеда,
А в дороге изберут
Каждый собственный маршрут.
У букашки и у птички..
Тем – то каждый и хорош,
Что на прочих не похож.
Наземно – воздушная среда (атмосфера)
Экологические факторы
Приспособления
Заполни и запомни !
№
факторы
1
условия
свет
2
температура
3
воздух
4
влажность
5
ветер
Работа в группах
№ группы
вопросы
1
- Как растения защищаются от перегрева?
- Что происходит, когда температура окружающей среды понижается?
- А животные приспособлены к температурным изменениям?
2
- Как делятся растения по отношению к свету?
- Как по отношению к свету классифицируются все животные?
3
- Как делятся все растения по отношению к воде?
- Деление животных по отношению к водному режиму?
Поставь знак «+» или «-».
- Различают 2 среды обитания: наземно – воздушную и водную.
- Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.
- Крупные кенгуру совершают прыжки в длину до 5 метров
- Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде.
- Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и снова ныряют.
- Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.
Проверь себя!
Правильный ответ:
-, +, +, -, +, +.
Вопросы к кроссворду
- Группа растений, живущих в условиях дефицита (недостатка) влаги, например в пустыни
- Состояние некоторых животных зимой, при котором они крайне не активны (не передвигаются и не питаются)
- Растения засушливых мест, способное накапливать в своем стебле значительное количество воды.
- Животное, передвигающееся прыжками (до 5 метров)
- Животное пустыни, способное обходиться без воды до двух недель.
- Период сбрасывания листьев у растений перед наступлением зимы.
1
2
3
4
5
6
1
с
п
я
ч
к
а
2
у
3
к
а
к
т
у
с
к
4
к
е
н
г
у
р
у
л
б
л
ю
д
5
е
р
в
н
и
т
л
д
а
п
о
с
6
ы
Игра «Третий лишний».
А) Дождевой червь, пиявка, слепыш.
Б) Бабочка, колибри, щука.
В) Таймень, шмель, акула.
Г) Олень, крот, кролик.
Игра «Третий лишний».
А) Дождевой червь, пиявка , слепыш.
Б) Бабочка, колибри, щука .
В) Таймень, шмель , акула.
Г) Олень, крот , кролик.
Сегодня на уроке
Я
удивился
понял
задумался
Домашнее задание
- Прочитайте текст учебной статьи «Между небом и землей».
- Заполните таблицу на стр. 87
На выбор:
Подготовьте проблемные вопросы к теме «Наземно – воздушная среда организмов».