kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Звездное небо зимой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: продолжить знакомство с картой звездного неба.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду, ориентироваться по Полярной звезде, использовать различные справочные издания, детскую литературу, Интернет для поиска информации, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать

Оборудование: учебник А. А. Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир 2 класс 2 часть,  рабочая тетрадь, атлас-определитель «От земли до неба», тестовые задания на карточках для индивиду­ального опроса, аудиозапись «Звездного вальса» И.О. Дунаевско­го, рисунок-схема созвездий Большая Медведица (осенью и зи­мой), Орион, изображения героев греческих мифов (Посейдон, Орион, Гера).

                                                                                      Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
    1. Проверка домашнего задания
    2. Индивидуальные задания. Тест

    - Подчеркните зимние природные явления.
            Журчат ручьи. Солнце восходит поздно и заходит рано. День короткий. Прохладно. Тает снег. Жарко. Метут метели. Гололедица. На небе лег­кие облака. Оттепель. Земля покрыта снегом. Солнце светит, но не греет. Опадают листья. Идут дожди. Тепло. Мороз. Ледоход. День длинный. Река покрыта льдом. Изморозь.
    - Выполните тестовые задания. Отметьте правильный ответ.

                        1. Какие сезонные изменения происходят в неживой природе зимой?

                а) идут теплые дожди     

                б) температура воздуха достигает -25 -30°

                   в) осадки выпадают в виде снега

                г) по реке плывет шуга

                  2. Какого явления природы не бывает зимой?

                  а) снегопад                            в) радуга

                    б) замерзание рек        г) морозы

                   3.  Какое утверждение неверное?

                     а) зимой температура воздуха ниже нуля

                 б) звезда, еж, игла, крупа — видя снежинок

               в) зимой дни длиннее ночи

                   г) 25 декабря — день зимнего солнцеворота

            4. Как вы понимаете пословицу «Мороз невелик, а стоять не велит»?

                  а) зимой морозы не бывают сильными

                б) в морозную погоду надо активно двигаться

                в) в морозы надо одеваться теплее

               г) в морозы нельзя выходить на улицу ,

                5. Какие слова относятся к снегопаду?

                  а) крупка в) ливень

                      б) хлопья     г) пороша
            6. Какие загадки о снеге?

                 а) Белые пчелы на землю сели, пришел огонь — и их не стало.

               б) Летит — молчит, ляжет —молчит, когда умрет — тогда  заревет.

                  в) Без рук, без ног, а рисовать умеет.

                  г) На дворе горой, а в избе водой

            3. Фронтальный опрос
              - Какие изменения в неживой природе происходят с приходом зимы?
              - Чем интересны дни 22 и 25 декабря?

3.  Самоопределение к деятельности
      (Звучит аудиозапись «Звездного вальса» И.О. Дунаевского.)
     -  Вы догадались, чему будет посвящен наш урок? (Ответы учеников.)
     - Сегодня на уроке будем говорить о звездном небе зимой.

4. Работа по теме урока
     1. Беседа

(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 16 учебника.)
- Как вы думаете, изменилось ли положение созвездия Боль­шая Медведица на зимнем небе по сравнению с осенним? (Ответы учеников.)
- Найдите на звездном небе созвездие Большая Медведица.(Учитель использует для показа иллюстрации учебника (положение созвездия осенью и зи­мой).)
- Вспомните, сколько звезд составляют ковш Большой Мед­ведицы. {7 звезд.)
- Изменилась ли «фигура медведицы» на зимнем небе? {Нет, не изменилась.)
- Сравните положение Большой Медведицы на небе осенью и зимой. Сделайте вывод. (Изменилось положение созвездия. Осенью оно располагалось почти горизонтально «головой» вле­во, а зимой «головой» вниз.)
- Как вы это объясняете? (Положение звезд в созвездии не из­менилось, а изменилась точка нашего наблюдения, так как Земля движется по орбите вокруг  Солнца и мы движемся вме­сте с Землей, поэтому в течение года видим созвездия с раз­ных позиций.)

Есть в небе звездочка одна,
Какая — не скажу
Но каждый вечер из окна
Я на нее гляжу.
Она мерцает ярко так!
А в море где-нибудь
Сейчас, наверное, моряк
По ней сверяет путь.
          (Н. Теннова)
- Как вы думаете, по какой звезде сверяют путь корабли. (По Полярной звезде.)

       Полярная звезда на небе. Полярная звезда давно известна че­ловеку. Это яркая неподвижная звезда, которую видно круглый год из любой точки России. Она помогала астрономам изучать Вселенную, поэты воспевали ее в мифах и слагали о ней леген­ды. Она постоянно находится на севере, показывая направление. Путешественники по ней находили дорогу домой и открывали новые земли.
      Полярная звезда представляет собой тройную звездную систе­му. В поперечном разрезе она в 120 раз превышает наше Солнце.
       Отыскать Полярную звезду на небе просто. Найдем две звез­ды Дубхе и Мирах, которые образуют переднюю стенку ковша. Соединим их линией, продолжим ее и пять раз отложим на ней расстояние, равное расстоянию между этими крайними звезда­ми. В конце этой линии и будет Полярная звезда. Она находится в хвосте другого созвездия — Малая Медведица.
       Встаньте лицом к звезде и определите направление на север.

На небе ковшик золотой

Зовут Медведицей Большой.

Секрет — найти, где север, — прост:

По направленью крайних звезд

Прямую линию веди,

Звезду Полярную найди,

Встань прямо, на нее гляди.

И север будет впереди.

(Р. Алдонина)

- Как определить другие стороны горизонта? Если смотреть на Полярную звезду, то в какой стороне будет запад? (Слева.)
- Восток? (Справа.)
- Юг? (Сзади.)

2. Работа по учебнику С. 17
- Найдите на схеме Полярную звезду. В какой части ковша Малой Медведицы находится Полярная звезда? (На конце «ручки» ковша.)
     Если встать спиной к Большой и Малой Медведицам, то на противоположной стороне неба мы увидим самое красивое созвездие зимнего неба – Орион, В расположении его ярких звезд угадывается фигура охотника. Созвездие содержит 209 звезд, видимых невооруженным глазом.
     Согласно греческим мифам Орион бал сыном бога морей Посейдона. Он был знаменитым охотником, убил много животных и похвалялся тем, что нет на свете животного, которого он не смог бы победить. За это Гера, могущественная супруга Зевса, наслала на него Скорпиона.
     В это время Орион освободил от диких зверей остров Хиос и стал просить у царя острова руки его дочери, но тот отказал ему. Орион попытался похитить девушку, и царь отомстил ему, ослепив его.
      Бог Гелиос возвратил Ориону зрение, но от укуса Скорпиона охотник погиб. Зевс поместил его на небе таким образом, чтобы Орион мог навсегда уйти от своего преследователя. И действительно, эти два созвездия одновременно на небе не видны никогда.


Охотником отличным
Считался Орион,
Добыть к обеду дичи
Он мог хоть десять тонн!
Звериные повадки
Он звал как дважды два.
Медведя на лопатки
Укладывал и льва!
Могучий был и меткий
Охотник Орион,
И следопыт был редкий-
Один на миллион!
Ведь так всегда сурово
Трубил охотник в рог,
Как будто он любого
Заткнуть за пояс мог!
Промашек за собою
Не ведал Орион,
Но как-то зверобоя
Ужалил Скорпион.
Ужалил, что есть силы
Его иглой своей,
как будто отмстил он
За пойманных зверей.
С тех пор не травит псами
Герой зверей в лесах,
А просто над лесами
Сияет в небесах!
              Г. Дядина

     Три звезды созвездия Орион так и называются – пояс Ориона. Их на небе разглядеть очень легко. Они яркие и расположены  в ряд.
      (Учитель использует иллюстрации учебника с. 19).
-  Рассмотрите схему. Найдите пояс Ориона и звезду Сириус.
- Как найти звезду Сириус? (От пояса Ориона провести линию налево вниз.)

5. Физкультминутка

6. Закрепление изученного материала.
    Выполнение заданий в рабочей тетради
  Задание 1 с. 10
- Прочитайте и выполните задание.
Задание 2 с. 10
- Прочитайте и выполните задание.
Задание 3 с. 10
Ответ: если встать лицом к Полярной звезде, то впереди будет север, сзади –юг, слева – запад, справа – восток.
Задание 4 с .10
- Прочитайте, выполните задание.
     Согласно мифам звездой Сириус стала собака Ориона.
      Сириус – самая яркая звезда ночного неба. Светит эта звезда в 23 раза сильнее Солнца. Она относится к белым звездам, но нам кажется синей. Иногда, мерцая, Сириус переливается и другими цветами радуги, словно драгоценный камень. В одном из своих стихотворений И.А.Бунин сказал об этой звезде так: «Сириус, дерзкий сапфир, синим горящим огнем…»

7. Рефлексия
(Учитель показывает схемы расположения ковша Большой Медведицы осенью и зимой.)
- Угадайте, какое это время года. (Зима – «ручка» ковша опущена вниз.)
(Учащиеся работают по вопросу в рубрике «Подумаем!» на с. 19 учебника.)

8. Подведение итогов урока
- Чем интересна Полярная Звезда?
- как ее найти на небе?
- Прочитаем вывод на с. 19 учебника

Домашнее задание:
1. Прочитайте текст в учебнике с. 16-19, ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» с. 19
2. Выполнить задание 5 с. 11 в рабочей тетради.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Звездное небо зимой" »

Дата проведения: 25.01.2014 г 2 класс

Тема урока: Звездное небо зимой. (УМК Перспектива)

Цель: продолжить знакомство с картой звездного неба.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду, ориентироваться по Полярной звезде, использовать различные справочные издания, детскую литературу, Интернет для поиска информации, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать

Оборудование: учебник А. А. Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир 2 класс 2 часть, рабочая тетрадь, атлас-определитель «От земли до неба», тестовые задания на карточках для индивиду­ального опроса, аудиозапись «Звездного вальса» И.О. Дунаевско­го, рисунок-схема созвездий Большая Медведица (осенью и зи­мой), Орион, изображения героев греческих мифов (Посейдон, Орион, Гера).



Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний
    1. Проверка домашнего задания
    2. Индивидуальные задания. Тест
    - Подчеркните зимние природные явления.
    Журчат ручьи. Солнце восходит поздно и заходит рано. День короткий. Прохладно. Тает снег. Жарко. Метут метели. Гололедица. На небе лег­кие облака. Оттепель. Земля покрыта снегом. Солнце светит, но не греет. Опадают листья. Идут дожди. Тепло. Мороз. Ледоход. День длинный. Река покрыта льдом. Изморозь.
    - Выполните тестовые задания. Отметьте правильный ответ.

1. Какие сезонные изменения происходят в неживой природе зимой?

а) идут теплые дожди

б) температура воздуха достигает -25 -30°

в) осадки выпадают в виде снега

г) по реке плывет шуга

2. Какого явления природы не бывает зимой?

а) снегопад в) радуга

б) замерзание рек г) морозы

3. Какое утверждение неверное?

а) зимой температура воздуха ниже нуля

б) звезда, еж, игла, крупа — видя снежинок

в) зимой дни длиннее ночи

г) 25 декабря — день зимнего солнцеворота

4. Как вы понимаете пословицу «Мороз невелик, а стоять не велит»?

а) зимой морозы не бывают сильными

б) в морозную погоду надо активно двигаться

в) в морозы надо одеваться теплее

г) в морозы нельзя выходить на улицу ,

5. Какие слова относятся к снегопаду?

а) крупка в) ливень

б) хлопья г) пороша
6. Какие загадки о снеге?

а) Белые пчелы на землю сели, пришел огонь — и их не стало.

б) Летит — молчит, ляжет —молчит, когда умрет — тогда заревет.

в) Без рук, без ног, а рисовать умеет.

г) На дворе горой, а в избе водой

3. Фронтальный опрос
- Какие изменения в неживой природе происходят с приходом зимы?
- Чем интересны дни 22 и 25 декабря?

3. Самоопределение к деятельности
(Звучит аудиозапись «Звездного вальса» И.О. Дунаевского.)
- Вы догадались, чему будет посвящен наш урок? (Ответы учеников.)
- Сегодня на уроке будем говорить о звездном небе зимой.

4. Работа по теме урока
1. Беседа
(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 16 учебника.)
- Как вы думаете, изменилось ли положение созвездия Боль­шая Медведица на зимнем небе по сравнению с осенним? (Ответы учеников.)
- Найдите на звездном небе созвездие Большая Медведица.(Учитель использует для показа иллюстрации учебника (положение созвездия осенью и зи­мой).)
- Вспомните, сколько звезд составляют ковш Большой Мед­ведицы. {7 звезд.)
- Изменилась ли «фигура медведицы» на зимнем небе? {Нет, не изменилась.)
- Сравните положение Большой Медведицы на небе осенью и зимой. Сделайте вывод. (Изменилось положение созвездия. Осенью оно располагалось почти горизонтально «головой» вле­во, а зимой «головой» вниз.)
- Как вы это объясняете? (Положение звезд в созвездии не из­менилось, а изменилась точка нашего наблюдения, так как Земля движется по орбите вокруг Солнца и мы движемся вме­сте с Землей, поэтому в течение года видим созвездия с раз­ных позиций.)

Есть в небе звездочка одна,
Какая — не скажу
Но каждый вечер из окна
Я на нее гляжу.
Она мерцает ярко так!
А в море где-нибудь
Сейчас, наверное, моряк
По ней сверяет путь.
(Н. Теннова)
- Как вы думаете, по какой звезде сверяют путь корабли. (По Полярной звезде.)

Полярная звезда на небе. Полярная звезда давно известна че­ловеку. Это яркая неподвижная звезда, которую видно круглый год из любой точки России. Она помогала астрономам изучать Вселенную, поэты воспевали ее в мифах и слагали о ней леген­ды. Она постоянно находится на севере, показывая направление. Путешественники по ней находили дорогу домой и открывали новые земли.
Полярная звезда представляет собой тройную звездную систе­му. В поперечном разрезе она в 120 раз превышает наше Солнце.
Отыскать Полярную звезду на небе просто. Найдем две звез­ды Дубхе и Мирах, которые образуют переднюю стенку ковша. Соединим их линией, продолжим ее и пять раз отложим на ней расстояние, равное расстоянию между этими крайними звезда­ми. В конце этой линии и будет Полярная звезда. Она находится в хвосте другого созвездия — Малая Медведица.
Встаньте лицом к звезде и определите направление на север.

На небе ковшик золотой

Зовут Медведицей Большой.

Секрет — найти, где север, — прост:

По направленью крайних звезд

Прямую линию веди,

Звезду Полярную найди,

Встань прямо, на нее гляди.

И север будет впереди.

(Р. Алдонина)

- Как определить другие стороны горизонта? Если смотреть на Полярную звезду, то в какой стороне будет запад? (Слева.)
- Восток? (Справа.)
- Юг? (Сзади.)

2. Работа по учебнику С. 17
- Найдите на схеме Полярную звезду. В какой части ковша Малой Медведицы находится Полярная звезда? (На конце «ручки» ковша.)
Если встать спиной к Большой и Малой Медведицам, то на противоположной стороне неба мы увидим самое красивое созвездие зимнего неба – Орион, В расположении его ярких звезд угадывается фигура охотника. Созвездие содержит 209 звезд, видимых невооруженным глазом.
Согласно греческим мифам Орион бал сыном бога морей Посейдона. Он был знаменитым охотником, убил много животных и похвалялся тем, что нет на свете животного, которого он не смог бы победить. За это Гера, могущественная супруга Зевса, наслала на него Скорпиона.
В это время Орион освободил от диких зверей остров Хиос и стал просить у царя острова руки его дочери, но тот отказал ему. Орион попытался похитить девушку, и царь отомстил ему, ослепив его.
Бог Гелиос возвратил Ориону зрение, но от укуса Скорпиона охотник погиб. Зевс поместил его на небе таким образом, чтобы Орион мог навсегда уйти от своего преследователя. И действительно, эти два созвездия одновременно на небе не видны никогда.


Охотником отличным
Считался Орион,
Добыть к обеду дичи
Он мог хоть десять тонн!
Звериные повадки
Он звал как дважды два.
Медведя на лопатки
Укладывал и льва!
Могучий был и меткий
Охотник Орион,
И следопыт был редкий-
Один на миллион!
Ведь так всегда сурово
Трубил охотник в рог,
Как будто он любого
Заткнуть за пояс мог!
Промашек за собою
Не ведал Орион,
Но как-то зверобоя
Ужалил Скорпион.
Ужалил, что есть силы
Его иглой своей,
как будто отмстил он
За пойманных зверей.
С тех пор не травит псами
Герой зверей в лесах,
А просто над лесами
Сияет в небесах!
Г. Дядина

Три звезды созвездия Орион так и называются – пояс Ориона. Их на небе разглядеть очень легко. Они яркие и расположены в ряд.
(Учитель использует иллюстрации учебника с. 19).
- Рассмотрите схему. Найдите пояс Ориона и звезду Сириус.
- Как найти звезду Сириус? (От пояса Ориона провести линию налево вниз.)

5. Физкультминутка

6. Закрепление изученного материала.
Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 1 с. 10
- Прочитайте и выполните задание.
Задание 2 с. 10
- Прочитайте и выполните задание.
Задание 3 с. 10
Ответ: если встать лицом к Полярной звезде, то впереди будет север, сзади –юг, слева – запад, справа – восток.
Задание 4 с .10
- Прочитайте, выполните задание.
Согласно мифам звездой Сириус стала собака Ориона.
Сириус – самая яркая звезда ночного неба. Светит эта звезда в 23 раза сильнее Солнца. Она относится к белым звездам, но нам кажется синей. Иногда, мерцая, Сириус переливается и другими цветами радуги, словно драгоценный камень. В одном из своих стихотворений И.А.Бунин сказал об этой звезде так: «Сириус, дерзкий сапфир, синим горящим огнем…»

7. Рефлексия
(Учитель показывает схемы расположения ковша Большой Медведицы осенью и зимой.)
- Угадайте, какое это время года. (Зима – «ручка» ковша опущена вниз.)
(Учащиеся работают по вопросу в рубрике «Подумаем!» на с. 19 учебника.)

8. Подведение итогов урока
- Чем интересна Полярная Звезда?
- как ее найти на небе?
- Прочитаем вывод на с. 19 учебника



Домашнее задание:
1. Прочитайте текст в учебнике с. 16-19, ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» с. 19
2. Выполнить задание 5 с. 11 в рабочей тетради.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Звездное небо зимой"

Автор: Киселева Юлия Владимировна

Дата: 21.06.2014

Номер свидетельства: 107607

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока по литературному чтению С.Козлов "Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды""
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekturokapolitieraturnomuchtieniiuskozlovkakiozhiksmiedviezhonkomprotiralizviozdy"
    ["file_id"] => string(6) "291272"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455100324"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по русскому языку на тему изменение имен прилагательных по родам. "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-izmienieniie-imien-prilaghatiel-nykh-po-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "141019"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418049966"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Части суток: утро, день, вечер, ночь»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_obrazovatiel_noi_dieiatiel_nosti_v_starshiei_ghruppie_chasti_sutok_utr"
    ["file_id"] => string(6) "355776"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478419856"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства