Учебно-познавательная деятельность: Проверка домашнего задания Постановка проблемы Открытие нового через её решение Первичное закрепление Работа с текстом учебника | Беседа учителя с учащимися, в ходе которой актуализируются знания о методах познания природы, полученные ребятами в предшествующих классах: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание веселого ручья, шорох снежинок, завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы» Вопрос: Что такое природа? Перечислите известные вам науки о природе. Назовите признаки живого. Беседа учителя с учащимися, в ходе которой актуализируются знания о методах познания природы, полученные ребятами в предшествующих классах. Вопросы: Чему научился человек у природы? Какие способы изучения природы вам знакомы? | Ответы учащихся на вопросы учителя Дают определение природе Называют признаки живого Делают вывод о методах познания природы. Осуществляют сравнение различных методов изучения природы Называют лабораторные методы исследования Отвечают на проблемный вопрос. |
Рассказ учителя с элементами беседы о наблюдении как одном из способов изучения природы, об использовании наблюдений в практической деятельности человека. Наблюдение - это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение. Метод наблюдения широко используется при изучении и космических и земных тел, живых организмов. Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними. Английский учений Ч.Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие. Вопрос: - Ребята, приведите примеры ваших наблюдений за живыми организмами, неживыми телами природы, явлениями природы. - А как использует человек наблюдения в своей повседневной практической деятельности? Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ. Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях. Например, в ходе наблюдений установили, что клесты, белки, дятлы питаются семенами шишек ели, но делают они это по-разному. Затем по шишкам можно определить, какие животные питались в том или ином месте. Вопрос: - Какие приборы помогают человеку вести наблюдения? Рассказ учителя с элементами беседы об эксперименте как способе изучения природы, при котором в лаборатории воспроизводятся природные явления, о значении эксперимента в практической деятельности человека. На основе данных, полученных при наблюдениях, ученые делают научные предположения, которые затем проверяются в эксперименте. С помощью экспериментов выясняются особенности процессов, протекающих в живых и неживых телах. В эксперименте то или иное явление можно повторить несколько раз, изучить при различных условиях. С помощью опытов изучают поведение животных. Перелетные птицы в своих длительных перелетах ориентируются по Солнцу, звездам. Изменяя направление солнечных лучей, с помощью зеркальца, ученые смогли изменить траекторию движения полета. Используя текст учебника с. 14-15 задайте вопросы к тексту. Слушает ответы учащихся и обобщает ответы | Участвуют в беседе о методах изучения природы, делают записи в тетради под диктовку учителя Слушают рассказ учителя и отвечают на проблемные вопросы Осуществляют проверку и оценивание друг друга. Читают текст учебника и составляют вопросы. Озвучивают вопросы к тексту и оценивают ответы товарищей |
Закрепление, рефлексия | Организует закрепление материала и рефлексию Сегодня мы познакомились с методами изучения природы: наблюдением, сравнением, описанием, измерением, экспериментом и моделированием. Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке? Оцените своё настроение в оценочном листе. | Осуществляют рефлексию. Оценивают свое настроение с помощью цветных полосок |