kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок и презентация к нему предназначены для учеников 5х классов.

Данная разработка урока была разработана в соответствии с требованиями к современному уроку и в рамках современных педтехнологий.

Она содержит разнообразные задания на проверку знаний, что способствует осознанию основного фактического материала и применению знаний и умений в новых учебных ситуациях и пониманию сути методов изучения природы. Презентация расширяет блок  информации о методах изучения природы. 

В результате проведения урока дети овладевают начальными исследовательскими умениями и развивают опыт творческой деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гимназия №9, Конспект урока Ураловой С.А.»

План-конспект урока

Предмет: биология

Учитель: Уралова Светлана Анатольевна, учитель биологии МОБУ гимназия № 9 г. Сочи

Класс: 5

Тема урока: Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Место урока в программе: третий урок в разделе «Биология – наука о живом мире».

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: различать и характеризовать методы изучения живой природы.

Метапредметные: формировать у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов: продолжить развивать умения вычленять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, извлекать информацию из различных источников и способностей конкретизировать, анализировать, обобщать; освоение способов оформления результатов исследования.

Личностные: воспитывать самостоятельность, коммуникативные качества учащихся.

Решаемые учебные проблемы: осознание и осмысление блока информации о методах изучения живых организмов; овладение начальными исследовательскими умениями по проведению наблюдений, опытов и измерений, описанию результатов, формулировке выводов.

Основные понятия, изучаемые на уроке: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделирование.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, экран, компьютер, набор ЦОР;

  • учебник, рабочая тетрадь;

  • коллекции и живые объекты;

лабораторное оборудование: на парту - два стакана, две стеклянные палочки; полоски цветной бумаги (голубая, синяя, серая, белая, зеленая, красная, желтая)

  • на учительском столе – оборудование биологического, химического и физического кабинетов.

Формирование УУД

  • Личностные:

Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию; ответственно относятся к выполнению учебных задач; демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

  • Коммуникативные:

Высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий.

  • Регулятивные

Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней; выдвигают простейшие гипотезы; выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их; работают с информацией и преобразуют её; находят причинно-следственные связи; оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

  • Познавательные:

Знают методы изучения живой природы, умеют называть и находить на рисунках основное биологическое оборудование, имеют представление об использовании биологических методов для изучения любого живого объекта; используют методы сравнения, описания, моделирования, измерения, наблюдения и моделирования в лабораторных условиях.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный


Приветствует обу­чающихся, просит их проверить готов­ность к уроку.

Осуществляют само­проверку готовности к уроку.

Ориентировочно-мотивационный – стадия вызова


Мотивирует обу­чающихся к опреде­лению темы и к по­становке познава­тельной цели урока

  • Определяют тему урока;

  • Участвуют в поста­новке познавательной цели урока.

Учебно-познавательная деятельность:







  1. Проверка домашнего задания





  1. Постановка проблемы




  1. Открытие но­вого через её решение








  1. Первичное закрепление
































Работа с текстом учебника


  1. Беседа учителя с учащимися, в ходе которой актуализируются знания о методах познания природы, полученные ребятами в предшествующих классах:

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание веселого ручья, шорох снежинок, завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы»

Вопрос:

  1. Что такое природа?

  2. Перечислите известные вам науки о природе.

  3. Назовите признаки живого.

  1. Беседа учителя с учащимися, в ходе которой актуализируются знания о методах познания природы, полученные ребятами в предшествующих классах.

Вопросы:

Чему научился человек у природы?

Какие способы изучения природы вам знакомы?

Ответы учащихся на вопросы учителя

Дают определение природе

Называют признаки живого


Делают вывод о методах познания природы.

Осуществляют сравне­ние различных методов изучения природы

Называют лабораторные методы исследования

Отвечают на проблемный вопрос.

Рассказ учителя с элементами беседы о наблюдении как одном из способов изучения природы, об использовании наблюдений в практической деятельности человека.

Наблюдение - это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.

Метод наблюдения широко используется при изучении и космических и земных тел, живых организмов.

Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.


Английский учений Ч.Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.

Вопрос:

- Ребята, приведите примеры ваших наблюдений за живыми организмами, неживыми телами природы, явлениями природы.

- А как использует человек наблюдения в своей повседневной практической деятельности?

Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.

Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях. Например, в ходе наблюдений установили, что клесты, белки, дятлы питаются семенами шишек ели, но делают они это по-разному. Затем по шишкам можно определить, какие животные питались в том или ином месте.

Вопрос:

- Какие приборы помогают человеку вести наблюдения?

Рассказ учителя с элементами беседы об эксперименте как способе изучения природы, при котором в лаборатории воспроизводятся природные явления, о значении эксперимента в практической деятельности человека.

На основе данных, полученных при наблюдениях, ученые делают научные предположения, которые затем проверяются в эксперименте.

С помощью экспериментов выясняются особенности процессов, протекающих в живых и неживых телах. В эксперименте то или иное явление можно повторить несколько раз, изучить при различных условиях.

С помощью опытов изучают поведение животных. Перелетные птицы в своих длительных перелетах ориентируются по Солнцу, звездам. Изменяя направление солнечных лучей, с помощью зеркальца, ученые смогли изменить траекторию движения полета.


Используя текст учебника с. 14-15 задайте вопросы к тексту.


Слушает ответы учащихся и обобщает ответы

Участвуют в беседе о методах изучения природы, делают записи в тетради под диктовку учителя









Слушают рассказ учителя и отвечают на проблемные вопросы













Осуществляют про­верку и оценивание друг друга.





















Читают текст учебника и составляют вопросы. Озвучивают вопросы к тексту и оценивают ответы товарищей

Закрепление, ре­флексия

Организует за­крепление мате­риала и рефлек­сию

Сегодня мы познакомились с методами изучения природы: наблюдением, сравнением, описанием, измерением, экспериментом и моделированием.

Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке?

Оцените своё настроение в оценочном листе.

Осуществляют рефлек­сию.




Оценивают свое настроение с помощью цветных полосок


Подведе­ние итогов урока, задание на дом

Выставляет оценки за урок, дает домашнее задание: с. 12-15, ответить на вопросы с. 15, вспомнить какие приборы используют при изучении живой природы? Как записывают наблюдения?

Подают дневники для выставления оценок, записывают домашнее задание в дневниках.




Просмотр содержимого презентации
«Методы изучения природы»

Ме́тод (от греческого «способ») — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

Ме́тод (от греческого «способ») — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

Методы изучения природы 1. Наблюдение 2.Эксперимент 3.Измерение

Методы

изучения природы

1. Наблюдение

2.Эксперимент

3.Измерение

Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Наблюдение за дождевым червем в природе

Наблюдение за дождевым червем в природе

Влияние Солнца на рост растений 2 Ноябрь, 2016

Влияние Солнца на рост растений

2 Ноябрь, 2016

Эксперимент - общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний.

Эксперимент - общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний.

Измерение  — совокупность операций для определения отношения одной (измеряемой) величины к другой однородной величине, принятой за единицу, хранящуюся в техническом средстве.

Измерение  — совокупность операций для определения отношения одной (измеряемой) величины к другой однородной величине, принятой за единицу, хранящуюся в техническом средстве.

Измерение артериального давления 2 Ноябрь, 2016

Измерение артериального давления

2 Ноябрь, 2016

Массы тела

Массы тела

Скорости движения человека

Скорости движения человека

Биология. Микроскоп

Биология. Микроскоп

Геологическое оборудование 2 Ноябрь, 2016

Геологическое оборудование

2 Ноябрь, 2016

Современное оборудование экологов

Современное оборудование экологов

Домашнее задание. Стр. 12-15.  Ответить на вопросы  с. 15

Домашнее задание.

Стр. 12-15.

Ответить на вопросы

с. 15


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Автор: Уралова Светлана Анатольевна

Дата: 25.08.2014

Номер свидетельства: 112837

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Методы краеведческой работы "
    ["seo_title"] => string(32) "mietody-kraieviedchieskoi-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "115177"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411888689"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС). УМК "Живой организм" А.А. Плешаков,Н.И. Сонин "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5-klass-fgos-umk-zhivoi-orghanizm-a-a-plieshakov-n-i-sonin"
    ["file_id"] => string(6) "216587"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433070410"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Cтандарты для учителей биологии "
    ["seo_title"] => string(36) "ctandarty-dlia-uchitieliei-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "120072"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413608496"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Рабочая программа по окружающему миру УМК "Планета знаний" 1 класс "
    ["seo_title"] => string(74) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-umk-planieta-znanii-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153586"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421050148"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии. "
    ["seo_title"] => string(61) "lichnostno-oriientirovannoie-obuchieniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "126041"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415109467"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства