Методическая разработка урока природоведения в 5 классе
Тема: «Воды суши»
Цель: Дать целостное целостное представление о строении, функциях и значении гидросферы.
Задачи:
Деятельностная: у учащихся формируются новые способы самостоятельной деятельности, разработка проектов, микроисследований.
Образовательная: расширение понятийной базы по теме «Гидросфера», формируется контрольно оценочная деятельность.
Воспитательная: развивать коммуникативные навыки общения, предупреждать возникновение стрессовых ситуаций.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу» (1-2 мин)
- Здравствуйте, ребята.
- Сегодня нам с вами предстоит сделать новое открытие. Но прежде чем это произойдет, давайте подумаем, что может пригодиться нам для успешной работы
Сегодня мы с вами познакомимся с новой составной частью гидросферы, дадим оценку микроисследованию Ариши Боровик, заполним математическую страничку и страницу рекордов, поработаем к картой и контурными картами и выполним тест.
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.( 4-5 минут;)
1. Создание проблемной ситуации.
Чтение стихотворения
Океан седой гудит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные раскачивая пятна
На седой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век…
На Земле уж белых пятен нету.
Черные сотрешь ли человек?
Работа над формулированием проблемы:
- О чем идет речь в стихотворении.
- Почему сердится океан?
- О каких белых пятнах идет речь?
- Что за черные пятна?
Затем создаётся проблемная ситуация.
Проблема: Почему нужно беречь воду, ведь она составляет ¾ всей поверхности Земли?
На этот вопрос мы ответим в конце урока.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений проговаривание цели урока в виде темы урока.
- Давайте вернемся схеме Состав гидросферы, которую мы заполняли на прошлом уроке. - - О каких водах вы уже имеете представление, что конкретно вы знаете.
- Чего мы еще не знаем?
Тема урока Воды суши. Вы познакомитесь с водами суши научитесь находить их на карте и узнаете много интересного о них
«IV. «Открытие нового знания»
Цель: обсуждение проекта решения темы урока
Работа со схемой
Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте ее и впишите полученное слово в схему.
- Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, а рама зеленая? ( озеро)
- Зимой скрываюсь, весной появляюсь,
Летом веселюсь, осенью спать ложусь? (река)
- Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя? (болото)
- Бежит бычок, голубой рожок –
Бежит и журчит (ручей)
- Осталось не заполненными 2 ячейки, а у меня закончились загадки. Придется вам открыть учебник на стр 93 и найти в тексте статьи те формы вод суши которые мы еще не назвали. (после заполнения схемы проговариваем состав вод суши).
2) А теперь давайте посмотрим видиоролик. Во время просмотра постарайтесь придумать два вопроса, которые вы зададите товарищам.
3) К сегодняшнему уроку Арина приготовила небольшое исследование на тему «Подземные воды Николаевского района. Россошино». Приготовились слушать и анализировать работу Ариши.
V.Самостоятельная работа с текстом учебника.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
1) На слайде показаны ряд цифр. Найдите в тексте,что обозначают они.
Математическая страница
2) Страничка рекордов суши
Давайте вспомним рекорды суши и выберем из них те, что относятся к рекордам суши.
Покажите их на карте.
VI.Первичное закрепление. Практическая работа с контурной картой
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Нанести на контурную карту следующие объекты вод суши.
VII.Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Давайте вернемся к началу нашего урока
Как связано стихотворение с темой нашего урока?
Почему нужно бережно относиться к воде – ведь она занимает ¾ поверхности планеты?
А как вы можете помочь в решении этой проблемы?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Слово учителя:
Вода – главное богатство нашей планеты и ее нужно беречь и экономить. И тех кто хочет узнать как это сделать я приглашаю к участию в проекте «Чистая вода», который мы будем разрабатывать на элективном занятии. Задание: подсчитайте сколько воды вы тратите на умывание, чистку зубов.
VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Письменное тестирование и взаимопроверка по эталону
Рефлексия
Прием «Телеграмма»
Напишите в нескольких словах свое отношение к уроку
Вы молодцы! Спасибо за урок!