Этап урока (указать название этапа) | Информационный блок (здесь прописываются научные знания в различных формах, которые будут предъявляться учащимся, т.е. собственно содержание учебного материала) | Деятельностный блок (содержит перечень действий учащихся) | Планируемые результаты Универсальные учебные действия (УУД) | Методический блок (указываются методы, приемы и педагогические технологии, используемые учителем на каждом из этапов урока) |
Актуализация прежних знаний | Проверочная работа по теме Питание Учитель: Что вы знаете о дыхании? Составим схему на доске | На нетбуках выполняют проверочную работу Составляют схемы в тетрадях и на доске, обсуждают Дыхание 1.выделяется углекислый газ 2. поглощается кислород 3. дышат все организмы 4. дышат растения | Метапредметные УУД: целеполагание – формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще не известно | Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления Частично-поисковый |
Формирование новых понятий и способов действия | Демонстрация опыта, доказывающего, что растения при дыхании выделяют углекислый газ Вопросы для обсуждения 1.Почему свеча гаснет? 2. Какой газ не поддерживает горение? 3. Какой можно сделать вывод о дыхании? 4. Все ли органы растений дышат? Дышат ли корни? Опыт, демонстрирующий необходимость воздуха для дыхания корней Вопросы для обсуждения 1.Объясните, о чем говорит опыт? 2. Для чего в первом варианте используется пульверизатор? 3. Для чего во второй стакан налили масло? 4. Почему растение во втором стакане погибло? 5. Для чего растению нужен кислород? Поработайте с текстом учебника на стр. 73 и составьте таблицу | Инструкция для учащихся 1.Возьмите 3 стакана. В 1 поместите проросшие семена фасоли, во 2 – смоченные корнеплоды моркови, в 3 – веточку традесканции. 2. Стаканы плотно закрыть и поставить в темное место. 3. Через день проверить, изменился ли состав воздуха, для этого в каждый стакан опустите зажженную лучинку. Отвечаю на вопросы Вывод Корень растения дышит. Если доступ кислорода к корням прекращается, то растение погибает. Кислород необходим растению для обмена веществ, при котором разрушаются органические вещества и высвобождается энергия, необходимая для жизнедеятельности растения. Дыхательные приспособления у растений Орган растения | Дыха- тельные приспособ- ления | Харак-теристика | Примеры растений | Корень | Дыхатель-ные корни | Переувлажне-ная среда | Монстера, Болотный кипарис | Стебель | Чечевички | Специальные отверстия среди клеток пробки | Береза, ольха | Лист | Устьица | В кожице, в основном на нижней стороне листа | Клен, подсолнечник, капуста | | Предметные умения: должны уметь формулировать определение понятия дыхание; описывать опыты, подтверждающие дыхание растений; определять сущность биологического процесса дыхания; выделять приспособления растений для дыхания; сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания. Метапредметные универсальные учебные действия: познавательные: общеучебные – использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему, коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: осуществление учебных действий – принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; отвечать на поставленные вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами; | Проблемный Частично-поисковый |
Формиро-вание умений и навыков | Самостоятельная работа Вопросы для обсуждения 1.Для чего ставят известковую воду, каким свойством она обладает? 2. Почему растение помещают в темноту? Заполните таблицу Решите биологические задачи 1.Хозяйка выращивала комнатные растения в глиняных горшках на подоконнике. Чтобы горшки были красивыми и не портили интерьер комнаты, она покрасила их масляной краской. Правильно ли поступила хозяйка? 2. Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей (укроп, шпинат, салат) и временем суток? Почему | Чтение текстов, обсуждение 1.Возьмем побег любого растения, на котором не меньше 10 листьев. Поставим его в стакан с водой, установленный на тарелке, рядом с которой поставлен еще один стакан с прозрачной известковой водой. Затем все это закроем стеклянным колпаком и поместим в темный шкаф 2. В темноте растения не могут выделять кислород, так как фотосинтез прекращается. В темном шкафу листья растений будут только дышать, а значит, поглощать кислород и выделять углекислый газ. От углекислого газа, выделяемого листьями, налитая в стакане известковая вода помутнеет. Дыхание листьев не прекращается и на свету, так как растения, как животные и человек, дышат круглые сутки – и на свету, и в темноте Сравнительная таблица процессов фотосинтеза и дыхания Фотосинтез | Пункты сравнения | Дыхание | Только при наличии солнечного света | Время протекания | Круглые сутки | Только зеленые клетки, содержащие хлорофилл | Место протекания | Все живые клетки | Выделяется | Кислород | Поглощается | Поглощается | Углекислый газ | Выделяется | Синтезируются | Органические вещества | Расщепляются | Поглощается | Энергия | Выделяется | -Нет. Корень дышит. Краска закупоривает поры стенок глиняного горшка - существует. Лучше собирать вечером. Потому что ночью происходит отток органических веществ из листьев в другие органы. | Л Личностные умения: самоопределение – владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе учебной деятельности, осознание ценности здорового и безопасного образа жизни Метапредметные УУД: целеполагание - осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий; регулятивные: осуществление учебных действий – принимать учебную задачу; отвечать на поставленные вопросы, работать с таблицей | Частично-поисковый Фронтальная проверка правильности выполнения Проблемный |