kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока биологии на тему: "Дыхание растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме «Дыхание растений» (6 класс ФГОС)

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление)

Цели:

дидактическая – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления;

образовательная - организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания;

развивающая – продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы «знаю-хочу узнать-узнал» и чтение с остановками;

воспитательная – создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока биологии на тему: "Дыхание растений"»

Республика Адыгея,

г. Майкоп, МБОУ «Лицей №19»,

учитель биологии высшей категории

Петрова Лариса Константиновна



Урок по теме «Дыхание растений» (6 класс ФГОС)



Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление)

Цели: Дидактическая – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления; образовательная - организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания; развивающая – продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы «знаю-хочу узнать-узнал» и чтение с остановками; воспитательная – создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.

Оборудование:

  1. Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс.-М.,2005.

  2. Корчагина В.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6-7 класса средней школы. – М., 1993.

  3. Дидактические материалы для организации самостоятельной работы.

  4. Таблицы «Стебель», «Строение листа».

Ход урока

  1. Стадии вызова и целеполагания

  1. Сообщение темы урока «Дыхание растений» (запись на доске).

  2. Составление учащимися схемы «Что я знаю о дыхании»

Дышат все организмы

Выделяется углекислый газ









ДЫХАНИЕ





Дышат растения

Поглощается кислород











  1. Обсуждение схемы

  2. Заполнение таблицы «ЗХУ», графа «Знаю».

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Дыхание – это свойство всех живых организмов



При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ





  1. Фронтальная беседа о том, чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать.

  2. Заполнение графы «Хочу знать».

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Дыхание – это свойство всех живых организмов

Как дышат растения


При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ

Зачем нужен кислород




  1. Стадия осмысления

  1. Демонстрация опыта, доказывающего, что растения при дыхании выделяют углекислый газ.

Инструкция для учащихся

  1. Возьмите три химических стакана; в первый поместите проросшие семена фасоли, во второй – смоченные корнеплоды моркови, в третий – веточки растения (например, традесканция).

  2. Стаканы плотно закройте пробками и поставьте в темное место.

  3. Через день проверьте, изменился ли состав воздуха, для этого в каждый стакан опустите зажженную лучинку.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему свеча гаснет?

  2. Какой газ не поддерживает горение?

  3. Какой можно сделать вывод о дыхании?

  4. Все ли органы растения дышат? Дышат ли корни?

  1. Обсуждение рисунка «Опыт, демонстрирующий необходимость воздуха для дыхания корней» (см. Оборудование, 1, с.156)

Вопросы для обсуждения:

1. Объясните, о чем говорит опыт?

2. Для чего в первом варианте используется пульверизатор?

3. Для чего во второй стакан налили масло?

4. Почему растение во втором стакане погибло?

5. Для чего растению нужен кислород?

  1. Сравнение суждений учащихся с научной информацией: чтение текста №1; заполнение графы «Узнал» в таблице (для чего нужен кислород).

Вывод: корень растения дышит; если доступ кислорода к корням прекращается, то растение погибает, кислород необходим растению для обмена веществ, при котором разрушаются органические вещества и высвобождается энергия, необходимая для жизнедеятельности растения.

  1. Прием «чтение текста с остановкой»: чтение текстов № 2,3, обсуждение.

  2. Работа с таблицей «ЗХУ» - заполнение графы «Узнал»

  3. Самостоятельная работа с текстом: чтение текста №4; обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

1. Для чего ставят известковую воду, каким свойством она обладает?

2. Почему растение помещают в темноту?

  1. Самостоятельная работа с текстом №5: чтение, заполнение таблицы «Особенности процессов дыхания и фотосинтеза»; фронтальная проверка правильности выполнения задания.

Вопросы

Фотосинтез

Дыхание

1.Какой газ поглощается

2.Какой газ выделяется?

3.В какое время суток происходит?

4.В каких клетках происходит?

5.Значение для растения





Вывод: процессы фотосинтеза и дыхания взаимосвязаны: при фотосинтезе образуются органические вещества, которые используются при дыхании.



  1. Стадия размышления и рефлексии

    1. Анализ записей.

    2. Что нового вы узнали на этом уроке?

    3. Заполнение таблицы ЗХУ, графы «Узнал»:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.При дыхании поглощается кислород, а выделяется углекислый газ

Как дышат растения?

У растений есть органы дыхания чечевички и устьица

2.Дыхание – это свойство всех живых организмов

Зачем нужен кислород?

При участии кислорода разрушаются органические вещества и высвобождается энергия

Домашнее задание: изучение параграфа учебника (см. Оборудование,1, параграф 35), записи в тетради.







































Приложение

Особенности процессов дыхания у растений

Текст №1

Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных веществ, в результате которых выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма, его роста, движения, питания, размножения и многих других процессов.

Текст №2

Вам известно, что стебель снаружи покрыт кожицей и пробкой. Кожица и пробка – это покровные ткани. Молодые (однолетние) стебли снаружи покрыты кожицей, которая затем замещается пробкой. Пробка – это мертвый (иногда, очень мощный) слой клеток, заполненных воздухом, под которым находятся живые клетки.

Текст №3

Для осуществления газообмена у растений есть специальные приспособления и органы. Это чечевички и устьица. Чечевички – это рыхло-расположенные клетки коры, через которые дышит стебель растения. Устьица находятся в коже стебля и листа. Они состоят из двух замыкающих клеток, которые периодически открываются и закрываются, регулируя поступление воздуха в стебель и листья.

Текст №4

Возьмет побег какого-либо растения, на котором не меньше 10-12 листьев. Поставим его в стакан с водой, установленный на тарелке, рядом с которой поставлен ещё один стакан с прозрачной водой. Затем все это закроем стеклянным колпаком и поместим в тёмный шкаф.

Текст №5

В темноте растения не могут выделять кислород, так как фотосинтез прекращается. В темном шкафу листья растений будут только дышать, а значит поглощать кислород и выделять углекислый газ. От углекислого газа, выделенного листьями, налитая в стакане известковая вода помутнеет. Дыхание листьев не прекращается и на свету, так как растения, как животные и человек, дышат круглые сутки – и на свету, и в темноте (см. рисунок 118 «Опыт, показывающий необходимость углекислого газа для образования органических веществ») (Оборудование, 1, с.151).






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока биологии на тему: "Дыхание растений"

Автор: Петрова Лариса Константиновна

Дата: 07.01.2017

Номер свидетельства: 376140

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Методическая разработка урока по биологии «Мы в ответе за тех, кого приручили» "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-biologhii-my-v-otvietie-za-tiekh-kogho-priruchili"
    ["file_id"] => string(6) "142866"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418382353"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Межпредметные связи химии "
    ["seo_title"] => string(32) "miezhpriedmietnyie-sviazi-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "192117"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427408967"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства