Методическая разработка урока биологии на тему: "Дыхание растений"
Методическая разработка урока биологии на тему: "Дыхание растений"
Урок по теме «Дыхание растений» (6 класс ФГОС)
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление)
Цели:
дидактическая – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления;
образовательная - организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания;
развивающая – продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы «знаю-хочу узнать-узнал» и чтение с остановками;
воспитательная – создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока биологии на тему: "Дыхание растений"»
Республика Адыгея,
г. Майкоп, МБОУ «Лицей №19»,
учитель биологии высшей категории
Петрова Лариса Константиновна
Урок по теме «Дыхание растений» (6 класс ФГОС)
Тип урока:комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление)
Цели: Дидактическая – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления; образовательная - организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания; развивающая – продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы «знаю-хочу узнать-узнал» и чтение с остановками; воспитательная – создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.
Корчагина В.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6-7 класса средней школы. – М., 1993.
Дидактические материалы для организации самостоятельной работы.
Таблицы «Стебель», «Строение листа».
Ход урока
Стадии вызова и целеполагания
Сообщение темы урока «Дыхание растений» (запись на доске).
Составление учащимися схемы «Что я знаю о дыхании»
Дышат все организмы
Выделяется углекислый газ
ДЫХАНИЕ
Дышат растения
Поглощается кислород
Обсуждение схемы
Заполнение таблицы «ЗХУ», графа «Знаю».
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Дыхание – это свойство всех живых организмов
При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ
Фронтальная беседа о том, чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать.
Заполнение графы «Хочу знать».
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Дыхание – это свойство всех живых организмов
Как дышат растения
При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ
Зачем нужен кислород
Стадия осмысления
Демонстрация опыта, доказывающего, что растения при дыхании выделяют углекислый газ.
Инструкция для учащихся
Возьмите три химических стакана; в первый поместите проросшие семена фасоли, во второй – смоченные корнеплоды моркови, в третий – веточки растения (например, традесканция).
Стаканы плотно закройте пробками и поставьте в темное место.
Через день проверьте, изменился ли состав воздуха, для этого в каждый стакан опустите зажженную лучинку.
Вопросы для обсуждения:
Почему свеча гаснет?
Какой газ не поддерживает горение?
Какой можно сделать вывод о дыхании?
Все ли органы растения дышат? Дышат ли корни?
Обсуждение рисунка «Опыт, демонстрирующий необходимость воздуха для дыхания корней» (см. Оборудование, 1, с.156)
Вопросы для обсуждения:
1. Объясните, о чем говорит опыт?
2. Для чего в первом варианте используется пульверизатор?
3. Для чего во второй стакан налили масло?
4. Почему растение во втором стакане погибло?
5. Для чего растению нужен кислород?
Сравнение суждений учащихся с научной информацией: чтение текста №1; заполнение графы «Узнал» в таблице (для чего нужен кислород).
Вывод: корень растения дышит; если доступ кислорода к корням прекращается, то растение погибает, кислород необходим растению для обмена веществ, при котором разрушаются органические вещества и высвобождается энергия, необходимая для жизнедеятельности растения.
Прием «чтение текста с остановкой»: чтение текстов № 2,3, обсуждение.
Работа с таблицей «ЗХУ» - заполнение графы «Узнал»
Самостоятельная работа с текстом: чтение текста №4; обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
1. Для чего ставят известковую воду, каким свойством она обладает?
2. Почему растение помещают в темноту?
Самостоятельная работа с текстом №5: чтение, заполнение таблицы «Особенности процессов дыхания и фотосинтеза»; фронтальная проверка правильности выполнения задания.
Вопросы
Фотосинтез
Дыхание
1.Какой газ поглощается
2.Какой газ выделяется?
3.В какое время суток происходит?
4.В каких клетках происходит?
5.Значение для растения
Вывод: процессы фотосинтеза и дыхания взаимосвязаны: при фотосинтезе образуются органические вещества, которые используются при дыхании.
Стадия размышления и рефлексии
Анализ записей.
Что нового вы узнали на этом уроке?
Заполнение таблицы ЗХУ, графы «Узнал»:
Знаю
Хочу узнать
Узнал
1.При дыхании поглощается кислород, а выделяется углекислый газ
Как дышат растения?
У растений есть органы дыхания чечевички и устьица
2.Дыхание – это свойство всех живых организмов
Зачем нужен кислород?
При участии кислорода разрушаются органические вещества и высвобождается энергия
Домашнее задание: изучение параграфа учебника (см. Оборудование,1, параграф 35), записи в тетради.
Приложение
Особенности процессов дыхания у растений
Текст №1
Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных веществ, в результате которых выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма, его роста, движения, питания, размножения и многих других процессов.
Текст №2
Вам известно, что стебель снаружи покрыт кожицей и пробкой. Кожица и пробка – это покровные ткани. Молодые (однолетние) стебли снаружи покрыты кожицей, которая затем замещается пробкой. Пробка – это мертвый (иногда, очень мощный) слой клеток, заполненных воздухом, под которым находятся живые клетки.
Текст №3
Для осуществления газообмена у растений есть специальные приспособления и органы. Это чечевички и устьица. Чечевички – это рыхло-расположенные клетки коры, через которые дышит стебель растения. Устьица находятся в коже стебля и листа. Они состоят из двух замыкающих клеток, которые периодически открываются и закрываются, регулируя поступление воздуха в стебель и листья.
Текст №4
Возьмет побег какого-либо растения, на котором не меньше 10-12 листьев. Поставим его в стакан с водой, установленный на тарелке, рядом с которой поставлен ещё один стакан с прозрачной водой. Затем все это закроем стеклянным колпаком и поместим в тёмный шкаф.
Текст №5
В темноте растения не могут выделять кислород, так как фотосинтез прекращается. В темном шкафу листья растений будут только дышать, а значит поглощать кислород и выделять углекислый газ. От углекислого газа, выделенного листьями, налитая в стакане известковая вода помутнеет. Дыхание листьев не прекращается и на свету, так как растения, как животные и человек, дышат круглые сутки – и на свету, и в темноте (см. рисунок 118 «Опыт, показывающий необходимость углекислого газа для образования органических веществ») (Оборудование, 1, с.151).