Методическая разработка урока по биологии по теме "Витамины"
Методическая разработка урока по биологии по теме "Витамины"
Здоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.
По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
По мнению ведущих российских ученых, это определение неконкретно. Например, А. Г. Щедрина предлагает такую формулировку: «Здоровье — это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается. в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку. осуществлять его биологические и социальные функции».
Анализируя эти формулировки, можно отметить, что первая из них рассматривает здоровье в статике, как нечто данное, т.е. здоровье или есть, или его нет. Второе определение представляет здоровье в динамике, показывает, что здоровье формируется по мере развития организма; более того, в определении делается акцент на том, что здоровье генетически запрограммировано. А реализуется ли программа, зависит от конкретных биологических и социальных факторов (т.е. окружающей биологической среды и воспитания), под влиянием которых будет жить и развиваться человек. Очевидно, здесь речь идет о том, что здоровье хотя и имеет врожденные предпосылки (положительные или отрицательные), однако формируется в течение длительного онтогенеза, начиная с момента оплодотворения яйцеклетки (зачатия).
Современная концепция здоровья позволяет выделить его основные составляющие — физическую, психологическую и поведенческую.
Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям.
Психологическая составляющая — это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-эмоциональны- ми, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Основой его является состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями удовлетворения этих потребностей.
Поведенческая составляющая — это внешнее проявление состояния человека. Оно выражается в степени адекватности поведения, умении общаться. Основу его составляют жизненная позиция (активная, пассивная, агрессивная) и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной) и способность эффективно трудиться.
Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью молодежи. Поэтому главное для молодых людей — быть здоровыми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по биологии по теме "Витамины" »
Григорьевский филиал
МБОУ Шпикуловской СОШ
«ВИТАМИНЫ»
Урок биологии в 8 классе
Учитель биологии:
Сорокина О.А.
2014-2015 учебный год
Тема:Витамины (Учащиеся записывают тему урока в тетрадь).
Цель нашего урока узнать, какую роль витамины выполняют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов.
Задачи:1.Сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах.
2.Сформировать у учащихся представление о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе
3.Раскрыть роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержание в продуктах питания.
Учитель. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!
- Что помогает нам сохранить здоровье? ( правильное питание)
- Какие питательные вещества содержатся в пище? (белки,жиры,углеводы)
- Расскажите об основном и общем обмене веществ. Чем объяснить, что у подростков основной обмен выше, чем у взрослых?
- Как определить нормы питания?
-Достаточно ли при составлении рациона учитывать только калорийность продуктов? Ответ обоснуйте.
При составлении рациона питания нужно учитывать многое, в том числе и наличие таких компонентов в пище, как витамины. Сегодня на уроке мы поговорим о них.
Изучение нового материала.
Из истории открытия витаминов.
Приложение 1.
Из истории открытия витаминов
В 1881 году русский врач Николай Иванович Лунин произвел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опыта подтвердились.
Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей?
Н.И. Лунин решил, что в пище есть еще какое – то незаменимое вещество, необходимое для поддержания жизни. Эти вещества назвали витаминами от латинского вита – жизнь и амин – содержащий азот. Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.
Определение витаминов, их роль в организме.
Витамины – это органические вещества, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ Они способствуют протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ.
(Учащиеся записывают определение в тетрадь).
В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.
Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В1, В6, В12). Сейчас их известно около 80 видов.
Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (В, С) и жирорастворимые(А, D, Е, К).
При длительном недополучении организмом какого либо витамина возникает заболевание – авитаминоз. Если организм все - таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется – гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина.
Влияние некоторых витаминов на здоровье человека.
Прослушайте сообщения учащихся о значении некоторых витаминов. По ходу выступлений заполните таблицу в тетради. (Заполнение таблицы).
Характеристика витаминов
Витамин
Суточная потребность
(мг)
Продукты содержащие витамины
Проявление гиповитаминоза(нехватка витамина)
А
0,9
Печень трески, морской окунь, морковь. помидор
Кожа темнее ,трескается, становится сухой.
В
1,4-1,6
Хлеб , фрукты. Пивные дрожжи
Человек быстро утомляется, становится нервным ,раздражительным
С
75
Овощи ,фрукты, квашенная капуста.
Выпадают зубы, разрушаются кровеносные сосуды.
D
2,5
Рыбий жир, морская рыба ,витамин Д
Неправильное формирование скелета
Сообщение учащегося о витамине С. Приложение 2.
Сообщение учащегося о витамине D. Приложение 3.
Сообщение учащегося о витамине А.Приложение 4.
Сообщение учащегося о витаминах группы В. Приложение 5.
Проанализируйте заполненную таблицу в тетради и таблицу 4 на стр. 154 учебника. Сделайте выводы.
- Какой витамин самый важный?
- Что является источником витаминов в организме?
- Почему витамины нужно получать в определенной дозировке?
- Как восполнить недостаток витаминов в организме?
- Как часто и в каком количестве нужно употреблять готовые витаминные препараты?
Вывод: все витамины необходимыдля здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток.
Рассказ: Сохранение витаминов в продуктах питания
Вывод: таким образом, неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов, а также продолжительное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов, нередко очень значительной.
- А знаете ли вы, что витамины, попавшие в наш организм, не всегда им усваиваются?
Что мешает усвоению витаминов:
алкоголь – разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния;
никотин - разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена;
аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия;
антибиотики – разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния;
снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.
Закрепление изученного материала.
1.Витамины –органические вещества, необходимые для образования ферментов. Почему же без них нарушается обмен веществ в организме и почему при недостатке витаминов происходят различные нарушения?
Проанализируйте следующий эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время блокады Ленинграда.
«Как только наступали сумерки, многие слепли и смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира, и каждый принял вечером по ложке этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться».
(Объяснения учащихся).
3.А теперь проверим свои знания.Тест№1.Работа и проверка в парах.
4.Игровой момент. Вам раздала упаковки с витаминами, порекомендуйте их больным людям. Кому?
Рефлексия.
(Организую этап самооценки и выясняю мнение учащихся об уроке).
- Понравился ли тебе урок?
- Что тебе показалось самым удачным, интересным, а что можно было бы сделать иначе?
- Считаешь ли ты, что в свете новых знаний нужно пересмотреть свой рацион?
- Оцени, пожалуйста, свой вклад в работу класса.
Домашнее задание изучить параграф 38 «Витамины», используя дополнительную литературу, подготовить сообщения о витаминах В6, В12, РР, F, Н.
Тесты к уроку
Тест по теме «Витамины». ФИО__________________________________ класс.