Белов А.А., учитель биологии МБОУ «СОШ с. Кривандино»,
Шатурский район, Московская область.
Биология. 6 класс.
Тема урока: Питание животных».
Цели урока:
Деятельностная цель – создать условия для формирования познавательных и регулятивных универсальных учебных действий при изучении особенностей питания животных.
Предметно-дидактическая цель – раскрыть особенности питания животных, показать как менялись пищеварительные системы в процессе эволюции, расширить и конкретизировать знания о положении животных в цепях питания.
Планируемые результаты обучения:
Метапредметные – уметь находить информацию, структурировать знания для получения результата, показывать навыки владения общеучебными действиями.
Предметные – иметь представление о способах получения пищи и о приспособленности органов и систем к условиям среды.
Личностные – формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний и дальнейшему изучению естественных наук.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: проблемно-поисковые.
Средства обучения: компьютер, презентация, набор карточек для мини-проекта «Питание животных», стикеры для рефлексии.
Ход урока
Орг. Момент. Слайд 1.
Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Меня зовут Белов Александр Андреевич. Желаю нам удачи, я уверен, что мы хорошо поработаем сегодня.
Актуализация знаний, определение темы. Слайд 2.
Гиппократ говорил: «Ты есть то, что ты ешь», кто думает так же?
- Мнения детей – за и против.
Вы уже изучали особенности питания разных организмов, например, растений. А питание кого пока нам не известно? - Животных. Слайд 2-1.
Итак, сегодня мы с вами попробуем разобраться с питанием животных.
Взгляните на рисунок. Слайд 3.
На доске вы видите различные объекты (иконки солнышка, волка, коровы, бактерии и пр.), как вы думаете, можно ли их объеденить по какому-нибудь принципу.
Слайд 4.
Знаете ли вы кто такие автотрофы? – Это растения. То есть – производители.
А как называется процесс, с помощью которого они производят? – Фотосинтез.
Что нужно для фотосинтеза, что получается в итоге? – Нужны свет, воды, минеральные вещества, углекислый газ. Получается – глюкоза (крахмал, орг. в-ва).
А как называют тех, кто питается готовыми органическими веществами? – Гетеротрофы.
Каких гетеротрофов мы видим на слайде? – Растительноядные, хищники, паразиты, падальщики, бактерии.
Вставьте пропущенные слова.
Вывод: все животные – гетеротрофы, то есть питаются готовыми органическими веществами. Некоторые из них едят растения, другие – активно охотятся, третьи питаются трупами. А кто такие паразиты?
Животные бывают растительноядными, хищниками, паразитами и трупоедами.
Изучение нового материала.
Слайд 5.
Что объединяет все эти объекты?
Знаете ли вы, кто такой Чарльз Дарвин? Какие ассоциации у вас вызывает это имя?
Чарльз Дарвин – основоположник теории эволюции. Множество из его догадок сейчас подтверждены фактами и составляют прочный фундамент биологии. А на картинки вы видите корабль «Бигль», его капитана Роберта Фицроя, самого Дарвина и Галапагосских вьюрков. Именно в это кругосветное путешествие, Чарльз Дарвин заметил, что птиц, вьюрков, которых он встречал, отличает лишь форма клюва.
Можете ли вы вслед за Дарвином предположить, почему у них разные клювы?
Когда-то давно, в общем одинаковые птицы были разделены морем и остались на разных островах с разной пищей. Поэтому в процессе естественного отбора у птиц образовались клювы, подходящие к определённому виду питания.
Слайд 6.
Эволюция пищеварительной системы.
Мы с вами уже уяснили, что животные могут питаться по-разному: растениями и другими животными, жить в организме хозяев или предпочитать падаль.
Так же поняли, что строение некоторых частей тела зависит от типа пищи. Взглянем на картинку.
Одноклеточные организмы имеют специальную пищеварительную вакуоль. Кишечнополостные, например, гидра, - кишечную полость с одним отверстием. У кольчатых червей уже имеется пищеварительная трубка с двумя отверстиями, а так же тремя отделами: передним, средним и задним; в переднем различают глотку, пищевод, зоб и желудок.
У позвоночных (на рисунке млекопитающие) пищеварительная система удлиняется и усложняется. У них имеется язык и слюнные железы для смачивания пищи. В зависимости от типа питания различается строение черепа и зубов. Есть печень и поджелудочная железа, кишечник делиться на несколько отделов.
Как вы думаете почему в процессе эволюции усложняется пищеварительная система?
Они помогали животному осваивать новый тип пищи или извлекать из привычного больше строительного материала и энергии.
Первичное закрепление.
Слайд 7.
Взгляните на два черепа, можем ли мы понять, не зная их обладателей, кто чем питается?
Различается ли образ жизни этих животных?
Для ответа на этот вопрос объединитесь в группы, вас – 14, значит 4 группы: 2 по 4 и 2 по 3.
В файликах у вас лежит 8 карточек.
4 картинки и 4 листочка с описанием. Вам необходимо собрать из них набор – картинка животного и особенности строения пищеварительной системы, привести пару примеров. Сделайте вывод.
Вывод: строение тела и образ жизни тесно связан с типом питания животного.
Рефлексия.
На доске написаны предложения, которые продолжают учащиеся:
На этом урок я узнал…
Сегодня я научился…
У меня не получилось…
Домашнее задание.
Спасибо за урок!