kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Питание животных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В архиве представлена методическая разработка урока "Питание животных" (УМК "Сфера"): конспект урока, презентация к нему, самоанализ, а так же печатные материалы к проведению. Материалы включают в себя: цветные картинки с различными скелетами (по способу питания) для минипроекта и иконки разных объектов для составления экологической цепочки. Урок проводился в рамках областного конкурса "Педагогический дебют-2015" в Гимназии №15 г.Орехово-Зуево.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект»

Белов А.А., учитель биологии МБОУ «СОШ с. Кривандино»,

Шатурский район, Московская область.

Биология. 6 класс.


Тема урока: Питание животных».


Цели урока:

Деятельностная цель – создать условия для формирования познавательных и регулятивных универсальных учебных действий при изучении особенностей питания животных.

Предметно-дидактическая цель – раскрыть особенности питания животных, показать как менялись пищеварительные системы в процессе эволюции, расширить и конкретизировать знания о положении животных в цепях питания.

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные – уметь находить информацию, структурировать знания для получения результата, показывать навыки владения общеучебными действиями.

Предметные – иметь представление о способах получения пищи и о приспособленности органов и систем к условиям среды.

Личностные – формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний и дальнейшему изучению естественных наук.


Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: проблемно-поисковые.

Средства обучения: компьютер, презентация, набор карточек для мини-проекта «Питание животных», стикеры для рефлексии.


Ход урока

  1. Орг. Момент. Слайд 1.

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Меня зовут Белов Александр Андреевич. Желаю нам удачи, я уверен, что мы хорошо поработаем сегодня.

  1. Актуализация знаний, определение темы. Слайд 2.

Гиппократ говорил: «Ты есть то, что ты ешь», кто думает так же?

- Мнения детей – за и против.

Вы уже изучали особенности питания разных организмов, например, растений. А питание кого пока нам не известно? - Животных. Слайд 2-1.

Итак, сегодня мы с вами попробуем разобраться с питанием животных.



Взгляните на рисунок. Слайд 3.

На доске вы видите различные объекты (иконки солнышка, волка, коровы, бактерии и пр.), как вы думаете, можно ли их объеденить по какому-нибудь принципу.



Слайд 4.

Знаете ли вы кто такие автотрофы? – Это растения. То есть – производители.

А как называется процесс, с помощью которого они производят? – Фотосинтез.

Что нужно для фотосинтеза, что получается в итоге? – Нужны свет, воды, минеральные вещества, углекислый газ. Получается – глюкоза (крахмал, орг. в-ва).

А как называют тех, кто питается готовыми органическими веществами? – Гетеротрофы.

Каких гетеротрофов мы видим на слайде? – Растительноядные, хищники, паразиты, падальщики, бактерии.

Вставьте пропущенные слова.

Вывод: все животные – гетеротрофы, то есть питаются готовыми органическими веществами. Некоторые из них едят растения, другие – активно охотятся, третьи питаются трупами. А кто такие паразиты?

Животные бывают растительноядными, хищниками, паразитами и трупоедами.


  1. Изучение нового материала.

Слайд 5.

Что объединяет все эти объекты?

Знаете ли вы, кто такой Чарльз Дарвин? Какие ассоциации у вас вызывает это имя?

Чарльз Дарвин – основоположник теории эволюции. Множество из его догадок сейчас подтверждены фактами и составляют прочный фундамент биологии. А на картинки вы видите корабль «Бигль», его капитана Роберта Фицроя, самого Дарвина и Галапагосских вьюрков. Именно в это кругосветное путешествие, Чарльз Дарвин заметил, что птиц, вьюрков, которых он встречал, отличает лишь форма клюва.


Можете ли вы вслед за Дарвином предположить, почему у них разные клювы?

Когда-то давно, в общем одинаковые птицы были разделены морем и остались на разных островах с разной пищей. Поэтому в процессе естественного отбора у птиц образовались клювы, подходящие к определённому виду питания.


Слайд 6.

Эволюция пищеварительной системы.

Мы с вами уже уяснили, что животные могут питаться по-разному: растениями и другими животными, жить в организме хозяев или предпочитать падаль.

Так же поняли, что строение некоторых частей тела зависит от типа пищи. Взглянем на картинку.

Одноклеточные организмы имеют специальную пищеварительную вакуоль. Кишечнополостные, например, гидра, - кишечную полость с одним отверстием. У кольчатых червей уже имеется пищеварительная трубка с двумя отверстиями, а так же тремя отделами: передним, средним и задним; в переднем различают глотку, пищевод, зоб и желудок.

У позвоночных (на рисунке млекопитающие) пищеварительная система удлиняется и усложняется. У них имеется язык и слюнные железы для смачивания пищи. В зависимости от типа питания различается строение черепа и зубов. Есть печень и поджелудочная железа, кишечник делиться на несколько отделов.

Как вы думаете почему в процессе эволюции усложняется пищеварительная система?

Они помогали животному осваивать новый тип пищи или извлекать из привычного больше строительного материала и энергии.


  1. Первичное закрепление.

Слайд 7.

Взгляните на два черепа, можем ли мы понять, не зная их обладателей, кто чем питается?

Различается ли образ жизни этих животных?

Для ответа на этот вопрос объединитесь в группы, вас – 14, значит 4 группы: 2 по 4 и 2 по 3.

В файликах у вас лежит 8 карточек.

4 картинки и 4 листочка с описанием. Вам необходимо собрать из них набор – картинка животного и особенности строения пищеварительной системы, привести пару примеров. Сделайте вывод.

Вывод: строение тела и образ жизни тесно связан с типом питания животного.

  1. Рефлексия.

На доске написаны предложения, которые продолжают учащиеся:

На этом урок я узнал…

Сегодня я научился…

У меня не получилось…

  1. Домашнее задание.

  • 1 группа – Путешествие Дарвина

  • 2 группа – Травоядные динозавры


  • 3 группа – Приручение животных древним человеком

  • 4 группа – Вымершие суперхищники


Спасибо за урок!

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока»

Самоанализ урока биологии в 6 классе.

Тема: «Питание животных»

Урок проводился для 6 класса. Дети и гимназия, в которой он проходил, были мне не знакомы. Я не знал уровня их подготовленности. А так же они с учителем работают по другой программе, по Сонину, в то время как я – по Пасечнику.

Урок является одним из завершающих, подводя логический итог теме «Питание». До этого мы проходили строение побега, листа и цветка. Данная тема, на мой взгляд, важна и помогает понять логику жизни и развития растений. По своей структуре этот урок изучения нового материала.

Перед уроком ставились следующие цели:

Деятельностная цель – создать условия для формирования познавательных и регулятивных универсальных учебных действий при изучении особенностей питания животных.

Предметно-дидактическая цель – раскрыть особенности питания животных, показать как менялись пищеварительные системы в процессе эволюции, расширить и конкретизировать знания о положении животных в цепях питания.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Виды работ:

  • Фронтальная

  • Групповая

  • Поисковая

Урок построен с опорой на предыдущие уроки, во время актуализации, я посмотрел как учащиеся усвоили предыдущий материал, и на что стоит ещё раз обратить внимание при изучении новой темы.

Этапы урока логически прослеживается, плавный переход от одного к другому.

Можно проследить целостность и завершённость урока. Считаю, что выбранная структура урока рациональна, так как позволяет реализовать в комплексе цели и задачи урока.

В процессе урока стремился активизировать мыслительную деятельность ребёнка, используя следующие приёмы: беседа, рассказ, наглядность, частично-поисковый метод, метод самостоятельной работы в группе.

Темп урока оптимален, плотность урока достаточная. Удалось создать положительный эмоциональный фон, что стимулировало учебную деятельность учащихся.

Проведение центральной части – изучение нового в форме проблемной лекции, помогло детям чувствовать себя раскованно, не бояться ошибаться.

Я считаю, что цель урока достигнута, задачи выполнены.

Получилось:

Не получилось:



Просмотр содержимого документа
«всеядные»



Питание пищей как растительного, так и животного происхождения.

Для таких животных характерен наименее специализированный ротовой аппарат. В общем случае имеются черты свойственные и для хищников, и для травоядных.

Конкретно эти – всеядны, хорошо лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. Имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличное обоняние. Охотятся вечером или на рассвете. Обычно боятся человека, но могут быть опасными в тех местах, где они привыкли к людям. В природе естественных врагов почти не имеют.





Питание пищей как растительного, так и животного происхождения.

Для таких животных характерен наименее специализированный ротовой аппарат. В общем случае имеются черты свойственные и для хищников, и для травоядных.

Конкретно эти – всеядны, хорошо лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. Имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличное обоняние. Охотятся вечером или на рассвете. Обычно боятся человека, но могут быть опасными в тех местах, где они привыкли к людям. В природе естественных врагов почти не имеют.



Просмотр содержимого документа
«паразит»

Питаются соками, тканями или пищей своего хозяина.

Адаптации к паразитизму: высокая плодовитость, органы прикрепления (например присоски у паразитических червей), покровы, не переваривающиеся в теле хозяина, особенности ротового аппарата (например, колюще-сосущий), способность переживать неблагоприятные условия среды (образование цист, устойчивые яйца и капсулы с личинками, инкапсуляция в теле хозяина).

Паразитизм близок к хищничеству, однако в отличие от настоящего хищника паразит не убивает хозяина сразу. Обычно он использует живого хозяина как место своего временного или постоянного проживания. Паразитов подразделяют на две основные категории: микропаразиты и макропаразиты.

К микропаразитам относятся те, которые непосредственно размножаются внутри тела хозяина (вирусы, бактерии, простейшие). Микропаразиты растут в теле хозяина, но, размножаясь, образуют особые формы, которые покидают одного хозяина, чтобы заселить другого.

К макропаразитам животных относятся круглые и ленточные черви (главные макропаразиты животных), вши, блохи, клещи, грибы.





Питаются соками, тканями или пищей своего хозяина.

Адаптации к паразитизму: высокая плодовитость, органы прикрепления (например присоски у паразитических червей), покровы, не переваривающиеся в теле хозяина, особенности ротового аппарата (например, колюще-сосущий), способность переживать неблагоприятные условия среды (образование цист, устойчивые яйца и капсулы с личинками, инкапсуляция в теле хозяина).

Паразитизм близок к хищничеству, однако в отличие от настоящего хищника паразит не убивает хозяина сразу. Обычно он использует живого хозяина как место своего временного или постоянного проживания. Паразитов подразделяют на две основные категории: микропаразиты и макропаразиты.

К микропаразитам относятся те, которые непосредственно размножаются внутри тела хозяина (вирусы, бактерии, простейшие). Микропаразиты растут в теле хозяина, но, размножаясь, образуют особые формы, которые покидают одного хозяина, чтобы заселить другого.

К макропаразитам животных относятся круглые и ленточные черви (главные макропаразиты животных), вши, блохи, клещи, грибы.



Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Открытый урок Белов Александр Андреевич, учитель биологии.

Открытый урок

Белов Александр Андреевич,

учитель биологии.

Ты есть то, что ты ешь
  • Ты есть то, что ты ешь

Гиппократ

Тема урока:

питание животных

Пищевая цепочка и типы питания  Вывод: все животные – _______трофы, то есть питаются готовыми _____________ веществами.  Животные бывают растительноядными, ____________, ______________ и трупоедами (питаются падалью).

Пищевая цепочка и типы питания

Вывод: все животные – _______трофы, то есть питаются готовыми _____________ веществами.

Животные бывают растительноядными, ____________, ______________ и трупоедами (питаются падалью).

Эволюция пищеварительной системы Кольчатый червь Млекопитающие

Эволюция пищеварительной системы

Кольчатый червь

Млекопитающие

Строение черепа позвоночных

Строение черепа позвоночных

Задание Объедините материалы в группу «картинка+описание». Назовите особенности строения и образа жизни. Приведите примеры. Вывод: строение тела и образ жизни тесно связан с типом питания животного

Задание

  • Объедините материалы в группу «картинка+описание».
  • Назовите особенности строения и образа жизни.
  • Приведите примеры.

Вывод: строение тела и образ жизни тесно связан с типом питания животного

Домашнее задание 1 группа – Путешествие Дарвина 2 группа – Травоядные динозавры 3 группа – Приручение животных древним человеком 4 группа – Вымершие суперхищники

Домашнее задание

  • 1 группа – Путешествие Дарвина
  • 2 группа – Травоядные динозавры
  • 3 группа – Приручение животных древним человеком
  • 4 группа – Вымершие суперхищники


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока "Питание животных"

Автор: Белов Александр Андреевич

Дата: 02.02.2016

Номер свидетельства: 286905

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Методическая разработка урока "Защита незаслуженно гонимых амфибий" "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-zashchita-niezasluzhienno-ghonimykh-amfibii"
    ["file_id"] => string(6) "222486"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436358472"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "урок биологии в 5 классе по теме "Связи живого и неживого" "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-biologhii-v-5-klassie-po-tiemie-sviazi-zhivogho-i-niezhivogho"
    ["file_id"] => string(6) "129873"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415786851"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Методическая разработка урока по биологии "Экологические системы" "
    ["seo_title"] => string(73) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-biologhii-ekologhichieskiie-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "221866"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435645538"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Методическая разработка по предмету "Эпизоотология с основами микробиологии" на тему: "Ботулизм животных" "
    ["seo_title"] => string(112) "mietodichieskaia-razrabotka-po-priedmietu-epizootologhiia-s-osnovami-mikrobiologhii-na-tiemu-botulizm-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "194819"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427814959"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Методическая разработка урока "Путешествие в страну химию""
    ["seo_title"] => string(60) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaputieshiestviievstranukhimiiu"
    ["file_id"] => string(6) "321070"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461220880"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства