Тема урока "Органоиды клетки" лежит в основе изучения раздела «Структурно-функциональная организация клеток эукариот» по дисциплине «Биология» для естественно-миатематического направления для 10-го класса. Учащимся очень важно знать эту тему, поскольку, любой процесс связан с живыми организмами на Земле, а клетка является структурной и функциональной единицей всего живого.
При проведении урока предусмотрена практическая реализация концептуальных основ Кембриджской Программы, интегрирующей стратегии и подходы семи модулей: повышение роли диалога между учениками, между учеником и учителем, который помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление, понять и принять ответственность за собственное обучение; развитие критического мышления учащихся - способности синтезировать информацию и идеи, судить о ее достоверности и важности, уметь делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других; использование разных видов деятельности, обеспечивающих дополнительные возможности развития талантливых и одаренных детей; эффективное применение оценивания учащихся не только суммативное, но и широкое внедрение формативного оценивания для преподавания и обучения, а также внедрение критериального оценивания- понимание того, чего пытаются достичь учитель и дети; проведение рефлексии процесса обучения учащимися; использование заданий в соответствии с возрастными особенностями обучающихся- дифференцированного обучения, направленного на удовлетворение потребностей всех учащихся; применение ИКТ для достижения поставленных целей. В связи с реализацией модулей Программы в урок внесены дополнительные разделы: активные формы работы учителя (включение подходов, стимулирующих активное обучение для каждого урока), вовлечение в работу учащихся (индивидуальная, парная и групповая формы работы) и оценивание. Эти особенности проведения урока обеспечивают активность учащихся, повышают интерес к содержанию учебного материала, вызывают эмоциональную ответную реакцию, способствуют формированию творческого и логического мышления.
В соответствии с выбранными методами был сделан план урока. Подобран материал и видеоматериал, составлен флипчарт для показания на экране мультимедийного проектора. Использование информационно-коммуникативных технологий в преподавании биологии дает возможность повысить эффективность обучения, сделать занятия более наглядными и интересными. Использование технологии мультимедиа позволяет включить в учебный курс одновременно видео, звуковое сопровождение, фото, рисунки, картины, схемы, текст, что, несомненно, повышает интерес учащихся к изучаемой теме. Следует учесть, что биология – это наука о жизни и поэтому обучение необходимо строить, максимально используя натуральные объекты, фиксированные препараты, наглядные пособия, организовывать лабораторные и практические работы учащихся с живыми объектами – это стимулирует их к активной образовательной деятельности на уроке. Именно использование ИКТ целесообразно и необходимо для достижения успехов в обучении. Вместо наглядных пособий можно использовать анимации, подвижные схемы (модели органоидов клетки при изучении темы «Цитология» в 9 – 10 –х классах).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока биологии »
Название школы КГУ "Средняя школа № 1" акимата города Рудного
ФИО учителя Подольская Светлана Александровна
Предмет Биология
Тема урока "Органоиды клетки"
Класс 10
1. Подготовительная часть.
Для достижения эффективности урока необходимо тщательно распланировать (четко сформировать цели урока, продумать методы проведения урока, распределить временные рамки), подготовить урок с учетом интеллектуальных и творческих возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности и мастерски провести его. При этом предполагается, что учитель хорошо знает учебный материал, свободно ориентируется в своем предмете и обладает эффективными методами и приемами проведения урока. Не стоит забывать, что успешность урока зависит от согласованной деятельности учителя и учащихся.
Тема данного урока "Органоиды клетки" лежит в основе изучения раздела «Структурно-функциональная организация клеток эукариот»по дисциплине «Биология».Учащимся очень важно знать эту тему, поскольку, любой процесс связан с живыми организмами на Земле, а клетка является структурной и функциональной единицей всего живого.
При проведении урока предусмотрена практическая реализация концептуальных основ Кембриджской Программы, интегрирующей стратегии и подходы семи модулей: повышение роли диалога между учениками, между учеником и учителем, который помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление, понять и принять ответственность за собственное обучение; развитие критического мышления учащихся - способности синтезировать информацию и идеи, судить о ее достоверности и важности, уметь делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других; использование разных видов деятельности, обеспечивающих дополнительные возможности развития талантливых и одаренных детей; эффективное применение оценивания учащихся не только суммативное, но и широкое внедрение формативного оценивания для преподавания и обучения, а также внедрение критериального оценивания- понимание того, чего пытаются достичь учитель и дети; проведение рефлексии процесса обучения учащимися; использование заданий в соответствии с возрастными особенностями обучающихся- дифференцированного обучения, направленного на удовлетворение потребностей всех учащихся; применение ИКТ для достижения поставленных целей. В связи с реализацией модулей Программы в урок внесены дополнительные разделы: активные формы работы учителя (включение подходов, стимулирующих активное обучение для каждого урока), вовлечение в работу учащихся (индивидуальная, парная и групповая формы работы) и оценивание. Эти особенности проведения урока обеспечивают активность учащихся, повышают интерес к содержанию учебного материала, вызывают эмоциональную ответную реакцию, способствуют формированию творческого и логического мышления.
В соответствии с выбранными методами был сделан план урока. Подобран материал и видеоматериал, составлен флипчарт для показания на экране мультимедийного проектора. Использование информационно-коммуникативных технологий в преподавании биологии дает возможность повысить эффективность обучения, сделать занятия более наглядными и интересными. Использование технологии мультимедиа позволяет включить в учебный курс одновременно видео, звуковое сопровождение, фото, рисунки, картины, схемы, текст, что, несомненно, повышает интерес учащихся к изучаемой теме. Следует учесть, что биология – это наука о жизни и поэтому обучение необходимо строить, максимально используя натуральные объекты, фиксированные препараты, наглядные пособия, организовывать лабораторные и практические работы учащихся с живыми объектами – это стимулирует их к активной образовательной деятельности на уроке. Именно использование ИКТ целесообразно и необходимо для достижения успехов в обучении. Вместо наглядных пособий можно использовать анимации, подвижные схемы (модели органоидов клетки при изучении темы «Цитология» в 9 – 10 –х классах).
2. Методика проведения урока.
При проведении данного урока выделены его основные этапы:
1. Организационный момент, включающий деление на группы и психологический настрой учащихся на урок.
2. Определение темы урока и целеполагание.
3. Домашнее задание к следующему уроку.
4. Организация усвоения материала путем использования активных форм обучения.
5. Презентация флипчартов. Контроль за результатами учебной деятельности.
6. Закрепление материала. Блиц-опрос "Да-нет"
7. Рефлексия и подведение итогов урока.
Цели урока "Я, как учитель хочу дать детям":
- обобщить и закрепить знания о строении и функциях органоидов клетки: аппарата Гольджи, лизосом,
- учить навыкам работы с текстом, видеоматериалами и ИНТЕРНЕТ- ресурсами;
- формировать навыки работы в группе.
Результаты обучения "Чему дети должны научиться":
- описывать строение и значение аппарата Гольджи, лизосом, митохондрий, пластид (хлоропластов, хромопластов, лейкопластов);
- анализировать, сравнивать, обобщать и оценивать;
- работать с текстом, видеоматериалами и ИНТЕРНЕТ- ресурсами;
- научиться сотрудничеству, работая в группе;
- навыкам публичного выступления по подготовленной теме.
Ключевые идеи. Основные тезисы темы:
Аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты. Фотосинтез. Значение фотосинтеза на Земле.
Ресурсы, оборудование:
план урока, флипчарт учителя, ИД, ПК, сундучок с конфетами в разноцветных фантиках и со стихами-пожеланиями, ватманы, маркеры, учебники 8, 9, 10-х классов, видеоматериал на ноутбуке, сотовые телефоны, карточки с заданиями, листы - рефлексии "Эмоциональный океан", стикеры.
Ход урока:
Этап 1. Организационный момент:
деление на группы и психологический настрой учащихся на урок.
Действия учителя: учитель приветствует учеников и коллег (ИД, слайд 1 "Улыбнитесь").
Улыбнитесь!
Подарите друг другу улыбку!
Улыбнитесь нашим гостям!
Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям!
Молодцы! А теперь - за работу!
Учитель всем предлагает прочитать стихи-пожелания, наклеенные на конфеты, выбранные учениками и гостями урока (приложение 1).
Действия учеников: каждый ученик, входя в класс, достает из сундучка одну конфетку со стихами-пожеланиями. По цвету фантика выбранной конфеты ученики садятся за столы, объединяясь в группы (6 групп по 4-5 человек: "аппарат Гольджи", "лизосомы", "митохондрии", "пластиды", "хлоропласты", "эксперты").
Действия учителя: учитель предлагает ученикам вспомнить правила работы в группах (ИД, слайд 2):
* Нет “актеров” и “зрителей”, все - участники!!!
* Говори так, чтобы тебя понимали.
* Будь активным, стремись к успеху.
* Критикуются идеи, а не личности.
* Возражай.
* Цель деятельности не в “победе” какой-либо точки зрения, а в возможности найти лучшее
решение, узнав разные мнения по проблеме.
Этап 2. Определение темы урока и целеполагание.
Действия учителя: учитель предлагает ученикам прочитать стихотворение (ИД, слайд 3), определить скрытые понятия (изученные органоиды клетки) и назвать тему и цели урока (приложение 2).
Дается понятийный аппарат, который будет проработан на уроке (приложение 3).
Действия учеников: ученики читают стихотворение, выдвигают предположения и определяют скрытые понятия (ядро, хромосомы, цитоплазма, мембрана) и называют тему урока, ставят цели урока. В рабочих тетрадях записывают дату и тему урока: "Органоиды клетки".
Этап 3. Домашнее задание.
Действия учителя: учитель дает домашнее задание: § 12-16, составить кроссворд по теме "Органоиды клетки " (10-20 вопросов).
Действия учеников: учащиеся в дневники записывают домашнее задание.
Этап 4. Организация усвоения материала путем использования активных форм обучения.
Девиз урока: “Принимаясь за дело, соберись с духом” Козьма Прутков
Действия учителя: на слайде 4 (ИД) дан понятийный аппарат урока и задания каждой группе . Каждой группе дается ватманы и маркеры, задание на карточках (приложение 4). Учитель наблюдает, направляет, помогает и корректирует выполнение заданий группами.
Действия учеников: используя тексты учебников, видеоматериал на ноутбуке, ресурсы ИНТЕРНЕТа, учащиеся работают в группе, составляют флипчарты на ватмане бумаги, готовят ответы на вопросы и спикеров, презентующих результаты работы групп. Группа"эксперты" составляют критерии оценивания ответов каждой группы и пишут их на ватмане.
Этап 5.Презентация флипчартов. Контроль за результатами учебной деятельности.
Действия учителя: учитель предлагает спикерам групп "аппарат Гольджи", "лизосомы", "митохондрии", "пластиды", "хлоропласты" презентовать свои работы, выступая в парах, а также ответить на вопросы низкого и высокого порядка, предложенные им.
Группе "эксперты" предлагается по составленным ими критериям оценить ответы каждой группы.
Действия учеников: спикеры, работая в парах, защищают подготовленные группой флипчарты и отвечают на логические вопросы. Другие ученики делают краткий конспект в рабочих тетрадях; задают вопросы для уточнения непонятных моментов темы; "эксперты" комментируют ответы каждой группы и задают вопросы.
Этап 6. Закрепление материала. Блиц-опрос "Да-нет"
Действия учителя: ученикам индивидуально в рабочих тетрадях предлагается ответить на 8 утвердительных и отрицательных предложений (слайд 4,ИД) (приложение 5).
Действия учеников: каждый ученик индивидуально отвечает на эти предложения, выбирая верные и неверные. Один ученик из группы по очереди отвечает на задание. Идет самопроверка.
Этап 7.Рефлексия: "Эмоциональный океан"
Действия учителя: учитель предлагает ученикам и коллегам на стикерах написать имя и краткие впечатления, отзывы к уроку и прикрепить к одной из шести картинок-островов, имеющихся в океане: о. Удовольствия, о. Радости, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Воодушевления, Бермудский треугольник. Ребятам необходимо причалить кораблик - стикер у берегов того острова, название которого соответствует вашему настроению в конце урока. Свой выбор прокомментируйте.
Действия учеников: учащиеся пишут имена на стикерах-корабликах и краткое мнение об уроке, о своей работе и работе всей группы, о своем настроении и прикрепляют их к соответствующей картинке-острову (приложение 6).
Приложение 1. Психологический настрой на урок. Стихи для учителей и учеников.
1. Пусть начальник меньше грузит, Пусть напарник не орет. Этот день, пусть и обуза, Но движение вперед!!!
2. До среды войдем в работу, А потом пусть дни летят, Чтобы побыстрей субботы Нас окутал аромат!
3. Легкой трудовой недели, Самых ярких впечатлений, И достичь, чего хотели С превосходным настроением!
4. Добрым пускай будет день, Щедрым на улыбки, радость, Пусть отступит грусть и лень, Чтобы ты не знал про слабость!
5. День рабочий впереди, Много сил тебе так надо, Зато опыт - позади, Он - прекрасная награда!
6. Я желаю много сил, И терпения, успеха, Чтобы день лишь приносил, Много радости и смеха!
7. Мы жизнь не мыслим без работы, А ты в работе просто ас! С утра готов ты делать что-то, Чтоб показать коллегам класс.
8. Вам желаем мы успеха, Новых творческих побед, Море радости и смеха, В жизни долгих, долгих лет!
9. Среди дней любой недели Первым будет понедельник. День второй за ним пошел, Это вторник к нам пришел.
10. Пусть солнышко забыло появиться, И тучки дождик нам на лица сеют, Но после жарких дней приятно возвратиться Туда, где дети ждут Вас с нетерпеньем!
11. Наш путь по жизни только-только начат, Спасибо Вам - он начат так, как нужно. Желаем Вам здоровья и удачи, Учеников - хороших и послушных!
12. «Любовью дорожить умейте!» - Однажды так сказал поэт. Её вы хольте и лелейте, Любви прекрасней чувства нет!
13. Вам желаем здоровья на тысячу лет, Легких классов, зарплаты побольше и в срок! Вам терпенья во всем, да поменьше чтоб бед, Просим вас от души - продолжайте урок!
14. Пусть будет в вашей жизни много радости и счастья, И не подводит пусть здоровье, Вам никогда не знать тревог, усталости Вам искренне желаем мы с любовью!
15. Хотим Вам пожелать во всем удачи, Чтоб были по плечу Вам все задачи, Чтоб дети Вас ничем не огорчали, Чтоб обходили стороною Вас печали!
Приложение 2. Стихотворение (определение темы урока, целеполагание).
1. Комплекс Гольджи отвечает за транспорт веществ.
2. Ферменты - это углеводы, ускоряющие реакции.
3. АТФ образуется в митохондриях.
4. Митохондрии и комплекс Гольджи отсутствуют в клетках прокариот.
5. Пластиды характерны для клеток растений и животных.
6. Лейкопласты накапливают органические вещества.
7. При фотосинтезе выделяется кислород и вода.
8. Фотосинтез всегда протекает в хлоропластах.
Ответы на блиц-опрос "Да-нет"
1. Да.
2. Нет. Ферменты - это белки, ускоряющие реакции
3. Да.
4. Да.
5. Нет. Пластиды характерны для клеток растений.
6. Да.
7. Нет. При фотосинтезе выделяется кислород органические вещества.
8. Нет. Фотосинтез всегда протекает в хлоропластах, в хроматофоре у водорослей и в хлорофилле, содержащемся в цитоплазме у цианобактерий - сине-зеленых водорослей.
Приложение 4. Задания группам.
Задание 1-й группе "Аппарат Гольджи"
1. Используя текст учебника "Общая биология - 10"(§ 14), найдите информацию о строении и функциях аппарата Гольджи.
2. Информацию представьте на флипчарте (ярко, доступно и творчески), доступно расскажите об этом органоиде своим одноклассникам.
Вопросы:1. У всех ли царств организмов есть аппарат Гольджи?
2. Почему аппарат Гольджи тесно связан с ЭПС?
Задание 2-й группе "Лизосомы"
1. Используя текст учебника "Общая биология - 10"(§ 14), найдите информацию о строении и функциях лизосом.
2. Информацию представьте на флипчарте (ярко, доступно и творчески), доступно расскажите о лизосомах своим одноклассникам.
Вопросы:1. Почему лизосомы называют пищеварительной системой клетки?
2. Почему лизосомы имеют очень толстые мембраны? Что такое ферменты?
3. Почему лизосом очень много в клетках, участвующих в фагоцитозе?
Задание 3-й группе "Митохондрии"
1. Используя текст учебника "Общая биология -10"(§ 15) и видеофильм на ноутбуке, найдите информацию о строении и функциях митохондрий (сколько мембран имеют митохондрии? как называется внутреннее содержимое митохондрий, как называются складки митохондрий? Какие еще органоиды содержат митохондрии?)
2. Информацию представьте на флипчарте (ярко, доступно и творчески), доступно расскажите о строении и функциях митохондрий.
Вопросы:1. У всех ли царств организмов есть митохондрии?
2. Почему митохондрии сравнивают с электростанциями?
3. Почему больше всего митохондрий содержится в клетках мышечной и нервной ткани?
4. В каких клетках молодых или старых больше митохондрий? Почему?
5. Почему митохондрии называют полуавтономной системой клетки?
Задание 4-й группе "Пластиды"
1. Используя текст учебника "Общая биология -10" (§ 16), найдите информацию о видах пластид и функциях хромопластов и лейкопластов.
2. Информацию представьте на флипчарте (ярко, доступно и творчески), доступно расскажите о видах пластид, о функциях хромопластов и лейкопластов в клетках растений своим одноклассникам.
Вопросы:1. Почему многие растения имеют яркие лепестки цветков и яркие плоды?
2. Почему, если клубни картофеля вынести на свет, то они зеленеют?
3. Почему осенью листья меняют свою окраску на разноцветную?
4. Почему растения, помещенные в темноту, теряют зеленую окраску?
Задание 5-й группе "Хлоропласты"
1. Используя текст учебника "Общая биология -10"(§ 16), "Общая биология -9" (§ 8) и интерент-ресурсы через сотовые телефоны, найдите какое строение имеют хлоропласты? (сколько мембран имеют хлоропласты? как называется внутреннее содержимое хлоропластов, как называются образования в хлоропластах?) Что такое граны и тилакоиды? Какую функцию выполняют хлоропласты?
2. Информацию представьте на флипчарте (ярко, доступно и творчески), доступно расскажите о строении и значении хлороплатов своим одноклассникам.
Вопросы:1. Почему растения называют "легкими планеты"?
2. Почему в городах уделяется большое внимание озеленению?
3. Погибнет ли комнатное растение, если его поместить под прозрачный стеклянный
2. Оцените по данным критериям выступление каждой группы.
Будьте готовы прокомментировать ответы групп на предложенные им вопросы:
Вопросы 1-й группы "Аппарат Гольджи"
1. У всех ли царств организмов есть аппарат Гольджи?
2. Почему аппарат Гольджи тесно связан с ЭПС?
Вопросы 2-й группы "Лизосомы":
1. Почему лизосомы называют пищеварительной системой клетки?
2. Почему лизосомы имеют очень толстые мембраны?
3. Почему лизосом очень много в клетках, участвующих в фагоцитозе?
4. Что такое ферменты?
Вопросы 3-й группы "Митохондрии":
1. У всех ли царств организмов есть митохондрии?
2. Почему митохондрии сравнивают с электростанциями?
3. Почему больше всего митохондрий содержится в клетках мышечной и нервной ткани?
4. В каких клетках молодых или старых больше митохондрий? Почему?
5. Почему митохондрии называют полуавтономной системой клетки?
Вопросы 4-й группы "Пластиды":
1. Почему многие растения имеют яркие лепестки цветков и яркие плоды?
2. Почему, если клубни картофеля вынести на свет, то они зеленеют?
3. Почему осенью листья меняют свою окраску на разноцветную?
Вопросы 5-й группы "Хлоропласты":
1. Почему растения называют "легкими планеты"
2. Почему в городах уделяется большое внимание озеленению?
3. Погибнет ли комнатное растение, если его поместить под прозрачный стеклянный колпак? Почему?
Приложение 6. Рефлексия "Эмоциональный океан"
В океане есть о. Удовольствия, о. Радости, о. Недоумения, о. Тревоги,
о. Воодушевления, Бермудский треугольник.
Вам необходимо причалить кораблик-стикер у берегов того острова, название которого соответствует вашему настроению в конце урока. Свой выбор прокомментируйте на стикерах.