Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия "Значение растений в жизни человека"»
Тема занятия: Значение растений в жизни человека.
Цель: Расширить знания учащихся о значении растений в жизни человека; учить бережно относиться к растениям.
Задачи:
- расширить знания учащихся о значении растений в жизни человека.
- развивать мышление, воображение, речь детей.
- способность воспитанию стремления бережно относиться к природе, оценивать эстетическое воздействие растений на человека.
- картинки с изображением растений.
- знаки « Правила друзей природы».
Ход урока.
1 Организационный момент.
Долгожданный дан звонок;
Начинается урок.
Поговорим?
Поговорим. О чём?
О разном.
Разговор будет о значении растений в жизни человека.
Как вы думаете, могли бы люди жить без природы?
- Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на планете Земля.
* Поговорим о том, чем мы дышим?
Вопрос: Что значить дыхание?
Процесс поглощения кислорода и выделение углекислого газа. И так, для дыхания нам необходим кислород, который содержится в атмосфере. Но состав воздуха не везде одинаков, много кислорода содержит воздух в лесу, особенно после грозы. Совсем иной воздух в помещении, где много людей там мало кислорода и много углекислого газа.
Вопрос: У вас не возникает ощущение, что кислород в составе атмосферы может закончиться?
Чтобы ответить на этот вопрос: грозит ли человечеству гибель от удушья, попробуем вспомнить, а кто поставляет кислород?
Конечно растения. Ботаник К.А. Тимирязев доказал, что человечеству нечего беспокоиться пока на земле существуют растения. Известно, что растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород в процессе фотосинтеза.
Вывод: 1 значение – растения нужны для дыхания человека.
* Поговорим о том что мы едим?
Человек не может жить без пищи, а пищу дают нам растения и животные.
- В одной руке ложка, а во второй что? Конечно хлеб.
А из муки каких растений получают хлеб?
- Из пшеницы – белый хлеб, ржаной - из ржи.
Действительно, какой громадный труд ряда поколений людей был проделан, чтобы получить такой хлеб, какой мы употребляем ежедневно.
Задание по группам: составить меню на обед из растений. 1 группа- первое блюдо. 2 группа второе, 3 группа – третье. Условие: назвать растения, из которых составлен обед.
Группа 1- предложила борщ. В борще присутствуют картофель, капуста, свекла, морковь, лук.
Группа 2- предложила каши на выбор: пшенная( просо), манная(пшеница), рисовая(рис).
Группа 3- предложила на выбор компот (яблоня, слива, виноград, груша), чай (чайный куст), сахар (сахарный тростник, сахарная свекла), Чай по китайски означает «молодой листочек».
Вывод: 2 значение – растения нужны для питания человека.
*Поговорим о том, из чего мы строим.
Задание: посмотрите вокруг себя в классе и скажите, что здесь сделано из древесины дерева?
Педагог: многие изделия изготавливают из переработки древесины. Из древесины делают бумагу, получают спирт. Но у дерева есть замечательное свойство: оно в воде не тонет. Где же его можно еще применять?
Конечно в строительстве водного транспорта.
Вывод: 3 значение - растение необходимо для строительства.
Поговорим о том, чем мы лечимся.
Вопрос: если вы на природе порезали пальчик, какое растение поможет вам остановить кровотечение?
Конечно, это всем известный подорожник.
Существует множество лекарственных растений. Лекарственные растения издавна используют для профилактики и лечения многих заболеваний. Но чтобы использовать растения надо знать их свойства и способ применения. Об этом вы узнаете в старших классах. А пока я могу только сказать:
Если кто – то простудился, голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться, значит в путь – на огород.
С грядки мы возьмем микстуру, за таблеткой сходим в сад.
Быстро вылечим простуду. Снова будешь жизни рад.
Одуванчик, подорожник, василёк, шалфей и мята.
Вот « зеленая аптека» помогает вам ребята.
Вывод: 4 – значение растения используются человеком в лечебных целях.
Физкультминутка.
В сад пришел волшебник злой.
Он ужасный и большой.
Он руками помахал
И цветы заколдовал.
Но пришли друзья – детишки
Озорные шалунишки.
Стали думать и гадать,
Как цветы расколдовать.
Наконец они решили
И цветы пересадили.
Викторина « Узнай растения»
Я буду читать описание растения.
Первый отгадавший вписывает название растения в пустые клеточки на доске.
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно
Кто нас излечит . (подорожник). Табличка.
На доске выставляем картинку с изображением.
Он сорняк , он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый…..( одуванчик).
Таблица
На доске выставляем картинку с изображением.
Вот зеленая кокетка,
Сельдереева соседка.
Остроносая старушка
Знаем мы тебя (петрушка).
Таблица
На доске выставляем картинку с изображением.
Вот зеленая стрела
К свету, к солнышку взошла,
Мы её положим в суп,
Ведь приправа это – (лук).
Таблица
На доске выставляем картинку с изображением.
К сожалению, не все люди понимают значение растений: рвут дикорастущие травы, ломают деревья и кустарники, рубят деревья в лесу.
- Как нужно вести себя в природе, чтобы не оказывать вредного воздействия на растения?
- Перед вами запрещающие знаки.
- Не рви цветы.
- Правильно собирай лекарственные травы.
- Не вытаптывай траву и почву.
- Не ломай ветки.
-Не разоряй гнезда птиц.
Конечно же надо беречь нашу дорогую и бесценную природу, ведь уничтожить ее можно за секунды, но восстановить будет очень трудно и долго!
Давайте не будем срывать цветы, а наоборот будем создавать их!
Сделаем сегодня с вами замечательный букет из тюльпан.
Практическая часть.
Прежде чем приступить к работе давайте вспомним,
Как нужно обращаться с ножницами?
Конечно же, необходимо выполнять следующие правила:
- на столе ножницы должны лежать в сомкнутом виде;
- передавать ножницы нужно кольцами в перед;
- нельзя ронять ножницы на пол;
Теперь можем приступить к работе.
Технологическая карта.
Изготовление тюльпана из гофрированной бумаги.
- Закрепляем хвостики конфетки с помощью двустороннего скотча.
- Режим гофробумагу красную на полоски размером 3*18 см, из зеленой бумаги отрежьте полоску размером 3*10 см.
- Возьмите зеленую нарезанную полоску и ножницами вырежьте листок, заостряя одну сторону полоски.
- Делаем лепесток. Берем отрезок и складываем его вдвое. Затем расправляем обратно и в месте сгиба скручиваем половинки в разном направлении.
- Скручиваем ещё раз, вкладываем половинки одну в другую и формируем выпуклый лепесток, немного растянув внутреннюю часть.
- В этот лепесток помещаем конфетку на палочке (заготовляет педагог за раннее) и начинаем обматывать нитками ниже основания, где нет конфетки. Стягиваем нить очень туго, чтобы она не распустилась.
- Таким образом формируем цветок из трех лепестков.
-Теперь нужно сформировать стебель.
- Ножницами срезать излишки бумаги у основания бутона.
-Тонкую полоску зеленой бумаги обмазываем клеем сначала закрываем ей нить, а затем и весь стебелек.
- На основания листа так же наносим клей, фиксируем его на стебле. Делать это нужно на такой высоте, чтобы вершина листьев была чуть выше вершины бутона.
- Цветок тюльпан готов.
Поведение итогов. Рефлексия.
Смайлик веселый - было интересно.
Смайлик грустный - было не интересно.
Вывод: Как видите, жизнь человека тесно связана с растительным миром.
Мне было приятно с вами работать. Спасибо. Досвидания.