kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материал к уроку биологии 9 класс по теме "Биология - наука о жизни и методы её исследования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал пригодится для изучения нового материала

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Материал к уроку биологии 9 класс по теме "Биология - наука о жизни и методы её исследования"»

Материал к уроку биологии 9 класс

Тема " Биология – наука о жизни и методы её исследования"


Биология (от греч. bios — жизнь + logos — учение) — комплекс наук о живой природе, изучающая все проявления жизни: строе­ние и жизнедеятельность живых организмов (бактерий, грибов, растений и животных) и их сообществ, распространение, проис­хождение, индивидуальное и историческое развитие, взаимоот­ношения друг с другом и со средой обитания. Биология раскрыва­ет сущность жизни, выявляет закономерности жизненных прояв­лений, изучает и систематизирует живые организмы.

Название науки «биология» было предложено в 1802 г. не­зависимо друг от друга известным ученым-эволюционистом Жаном Батистом Ламарком (1744—1829) и зоологом Готфридом Рейнхольдом Тревиранусом (1776-1837).

Разнообразие живых организмов на Земле огромно. К настоя­щему времени известны 500 тыс. видов растений, около 1,5 млн. видов животных, сотни тысяч видов грибов и множество прокари­от. Специалисты постоянно открывают и описывают новые виды, как современных организмов, так и вымерших, существовавших в прежние геологические эпохи. Полагают, что число еще не откры­тых видов живых организмов сопоставимо с числом уже извест­ных и составляет не менее 2 млн.


Задачи общей биологии следующие: изучение общих законо­мерностей биологических явлений и процессов, характерных для живых организмов, причин их многообразия, выяснение законов возникновения и развития жизни на Земле.


Признаки живых организмов. Наиболее важно определить об­щие, присущие всем живым организмам черты — дать определе­ние живого. Существенно, что все живые организмы объединяет комплекс общих признаков. Однако среди них нет ни одного тако­го, который бы отдельно не существовал в неживой природе. По­этому необходимо знать общие признаки, присущие всем живым организмам.

  1. Живой организм представляет единое образование, обладаю­щее сложным строением. Тело его составляет множество сложных взаимодействующих молекул, образующих упорядоченные структуры.

  2. Каждая составная часть организма имеет особое строение и выполняет определенную функцию. Это относится не только к клеткам, тканям, органам, системам органов, но и к внутрикле­точным структурам и органическим молекулам.

  1. Живые организмы способны извлекать, преобразовывать и использовать вещества и энергию окружающей среды. Благодаря этому они поддерживают собственную целостность, упорядочен­ ность строения и функций своего организма (гомеостаз), возвра­щают в среду продукты распада и преобразованную энергию. Сле­довательно, они обладают способностью к обмену веществ и пре­вращению энергии.

  2. Организмы могут реагировать на изменения окружающей сре­ды, на внешние раздражения и отвечать на них. Большинство био­логических процессов имеют цикличность: суточную, сезонную, годовую и многолетнюю.

  1. Строением, физиологией, биологией, поведением живые организмы приспособлены к среде обитания и соответствуют сво­ему образу жизни. Особенности строения и поведения, связанные с определенным образом жизни, называются адаптациями.

  2. Живые организмы способны к самовоспроизведению (раз­множению). Потомство всегда сходно с родителями в связи с пере­дачей от родителей детям наследственной информации о строе­нии и функциях организма. В этом проявляется свойство наслед­ственности живых организмов. Однако потомки всегда чем-то от­личаются от своих родителей, т. е. проявляется изменчивость орга­низмов, закономерности которой общие для них всех. Таким обра­зом, живые организмы обладают способностью к размножению, наследственностью и изменчивостью.

  3. У организмов есть способность к росту и индивидуальному развитию (онтогенезу).

8.Организмы способны к историческому развитию (филогене­зу), к изменению от простого к сложному. Этот процесс усложне­ния организмов называется эволюцией. В результате длительной эво­люции возникло все многообразие живых организмов, приспособ­ленных к определенным условиям существования.

Схема.

Биологию подразделяют на составляющие ее науки по объек­там исследования: зоология изучает животных, ботаника — рас­тения, микробиология — микроорганизмы. В пределах зоологии сформировались более узкие дисциплины — энтомология (изу­чает насекомых), ихтиология (рыб), орнитология (птиц), тери­ология (зверей) и т.д. Многообразие и классификацию организ­мов рассматривает систематика. Историю развития органичес­кого мира изучают палеонтология и ее подразделения: палеозо­ология, палеоботаника. Форму и строение организмов исследу­ют цитология, анатомия. Общие свойства живых организмов рас­сматривают разные биологические науки: закономерности на­следственности (генетика), жизнедеятельность (функциониро­вание) растений, животных и человека — физиология этих групп живых организмов. Превращения органических веществ в клет­ках растений и животных рассматриваются в биохимии этих

царств, взаимоотношения между организмами и средой обита­ния — в экологии.

В последнее время возросло значение дисциплин, возникших на границе биологических наук с физикой, химией, математикой; успешно развиваются биофизика, биохимия, бионика.

Для живой природы характерны разные уровни организации, поэтому существуют специальные биологические дисциплины, которые изучают эти уровни жизни: молекулярная биология, ци­тология, гистология, анатомия, экология и т.д.

Самый нижний и наиболее древний уровень жизни — молеку­лярный. Именно на этом уровне проходит граница между живым и неживым. Следующий — клеточный уровень жизни. Клетка и на­ходящиеся в ней структуры в основных чертах организации похо­жи у всех живых организмов. Важно отметить, что у представите­лей подцарства «простейшие» клетка представляет собой целост­ный организм. Организменный

уровень жизни объединяет то, что тело всех организмов состоит из клеток. У многоклеточных орга­низмов имеются ткани, органы и системы органов. Поэтому выде­ляют еще органно-тканевой уровень организации. Над ним распо­ложен надорганизменный популяционно-видовой уровень жизни. Для этого уровня характерны законы, действующие в видовых по­пуляциях, пространственно-временная, половая и возрастная струк­туры, сезонная и многолетняя динамика численности и др.

Биоценотический уровень жизни связан с определенными со­обществами (биоценозами), и здесь действуют законы межвидо­вых отношений. Самый высокий биоценотический уровень — био­сферный — составляет совокупность всех живых организмов, на­селяющих Землю вместе с окружающей их средой.

В биосфере действуют общие для всех живых организмов зако­ны, однако это не исключает действие закономерностей, присущих более низким уровням организации.

В общей биологии рассматриваются биологические законы, свой­ственные всем уровням организации жизни.

Беседа по вопросам:

  1. Как вы думаете, какова роль биологии в современном обществе?

  2. Какова роль биологических знаний в нашей жизни?

  3. Согласны ли вы с утверждением, что биология – ведущая наука 21 века?

  4. Для решения каких глобальных задач человечества необходима знания биологии?


Значение биологии. Биологические знания нужны для практи­ческой деятельности, в первую очередь для обеспечения продукта­ми питания растущей популяции людей. Необходимые для пита­ния белки, жиры, углеводы, витамины человек получает в основном от культурных растений и домашних животных. Поэтому важно знание законов генетики и селекции, особенностей анатомии, фи­зиологии животных для выведения высокопродуктивных пород до­машних животных и сортов культурных растений, совершенство­вания агротехники и зоотехники. Законы генетики применяются и в селекции микроорганизмов при производстве антибиотиков. Био­логические знания широко используются в лесном и охотничьем хозяйствах, рыборазведении. Раскрытие молекулярного строения генов послужило созданию нового направления в биологии — генной инженерии, обеспечившей получение организмов с опреде­ленными, нужными человеку признаками. Совершенно новые перспективы в выведении продуктивных пород открывают возмож­ности клонирования животных. Биологические знания необходи­мы для разработки и совершенствования методов профилактики и лечения болезней человека, так как успехи медицины и здравоох­ранения базируются на достижениях биологии. Они особенно важ­ны для предупреждения распространения природно-очаговых бо­лезней: малярии, таежного энцефалита, сибирской язвы, холеры и др.; для лечения сердечно-сосудистых, онкологических заболе­ваний, СПИДа.

Биохимические исследования, в частности установление срод­ства ДНК близких видов и групп животных, позволили создать биохимическую систематику. По сродству ДНК определяют бли­зость между породами домашних животных, родство между людь­ми.

Большое значение для развития человечества имеет рацио­нальное природопользование и охрана природы. Иллюзии лю­дей о неисчерпаемости

природных ресурсов и устойчивости при­роды сменились в последнее время пессимистическими прогно­зами о разрушении природных экосистем и катастрофическом загрязнении окружающей среды. Поэтому крайне важно не только знание биологических законов, но и их соблюдение при приро­допользовании.

К началу XXI в. биология стала реальной производительной си­лой, научной основой взаимоотношений общества и природы. Толь­ко при знании и соблюдении биологических законов возможно длительное устойчивое развитие биосферы и человечества.


Наука — сфера человеческой деятельности, духовное производ­им, направленное на выработку и систематизацию объективных знаний о деятельности, одна из форм общественного сознания, феномен культуры.

Признаки науки: объект и предмет исследований, методы, научный язык, теории, законы, понятия, сообщества ученых, исследовательские и учебные институты и др.

Главное отличие естественных наук, таких как биология, химия и физики от гуманитарных, таких как искусствоведение или литературоведении, состоит в том, что в естественных науках для получения ответов на вопросы используется эксперимент. Эксперимент – один из наиболее важных методов, применяющихся в биологии.

Что же такое метод?

Метод (от греч. «methodos» — путь, способ познания, исследования) - практического и теоретического действия, направленного на овладение объектом.

Для биологической науки характерны следующие методы исследования:


М Е Т О Д

наблюдения

преднамеренное, целенаправленное, восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств

описательный

собирание и описание фактов

сравнительный

сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий

экспериментальный

целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления

исторический

выявление закономерностей проявления и развития организмов

моделирования

Изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели



Литература:

- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и

экологию: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.:, Дрофа, 2001.

- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.:

ВАКО, 2006.

- Константинов В.М. Общая биология: Учеб. лдя студ. образоват. учреждений сред. проф.

образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.








4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Воробьева Марина Викторовна

Дата: 02.08.2018

Номер свидетельства: 475488

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Экологическое воспитание на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(50) "ekologhichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "125124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414916238"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Исследовательская работа учащихся как форма организации деятельности учащихся на уроках географии"
    ["seo_title"] => string(80) "issledovatelskaia_rabota_uchashchikhsia_kak_forma_organizatsii_deiatelnosti_ucha"
    ["file_id"] => string(6) "630899"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1683275812"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "«Современные  информационно-образовательные технологии в преподавании курса «Биология» "
    ["seo_title"] => string(94) "sovriemiennyie-informatsionno-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-priepodavanii-kursa-biologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "101154"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402408971"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Разработка урока "Регуляция пищеварения" "
    ["seo_title"] => string(49) "razrabotka-uroka-rieghuliatsiia-pishchievarieniia"
    ["file_id"] => string(6) "114096"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411296489"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Разработка открытого урока на тему: "Работа. Мощность. Энергия." "
    ["seo_title"] => string(65) "razrabotka-otkrytogho-uroka-na-tiemu-rabota-moshchnost-enierghiia"
    ["file_id"] => string(6) "231097"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442370912"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства