kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лабораторный практикум по биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В авторской программе линии УМК В.В. Пасечника (Пасечник В. В.  Биология. Базовый уровень. 5-9 классы: рабочая программа к линии УМК В. В. Пасечника: учебно-методическое пособие -  Москва. Дрофа., 2017 год ) рекомендован примерный перечень лабораторных и практических работ:

1. Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах под микроскопом.

2. Выявление изменчивости  организмов.

3. Изучение морфологического критерия вида.

4. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторный практикум по биологии»

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 9 КЛАССА

УМК В.В. Пасечник. Вертикаль.

Составлен

Пермяковой Е.И. , учителем биологии

МБОУ СОШ №7 г. Георгиевска


Пояснительная записка

В авторской программе линии УМК В.В. Пасечника (Пасечник В. В. Биология. Базовый уровень. 5-9 классы: рабочая программа к линии УМК В. В. Пасечника: учебно-методическое пособие - Москва. Дрофа., 2017 год ) рекомендован примерный перечень лабораторных и практических работ:

1. Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах под микроскопом.

2. Выявление изменчивости организмов.

3. Изучение морфологического критерия вида.

4. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
























Лабораторная работа№1

Изучение клеток и тканей растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах

Цель работы: ознакомиться с особенностями строения клеток и тканей растений и животных организмов, выявить черты сходства и отличия растительных и животных клеток, показать принципиальное единство их строения.

Материалы и оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты тканей растений и животных: кожицы чешуи лука, эпителиальные клетки полости рта.

Ход работы.

1. Повторим строение микроскопа и правила работы с ним.

Алгоритм работы с микроскопом

1. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой.

2. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола.

3. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения.

4. Положить микропрепарат на предметный столик.

5. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта.

6. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа.

2. Рассмотрите готовые микропрепараты растительной и животной клетки под микроскопом.

Сравните по одной растительной и животной клетке. Результаты сравнения занесите в таблицу, в соответствующих местах поставьте знаки “+” или “-” 

Клетка

Цитоплазма

Ядро

Вакуоли

Плотная клеточная стенка

Пластиды

Растительная






Животная






3. Зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.












4. Что общего у животной и растительной клетки?

5. В чем отличие растительной клетки от животной?

6.Выберите верные утверждения!

ВАРИАНТ 1

ВАРИАНТ 2

Верно (+) / не верно (-)

1.Вакуоли растительной клетки содержат клеточный сок.


2.Ядро есть только в растительной клетке..


3. Цитоплазма есть и в растительной и в животной клетке.


4. Растительная и животная клетка имеют единый химический состав.


5. В растительной клетке плотная клеточная стенка из целлюлозы. 



Верно (+) / не верно (-)

1.Пластиды – органоиды животной клетке.


2.Информация о строении и функциях клеток содержится в цитоплазме.


3.Клетки растений и животных одинаковы по размерам и форме.


4.Промежутки между клетками заполнены межклеточным веществом.


5.У клеток растений мембрана покрыта клеточной стенкой.



7.Сделайте вывод, сравнив эти клетки между собой и ответив на вопрос: каковы признаки их сходства и различия

Лабораторная работа № 2

Изучение фенотипической изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.


Цель: познакомиться со статистическими закономерностями фенотипической изменчивости, научиться строить вариационный ряд и вариационную кривую.

Оборудование: калькулятор, карандаш.


  1. Ход работы

1 . Рассмотрите рисунок «Пятнистость семян фасоли».

Определите значения предложенного признака, запишите эти значения через запятую.

2. Постройте вариационный ряд. Для этого в первой строке указывайте значение признака от наименьшего к наибольшему (L), а во второй – частоту встречаемости признака (P).


L














P














3. Постройте вариационную кривую изменчивости признака, откладывая по оси X значение признака, а по оси Y частоту встречаемости признака.


P



























































































































































































































































































































































































































































































































































L








































4. Вычислите среднее значение признака, обозначьте его буквой M, обозначьте её на графике вариационной кривой.

5.Сделайте вывод о норме реакции данного признака. Какую закономерность отражает график?



Лабораторная работа№2

Выявление изменчивости организмов

Цель работы: ознакомиться с проявлением модификационной изменчивости у растений путем построения вариационной кривой изменения признаков / на примере размеров листьев, плодов или семян растений /

Материалы и оборудование: комплект листьев березы, лавра или других растений, плоды фасоли, бобов, линейка, карандаш.

Ход работы:

1. Измерьте длину листьев с помощью линейки

2. Запишите значения длин листьев в порядке нарастания или убывания признака.

3. Возьмите, не выбирая подряд 20-25 листьев и определите частоту встречаемости различных вариант длины листьев.

4. Полученные результаты занесите в таблицу:

сначала по горизонтали расположите v - варианты (единичное выражение признака) в порядке возрастания, а ниже частоты их встречаемости - p.


V










Р











5. Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие редко.

6. Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака. Отобразите зависимость между вариантами и частотой их встречаемости на графике, вычислите среднюю величину признака:

Σ (v p)

M = ------------,

n


где M – средняя величина признака

n - общее число вариант

7. Сделайте вывод: о чем свидетельствует наиболее высокая точка кривой изменчивости размеров листа?

Какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.

Найдите взаимосвязь с генотипическими проявлениями

8. Сделайте вывод о норме реакции данного признака.


















Лабораторная работа № 3

Описание особей вида по морфологическому критерию

Цель: выявить отличительные признаки строения разных сортов растений одного вида, изучить влияние искусственного отбора на различные сорта одного вида.

Оборудование:живые растения, гербарные материалы (рисунки как дополнительный источник информации).

Ход работы

ВАРИАНТ 1

1.Изучить особенности внешнего строения предложенных растений.

2. Прочесть описание разных видов растений одного рода.

3. Указать отличительные черты, заполнив таблицу.

Параметры

Растение № 1

Растение № 2

Название



ТИП КОРНЕВОЙ СИСТЕМЫ



ЛИСТЬЯ:



простые – сложные



тип жилкования



прикрепление на стебле



листорасположение



СТЕБЕЛЬ:



травянистый или одревесневший



прямостоячий, стелющийся, цепляющийся, вьющийся



ЦВЕТОК



СОЦВЕТИЕ



ПЛОД



К левер ползучий .Относится к классу Двудольные, семейству Бобовые. Многолетнее травянистое растение. Корневая система стержневая, ветвящаяся. Стебель ползучий, стелющийся, укореняющийся в узлах, ветвистый, голый, часто полый. Листья длинночерешчатые, трёхраздельные, их листочки широкояйцевидные, на верхушке выемчатые. Черешки восходящие, до 30 см длиной. Соцветия головки -

  пазушные, почти шаровидные, рыхлые, до 2 см в поперечнике. Венчик белый или розоватый, по отцветании буреют; цветки слегка ароматные. В цветке 10 тычинок, девять из них сросшиеся нитями в трубочку, одна — свободная. Пыльцевые зёрна жёлтого цвета. Плод — боб продолговатый, плоский, содержит от трёх до четырёх почковидных или сердцевидных семян серо-жёлтого или оранжевого цвета. Начало созревания семян — июнь — июль. Размножается как семенами, так и вегетативно.

Клевер луговой. Относится к классу Двудольные, семейству Бобовые. Двулетнее, но чаще многолетнее травянистое растение, достигает в высоту 15—55 см. Ветвистые стебли приподнимающиеся. Листья тройчатые, с широкояйцевидными мелкозубчатыми долями, листочки по краям цельные, с нежными ресничками по краям. Соцветия головки - рыхлые, шаровидные, сидят часто попарно и нередко прикрыты двумя верхними листьями. Венчик красный, изредка белый или неодноцветный; чашечка с десятью жилками. Плод — яйцевидный, односемянный боб; семена то округлые, то угловатые, то желтовато-красные, то фиолетовые. Цветёт в июне — сентябре. Плоды созревают в августе — октябре. Размножается как семенами, так и вегетативно.

4. На основе изученного материала сделать вывод о чертах сходства и различия. Чем объясняются сходства (различия) растений? Можно ли на основании только морфологического критерия судить о видовой принадлежности растений? Ответ поясните.

Лабораторная работа№4

Изучение палеонтологических доказательств эволюции

Цель: изучить палеонтологические доказательства эволюции на примере переходной формы - археоптерикса.

Материалы, оборудование: учебник по зоологии, иллюстрации археоптерикса, рельефная таблица.

Ход работы:

1. Прочтите текст приложения, рассмотрите иллюстрацию археоптерикса.

2. Дайте определения ключевым понятиям: палеонтология, филогенетические ряды, переходные формы.

3.Найдите признаки сходства с пресмыкающимися и птицами.

4.Заполните таблицу: Характеристика археоптерикса

Части тела и жизненные процессы

Признаки пресмыкающихся

Признаки птиц


Позвоночник



Грудная клетка



Череп



Передние конечности



Хвост



Задние конечности



Кожный покров



Общий вид



Образ жизни



5 . Сформулируйте вывод о роли палеонтологических материалов в доказательстве эволюционных преобразований живых организмов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Размеры: Длина: 35 см.; Масса: около 300-400 г. 

Образ жизни: Среда обитания: тропические джунгли.  Привычки: жил на земле, возможно - на деревьях, летал плохо или вообще не летал. 

Классификация:
Класс: Птицы. 
Подкласс: Ящерохвостые. 
Отряд: Вымершие птицы. 
Род/Вид: Archaeopteryx lithographica. 

Археоптерикс - вымершее позвоночное позднего юрского периода, величиной с голубя, занимающее по морфологии промежуточное положение между пресмыкающимися и птицами, обитавшее около150 млн лет назад. Все находки археоптерикса относятся к окрестностям Зольнхофена на юге Германии Это древнейшее животное, больше всего напоминающее современных птиц. Окаменелости этой первоптицы показывают, что её тело было покрыто перьями, а длинные лапы были подобны птичьим. Большие челюсти археоптерикса были покрыты многочисленными острыми зубами. Они не были предназначены для измельчения растительного корма. Но археоптериксы не могли быть и хищниками, поскольку большинство животных того периода были очень большими и не могли быть для них добычей. Основу питания археоптериксов, вероятнее всего, составляли насекомые. У археоптерикса были сросшиеся ключицы и покрыто перьями тело. Считают, что он мог если не летать, то хотя бы планировать.   Оперение археоптерикса помогало скорее всего поддерживать температуру, чем летать. Крылья могли служить сетями для ловли насекомых. Считается, что археоптерикс мог взбираться на деревья, используя когти на крыльях. Большую часть жизни он проводил на деревьях. Нет сомнений, что археоптерикс был теплокровным животным. Поэтому исследователи предполагают, что он, как и современные птицы, насиживал яйца, в отличие от своих ближайших родственников, динозавров   Яйца археоптерикс, скорее всего, откладывал в свои устроенные гнезда, которые он размещал на скалах и деревьях, чтобы защитить их и птенцов от хищников. Детеныши, которые вылуплялись из яиц динозавров, сразу же могли позаботиться о себе. Они были похожи на родителей, только меньше размерами. Ученые считают, что птенцы археоптерикса, как и потомство у современных птиц, появлялись на свет без оперения. Следовательно, они в первые недели жизни, вероятно, не были самостоятельными и требовали опеки родителей. Это значит, что у архиоптериксов должна была существовать какая-то форма родительского инстинкта, в том числе - и обеспечения птенцов кормом. 


ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Заполнение учащимися таблиц по вариантам (можно пользоваться учебниками зоологии и общей биологии).

Характеристика археоптерикса

Части тела и жизненные процессы

Признаки пресмыкающихся

Признаки птиц

Позвоночник

Позвонки несросшиеся, спинные ребра прямые, без отростков; брюшные ребра

Ключицы срослись в вилочку

Грудная клетка

Грудная кость без киля

 

Череп

Небольшой по объему; челюсти с зубами, нет рогового чехла клюва

 

Передние конечности

Кости в основном без полостей, кисть вооружена когтями

Крылья

Хвост

Длинный, состоящий из 20 отдельных позвонков

 

Задние конечности

 

Наличие цевки

Кожный покров

Чешуи

Наличие перьев

Общий вид

 

Величиной с голубя, напоминал птицу

Образ жизни

Лазающий

Способность планировать



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лабораторный практикум по биологии

Автор: Зверько Татьяна Александровна

Дата: 26.04.2021

Номер свидетельства: 579368

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока  биологии "Вирусы". "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-biologhii-virusy"
    ["file_id"] => string(6) "216515"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433016779"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "254124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697631"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-4"
    ["file_id"] => string(6) "254125"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697640"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Проект по применению ИКТ  на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(49) "proiekt-po-primienieniiu-ikt-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "143014"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418406639"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Методические материалы к медиауроку биологии 10 класс на тему: Модификационная изменчивость адониса весеннего "
    ["seo_title"] => string(123) "mietodichieskiie-matierialy-k-miediauroku-biologhii-10-klass-na-tiemu-modifikatsionnaia-izmienchivost-adonisa-viesienniegho"
    ["file_id"] => string(6) "169514"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423415475"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства