kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические материалы к медиауроку биологии 10 класс на тему: Модификационная изменчивость адониса весеннего

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации

к уроку «Модификационная изменчивость адониса весеннего»

Автор: Коркина Наталья Евдокимовна, учитель биологии МБОУ «Михайловская СОШ» Оренбургской области

 

Учебный предмет – биология.

Класс: 9

Учебно- методический комплект: Учебник: С. Г. Мамонтов. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Москва: Дрофа, 2002г.   Авторы: Захаров В. Б.  Сонин Н. И.

 

 

Тема. Модификационная изменчивость.

Тип урока - комбинированный.

Вид урока - практическое занятие.

 

            Биология - наука о природе, научить её любить, беречь, невозможно, если обучение организовано только по страницам учебника.  Проблема в том, что нарастающий объем теоретических знаний, в отрыве от практики, вытесняет  живое общение с природой, лишает ребенка возможности восхищения, удивления, осознания себя её неотделимой частью. Отсюда возникает проблема: низкая экологическая культура современной молодежи, равнодушие к проблемам родного края.   Не всегда удается организовать экскурсию, полевые практики. Изменить ситуацию можно с помощью ЭОР. Исследования могут проводиться во внеурочное время с увлеченными ребятами, либо с учениками профильных классов, а полученные результаты, зафиксированные с помощью цифрового фотоаппарата или видеокамеры использовать в различных этапах урока, что поможет трудные темы по предмету сделать интересными и доступными.

 

  Для удачного проведения данного урока, тема которого достаточно сложна для усвоения, рекомендую: использовать региональный компонент, исследовать ненаследственную изменчивость на примере растения, растущего в родном крае. Так как данная тема изучается весной, когда распускаются первоцветные растения, начинается их истребление, лучше выбрать раннецветущее редкое растение. Это позволит применить полученные знания на практике и изучить материал на конкретном примере, и вместе с тем, провести пропаганду природоохранной деятельности, привлечь внимание и усилия учеников на необходимость сохранения редких, исчезающих растений родного края.

  

 Разделить ребят на группы, создать тематические сектора, которые в зависимости от направления, будут проводить различные исследования в ходе реализации исследовательского практико-ориентированного проекта «Сохраним первоцвет – весенний горицвет». Ученики класса делятся с учетом  их желаний, придумывают творческое название группы, отражающее суть их деятельности, получают проблемный вопрос, для решения которого необходимо совершить сбор информации в Интернете и предварительно провести кратковременные исследования. Главное, чтобы в классе был задействован каждый ученик, не остался незамеченным ни один талант: артистичные  в «Экологическом спецкоре», сильные — в секторе борьбы с брако­ньерством, а склонные к науке, логической деятельности занимаются в «Исследователь» и др..

Проблемные вопросы должны быть интересными, могут быть такими:  «Исследователи», «Знатоки флоры»: Приспособился ли первоцвет условиям среды в ответ?  «Питомник»: Адонис из семени – это реально? «Спецкор» - Интервью в аптеке «Адонис». Почему горицвет – лекарство от семи бед? «Борцы с браконьерами»: Как изменится лесная тропинка, коли исчезнет одна травинка?

 

 

 Для быстрой и объективной проверки знаний и оценки рекомендую применить ЦОР, электронные пособия:  «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. CD диск  «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология 10 класс» 2006г. Для проверки знаний не только теоретических навыков, но и практических, класс лучше разделить на 3 группы: «Теоретики», «Практики», «Творчество», дать дифференцированные задания.

1) Группа «Творчество» работает с учителем, представляет синквейны в виде презентации слайдов. Следует в качестве домошнего задания индивидуально, по желанию, задать ученикам - составить синквейны,

2) Группа «Теоретики» работает самостоятельно, выполняя интерактивное тестирование знаний основных теоретических понятий темы «Модификационная изменчивость» (электронный учебник устанавливается на компьютеры в локальной сети).

В набор тестов включить  задания шести типов:

- выбор одного варианта ответа из нескольких;

- выбор нескольких вариантов ответа;

- ввод слова или фразы;

- указание на рисунке нужного объекта (point – n – click);

- перетаскивание объектов и их наложение друг на друга (drag – n – drop);

            Компьютер автоматически проверяет ответ, выставляет оценку. В случае неправильного ответа выдается комментарий с подсказкой, и учащийся сможет повторно попытаться ответить на вопрос. На этапе оценивания результатов тестирования, желательно сразу выставить положительные оценки, ученикам, получившим низкие отметки, дать возможность повторного прохождения теста индивидуально, позаниматься дома по СD- диску.

3) Группа «Практики» выполняют самостоятельно виртуальную практическую работу: «Построение вариационного ряда» (с использованием СD- диска «Лабораторный практикум» Электронное издание. Биология 6 – 11 класс. Республиканский мультимедиа центр, 2004 г.)

 

На  4 этапе урока, формирования умений применять опорные знания и умения на практике «Мозговой штурм» получится действительно «штурмом», а не потерей  времени в поисках, если учитель заранее подготовит рекомендации сайтов, где может быть информация по теме для каждой группы ребят. Данный этап урока обязательно необходимо завершить кратким представлением собранного материала.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока Коркиной Н.Е.»

План – конспект урока

Автор: Автор: Коркина Наталья Евдокимовна, учитель биологии МБОУ «Михайловская СОШ» Бугурусланского района


[email protected]



Учебный предмет – биология.

Класс: 10, профильный

Учебно- методический комплект: Захаров В. Б., Мамонтов С. М., Сонин В. И. Общая биология. 10 – 11 класс. - Москва: Дрофа, 2002год. Автор программы: Захаров В. Б.


Тема. Модификационная изменчивость адониса весеннего.

Тип урока - комбинированный.

Вид урока – повторение, применение знаний в новой ситуации.


Цель урока. Повторить изученный материал по теме ненаследственная (модификационная) изменчивость, научиться применять полученные знания на практике и в новой ситуации.


Задачи урока:

1. Образовательная: Применить полученные знания законов модификационной изменчивости при исследовании высоты стеблей адониса весеннего на разных ареалах.

2. Развивающая: Приобрести навык сбора данных в полевых условиях, проведения экологического мониторинга, с использованием различных методик; развивать умение анализировать полученные данные. Развивать навык работы в группе, выполнения интерактивных тестов, поиска и интерпретации нужной информации, общения в сети Интернет.

3. Воспитательная: Воспитывать патриотические чувства, активную жизненную позицию, осуществляя природоохранную деятельность, защищая первоцветное растение.

Оборудование. Компьютеры с сети, с выходом в Интернет, проектор, экран, цифровой фотоаппарат, веб-камера, встроенная в ноутбук или сотовый телефон с подключением к Интернету.

Рама 1м/1м. для количественного учета адониса в различных ареалах, рама со спицами на различной высоте для учета точечным методом высоты растений.

CD – диски: «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология 10 класс» 2006г., «Лабораторный практикум» Электронное издание. Биология 6 – 11 класс. Республиканский мультимедиа центр, 2004 г.


План урока

1.Организационное начало урока. - 1 мин.

2. Постановка проблемы, сообщение целей урока. – 2 мин.

3. Повторение и проверка знаний изученного материала - 7 мин.

4.Формирование умений применять опорные знания и умения на практике. Видеопутешествие или видеосвязь. - 23 мин.

5. Подведение итогов. Выводы. «Экспресс-конференция». - 8 мин.

6. Творческое домашнее задание - 4 мин.


I. Организационное начало урока. Приветствие учеников, проверка готовности к уроку.


II. Постановка проблемы. Какие первоцветные растения, произрастающие в нашем крае вам знакомы? Что вы знаете об их численности? (Резко сокращается)

- Наша область, к сожалению, не исключение, также имеет печальный список, регулярно пополняющийся редкими и исчезающими растениями, занесенными в Красную книгу Оренбургской области. В чем же причина уменьшения численности? (Основная причина этому печальному факту – прямая или косвенная деятельность человека).

- Большинство из них обладают полезными свойствами для человека! Так, среди видов, нуждающихся в охране - лекарственные, сбор которых осуществляется без контроля. Другие страдают от своей красоты! Красотой и лекарственными свойствами наделен природой первоцвет Адонис весенний, произрастающий в нашем Бугурусланском районе, в Карповском лесу, возле сел Михайловка, Аксаково. (Показ слайда с изображением адониса весеннего (Горицвет)).


Сообщение целей урока. Провести исследование модификационной изменчивости высоты стеблей адониса, изучить современное экологическое состояние этого растения и предложить меры по его сохранению - главная цель, которую предлагаю нам совместно осуществить. Для этого необходимы знания об основных свойствах ненаследственной изменчивости, полученные вами ранее, на предыдущих занятиях.


III. Повторение и проверка знаний изученного материала.

Класс делится на 3 группы: «Теоретики», «Практики», «Творчество», получают разные задания, приступают к их одновременному выполнению.


1) Группа «Творчество» работает с учителем, представляет синквейны в виде презентации слайдов, выполненные учениками дома по теме: Модификационная изменчивость.

(См. «Методические рекомендации»)


2) Группа «Теоретики» работает самостоятельно, выполняя интерактивное тестирование знаний основных теоретических понятий темы «Модификационная изменчивость» (используется электронный учебник, CD-диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология 10 класс» 2006г., который устанавливается на компьютеры в локальной сети). В набор тестов входят задания шести типов:

- выбор одного варианта ответа из нескольких;

- выбор нескольких вариантов ответа;

- ввод слова или фразы;

- указание на рисунке нужного объекта (pointnclick);

- перетаскивание объектов и их наложение друг на друга (dragndrop);

Компьютеры автоматически проверяют ответ, выставляют оценку. В случае неправильного ответа выдается комментарий с подсказкой, и учащийся сможет повторно попытаться ответить на вопрос.


3) Группа «Практики» выполняют самостоятельно виртуальную практическую работу: «Построение вариационного ряда» (с использованием СD- диска «Лабораторный практикум» Электронное издание. Биология 6 – 11 класс. Республиканский мультимедиа центр, 2004 г.)


IV. Формирование умений применять опорные знания и умения на практике


1. «Мозговой штурм».

Ученики класса делятся на творческие микрогруппы, с учетом их желаний, придумывают творческое название группы, отражающее суть их деятельности, получают проблемный вопрос, для решения которого необходимо совершить сбор информации в Интернете. Например, Проблемные вопросы: «Исследователи», «Знатоки флоры»: Приспособился ли первоцвет условиям среды в ответ? «Питомник»: Адонис из семени – это реально? «Спецкор» - Интервью в аптеке «Адонис». Почему горицвет – лекарство от семи бед? «Борцы с браконьерами»: Как изменится лесная тропинка, коли исчезнет одна травинка?


Учитель рекомендует использовать ресурсы сети Интернет: http://flower.onego.ru/other/adonis_v.html, http://www.thinkquest.ru/library/40601/rast/g/goriqvet.htm (биологические свойства адониса весеннего) http://www.vitaminov.net/rus-27600-1463927455-0-7211.html, (справочник лекарственных растений, лек. свойства адониса весеннего) http://npl-rez.ru/litra/lecrast.htm. (Способы заготовки приготовления и применения лекарственных растений.)

Выступления представителей каждой группы, знакомство с собранной информацией об адонисе весеннем.

Предполагаемые ответы:

«Исследователи» - распространение адониса весеннего в Оренбургской области.

По данным Е. В. Кучерова, Г. К Байкова, в Оренбургской области встречаются две формы адониса — лесная и степная. Лесные формы имеют более высокорослые растения, чем степные. Степные формы адониса растут на степных лугах в ковыльно-злаково-разнотравных и разнотравно-бобовых ассоциациях, на южных и юго-восточных склонах холмов. Лесные формы встречаются по опушкам березовых лесов и на каменистых склонах. Наиболее крупные массивы адониса обнаружены на склонах высоких берегов рек Урала и Миасса и их притоков. В Оренбургской области в северо-восточной и северо-западной части от Оренбурга до Орска, в Бугурусланском районе.

«Знатоки флоры» - биоморфологическое описание адониса весеннего.

Примерный ответ: Горицвет весенний Adonis vernalis L относится к семейству Лютиковых Ranunculaceae. Многолетнее травянистое растение с бурым многоглавым, коротким, толстым корневищем. Высота растения – 15 – 60 см. Разветвленные стебли с серовото – зелеными листьями, сильно рассеченными на очень узкие дольки, густо покрывающими стебель. Цветки одиночные золотисто - желтые, расположенные на верхушке стеблей, до 5, 5 см. в диаметре, состоящие из 15 – 20 лепестков. Лепестки – продолговатые, эллиптические. Тычинок и пестиков много. Плод из многочисленных односемянных орешков с крючковидным носиком. Цветет в мае – июне. Ценное лекарственное растение.

«Спецкор». Видеоинтервью в фитоаптеке «Адонис»: Данная группа вместе с учителем до проведения урока посещает аптеку, где учащиеся задают вопросы фармацевту фитоаптеки «Адонис» г.Бугуруслана. Беседа записывается на видеокамеру или цифровой фотоаппарат. На уроке транслируется предварительно подготовленный учениками видеофильм (С помощью цифрового фотоаппарата или видеокамеры).

Примерные вопросы:

Какими фармакологическими свойствами обладает адонис?

Почему адонис применяется в медицине, ведь он является ядовитым растением?

Применяется ли адонис в чистом виде?

Известно, что адонис исчезающий вид из-за безжалостного выдергивания его с корневищем. Ведется ли заготовка сырья в нашем крае? Принимает ли аптека сырье от местного населения?


Лекарственные свойства адониса.

Промерный ответ: Для лечебных целей используют зеленые части растения, собранные в период от начала цветения до полного осыпания лепестков. Наибольшей продуктивностью надземной массы, по данным Е. В. Кучерова и др., обладают степные формы. В Оренбургской области они сохраняют свою активность до августа. Желательно собирать сырье с крупных и средних кустов растения. Траву срезают ножом, секатором или серпом, но не выдергивают. Сушат ее небольшими пучками толщиной в 5 см. на чердаках или в сушилках при температуре 30—40°С, часто переворачивая. Готовое сырье хранят в течение года в сухом, хорошо проветриваемом помещении.


Лимитирующие факторы. Быстро исчезает из-за неправильного сбора – выдергивания с основанием корневища, вместо срезки; заготовка на одних и тех же местах. Сбор необходимо проводить только со средневозрастных и старых растений.


Меры охраны, применяемые в Оренбургской области ученики узнают на сайте: http://www.oopt.info/orenb/biblio.html) «Особо охраняемые природные территории России» / раздел «Заповедники» / Оренбургский степной заповедник.

Охраняется в Оренбургском степном заповеднике, в ур. Шайтантау. (по материалам автора Красной книги Оренбургской области д.б.н. З. Н. Рябининой)



2. Видеопутешествие. Для проведения данного этапа урока проводится предварительная подготовка: учитель и 2 – 3 учеников из группы «Знатоки флоры» и «Исследователь». Заранее проводят в полевых условиях сбор данных о высоте стеблей адониса весеннего, в классе на уроке транслируется видеофрагмент, просмотрев который ученики составляю вариационный ряд и график модификационной изменчивости адониса весеннего (может быть использована программа «схематические диаграммы» или Excel).


Может быть организован 2 вариант проведения данного этапа урока - видеосвязь: приглашается инженер леса, ведущий шефскую работу с учениками школьного лесничества, который сопровождает 2 учеников на холм «Шихан», ребята используя методику сбора данных высоты стеблей адониса в полевых условиях с помощью рам: 1м/1м. - для количественного учета адониса в различных ареалах, рамы со спицами на различной высоте - для учета точечным методом высоты растений (подробнее см. «Методические рекомендации к уроку»). Проводятся измерения, которые с помощью веб-камеры на ноутбуке, транслируются в кабинете в реальном времени, остальные ученики наблюдают за работой в полевых условиях, задают вопросы, фиксируют и обрабатывают данные высоты стеблей адониса, так же, как и 1 варианте, составляют вариационные ряды и графики.


V. Подведение итогов. «Экспресс-конференция».

Демонстрируются на экране полученные вариационные ряды и графики модификационной изменчивости высоты стеблей адониса весеннего на различных формациях, проводится сравнение. Выводы о влиянии природных и антропогенных условий на высоту стеблей адониса весеннего на разных ареалах.

«Экспресс- конференция».

Учащиеся делятся на 2 группы: «Корреспонденты», предлагающие обсудить «Знатокам природы» вопросы: Какова причина изменения высоты стеблей адониса весеннего на тенистом участке? На освещенном? На что направлена ненаследственная изменчивость? Какие антропогенные условия способствовали сокращению численности адониса в нашем селе? Какие меры природоохранной деятельности можно предпринять? Задаются также вопросы ребятам, участвующим в исследовании.

Учащиеся выходят в Интернет, на сайты природоохранных организаций, осуществляющие мониторинг первоцветных растений (студенческая Дружина по охране природы биологического факультета МГУ http://www.bio.msu.ru/dop/,

http://www.dop.environment.ru/links.html), общаются, высказывают предложения по выращиванию адониса из семени и корневищ на учебном школьном участке, основываясь на полученные знания о наследственности и изменчивости, в том числе модификационной.

Выводы.

Какие природные условия влияют на высоту стеблей адониса весеннего?

Какие действия человека повлияли на модификационную изменчивость данного растения?

Какие меры по сохранению растения, занесенного в Красную книгу Оренбургской области можно предпринять?


VI. Домашнее задание на выбор учащихся:

- Повторить материал о наследственности и изменчивости,

- выйти на сайт учителя биологии http://korkina.ucoz.ru/ , выполнить тестовые задания по теме: ненаследственная (Модификационная изменчивость);

- разместить информацию о других первоцветных растениях нашего края;

- предложить, основываясь на полученные по теме знания, учитывая экологические закономерности модификационной изменчивости, меры по охране адониса.

- выпустить буклет, подготовить публикацию о лекарственных свойствах адониса;

- об опасности и вреде пожаров в лесной и лесостепной зонах;

- создать веб- сайт. (См. приложение)

- Составить программу действий, посильных для школьников в защите и увеличении численности адониса в нашем крае.

- Предложить правила агротехники выращивания адониса, используя знания о наследственности и модификационной изменчивости.

- Подготовить вопросы для школьного форума об организации охраны адониса весеннего.


5



Просмотр содержимого документа
«краткая аннотация к уроку»

Аннотация к уроку

На тему: Модификационная изменчивость адониса весеннего.

На конкурс представлена модель урока биологии с использованием Интернет-технологии. На уроке учащиеся повторяют и обобщают полученные знания о ненаследственной изменчивости, с использование интерактивных учебных дисков. Ученики приобретают навык самостоятельного поиска сведений о статусе адониса весеннего, его целебных свойствах через Интернет. Там же они представляют свои результаты, общаются с другими организациями, осуществляющие природоохранную деятельность первоцветных растений, получают консультацию ученых, узнают возможные направления деятельность ребят по защите и сохранению адониса. Для исследования различных модификаций высоты стеблей растений на разных ареалах, используют методы мониторинга в полевых условиях. Приглашается инженер леса, который сопровождает 2 учеников до места произрастания адониса, что транслируется через веб-камеру ноутбука, остальные ученики в кабинете, в реальном режиме, наблюдают за работой в полевых условиях, задают вопросы, фиксируют и обрабатывают данные высоты стеблей адониса. Основой для видеосвязи является программа Skype из бесплатного пакета полезных программ Google.



Просмотр содержимого документа
«методические рекомендации к уроку Коркиной Н.Е Бугурусланский район»

дидактическая модель урока с использованием Интернет-ресурсов

Коркина Наталья Евдокимовна


[email protected]


МБОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа»

Бугурусланский район, Оренбургская область



Технология предлагает нам значительные информационные ресурсы.

Эти ресурсы столь велики, что очевидно:

мы вступаем в новую эру – информационный век.

У. Дайзард

Биология - наука о природе, научить её любить, беречь невозможно, если обучение организовано только по страницам учебника. Проблема в том, что нарастающий объем теоретических знаний, в отрыве от практики, вытесняет живое общение с природой, лишает ребенка возможности восхищения, удивления, осознания себя её неотделимой частью. Отсюда возникает проблема: низкая экологическая культура современной молодежи, равнодушие к проблемам родного края, с чем столкнулась я в своей практике. Изменить ситуацию удалось, став руководителем эколого – биологического объединения школьного лесничества. Основные формы работы – полевые практики (рядом со школой находится лес, воспетый в произведениях С.Т. Аксакова). Разделив ребят на группы, были созданы тематические сектора, которые в зависимости от направления, проводят различные исследования: Так животный мир исследуют сектор «Фауна», растительный мир – «Флора». Исследования могут проводиться во внеурочное время с увлеченными ребятами, а полученные результаты помогают трудные темы по предмету сделать интересными и доступными. Так, например, при изучении темы «Модификационная изменчивость», которая достаточно трудная для усвоения, теперь я использую материал, полученный в ходе реализации исследовательского практико-ориентированного проекта, а также ЦОР, электронные пособия: «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Предлагаемая система уроков может быть использована коллегами при работе над темой: «Модификационная изменчивость» в профильных классах или занятиях со старшеклассниками в системе дополнительного образования.

1 урок: «Мозговой штурм» Изучение основных теоретических понятий темы «Модификационная изменчивость», с использованием активных форм, материала электронного учебника, CD диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология 10 класс» 2006г.

2 урок: Практическая работа: Построение вариационного ряда с использованием СD- диска «Лабораторный практикум» Электронное издание. Биология 6 – 11 класс. Республиканский мультимедиа центр, 2004 г.

3 урок: Полевая практика: Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего.

4. урок: Семинарское занятие. Сохраним первоцвет – весенний горицвет. Интернет–общение, обмен опытом на сайтах, посвященных охране первоцветов.



Модель 1 урока (см. презентацию в приложении к 1 уроку).

Цель урока: Изучить особенности модификационной изменчивости, развивать сравнительный навык, сопоставляя наследственную и ненаследственную изменчивость. Воспитывать любознательность, осознание целесообразности живого мира, себя, как её части, необходимости сохранения природы для будущего.

Вступление: Наряду с наследственностью, всем организмам присуща изменчивость. Ученые выяснили, что изменения у организмов могут быть как наследственными, так и ненаследственными. Чем обусловлено появление изменений у организмов? Почему мы похожи на своих родителей и в то же время отличаемся от них? На сегодняшнем уроке мы постараемся найти ответы на эти вопросы. Работа в микрогруппах, поиск ответов, используя различные источники (учебник, электронное пособие «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», Интернет) на поставленные проблемные вопросы. Подготовка краткого ответа в виде слайда презентации.

( 1 слайд) План лекции: 1. Изменчивость. 2. Модификационная изменчивость. 3. Определение фенотипа. 4. Норма реакции. 5. Средняя выраженность признака. 6. Управление модификационной изменчивостью. 7. Типы проявления модификационной изменчивостью. 8. Адаптивные и неадаптивные модификации. 8. Выводы. 9. Тесты для закрепления изученного материала.

(2 слайд) Генетика изучает закономерности не только наследственности, но и изменчивости. Все организмы обитают и развиваются в определенных условиях окружающей среды. В результате воздействия внешних факторов даже у близкородственных организмов появление признаков может быть различным. Изменчивы все признаки организмов - внешнего и внутреннего строения, физиологические, поведение, повадки. Изменчивость – это способность организмов приобретать новые признаки и свойства в процессе онтогенеза. Изменчивость бывает генетическая (наследственная) и негенетическая или Модификационная (ненаследственная).

(3 слайд) Модификационная изменчивость не связана с изменением генов, хромосом или генотипа и возникает под влиянием факторов окружающей среды. Модификационная изменения носят массовый характер и не передаются по наследству. Одинаковые изменения возникают у всех особей, и исчезают, если перестает действовать фактор, вызывающий данное изменение. Например, летом кожа большинства людей покрывается загаром, который зимой исчезает. При занятии спортом мышцы развиваются, увеличиваются, и теряют приобретенные свойства после прекращения занятия спортом.

(4 слайд) Развитие каждого организма и формирование его признаков определяется генотипом. Формирование признаков протекает при определенных условиях. Температура, свет, влажность, качество и количество пищи оказывают большое влияние на развитие организма. Например, сосны


(5 слайд) Различные признаки одного и того же организма под влиянием факторов среды обитания изменяются в разной степени: одни слабее, другие сильнее. Например, при хорошем кормлении и уходе удои молока у коров увеличиваются, но жирность его при этом почти не изменяется. Значит, степень выраженности любого признака может измениться в зависимости от условий среды, но в пределах, определяемых генотипом. Пределы модификационной изменчивости признака называется нормой реакции. В отличие от модификационной изменчивости, норма реакции является наследуемым признаком. Каждый организм имеет свою норму реакции, определенную его генотипом.


(6 слайд) Главный фактор, определяющий развитие того или иного признака у организмов – генотип. Однако, степень проявления признака зависит и от внешних факторов среды. Например, в соответствии с генотипом высокорослый горох может достичь высоты 180 см, но для этого необходима хорошая освещенность, влажность, плодородная почва. При отсутствии оптимальных условий растение остается низкорослым. Следовательно, фенотип организма формируется под влиянием, как генотипа, так и условий среды обитания.

(7 слайд) Все листья одного дерева имеют одинаковый генотип, но они отличаются по фенотипу – например, по размеру. Однако частота встречаемости листьев разного размера неодинакова. Наблюдения показали, что наиболее часто встречаются листья со средним значением признака. Чем это объяснить? Тем, что листья развиваются в различных условиях. Мелкие листья формируются в неблагоприятных условиях, крупные – в благоприятных условиях. Большинство особей оказывается примерно в сходных условиях, и обладают средней степенью выраженности признака. Чем разнообразнее условия среды, тем шире Модификационная изменчивость.


(8 слайд) Управление модификационной изменчивостью.

Знание нормы реакции и особенностей наследования специфических типов реакций на различные условия среды имеет большое значение. Знания о модификационной изменчивости широко используется на практике. Так как фенотип особи – это результат взаимодействия генотипа и среды, то будет ли корова высокоудойной, зависит как от её генотипа, так и от ухода и кормления. Следовательно, изменение условий среды будет влиять на фенотип. Значит, при соблюдении норм кормления и содержания животных, можно увеличить их продуктивность, получить от них больше шерсти, мяса, молока. За счет дополнительного освещения растений в теплице, увеличения минерального питания и водоснабжения можно повысить урожаи овощей.

(9слайд) Примером Индивидуальной изменчивости может служить разнообразие окраски у щенков далматинцев. Примером массовой изменчивости является разнообразная окраска шерсти у европейской и канадской рыси.

Массовая изменчивость проявляется у всех особей вида. Индивидуальная изменчивость проявляется у отдельных особей вида.


(10 слайд) Модификационная изменчивость чаще всего несет приспособительные для организма изменения признаков (линька, спячка). Она позволяет организмам адаптироваться к изменяющимся в течение их онтогенеза фактам внешней среды. Такие изменения называются адаптивными модификациями. Например, у растения стрелолиста формируются 3 типа листьев – подводные лентовидные, округлые, плавающие на поверхности воды и надводные стреловидные.


(11 слайд) Неадаптивные модификации.

Неадаптивные модификации не имеют приспособительного значения (например, на свету клубни картофеля зеленеют). Неадаптивные изменения признаков могут возникать у организмов, например, при действии экстремальных факторов, таких как облучение, влияние наркотиков, алкоголя.


(12 слайд) Выводы.

- Изменчивость является свойством всех живых организмов.

- Различают наследственную и ненаследственную (модификационную) изменчивость.

- Фенотип организма определяется взаимодействием генотипа с факторами внешней среды.

- Модификационная изменчивость не затрагивает генотипа, не передается по наследству и возникает под действием факторов среды. Они проявляются сходным образом у всех особей вида и могут исчезать со временем.

- Пределы модификационной изменчивости признака называют нормой реакции, которая может быть узкой и широкой.



Модель 2 урока. Лабораторный практикум на тему: Модификационная изменчивость. (См. приложение 2)

Цель. Закрепить теоретические понятия темы «Модификационная изменчивость». Развивать навык применения полученных знаний на практике, развивать умение проводить лабораторные наблюдения, интерпретировать полученные данные, делать логические заключения. Воспитывать любознательность, умение работать в паре, объективно оценивать уровень знаний, получая независимую оценку с использованием мониторинговой системы программы диска.

Оборудование. Комнатные растения, линейки, СD-диск «Лабораторный практикум» Электронное издание. Биология 6 – 11 класс. Республиканский мультимедиа центр, 2004 г., компьютер (по 2 учащихся), проектор, экран.


План урока. Актуализация. Сообщение темы, целей работы. Проверка лабораторного оборудования. Объяснение последовательности выполнения работы, техника безопасности при работе с лабораторным оборудованием. Выполнение работы с использованием слайдов и заданий диска. Закрепление полученных навыков по тестам диска. Вывод. Результаты: получение оценки за проведенную работу с помощью мониторинговой системы программы диска. Анализ ошибок.


Модель 3 урока. Полевая практика: Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета.

Цель урока. Применить полученные знания законов модификационной изменчивости на примере исследования адониса весеннего. Приобрести навык сбора данных в полевых условиях, проведения мониторинга с использованием различных методик, умение анализировать полученные данные. Воспитывать патриотические чувства, активную жизненную позицию, осуществляя природоохранную деятельность, защищая краснокнижное растение, первоцвет.

Оборудование. Рама 1м/1м. для количественного учета адониса в различных ареалах, фотоаппарат, рама со спицами на различной высоте для учета точечным методом высоты растений, блокноты, линейки.

Ход занятия.

  1. Сбор информации. Общая характеристика адониса весеннего.

  2. Распространение адониса весеннего

  3. Биоморфологическое описание адониса весеннего.

  4. Интервью в фотоаптеке «Адонис», лекарственные свойства.

  5. Исследование модификационной изменчивости формы листьев адониса на выделенных площадках

  6. Исследование модификационной изменчивости высоты стеблей адониса.

  7. Определение возраста адониса.

  8. Исследование яркости окраски и сочности листовых пластинок адониса по мере перемещения от площадки 1 к площадке 2.

  9. Мониторинг динамики адониса методом квадратов.

  10. Влияние низовых пожаров площадки № 1 на адонис весенний.

  11. Выращивание адониса на учебном участке.

  12. Заключение. Программа действия по сохранению адониса.

  13. Выводы.

Методические рекомендации по проведению полевой практики.

Анализ модификационной изменчивости, особенно количественный учет в виде модификационных кривых, имеет большое значение для понимания эволюционной теории. Часто учащиеся до конца не осознают, для чего строится Модификационная кривая, как она характеризует состояние популяции. Изучение размера листьев, высоты стеблей адониса весеннего поможет разобраться в этих вопросах. В норме высота адониса 30 см., но зависит от условий произрастания, может изменяться до 45 см. Определяющие факторы в развитии мощности растения — освещенность, влажность и характер почвы. Для сравне­ния размеров стеблей в двух популяциях адониса, произрастающих в разных условиях, но имеющих примерно одина­ковый генофонд, нужно выбрать две лу­жайки адониса, которые удалены друг от друга не более чем на 0,5 км. На такое расстояние свободно распростра­няются семена, следо­вательно, популяции не изолированы. Лужайки должны отличаться по услови­ям произрастания. Например, одна нахо­дится в освещенном месте на лугу, дру­гая рядом с тропинкой на краю леса освещенность та же, но почва плотная, утрамбованная. На 25-30 растениях учащиеся линейкой измеряют диаметр стеблей адониса с точностью до 1 см. Естественно, растения срывать нельзя, тревожить руками как можно меньше, поможет провести исследование

точечный метод: рама с отверстиями, в которые вставлены спицы, 10 шт., подсчитывали все растения адониса, касающиеся спиц по мере их опускания.

Для каждой лужайки получаем свой ряд измерений, например 25, 18, 20, 33, 29, 26, 27, 24, 25, 22, 26, 35, 27, 28, 21, 30, 20, 34, 35, 29, 31, 23, 32, 28, 29, 30, 31, 32, 40, 28 (см). Всего измерено от 30 до 100 стеблей.

Чтобы построить кривую, нужно по крайней мере, пять точек. Для этого разо­бьем наш ряд цифр на пять классов. В каж­дом классе объединяются близкие по зна­чению величины. Самое маленькое значе­ние в ряду равно 18, самое большое — 40. Это пределы модификационной изменчи­вости диаметра на дан­ной лужайке. Размах изменчивости, или норма реакции, — 22 см (40 — 18).

Норма реакции - это то, что наследует­ся стеблей адониса данной популяции. Размер стеблей адониса изменяется не бесконечно, а в стро­го определенных пределах — от 18 до 40 см.

Величину 22 см разобьем на пять интер­валов, т.е. определим цену каждого из пяти классов: 22:5=4,5 (см). Округляем в боль­шую сторону до целого числа - цена каж­дого класса составит 5 см. Разобьем интер­вал 22 см на пять классов, начиная с само­го маленького числа - 18 см. Размах каж­дого класса 5 см. Первый класс составят величины 18, 19, 20, 21, 22 (см). Во второй класс по такому же принципу войдут вели­чины от 23 до 27 см. Третий класс начина­ется с 28, он объединяет значения от 28 до 32, четвертый класс — с 33 и заканчивает­ся 37, пятый — с 38, в него войдут диамет­ры цветков 38, 39, 40 (см). Больших значе­ний в последнем ряду нет, следовательно, этот класс неполный.

Для построения модификационной кри­вой заполним таблицу.

Среднее значение каждого класса нахо­дим как среднее арифметическое. Напри­мер, для первого класса (18 + 22):2 = 20 (см). Количество растений в соответству­ющем классе подсчитываем, пользуясь тем рядом измерений, для которого стро­им модификационную кривую. Так, в пер­вый класс входят стебли, диаметр кото­рых изменяется от 18 до 22 см. В ряду это значения 18, 20, 22, 21, 20. Коли­чество растений с такими стеблями рав­но 5. Так же подсчитываем количество растений в других классах.

Построим модификационную кривую. По горизонтальной оси отложим средние значения классов, по вертикальной — количество растений в соответствующем классе. Точки кри­вой соединим плавной линией.







Рассмотрим полученную кривую. Макси­мальное значение кривой примерно долж­но соответствовать средней высоте стеблей в изучаемой популяции — 30 см. Определив среднее арифметическое для всех измерений, получим 27,9 см, что близ­ко к 30 см. Таким образом, средняя высота стеблей адониса на солнечной лу­жайке составляет около 30 см. Теперь обратим внимание на форму модификационной кривой. Она может быть узкая, с хорошо выраженной вершиной. А может быть широкая и пологая или смещенная в одну сторону. Форма модификационной кривой пока­зывает состояние изучаемого объекта в природной популяции. Если кривая узкая и высокая, значит, большое количество растений имеет стебли, размер которых близок к среднему. В нашем примере это стебли высотой от 23 до 32 см — 8 + 12 = 20

Двадцать растений из тридцати проанализированных имеют стебли размером, близким к среднему. Значительно меньшее количество расте­ний имели стебли намного меньшего или большего диаметра. Таким образом, на солнечной лужайке по высоте стеблей популяция адониса доста­точно однородна.

Такая форма кривой характерна для по­пуляций, хорошо приспособившихся к ме­сту обитания, где отсутствует давление ес­тественного отбора. Стоит только изме­ниться условиям обитания, изменится и форма модификационной кривой. Если построить модификационную кривую для высоты стеблей адонисов, выросших на вытоптанной площадке с хорошим ос­вещением, то кривая будет более пологая и широкая, а среднее значение сместится к меньшим величинам. Форма пологой кривой показывает, что значительная часть растений имеет высоту стеблей больше или меньше среднего, т.е. популя­ция по высоте стеблей неоднородна — гетерогенна.

Изменение условий выживания приво­дит к разнообразию в проявлении фенотипических признаков, прежде всего благо­даря модификационной изменчивости. Каждая особь может варьировать призна­ком в строго определенных пределах. Если измененные условия сохраняются на про­тяжении значительной череды поколений, то естественный отбор как вектор, помо­гающий выжить наиболее приспособлен­ным, изменит генетическую структуру дан­ной популяции. Широкая и пологая кривая со временем может преобразоваться, например, в более узкую с другим средним значением высоты стебля. Такой отбор будет стабилизирующим.

Анализ простого параметра высота стеблей адониса, помогает учащимся усвоить такие сложные понятия, как модификационная изменчивость, естественный отбор и влияние экологических факторов на проявление фенотипических признаков. (Н.С. Стволинская. Прогулки в школьном дворе. Фенотипический и модификационный анализ.// журнал Биология в школе №3 2001 г, с 42.)


Модель 4 урока. Обобщающая конференция.

Класс делится на 2 группы: ребята, участвовавшие в полевой практике – отвечают на вопросы, другие ученики – корреспонденты, задающие вопросы по проведенному исследованию модификационной изменчивости адониса весеннего. Каждая исследовательская группа выступает с докладом по проделанной работе. На конференции обсуждается актуальность поднятого вопроса, перечисляются выясненные причины уменьшения ареала адониса весеннего, возможные решения проблемы, проводится презентация выпущенных предварительно публикаций с призывами к природоохранной деятельности, информацией о вреде пожаров для живых организмов, других первоцветных растений нашего края. На такое занятие целесообразно пригласить для участия представителей сельской администрации, лесного хозяйства, других представителей природоохранных организаций. На последнем этапе проводится форум, общение с другими учащимися через Интернет, с природоохранными организациями, выход на сайты о первоцветах.

Домашнее задание на выбор учащихся:

- Выйти на сайт учителя биологии, выполнить тестовые задания по теме: ненаследственная (Модификационная изменчивость);

- разместить информацию о других первоцветных растениях нашего края;

- предложить, основываясь на полученные по теме знания, учитывая экологические закономерности, меры по охране адониса, его выращивания на учебном участке школы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коркина Наталья Евдокимовна

Дата: 08.02.2015

Номер свидетельства: 169514


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства