Просмотр содержимого документа
«« Кровь: состав и выполняемые функции»»
Методическая разработка урока
по теме: « Кровь: состав и выполняемые функции».
Предмет: биология.
Класс: 8.
Тема курса: «Внутренняя среда организма».
Тип урока: урок изучения нового материала и комплексного применения знаний.
Цели урока:
1.предметные:
продолжить формирование у учащихся представления о внутренней среде организма и ее роли в жизни человека
сформировать представление о форменных элементах крови и их функциях
продолжить формировать умение работать с различными источниками и формами получаемой информации (текст, схемы, таблицы)
продолжить формировать умение сворачивать информацию (составление схем и таблиц)
учить использовать приобретенные знания для решения проблемных вопросов
2.личностные:
формирование уважительного отношения к чужому мнению
стимулировать развитие познавательного интереса.
развитие самостоятельности в информационной деятельности
формирование установки на здоровый образ жизни
3.метапредметные (УУД):
регулятивные: управлять своей деятельностью; контролировать и оценивать результаты своей и чужой деятельности; адекватно формулировать результаты своей деятельности в устной и письменной форме; вносить коррекцию в результаты деятельности по ходу этой деятельности; развивать волевую саморегуляцию
познавательные: работать с предложенными источниками информации; трансформировать информацию и предъявлять ее различными способами; выполнять логические операции и строить логические цепи рассуждений
коммуникативные; уметь вести диалог и коллективное обсуждение; аргументировать и доказывать свое мнение; формировать навык активного слушания.
Методы обучения: проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский.
Методические приемы:
логические – постановка проблемы, поиск способов и этапов решения проблемы, обобщение на основе анализа, синтеза и сравнения, формулировка выводов;
технические – работа с экраном проектора, с дополнительным материалом;
организационные – работа в группах, постановка вопросов, опора на знания учащихся.
Дидактические средства: бланки анализов крови, информационные карты для группы, опорные листы для каждого учащегося и задание для мини-исследования, компьютер, экран, проектор, а также учебник «Биология. Человек. 8 класс», авторы: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап. Приветствие ребят и гостей
II. Актуализация опорных знаний. Мотивация. Целеполагание.
Слайд 1.
Что такое гомеостаз и почему он является относительным?
Что такое внутренняя среда организма, и из каких компонентов она состоит?
Каковы функции крови, лимфы и межклеточного вещества?
Как клетки тела получают кислород и питательные вещества?
Какая жидкость выделяется при неглубоких ссадинах кожи и заполняет водяную мозоль?
Что может произойти, если надолго туго перевязать палец?
Почему результаты анализа крови широко используют в медицинской практике?
Почему существование клеток нашего организма связано с жидкой средой?
Первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Что такое среда? Какая среда окружает наш организм? Без какого компонента внешней среды не может функционировать наш организм? В какой среде существуют клетки нашего организма? Внутренняя среда – совокупность жидкостей.
Слайд 2,3
Составление схемы №1 «Компоненты внутренней среды» в опорных листах (Приложение 1)
Кровь–первый компонент внутренней среды.
Тканевая жидкость (межклеточное вещество) – второй компонент внутренней среды.
Лимфа – третий компонент внутренней среды.
1 ученик:
(Тканевая жидкость – промежуточная среда между кровью и клетками организма. Составляет около 26% от массы тела. Именно в ней находятся все клетки тела. Она состоит на 95% из воды и растворенных в ней органических и неорганических веществ, а также кислорода и углекислого газа. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада и углекислый газ, которые поступают обратно в кровь и ею уносятся.)
2 ученик:
(Лимфа – жидкая соединительная ткань, состоящая из воды с растворенными в ней продуктами жизнедеятельности. Она перемещается по лимфатическим сосудам и лимфатическим капиллярам, которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфатические сосуды образуют лимфатический проток, через который лимфа попадает в кровь).
А можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной? Как по-другому мы называем постоянство внутренней среды?
III. Постановка проблемы.
СЛАЙД 4.
1. А вы знаете, что в 5 л крови человека может раствориться 100 мл кислорода? Но для удовлетворения потребностей организма в кислороде его необходимо значительно больше. Каким же путем организм получает нужное количество кислорода?
2.Почему труп животного и человека уже через сутки начинает разлагаться, хотя в живом организме этого не происходит?
3.Вы уже знаете, что кровь – это жидкая соединительная ткань. Но в случае пореза она превращается в сгусток. Как и почему это происходит?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо изучить строение крови и выявить взаимосвязь строения и функций, выполняемых кровью.
IV. Определение темы и целей урока.
СЛАЙД 5.
Издревле за кровью признавалась могучая и исключительная сила: кровью скреплялись священные клятвы; древние жрецы заставляли своих идолов плакать «кровавыми слезами», древние греки приносили в жертву своим богам кровь.
Некоторые философы Древней Греции считали кровь и душу одним и тем же. Гиппократ считал, что кровь – один из соков человеческого тела. Он думал, что в крови здоровых людей - здоровая душа и назначал душевнобольным кровь здоровых людей.
Ничего более существенного о «реке жизни» ученые-медики не знали еще в течение долгих веков. Это и понятно: как без микроскопа рассмотреть клетки крови? Пока однажды Антони Ван Левенгук не порезал палец и не рассмотрел кровь под микроскопом. В однородной красной жидкости он увидел многочисленные образования розоватого цвета, напоминающие шарики. В центре они были чуть светлее, чем по краям. Левенгук назвал их красными шариками. Впоследствии их стали называть красными кровяными клетками - эритроцитами.
С развитием науки человек все больше узнает о крови. Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. Доноры своей кровью спасают другие жизни. Можно поставить знак равенства между понятиями «кровь» и «жизнь». И мы с вами в этом убедимся на сегодняшнем уроке.
Итак, тема урока Слайд 6«.Кровь: состав и выполняемые функции».
Слайд 7. Цели урока
V. Осознание и осмысление учебного материала
Слайды 8,9, 10,11,12,13 Что такое кровь? Какие клетки образуют кровь? От чего зависит цвет крови?
Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 – 4 л у подростков. Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя.
Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость – плазма крови. Она состоит из неорганических (92-90% – вода и различные минеральные соли – 0,9%) и органических веществ: белки – 7%, глюкоза – 0,12%, жиры – 0,8%, витамины, гормоны и продукты распада.
Нижний слой – осадок темно-красного цвета, который образован форменными элементами – 40-50% – клетками крови: эритроцитами и лейкоцитами, и кровяными пластинками – тромбоцитами.
Итак, состав крови запишем в виде схемы №2 в опорных листах (Приложение 1).
Слайд 14.В одной популярной книге по физиологии было образно сказано: «В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание». Проблемный вопрос:О каком красном море идет речь? О каких кораблях идет речь? Из каких каменных гаваней выходят новые корабли?
Изучим форменные элементы крови и выясним особенности их строения в связи с выполняемой функцией (работа в группах – 4-5 человек), а также попытаемся ответить на проблемный вопрос.
Работа в группах с информационными ресурсами – учебник и информационная карта (Приложение 2). Заполнение таблицы в опорных листах (Приложение 1)
Слайды 15,16,17,18,19,20,21,22
Заполните таблицу:
ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ
Показатели
Эритроциты
Лейкоциты
Тромбоциты
Рисунок
Строение клетки
Красные кровяные клетки
Лишены ядра, форма двояковогнутого диска
Белые кровяные клетки
Имеют крупное ядро
Кровяные пластинки
Бесцветные, сферические безьядерные тельца
Количество в 1 мм3 крови
4,5-5 млн.
4-9 тыс.
180-320 тыс.
Местообразование
Красный костный мозг
Красный костный мозг, селезенка, лимфатические узлы
Красный костный мозг
Продолжительность жизни
Не более 120 дней
От 1 до нескольких дней
5-8 дней
Функции
Дыхательная
Защитная
Свертывание крови
Слайд 18.Разновидности лейкоцитов, Фагоцитоз
Ответим на поставленный в ходе урока проблемный вопрос: О каком красном море шла речь? О каких кораблях шла речь? Из каких каменных гаваней выходят новые корабли?
Ответ: Красное море – это кровь. Корабли – это эритроциты, часть которых все время погибает, но их количество восстанавливается за счет новых эритроцитов. Каменные гавани – это красный костный мозг.
Физкультминутка (слайд 23)
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!
V. Осмысление результатов занятия
Слайд 24. Состав крови является важной характеристикой состояния организма. Кто никогда не сдавал анализ крови? Поднимите руки. А что можно определить по анализу крови?
С этим вопросом мы обратились в лабораторию ЦГБ г.Зверево.(видео)
Анализ крови – одно из часто проводимых исследований. При анализе крови должны быть в норме: количество клеток крови, содержание гемоглобина, и др. веществ, а так же СОЭ – скорость оседания эритроцитов. Они оседают с определенной скоростью: у мужчин2-10 мм/ч, женщин – 2-15 мм/ч. С возрастом изменяется скорость оседания эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) широко используется как важный диагностический показатель.
Проведем медицинский консилиум «Общий анализ крови»
Каждая группа должна сравнить данные анализов пациентов с нормой кровяных клеток /на экране/. Определите: болен пациент или нет, и по возможности поставьте предварительный диагноз.
Слайд 25.
1 группа – данные анализа крови соответствуют норме, мы считаем, что пациент абсолютно ЗДОРОВ!
Слайд 26.
2 группа –в данном анализе СОЭ /скорость оседания эритроцитов/ превышает норму почти в 3 раза, мы считаем, что у пациента проходит в организме воспалительный процесс и ему нужно назначить дополнительное исследование, чтобы точно поставить диагноз!
Слайд 27.
3 группа – анализ нашего пациента показывает, что в 2 раза упал гемоглобин, кол-во эритроцитов также в 2 раза меньше – это наталкивает нас на мысль, что пациент потерял значительное кол-во крови, т. е у него малокровие (анемия).
VI. Рефлексия. Выставление оценок
– Что нам удалось установить?
– Что нового узнали?
– Что было интересным?
VII. Объяснение домашнего задания.
Слайд 28
§ 17, творческое задание - сделать презентации или краткие сообщения на темы:
А) История открытия фагоцитоза.
Б) История открытия групп крови
Список литературы:
Кучменко В.С., Сухорукова Л.Н., Цехмистренко Т.А. «Биология. Человек. Культура здоровья» 8 класс: Учеб. дляобщеобразоват. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 2010. - 160с.;
Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс. Тетрадь - тренажер. М.: Просвещение, 2009. - 80с
Федюкович Н.И. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для учащихся 10 – 11(12) кл. общеобразоват. учеб. заведений, учащихся проф.-техн. и сред. спец. учеб. заведений. «Серия «Учебники XXI века" – »остов н/Д.: «Феникс», 2001. – 320 с.: ил.
Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А., Биология человека. В таблицах и схемах. – М. «Издат-школа 2000» – 208 с.
Приложение1
Опорный лист ученика _____ класса
___________________________________
1 . схема №1 «Компоненты внутренней среды»
2.Тема урока:
3 .Схема №2 «Состав крови»
4.Заполните таблицу:
ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ
Показатели
Рисунок
Строение клетки
Количество в 1 мм3 крови
Местообразование
Продолжительность жизни
Функции
Тест:
1. Жидкую часть крови называют:
А – тканевой жидкостью
Б – плазмой
В – лимфой
Г – физиологическим раствором
2. Все клетки тела окружает:
А – лимфа
Б - раствор поваренной соли
В – тканевая жидкость
Г – кровь
3. Строение эритроцитов связано с выполняемой ими функцией:
А – участием в свертывании крови
Б – обезвреживанием бактерий
В – переносом кислорода и углекислого газа
Г – выработкой антител
4. При малокровии в крови уменьшается содержание:
А – кровяной плазмы
Б – тромбоцитов
В – лейкоцитов
Г – эритроцитов
5. Фагоцитоз – это процесс:
А – поглощения и переваривания микробов и чужеродных частиц лейкоцитами;
Б – свертывания крови
В – размножения лейкоцитов
6.Домашнее задание:
§ 17, творческое задание - сделать презентации или краткие сообщения на темы:
А) История открытия фагоцитоза.
Б) История открытия групп крови
Приложение2
Информационная карта
«Компоненты внутренней среды»
Тканевая жидкость – промежуточная среда между кровью и клетками организма. Составляет около 26% от массы тела. Именно в ней находятся все клетки тела. Она состоит на 95% из воды и растворенных в ней органических и неорганических веществ, а также кислорода и углекислого газа. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада и углекислый газ, которые поступают обратно в кровь и ею уносятся.
Лимфа – жидкая соединительная ткань, состоящая из воды с растворенными в ней продуктами жизнедеятельности. Она перемещается по лимфатическим сосудам и лимфатическим капиллярам, которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфатические сосуды образуют лимфатический проток, через который лимфа попадает в кровь.
Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 – 4 л у подростков. Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя.
Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость – плазма крови. Она состоит из неорганических (92-90% – вода и различные минеральные соли – 0,9% и органических веществ: белки – 7%, глюкоза – 0,12%, жиры – 0,8%, витамины, гормоны и продукты распада.
Нижний слой – осадок темно-красного цвета, который образован форменными элементами – 40-50% – клетками крови: эритроцитами ( количество:4,5-5 млн , продолжительность жизни 120 суток) и лейкоцитами (количество 4-9 тыс., продолжительность жизни 3-5 дней), и кровяными пластинками – тромбоцитами( количество 180-320 тыс., продолжительность жизни 5-7 суток).
Анализ крови может быть:
Общим – показывает количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара и других веществ, а также скорость оседания эритроцитов (СОЭ). При наличии какого-нибудь воспалительного процесса СОЭ увеличивается.
Биохимическим - (для определения кол-ва белков, азота и его компонентов, липидов и холестерина, сахара в крови, гормонов, и т.д.)
На группу крови – у человека их 4 группы .
На билирубин - пигмент определяющий цвет кожи и работы печени.
На гемоглобин - при нарушении функций красного костного мозга, недостатке в организме железа и некоторых других веществ, а также при значительной потере крови (кровотечении) возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия). При этом в крови снижается содержание эритроцитов и гемоглобина. Норма гемоглобина у мужчин 13-16г%, у женщин 12-14 г% (т.е. число граммов в 100см² крови).
На лейкоцитоз - повышение числа лейкоцитов, указывает на воспалительную реакцию крови.
На свертываемость крови – количество протромбина указывает на скорость свертывания крови.
На белокровие (лейкоз) и серповидно клеточную анемию – изменение строения клеток крови.