1. Формировать анатомо – физиологические понятия: о внутренней среде организма, составе крови, переливании и свертывании крови, фагоцитозе, об относительном постоянстве составе крови, инфекционных заболеваниях о предупредительных прививках, строении и работе сердца, большом и малом кругах кровообращения, об анатомии сердца.
2. Развивать общебиологические понятия о клеточном строении взаимосвязи строении и функции (кровяных клеток, сердца, сосудов).
3. Формировать умения работать с учебником и микроскопом, оказывать первую помощь при кровотечениях.
4. Доказывать опасность СПИДа, наркотиков, курения и алкоголя, пользу прививок, физических упражнений на сердце.
5. Соблюдать гигиену сердечно – сосудистой системы.
6. Обсуждать проблемные вопросы о кровообращении.
7. Анализировать и сравнивать компоненты и органы кровеносной системы.
8. Проводить самонаблюдения. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Формировать анатомо – физиологические понятия: о внутренней среде организма, составе крови, переливании и свертывании крови, фагоцитозе, об относительном постоянстве составе крови, инфекционных заболеваниях о предупредительных прививках, строении и работе сердца, большом и малом кругах кровообращения, об анатомии сердца.
Развивать общебиологические понятия о клеточном строении взаимосвязи строении и функции (кровяных клеток, сердца, сосудов).
Формировать умения работать с учебником и микроскопом, оказывать первую помощь при кровотечениях.
Доказывать опасность СПИДа, наркотиков, курения и алкоголя, пользу прививок, физических упражнений на сердце.
Соблюдать гигиену сердечно – сосудистой системы.
Обсуждать проблемные вопросы о кровообращении.
18
Анализировать и сравнивать компоненты и органы кровеносной системы.
Проводить самонаблюдения. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление.
Помни!
Все задания выполняются в строго указанном порядке. Это поможет тебе лучше усвоить тему.
Не забывай проходить проверку после выполнения заданий, заполнять рейтинговый лист.
Записывай свои затруднения на полях рабочей тетради.
Успехов тебе в работе!
Задание №1.
В течении 3-5 минут запиши все, что ты знаешь о крови. Проверь себя, прочитав параграф 17.
Задание №2.
Пользуясь учебником, заполни таблицу.
Внутренняя среда организма.
Название 3-х типов жидкостей
Особенности
Функции
По цвету
По месту в организме
По составу
Как ты считаешь, почему необходимо относительное постоянство внутренней среды организма?
Задание №3.
Пользуясь учебником, заполни схему.
Состав крови
Какое значение имеют кровяные пластинки? При каких условиях свертывается кровь? Сделай письмена вывод: каково значение крови в жизнедеятельности организма человека?
Задание №4.
Прочитав параграф 18,19, заполните таблицу.
Взаимосвязь строения и функций клеток крови
Клетки крови
Особенности строения
Функции
Лейкоциты
Эритроциты
Сделай вывод о значении клеток крови.
19
Задание №5.
Нарисуй строение лейкоцита и эритроцита и подпиши название частей.
Задание №6.
Пользуясь учебником, ответь на вопросы: почему переливаемую кровь предохраняют от свертывания? Зачем нужно знать свою группу крови? Почему военнослужащим обязательно ставят в документы их группу крови?
Возможности переливания крови.
Кровь донора
Кровь больного
I
I
II
III
IV
II
III
IV
Задание №7.
Составь схему: какие виды иммунитета ты знаешь? Ответь на вопросы 17,18,19 параграфов отмеченные восклицательными знаками. Сделай вывод для себя о роли иммунитета. Пройди проверку №1,2.
Задание №8.
В течении 3-5 минут запиши все, что ты знаешь о кровообращении. Проверь себя, прочитав в учебнике параграф 20, первый абзац – «Значение кровообращения».
Задание №9.
Пользуясь, рис. 59,60 учебника, найди предсердия и желудочки. Какова толщина их стенок? Какое это имеет значение?
Найди, где начинается в сердце аорта, легочная артерия, куда впадают нижняя и верхняя полые вены и легочные.
Прочитав раздел параграфа 20 – «Сердце», ответь устно на вопросы.
а) Докажи, что строение сердца соответствует его функции.
б) Какое значение для работы сердца имеют его клапаны?
Задание №10.
1. Прочитав параграф 20, раздел «Кровеносные сосуды», заполни схему.
Кровеносные сосуды
2. Ответь на вопрос. Какова связь строения кровеносных сосудов с их функциями?
Задание№11.
Пользуясь учебником, заполни таблицу.
20
Круги кровообращения.
№
Вопросы для сравнения
Большой круг
Малый круг
1
Где начинается?
2
Где кончается?
3
Как называются кровеносные сосуды, относящиеся к этому кругу?
4
Где проходят капилляры?
5
Как изменяется состав крови?
6
Каково время одного оборота крови?
Пройди проверку №3.
Задание №12.
Дай определение автоматии сердца.
Составь схему автоматии сердца. Объясни, почему сердце может сокращаться в течении всей жизни без заметного утомления?
Как ты думаешь, каким образом осуществляется нервная и гуморальная регуляция работы сердца?
Заполни таблицу.
Регуляция деятельности сердца и сосудов.
Способы регуляции
Характеристика способа
Примеры
Задание №13.
Изучив параграф 22, докажи, что давление крови на разных участках кровеносной системы неодинаковое. Объясни, в чем соответствие строения и функций артерий и капилляров? Сформулируй правила оказания первой помощи при кровотечении, изучив параграф 23. Объясни, почему происходит омертвление тканей конечности, если наложенный на нее жгут не ослабляют в течении длительного времени?
Задание №14.
Дай определения всем понятиям, в учебный лист темы.
Молодец! Ты закончил изучение темы в полном объеме. Итоговая контрольная работа покажет, насколько хорошо ты ее усвоил.
Задание №15.
Итоговая контрольная работа.
Проверочная работа №1.
1 вариант.
1. Кровь – это …
2. Кровь движется по замкнутой системе кровеносных сосудов и выполняет следующие функции
3. Состав крови…
4. Плазма в основном состоит из …
21
5. При ранении сосудов кровь свертывается, образуя …
6. Основу тромба составляет …
7. Фибрин образуется из …
8. Свертывание крови – это …
Проверочная работа №1.
2 вариант.
Терминологический диктант.
Основную часть крови составляет жидкое межклеточное вещество …
Важную роль в процессе свертывания крови играют …
Малокровие связанно с …
Кровь, обедненную кислородом, называют …
В состав эритроцитов входит белковое вещество …
Процесс поглощения и переваривания чужеродных частиц называют …
Единый защитный механизм называют …
Продолжительность жизни эритроцитов составляет …
Проверочная работа №2.
1 вариант.
Ответь на вопросы, используя условный код.
а- кровь
б- плазма
в- лимфа
г- эритроциты
д- лейкоциты
е- тромбоциты
ж- тканевая жидкость
з- ослабленные микробы
и- красный костный мозг
к- селезенка
л- воспаление
м- фагоцитоз
н- иммунитет
о- вакцина
п- защитные вещества
р- лимфатические узлы
Чем образованно внутренняя среда организма?
Что выступает на коже при ссадинах в виде светлых капель?
Где образуются эритроциты?
Как называется жидкость, получаемая из крови после удаления из нее клеток крови и фибрина?
Что находится в осадке отстоявшейся крови?
Что применил Дженнер в первом опыте с мальчиком?
Что вводят в организм лошади для получения лечебной сыворотки?
В одной популярной книге по физиологии было образно сказано: «В каждую секунду в Красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно, но миллионы новых кораблей выходят из гавани вновь в плаванье». Что подразумевается под «кораблями» и «гаванями»?
22
Проверочная работа №2.
2 вариант.
Ответь на вопросы, используя условный код.
а- кровь
б- плазма
в- лимфа
г- эритроциты
д- лейкоциты
е- тромбоциты
ж- тканевая жидкость
з- ослабленные микробы
и- красный костный мозг
к- селезенка
л- воспаление
м- фагоцитоз
н- иммунитет
о- вакцина
п- защитные вещества
р- лимфатические узлы
Что вводят теленку для выработки вакцины?
Какие клетки крови надо ввести больному при остром малокровии?
Где образуются лейкоциты?
Какие клетки крови участвуют в свертывании крови?
Из чего состоит верхний слой отстоявшейся крови?
Каким клеткам крови свойственно внутриклеточное переваривание?
Что вводят ребенку, делая противодифтерийную прививку?
И.П.Павлов сказал: «В организме имеется «чрезвычайная реакция», при которой организм жертвует какой-то частью для спасения целого». Про что это сказано?
Проверочная работа №3.
1 вариант.
Ответь на вопросы, используя условный код.
а- артерии
б- вены
в- капилляры
г- правый желудочек
д- левый желудочек
е- полулунные клапаны
Какие сосуды имеют самые тонкие стенки?
Внутри каких сосудов имеются клапаны?
В каких сосудах кровь течет под наименьшем давлении?
Проверочная работа №3.
2 вариант.
Ответь на вопросы, используя условный код.
а- артерии
б- вены
в- капилляры
г- правый желудочек
д- левый желудочек
е- полулунные клапаны
В каких сосудах кровь течет под наибольшем давлении?
Какие клапаны во время сердечного цикла большее время закрыты?
Какие клапаны во время сердечного цикла большее время открыты?
23
Итоговая контрольная работа№1
1 вариант.
Из перечня сосудов, тканей процессов (1-10) выбери правильные ответы на вопросы (I-XI) и зашифруй их.
Гемоглобин
кислород
СО2
диффузия
клетки тканей
межклеточная жидкость
легочные капилляры
капилляры в тканей
эритроциты
лейкоциты
Что выходит из крови в легкие?
Что выходит из легких в кровь?
Что поступает из тканей в кровь?
Что поступает из крови в ткани?
Пигмент в крови?
Место окисления органических веществ?
Потребители кислорода?
Физическое явление – причина газообмена в легких?
Клетки – разносчики кислорода?
Продукт распада органических веществ?
Путь кислорода после отделения от эритроциты (последовательно)?
Место образования СО2 в организме?
Итоговая контрольная работа №1.
2 вариант.
Из перечня (1-6) выбери и зашифруй правильные ответы на вопросы (I-XV).