kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кровь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для уачщихся 8 класса. Урок повторительно-обощающий. Проводятся несклько конкурсов: "Термины", "С точностью до ...",  "Найди ошибку" (Эритроциты. Лейкоциты. Лимфатическая система. Сердце.), "Прием в травмопункте".  Ребята готовят сообщения по теме. В конце урока выставляются итоговые оценки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кровь »

Тема урока: «Кровь. Кровеносная система».

Цель урока:

  1. Обобщить знания учащихся о составе и функциях крови, о значении кровеносной системы.

Тип урока: обобщающий урок.

Урок в форме соревнования. Класс делится на четыре команды.

Конкурс «ТЕРМИНЫ»

Задания:

1. Движение крови по кровеносным сосудам. (Кровообращение.)

2. Самый крупный сосуд. (Аорта.)

3. Красные кровяные клетки. (Эритроциты.)

4. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. (Фагоцитоз.)

5. Кровь, насыщенная углекислым газом. (Венозная.)

6. Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертывания крови. (Гемофилия.)

7. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия. (Большой круг кровообращения.)

8. Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. (Вакцина.)

9. Белые кровяные клетки. (Лейкоциты.)

10. Способность организма защищаться от инфекционного воз­действия. (Иммунитет.)

11. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу. (Вены.)

12. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. (Донор.)

13. Вещество, входящее в состав эритроцитов. (Гемоглобин.)

14. Жидкая часть крови. (Плазма.)

15. Группа крови универсального донора. (1 или 00.)

16. Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм. (Антитело.)

17. Кровь, насыщенная кислородом. (Артериальная.)

18. Колебания стенок сосудов, вызванное изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. (Пульс.)

19. Путь крови от правого желудочка до левого предсердия. (Малый круг кровообращения.)

20. Сосуды, несущие кровь от сердца. (Артерии.)

Конкурс «С ТОЧНОСТЬЮ ДО...»

Что означают следующие цифры и числа?

Задания:

1. 90 % (количество воды в крови).

2. 300 г (масса сердца).

3. 60-80 раз в мин (количество сердечных сокращений).

4. 120 дней (продолжительность жизни эритроцитов).

5. 0,8 с (длительность сердечного цикла).

6. 0,9% (количество NaCl в крови).

7. 5 млн/мм3(количество эритроцитов).

8. 0,5-1 мм/с (скорость тока крови в капиллярах).

9. 120/80 мм рт. ст. (нормальное артериальное давление крови).

10. 6-9 тыс./мм3 (количество лейкоцитов).

11. 30-50 см/с (скорость тока крови в аорте).

12. 2,5 см (диаметр аорты).

13. 0,1 с (систола предсердий).

14. 0.3 с (систола желудочков).

15. 0.4 с 9диастола).

16. 300 тыс. (количество тромбоцитов).



Конкурс «НАЙДИ ОШИБКУ»

Тексты к конкурсу «Найди ошибку».

1. Эритроциты.

Эритроциты - красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3 их 10 млн. (5 млн.). Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер). Это клетки шаровидной (двояковогнутая лепешка) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин - соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются в селезенке (в красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (селезенке). Основная функция эритроцитов - транспорт питательных веществ (газов). Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом (малокровием).

2. Лейкоциты.

Лейкоциты- белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее)эритроцитов, имеют нитевидное (амебоидное) тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс. (6-9 тыс.). Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться (способны активно передвигаться). Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом (фагоцитоз). Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела - особые клетки (вещества), способные нейтрализовать любую (специфическую) инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И. П. Павлов (И. И. Мечников).

3. Лимфатическая система.

Лимфатическая система - дополнительная к артериальной (венозной) и является частью сердечно-сосудистой системы. Капилляры слепозамкнутые и кровь (лимфа) движется по ним в двух (одном) направлениях. Лимфатическая система- посредник между клетками тела и кровью, снабжает организм кислородом и питательными веществами (освобождает от продуктов распада). Лимфатические сосуды не имеют (имеют) клапанов. Особые образования - лимфатические узлы сосредоточены в грудной полости (по всему организму в подвижных местах). Они выполняют барьерную функцию, здесь образуются тромбоциты (лимфоциты). Состав лимфы и крови сходен (различен).

4. Сердце.

Сердце - двигатель крови в организме. Это трехкамерный (четырехкамерный) мышечный орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Масса сердца около 1 кг (300 г). И снаружи, и внутри сердце выстлано однослойным эпителием (снаружи - соединительная ткань). Внутри - клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются (не смешиваются). Самая крупная вена (артерия), несущая кровь от сердца - аорта — начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 мин (с).

Конкурс «ПРИЁМ В ТРАВМПУНКТЕ»

Они должны оказать ПМП «пострадавшему».

Задания:

1.У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье, кровь идет толчками, цвет крови - алый.

Ответ. Тип кровотечения - артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1,5-2часов (чтобы не вызвать некроза). На рану- стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт.

2. У пострадавшего остановка сердца вследствие электрошока.

Ответ. Необходимо обесточить пострадавшего, затем срочно начать выполнять непрямой массаж сердца в комплексе с искусственным дыханием. Вследствие воздействия тока может быть спазм мышц, поэтому разжать зубы пострадавшему можно с использованием ножа или палочки. На рот и нос пострадавшего накладывается чистый платок, в легкие вдувается воздух с частотой 18-20 раз в ми­нуту, массаж сердца - ритмичные надавливания на нижнюю треть грудины - с частотой 60-70 раз в мин.

3. У пострадавшего травма черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена.

Ответ. Необходимо промокнуть рану салфеткой, приложить к ране свернутую в несколько раз марлю и наложить повязку круговую или «шапочку». Пострадавшего доставить в медпункт для наложения швов.

4. У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена.

Ответ. Рану промыть кипяченой водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану бактерицидным пластырем, повязка не обязательна.

Конкурс «СООБЩЕНИЯ»

Выступают участники команд, подготовившие сообщения (регламент - 3 мин).

Темы сообщений:

  1. Сердечно-сосудистые заболевания и их профилактика.

  2. Влияние алкоголя, табака, наркотиков на работу ССС.

  3. Значение физических упражнений для укрепления ССС.

  4. Зачем нужны прививки?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кровь

Автор: Мельник Надежда Викторовна

Дата: 09.11.2014

Номер свидетельства: 128480

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "разработка урока "Группы крови и переливание крови" "
    ["seo_title"] => string(52) "razrabotka-uroka-gruppy-krovi-i-pierielivaniie-krovi"
    ["file_id"] => string(6) "165836"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422882024"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "конспект урока биологии на тему "Внутренняя вреда организма. Состав крови""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekturokabiologhiinatiemuvnutrienniaiavriedaorghanizmasostavkrovi"
    ["file_id"] => string(6) "256944"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448233066"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "конспект урока биологии на тему "Внутренняя cреда организма. Состав крови""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekturokabiologhiinatiemuvnutrienniaiacriedaorghanizmasostavkrovi"
    ["file_id"] => string(6) "256945"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448235408"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Внутренняя среда организма. Кровь "
    ["seo_title"] => string(36) "vnutrienniaia-srieda-orghanizma-krov"
    ["file_id"] => string(6) "244862"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446024333"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "УРОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ  ПО ТЕМЕ    «КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ» "
    ["seo_title"] => string(58) "urok-kontrolia-znanii-po-tiemie-krov-i-krovoobrashchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "205131"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429802053"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства