kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока биологии "Многообразие грибов", "Многообразие плодов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в классе-комплекте  5-6 класс по темам "Многообразие грибов" и "Многообразие плодов" составлен на основе программы по учебнику Пономаревой И.Н. Урок изучения новой темы  с использованием технологии позиционного обучения, с применением ИКТ. Урок предполагает использование  уже имеющихся у учащихся части знаний и  углублением  теоретических сведений по теме, благодаря информации учебника,  интернета и дополнительной литературы.  В ходе урока выполняется мини-проект.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии "Многообразие грибов", "Многообразие плодов"»

Учитель биологии МБОУ «Москаленская СОШ» Кемжаева Екатерина Николаевна

Конспект урока по теме «Многообразие грибов» ( 5 класс) и «Плод. Разнообразие и значение плодов» ( 6 класс) .

Цель урока: Создание условий для осознания и осмысления новой информации по теме «Многообразие и значение грибов», «Плод. Разнообразие и значение плодов», применения их в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений средствами групповой работы.

Планируемые результаты

Личностные:

-формирование ответственного отношения к учебе;

-формирование основ экологической культуры.

Метапредметные :

-определять цель выполняемой задачи;

-анализировать рисунки учебника;

-эффективно сотрудничать со сверстниками;

-находить информацию в различной литературе;

-анализировать информацию, переводить её из одной формы в другую;

-оценивать выполняемую работу по критериям.

Предметные:

-объяснять общие особенности организации грибов и плодов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);

- распознавать съедобные и ядовитые грибы, правила сбора грибов, разбираться в многообразии плодов.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

I. Организационный момент. Приветствие.

- Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть на уроке. Какое у вас настроение? Если хорошее, то поднимите руки прямо, если плохое – то отпустите её. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу хочу вам прочитать отрывок из стихотворения Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

II. Целеполагание и мотивация.

-Что же мы с вами сегодня будем изучать? Для этого я предлагаю зачитать ученикам 5 класса интересную информацию, и подумать над темой урока.

Оказывается:

- Рыжики можно есть в сыром виде.

- Самый первый в мире антибиотик был выведен из гриба (пенициллин).

- Многие виды грибов являются хищниками .

-Веселка обыкновенная - это самый загадочный гриб наших лесов. И к тому же самый знаменитый. Этот удивительный представитель грибного мира вошел в книгу Гиннеса как рекордсмен по скорости роста – за одну минуту он выбрасывает ножку, которая растет по 5 мм ежеминутно! Соответственно и жизнь этого поистине целебного гриба длится всего один-два дня.

-Многие грибы летают по воздуху, отчего плесневеют продукты питания.

- Некоторые грибы, могут загорая, так же как люди вырабатывать витамин D.

- Итак, пятиклассники, к какому выводу пришли, прослушав этот материал, о чем мы сегодня будем с вами говорить на уроке?

-Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о грибах. Скажите, какая мысль возникла у вас при прослушивании этого текста?

-Да, грибов очень много и они все разные. Составьте из этих двух слов - «много» и «разные» одно сложное и мы получим с вами тему нашего урока. Многообразие. Запишите её в своих тетрадях.

-Пока мы с ребятами 6 класса будем определять тему нашего урока, я вам предлагаю заполнить лист индивидуального продвижения по нашей теме «Многообразие грибов».

Лист индивидуального продвижения по теме « Многообразие грибов».

Закрась колонку « Мои результаты» красным цветом, если знаний по этому вопросу у тебя не достаточно; зеленым – если ты знаешь отлично и можешь рассказать своему товарищу.




Планируемые результаты

Я научусь

Мои результаты

в начале урока

на конец урока

1.

Характеризовать строение шляпочных грибов.



2.

Классифицировать шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые.



3.

Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника.



4.

Объяснять понятия «антибиотик» и «пеницилл»



5.

Распознавать съедобные и ядовитые грибы на рисунках, устно.



6.

Объяснять значение грибов для человека и для природы.




Я буду продолжать учиться:



7.

Определять цель выполняемой задачи.



8.

Анализировать рисунки учебника.




9.

Эффективно сотрудничать со сверстниками.




10.

Находить информацию в различной литературе.



11.

Анализировать информацию, переводить её из одной формы в другую.



12.

Составлять вопросы к учебному тексту.



13.

Оценивать выполняемую работу по критериям.




14.

Участвовать в совместном обсуждении проблем.





-Итак, ребята: я вам загадаю загадку, а вы, дав отгадку, решите, какова тема нашего урока.

Весной повис - А сладок стал -

Всё лето кис, На землю пал. (Плод )

-Как вы думаете, о чём идёт речь? Правильно – это плоды. Запишите в тетрадях первую часть темы урока «Плод». Какие вы знаете плоды? (показ слайда). Все плоды на этом слайде одинаковые? Да, плоды разные. Допишите к первой части темы нашего урока её вторую часть « Разнообразие плодов».

- Вам, также как и ребятам 5 класса я предлагаю заполнить лист индивидуального продвижения по теме «Плод. Разнообразие плодов».

Лист индивидуального продвижения по теме «Плод. Разнообразие грибов».

Закрась колонку « Мои результаты» красным цветом, если знаний по этому вопросу у тебя не достаточно; зеленым – если ты знаешь отлично и можешь рассказать своему товарищу.


Планируемые результаты

Я научусь

Мои результаты

в начале урока

на конец урока

1.

Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям.



2.

Определять, что такое «плод» , «околоплодник» , «покрытосеменные растения».



3.

Описывать способы распространения плодов.



4.

Объяснять значение плодов в жизни человека.




Я буду продолжать учиться:



5.

Определять цель выполняемой задачи.



6.

Анализировать рисунки учебника.




7.

Эффективно сотрудничать со сверстниками.




8.

Находить информацию в различной литературе.



9.

Анализировать информацию, переводить её из одной формы в другую.



10.

Составлять вопросы к учебному тексту.



11.

Оценивать выполняемую работу по критериям.



12.

Участвовать в совместном обсуждении проблем.





-Ребята, проанализируйте , что вы знаете и не знаете о грибах и на основании этого подумаем: о чем мы сегодня будем с вами говорить , что новое должны узнать?

-Итак, мы с вами будем знакомиться со шляпочными, плесневыми грибами и выясним: какова их роль в жизни человека.

- Шестиклассники, проанализируйте , что вы знаете и не знаете о плодах и на основании этого придите к выводу: какова цель нашего урока?

-Хорошо, мы с вами выясним разнообразие плодов и определим их роль в жизнедеятельности людей.

III. Изучение нового материала. – Сегодня каждый из вас получает свой маршрутный лист и находясь в определенной позиции, будет выполнять соответствующий вид деятельности, в конце урока вы представляете всему классу свою выполненную работу.

Маршрутный лист 5 класса


Маршрутный лист 6 класса по теме «Плод. Разнообразие и значение плодов».

1.Позиция «Понятие».

-Ребята. Вспомните, как мы с вами даем определение понятию по схеме (слайд). Шестиклассники работают самостоятельно, а с учениками 5 класса мы эту позицию выполним вместе. Прочитайте текст учебника «Биология» 5 класс на странице 60-61 и составим определение понятиям: шляпочные грибы, плесневые грибы, антибиотик.

Шляпочные - грибы + многоклеточные + плодовое тело ( шляпка, ножка).


Плесневые - грибы + многоклеточные + многоядерная грибница. ( найти !!!)

Антибиотик - вещество + убивает микробы.

Результаты нашей работы занесите в свой маршрутный лист.

-А теперь все работаем самостоятельно. Арина , Карл, Альбина работают индивидуально, Диана, Петя, Никита, Валера, Лена и Ира – работают в группах.


2. Позиция «Схема». Изучите материал учебника «Биология» 5 класса на странице 60-62 и составьте схему, подтверждающую многообразие грибов.



Грибы

↙ ↘

........................................ Одноклеточные

↙ ↘ ↓ плесневые .......................... ......................................




Грибы

↙ ↘


........................................ несъедобные

↙ ↓ ↙ ↘

.............. лисички поганка ........................



-Ребята 5и 6 классов закончили составление схем и готовы представить их всему классу у доски. Все заносят их в свои маршрутные листы.


3. Позиция «Вопрос». Прочитайте в учебнике «Биология» 5 класса абзац параграфа «Одноклеточные грибы» на странице 62 и составьте два вопроса к данному тексту для своих товарищей , используя данные шаблоны:

1.Подумайте........................................................................................................................................?.

2.Почему..............................................................................................................................................?

3.Докажите...........................................................................................................................................?

4.Объясните........................................................................................................................................

5.Каким образом ........................................................................?


-Вопросы у ребят готовы, давайте их заслушаем и попытаемся на них ответить.


4.Позиция «Практик». Прочитайте учебник «Биология» 5 класс, на странице 64-65 «Значение грибов для человека» и дополнительную литературу и заполните соответствующую таблицу.

Значение грибов

примеры

продукты питания


заболевания


порча продуктов


медицина



-Давайте узнаем, каково значение грибов в жизни на Земле.


-Все справились со своей задачей, но у вас всех я бы хотела выяснить следующее: я знаю, что вы часто летом и осенью ходите в лес, чтобы набрать грибы. Поделитесь с нами : какими правилами должен пользоваться начинающий грибник, чтоб не навредить своему здоровью? Составьте, пожалуйста, «Памятку начинающему грибнику», все необходимое у вас имеется на рабочем столе. Создайте группу и выполните эту работу как можно эффективнее.


-Зачитайте нам свои советы.


-Большое вам спасибо.


-Наш урок подходит к финалу и я предлагаю вам ещё раз проанализировать «Листы индивидуального продвижения» и заполнить её.


- Благодаря вашей работе мы смогли найти ответы. Что изменилось? Какие открытия вы сделали сегодня на уроке? С каким настроением вы уходите с урока? Покажите мне это руками.


-Большое всем спасибо за работу на уроке, запишите домашнее задание:

а) Составить по теме кроссворд.

б) Найти по домашнему параграфу дополнительный материал в интернете.

в) Составьте мини – проект по своей тематике.


1.Позиция «Понятие». Используя учебник «Биология» 6 класс, страница 66 дайте определение понятиям : плод, околоплодник, покрытосеменные.

Плод - орган + цветковых растений + размножения + образуется после опыления и оплодотворения.


Околоплодник - часть плода + наружная + защищает семена.


Покрытосеменные - растения + семена защищены околоплодником.

-Ребята, кто-нибудь один выйдите к доске и продемонстрируйте свои определения, чтобы остальные могли проверить: правильно ли они выполнили это задание.





2.Позиция «Схема». а) Прочитайте абзац учебника «Биология» 6 класс на странице 67-68 «Разнообразие плодов» и составьте схему, которая показывает многообразие плодов по количеству воды в околоплоднике.

Классификация плодов

↙ ↘

....................... сочные

↙ ↘ ↙ ↘

.............., .............. ..............., костянка


б) Составьте схему «Многообразие плодов» по количеству семян .

Плоды

↙ ↘

Многосемянные ................................

↙ ↘ ↙ ↘

коробочка ................. зерновка ............


в) Составьте схему «Многообразие плодов» по способу раскрывания.

Плоды

↙ ↘

............................ невскрывающиеся

↙ ↘ ↙ ↘

боб ............. ................ костянка


3. Позиция «Вопрос». Прочитайте абзац «Распространение плодов и семян» в учебнике «Биология» 6 класс на странице 68-69 и составьте два вопроса своим одноклассникам по данному материалу.

а) Подумайте ...............................................................................................................................

б) Почему ................................................................................................................................

в) Объясните ................................................................................................................................

г) Какие ................................................................................................................................

д) В чем ................................................................................................................................





4. Позиция «Практик». Прочитайте абзац параграфа «Значение плодов» на странице 69-70 в учебнике «Биология» 6 класса и дополнительную литературу и заполните таблицу.


Значение плодов

примеры

созревание семян


расселение растений


продукты питания


медицина



-А теперь послушаем о предназначении плодов не только в жизни человека , но и в природе.


-Все справились со своей задачей, но у вас всех я бы хотела выяснить следующее: я знаю, что вы часто летом и осенью ходите в лес, чтобы набрать грибы. Поделитесь с нами : какими правилами должен пользоваться начинающий грибник, чтоб не навредить своему здоровью? Составьте, пожалуйста, «Памятку начинающему грибнику», все необходимое у вас имеется на рабочем столе. Создайте группу и выполните эту работу как можно эффективнее.


-Зачитайте нам свои советы.

-Большое вам спасибо.


-Наш урок подходит к финалу и я предлагаю вам ещё раз проанализировать «Листы индивидуального продвижения» и заполнить её.

- Благодаря вашей работе мы смогли найти ответы. Что изменилось? Какие открытия вы сделали сегодня на уроке? С каким настроением вы уходите с урока? Покажите мне это руками.


-Большое всем спасибо за работу на уроке, запишите домашнее задание:

а) Составить по теме кроссворд.

б) Найти по домашнему параграфу дополнительный материал в интернете.

в) Составьте мини – проект по своей тематике.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока биологии "Многообразие грибов", "Многообразие плодов"

Автор: Кемжаева Екатерина Николаевна

Дата: 31.12.2015

Номер свидетельства: 271511

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "254124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697631"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-4"
    ["file_id"] => string(6) "254125"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697640"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок биологии 6 класс по теме:Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. "
    ["seo_title"] => string(95) "urok-biologhii-6-klass-po-tiemie-plody-i-ikh-klassifikatsiia-rasprostranieniie-plodov-i-siemian"
    ["file_id"] => string(6) "205354"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429868036"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Поурочный план по биологии на тему: Семейство розоцветные   6 класс "
    ["seo_title"] => string(72) "pourochnyi-plan-po-biologhii-na-tiemu-siemieistvo-rozotsvietnyie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "201564"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429088999"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства