kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока биологии "Многообразие грибов", "Многообразие плодов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в классе-комплекте  5-6 класс по темам "Многообразие грибов" и "Многообразие плодов" составлен на основе программы по учебнику Пономаревой И.Н. Урок изучения новой темы  с использованием технологии позиционного обучения, с применением ИКТ. Урок предполагает использование  уже имеющихся у учащихся части знаний и  углублением  теоретических сведений по теме, благодаря информации учебника,  интернета и дополнительной литературы.  В ходе урока выполняется мини-проект.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии "Многообразие грибов", "Многообразие плодов"»

Учитель биологии МБОУ «Москаленская СОШ» Кемжаева Екатерина Николаевна

Конспект урока по теме «Многообразие грибов» ( 5 класс) и «Плод. Разнообразие и значение плодов» ( 6 класс) .

Цель урока: Создание условий для осознания и осмысления новой информации по теме «Многообразие и значение грибов», «Плод. Разнообразие и значение плодов», применения их в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений средствами групповой работы.

Планируемые результаты

Личностные:

-формирование ответственного отношения к учебе;

-формирование основ экологической культуры.

Метапредметные :

-определять цель выполняемой задачи;

-анализировать рисунки учебника;

-эффективно сотрудничать со сверстниками;

-находить информацию в различной литературе;

-анализировать информацию, переводить её из одной формы в другую;

-оценивать выполняемую работу по критериям.

Предметные:

-объяснять общие особенности организации грибов и плодов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);

- распознавать съедобные и ядовитые грибы, правила сбора грибов, разбираться в многообразии плодов.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

I. Организационный момент. Приветствие.

- Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть на уроке. Какое у вас настроение? Если хорошее, то поднимите руки прямо, если плохое – то отпустите её. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу хочу вам прочитать отрывок из стихотворения Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

II. Целеполагание и мотивация.

-Что же мы с вами сегодня будем изучать? Для этого я предлагаю зачитать ученикам 5 класса интересную информацию, и подумать над темой урока.

Оказывается:

- Рыжики можно есть в сыром виде.

- Самый первый в мире антибиотик был выведен из гриба (пенициллин).

- Многие виды грибов являются хищниками .

-Веселка обыкновенная - это самый загадочный гриб наших лесов. И к тому же самый знаменитый. Этот удивительный представитель грибного мира вошел в книгу Гиннеса как рекордсмен по скорости роста – за одну минуту он выбрасывает ножку, которая растет по 5 мм ежеминутно! Соответственно и жизнь этого поистине целебного гриба длится всего один-два дня.

-Многие грибы летают по воздуху, отчего плесневеют продукты питания.

- Некоторые грибы, могут загорая, так же как люди вырабатывать витамин D.

- Итак, пятиклассники, к какому выводу пришли, прослушав этот материал, о чем мы сегодня будем с вами говорить на уроке?

-Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о грибах. Скажите, какая мысль возникла у вас при прослушивании этого текста?

-Да, грибов очень много и они все разные. Составьте из этих двух слов - «много» и «разные» одно сложное и мы получим с вами тему нашего урока. Многообразие. Запишите её в своих тетрадях.

-Пока мы с ребятами 6 класса будем определять тему нашего урока, я вам предлагаю заполнить лист индивидуального продвижения по нашей теме «Многообразие грибов».

Лист индивидуального продвижения по теме « Многообразие грибов».

Закрась колонку « Мои результаты» красным цветом, если знаний по этому вопросу у тебя не достаточно; зеленым – если ты знаешь отлично и можешь рассказать своему товарищу.




Планируемые результаты

Я научусь

Мои результаты

в начале урока

на конец урока

1.

Характеризовать строение шляпочных грибов.



2.

Классифицировать шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые.



3.

Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника.



4.

Объяснять понятия «антибиотик» и «пеницилл»



5.

Распознавать съедобные и ядовитые грибы на рисунках, устно.



6.

Объяснять значение грибов для человека и для природы.




Я буду продолжать учиться:



7.

Определять цель выполняемой задачи.



8.

Анализировать рисунки учебника.




9.

Эффективно сотрудничать со сверстниками.




10.

Находить информацию в различной литературе.



11.

Анализировать информацию, переводить её из одной формы в другую.



12.

Составлять вопросы к учебному тексту.



13.

Оценивать выполняемую работу по критериям.




14.

Участвовать в совместном обсуждении проблем.





-Итак, ребята: я вам загадаю загадку, а вы, дав отгадку, решите, какова тема нашего урока.

Весной повис - А сладок стал -

Всё лето кис, На землю пал. (Плод )

-Как вы думаете, о чём идёт речь? Правильно – это плоды. Запишите в тетрадях первую часть темы урока «Плод». Какие вы знаете плоды? (показ слайда). Все плоды на этом слайде одинаковые? Да, плоды разные. Допишите к первой части темы нашего урока её вторую часть « Разнообразие плодов».

- Вам, также как и ребятам 5 класса я предлагаю заполнить лист индивидуального продвижения по теме «Плод. Разнообразие плодов».

Лист индивидуального продвижения по теме «Плод. Разнообразие грибов».

Закрась колонку « Мои результаты» красным цветом, если знаний по этому вопросу у тебя не достаточно; зеленым – если ты знаешь отлично и можешь рассказать своему товарищу.


Планируемые результаты

Я научусь

Мои результаты

в начале урока

на конец урока

1.

Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям.



2.

Определять, что такое «плод» , «околоплодник» , «покрытосеменные растения».



3.

Описывать способы распространения плодов.



4.

Объяснять значение плодов в жизни человека.




Я буду продолжать учиться:



5.

Определять цель выполняемой задачи.



6.

Анализировать рисунки учебника.




7.

Эффективно сотрудничать со сверстниками.




8.

Находить информацию в различной литературе.



9.

Анализировать информацию, переводить её из одной формы в другую.



10.

Составлять вопросы к учебному тексту.



11.

Оценивать выполняемую работу по критериям.



12.

Участвовать в совместном обсуждении проблем.





-Ребята, проанализируйте , что вы знаете и не знаете о грибах и на основании этого подумаем: о чем мы сегодня будем с вами говорить , что новое должны узнать?

-Итак, мы с вами будем знакомиться со шляпочными, плесневыми грибами и выясним: какова их роль в жизни человека.

- Шестиклассники, проанализируйте , что вы знаете и не знаете о плодах и на основании этого придите к выводу: какова цель нашего урока?

-Хорошо, мы с вами выясним разнообразие плодов и определим их роль в жизнедеятельности людей.

III. Изучение нового материала. – Сегодня каждый из вас получает свой маршрутный лист и находясь в определенной позиции, будет выполнять соответствующий вид деятельности, в конце урока вы представляете всему классу свою выполненную работу.

Маршрутный лист 5 класса


Маршрутный лист 6 класса по теме «Плод. Разнообразие и значение плодов».

1.Позиция «Понятие».

-Ребята. Вспомните, как мы с вами даем определение понятию по схеме (слайд). Шестиклассники работают самостоятельно, а с учениками 5 класса мы эту позицию выполним вместе. Прочитайте текст учебника «Биология» 5 класс на странице 60-61 и составим определение понятиям: шляпочные грибы, плесневые грибы, антибиотик.

Шляпочные - грибы + многоклеточные + плодовое тело ( шляпка, ножка).


Плесневые - грибы + многоклеточные + многоядерная грибница. ( найти !!!)

Антибиотик - вещество + убивает микробы.

Результаты нашей работы занесите в свой маршрутный лист.

-А теперь все работаем самостоятельно. Арина , Карл, Альбина работают индивидуально, Диана, Петя, Никита, Валера, Лена и Ира – работают в группах.


2. Позиция «Схема». Изучите материал учебника «Биология» 5 класса на странице 60-62 и составьте схему, подтверждающую многообразие грибов.



Грибы

↙ ↘

........................................ Одноклеточные

↙ ↘ ↓ плесневые .......................... ......................................




Грибы

↙ ↘


........................................ несъедобные

↙ ↓ ↙ ↘

.............. лисички поганка ........................



-Ребята 5и 6 классов закончили составление схем и готовы представить их всему классу у доски. Все заносят их в свои маршрутные листы.


3. Позиция «Вопрос». Прочитайте в учебнике «Биология» 5 класса абзац параграфа «Одноклеточные грибы» на странице 62 и составьте два вопроса к данному тексту для своих товарищей , используя данные шаблоны:

1.Подумайте........................................................................................................................................?.

2.Почему..............................................................................................................................................?

3.Докажите...........................................................................................................................................?

4.Объясните........................................................................................................................................

5.Каким образом ........................................................................?


-Вопросы у ребят готовы, давайте их заслушаем и попытаемся на них ответить.


4.Позиция «Практик». Прочитайте учебник «Биология» 5 класс, на странице 64-65 «Значение грибов для человека» и дополнительную литературу и заполните соответствующую таблицу.

Значение грибов

примеры

продукты питания


заболевания


порча продуктов


медицина



-Давайте узнаем, каково значение грибов в жизни на Земле.


-Все справились со своей задачей, но у вас всех я бы хотела выяснить следующее: я знаю, что вы часто летом и осенью ходите в лес, чтобы набрать грибы. Поделитесь с нами : какими правилами должен пользоваться начинающий грибник, чтоб не навредить своему здоровью? Составьте, пожалуйста, «Памятку начинающему грибнику», все необходимое у вас имеется на рабочем столе. Создайте группу и выполните эту работу как можно эффективнее.


-Зачитайте нам свои советы.


-Большое вам спасибо.


-Наш урок подходит к финалу и я предлагаю вам ещё раз проанализировать «Листы индивидуального продвижения» и заполнить её.


- Благодаря вашей работе мы смогли найти ответы. Что изменилось? Какие открытия вы сделали сегодня на уроке? С каким настроением вы уходите с урока? Покажите мне это руками.


-Большое всем спасибо за работу на уроке, запишите домашнее задание:

а) Составить по теме кроссворд.

б) Найти по домашнему параграфу дополнительный материал в интернете.

в) Составьте мини – проект по своей тематике.


1.Позиция «Понятие». Используя учебник «Биология» 6 класс, страница 66 дайте определение понятиям : плод, околоплодник, покрытосеменные.

Плод - орган + цветковых растений + размножения + образуется после опыления и оплодотворения.


Околоплодник - часть плода + наружная + защищает семена.


Покрытосеменные - растения + семена защищены околоплодником.

-Ребята, кто-нибудь один выйдите к доске и продемонстрируйте свои определения, чтобы остальные могли проверить: правильно ли они выполнили это задание.





2.Позиция «Схема». а) Прочитайте абзац учебника «Биология» 6 класс на странице 67-68 «Разнообразие плодов» и составьте схему, которая показывает многообразие плодов по количеству воды в околоплоднике.

Классификация плодов

↙ ↘

....................... сочные

↙ ↘ ↙ ↘

.............., .............. ..............., костянка


б) Составьте схему «Многообразие плодов» по количеству семян .

Плоды

↙ ↘

Многосемянные ................................

↙ ↘ ↙ ↘

коробочка ................. зерновка ............


в) Составьте схему «Многообразие плодов» по способу раскрывания.

Плоды

↙ ↘

............................ невскрывающиеся

↙ ↘ ↙ ↘

боб ............. ................ костянка


3. Позиция «Вопрос». Прочитайте абзац «Распространение плодов и семян» в учебнике «Биология» 6 класс на странице 68-69 и составьте два вопроса своим одноклассникам по данному материалу.

а) Подумайте ...............................................................................................................................

б) Почему ................................................................................................................................

в) Объясните ................................................................................................................................

г) Какие ................................................................................................................................

д) В чем ................................................................................................................................





4. Позиция «Практик». Прочитайте абзац параграфа «Значение плодов» на странице 69-70 в учебнике «Биология» 6 класса и дополнительную литературу и заполните таблицу.


Значение плодов

примеры

созревание семян


расселение растений


продукты питания


медицина



-А теперь послушаем о предназначении плодов не только в жизни человека , но и в природе.


-Все справились со своей задачей, но у вас всех я бы хотела выяснить следующее: я знаю, что вы часто летом и осенью ходите в лес, чтобы набрать грибы. Поделитесь с нами : какими правилами должен пользоваться начинающий грибник, чтоб не навредить своему здоровью? Составьте, пожалуйста, «Памятку начинающему грибнику», все необходимое у вас имеется на рабочем столе. Создайте группу и выполните эту работу как можно эффективнее.


-Зачитайте нам свои советы.

-Большое вам спасибо.


-Наш урок подходит к финалу и я предлагаю вам ещё раз проанализировать «Листы индивидуального продвижения» и заполнить её.

- Благодаря вашей работе мы смогли найти ответы. Что изменилось? Какие открытия вы сделали сегодня на уроке? С каким настроением вы уходите с урока? Покажите мне это руками.


-Большое всем спасибо за работу на уроке, запишите домашнее задание:

а) Составить по теме кроссворд.

б) Найти по домашнему параграфу дополнительный материал в интернете.

в) Составьте мини – проект по своей тематике.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока биологии "Многообразие грибов", "Многообразие плодов"

Автор: Кемжаева Екатерина Николаевна

Дата: 31.12.2015

Номер свидетельства: 271511

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "254124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697631"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-4"
    ["file_id"] => string(6) "254125"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697640"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок биологии 6 класс по теме:Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. "
    ["seo_title"] => string(95) "urok-biologhii-6-klass-po-tiemie-plody-i-ikh-klassifikatsiia-rasprostranieniie-plodov-i-siemian"
    ["file_id"] => string(6) "205354"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429868036"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Конспект урока на тему "Цветок""
    ["seo_title"] => string(30) "konspekt_uroka_na_temu_tsvetok"
    ["file_id"] => string(6) "600089"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1644687704"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Поурочный план по биологии на тему: Семейство розоцветные   6 класс "
    ["seo_title"] => string(72) "pourochnyi-plan-po-biologhii-na-tiemu-siemieistvo-rozotsvietnyie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "201564"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429088999"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства