Урок в классе-комплекте 5-6 класс по темам "Многообразие грибов" и "Многообразие плодов" составлен на основе программы по учебнику Пономаревой И.Н. Урок изучения новой темы с использованием технологии позиционного обучения, с применением ИКТ. Урок предполагает использование уже имеющихся у учащихся части знаний и углублением теоретических сведений по теме, благодаря информации учебника, интернета и дополнительной литературы. В ходе урока выполняется мини-проект.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии "Многообразие грибов", "Многообразие плодов"»
Учитель биологии МБОУ «Москаленская СОШ» Кемжаева Екатерина Николаевна
Конспект урока по теме «Многообразие грибов» ( 5 класс) и «Плод. Разнообразие и значение плодов» ( 6 класс) .
Цель урока: Создание условий для осознания и осмысления новой информации по теме «Многообразие и значение грибов», «Плод. Разнообразие и значение плодов», применения их в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений средствами групповой работы.
Планируемые результаты
Личностные:
-формирование ответственного отношения к учебе;
-формирование основ экологической культуры.
Метапредметные :
-определять цель выполняемой задачи;
-анализировать рисунки учебника;
-эффективно сотрудничать со сверстниками;
-находить информацию в различной литературе;
-анализировать информацию, переводить её из одной формы в другую;
-оценивать выполняемую работу по критериям.
Предметные:
-объяснять общие особенности организации грибов и плодов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);
- распознавать съедобные и ядовитые грибы, правила сбора грибов, разбираться в многообразии плодов.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
I. Организационный момент. Приветствие.
- Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть на уроке. Какое у вас настроение? Если хорошее, то поднимите руки прямо, если плохое – то отпустите её. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу хочу вам прочитать отрывок из стихотворения Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!
II. Целеполагание и мотивация.
-Что же мы с вами сегодня будем изучать? Для этого я предлагаю зачитать ученикам 5 класса интересную информацию, и подумать над темой урока.
Оказывается:
- Рыжики можно есть в сыром виде.
- Самый первый в мире антибиотик был выведен из гриба (пенициллин).
- Многие виды грибов являются хищниками .
-Веселка обыкновенная - это самый загадочный гриб наших лесов. И к тому же самый знаменитый. Этот удивительный представитель грибного мира вошел в книгу Гиннеса как рекордсмен по скорости роста – за одну минуту он выбрасывает ножку, которая растет по 5 мм ежеминутно! Соответственно и жизнь этого поистине целебного гриба длится всего один-два дня.
-Многие грибы летают по воздуху, отчего плесневеют продукты питания.
- Некоторые грибы, могут загорая, так же как люди вырабатывать витамин D.
- Итак, пятиклассники, к какому выводу пришли, прослушав этот материал, о чем мы сегодня будем с вами говорить на уроке?
-Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о грибах. Скажите, какая мысль возникла у вас при прослушивании этого текста?
-Да, грибов очень много и они все разные. Составьте из этих двух слов - «много» и «разные» одно сложное и мы получим с вами тему нашего урока. Многообразие. Запишите её в своих тетрадях.
-Пока мы с ребятами 6 класса будем определять тему нашего урока, я вам предлагаю заполнить лист индивидуального продвижения по нашей теме «Многообразие грибов».
Лист индивидуального продвижения по теме « Многообразие грибов».
Закрась колонку « Мои результаты» красным цветом, если знаний по этому вопросу у тебя не достаточно; зеленым – если ты знаешь отлично и можешь рассказать своему товарищу.
Планируемые результаты
Я научусь
Мои результаты
в начале урока
на конец урока
1.
Характеризовать строение шляпочных грибов.
2.
Классифицировать шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые.
3.
Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника.
4.
Объяснять понятия «антибиотик» и «пеницилл»
5.
Распознавать съедобные и ядовитые грибы на рисунках, устно.
6.
Объяснять значение грибов для человека и для природы.
Я буду продолжать учиться:
7.
Определять цель выполняемой задачи.
8.
Анализировать рисунки учебника.
9.
Эффективно сотрудничать со сверстниками.
10.
Находить информацию в различной литературе.
11.
Анализировать информацию, переводить её из одной формы в другую.
12.
Составлять вопросы к учебному тексту.
13.
Оценивать выполняемую работу по критериям.
14.
Участвовать в совместном обсуждении проблем.
-Итак, ребята: я вам загадаю загадку, а вы, дав отгадку, решите, какова тема нашего урока.
Весной повис - А сладок стал -
Всё лето кис, На землю пал. (Плод )
-Как вы думаете, о чём идёт речь? Правильно – это плоды. Запишите в тетрадях первую часть темы урока «Плод». Какие вы знаете плоды? (показ слайда). Все плоды на этом слайде одинаковые? Да, плоды разные. Допишите к первой части темы нашего урока её вторую часть « Разнообразие плодов».
- Вам, также как и ребятам 5 класса я предлагаю заполнить лист индивидуального продвижения по теме «Плод. Разнообразие плодов».
Лист индивидуального продвижения по теме «Плод. Разнообразие грибов».
Закрась колонку « Мои результаты» красным цветом, если знаний по этому вопросу у тебя не достаточно; зеленым – если ты знаешь отлично и можешь рассказать своему товарищу.
Планируемые результаты
Я научусь
Мои результаты
в начале урока
на конец урока
1.
Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям.
2.
Определять, что такое «плод» , «околоплодник» , «покрытосеменные растения».
3.
Описывать способы распространения плодов.
4.
Объяснять значение плодов в жизни человека.
Я буду продолжать учиться:
5.
Определять цель выполняемой задачи.
6.
Анализировать рисунки учебника.
7.
Эффективно сотрудничать со сверстниками.
8.
Находить информацию в различной литературе.
9.
Анализировать информацию, переводить её из одной формы в другую.
10.
Составлять вопросы к учебному тексту.
11.
Оценивать выполняемую работу по критериям.
12.
Участвовать в совместном обсуждении проблем.
-Ребята, проанализируйте , что вы знаете и не знаете о грибах и на основании этого подумаем: о чем мы сегодня будем с вами говорить , что новое должны узнать?
-Итак, мы с вами будем знакомиться со шляпочными, плесневыми грибами и выясним: какова их роль в жизни человека.
- Шестиклассники, проанализируйте , что вы знаете и не знаете о плодах и на основании этого придите к выводу: какова цель нашего урока?
-Хорошо, мы с вами выясним разнообразие плодов и определим их роль в жизнедеятельности людей.
III. Изучение нового материала. – Сегодня каждый из вас получает свой маршрутный лист и находясь в определенной позиции, будет выполнять соответствующий вид деятельности, в конце урока вы представляете всему классу свою выполненную работу.
Маршрутный лист 5 класса
Маршрутный лист 6 класса по теме «Плод. Разнообразие и значение плодов».
1.Позиция «Понятие».
-Ребята. Вспомните, как мы с вами даем определение понятию по схеме (слайд). Шестиклассники работают самостоятельно, а с учениками 5 класса мы эту позицию выполним вместе. Прочитайте текст учебника «Биология» 5 класс на странице 60-61 и составим определение понятиям: шляпочные грибы, плесневые грибы, антибиотик.
-Ребята 5и 6 классов закончили составление схем и готовы представить их всему классу у доски. Все заносят их в свои маршрутные листы.
3. Позиция «Вопрос». Прочитайте в учебнике «Биология» 5 класса абзац параграфа «Одноклеточные грибы» на странице 62 и составьте два вопроса к данному тексту для своих товарищей , используя данные шаблоны:
5.Каким образом ........................................................................?
-Вопросы у ребят готовы, давайте их заслушаем и попытаемся на них ответить.
4.Позиция «Практик». Прочитайте учебник «Биология» 5 класс, на странице 64-65 «Значение грибов для человека» и дополнительную литературу и заполните соответствующую таблицу.
Значение грибов
примеры
продукты питания
заболевания
порча продуктов
медицина
-Давайте узнаем, каково значение грибов в жизни на Земле.
-Все справились со своей задачей, но у вас всех я бы хотела выяснить следующее: я знаю, что вы часто летом и осенью ходите в лес, чтобы набрать грибы. Поделитесь с нами : какими правилами должен пользоваться начинающий грибник, чтоб не навредить своему здоровью? Составьте, пожалуйста, «Памятку начинающему грибнику», все необходимое у вас имеется на рабочем столе. Создайте группу и выполните эту работу как можно эффективнее.
-Зачитайте нам свои советы.
-Большое вам спасибо.
-Наш урок подходит к финалу и я предлагаю вам ещё раз проанализировать «Листы индивидуального продвижения» и заполнить её.
- Благодаря вашей работе мы смогли найти ответы. Что изменилось? Какие открытия вы сделали сегодня на уроке? С каким настроением вы уходите с урока? Покажите мне это руками.
-Большое всем спасибо за работу на уроке, запишите домашнее задание:
а) Составить по теме кроссворд.
б) Найти по домашнему параграфу дополнительный материал в интернете.
в) Составьте мини – проект по своей тематике.
1.Позиция «Понятие». Используя учебник «Биология» 6 класс, страница 66 дайте определение понятиям : плод, околоплодник, покрытосеменные.
Плод - орган + цветковых растений + размножения + образуется после опыления и оплодотворения.
Околоплодник - часть плода + наружная + защищает семена.
Покрытосеменные - растения + семена защищены околоплодником.
-Ребята, кто-нибудь один выйдите к доске и продемонстрируйте свои определения, чтобы остальные могли проверить: правильно ли они выполнили это задание.
2.Позиция «Схема». а) Прочитайте абзац учебника «Биология» 6 класс на странице 67-68 «Разнообразие плодов» и составьте схему, которая показывает многообразие плодов по количеству воды в околоплоднике.
б) Составьте схему «Многообразие плодов» по количеству семян .
Плоды
↙ ↘
Многосемянные ................................
↙ ↘ ↙ ↘
коробочка ................. зерновка ............
в) Составьте схему «Многообразие плодов» по способу раскрывания.
Плоды
↙ ↘
............................ невскрывающиеся
↙ ↘ ↙ ↘
боб ............. ................ костянка
3. Позиция «Вопрос». Прочитайте абзац «Распространение плодов и семян» в учебнике «Биология» 6 класс на странице 68-69 и составьте два вопроса своим одноклассникам по данному материалу.
д) В чем ................................................................................................................................
4. Позиция «Практик». Прочитайте абзац параграфа «Значение плодов» на странице 69-70 в учебнике «Биология» 6 класса и дополнительную литературу и заполните таблицу.
Значение плодов
примеры
созревание семян
расселение растений
продукты питания
медицина
-А теперь послушаем о предназначении плодов не только в жизни человека , но и в природе.
-Все справились со своей задачей, но у вас всех я бы хотела выяснить следующее: я знаю, что вы часто летом и осенью ходите в лес, чтобы набрать грибы. Поделитесь с нами : какими правилами должен пользоваться начинающий грибник, чтоб не навредить своему здоровью? Составьте, пожалуйста, «Памятку начинающему грибнику», все необходимое у вас имеется на рабочем столе. Создайте группу и выполните эту работу как можно эффективнее.
-Зачитайте нам свои советы.
-Большое вам спасибо.
-Наш урок подходит к финалу и я предлагаю вам ещё раз проанализировать «Листы индивидуального продвижения» и заполнить её.
- Благодаря вашей работе мы смогли найти ответы. Что изменилось? Какие открытия вы сделали сегодня на уроке? С каким настроением вы уходите с урока? Покажите мне это руками.
-Большое всем спасибо за работу на уроке, запишите домашнее задание:
а) Составить по теме кроссворд.
б) Найти по домашнему параграфу дополнительный материал в интернете.