kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект и презентация урока по биологии на тему "Строение животной клетки", 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

wtЦель данной разработки: изучить особенности строения и функционирования животной клетки, а также функции органоидов, входящих в состав клетки на уроках биологии в 6 классе, с использованием ИКТ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«строение животной клетки»

Учитель: Захарова Екатерина Ивановна

Класс: 6

Дата проведения:

Предмет: Биология. Живой организм.

Тема урока: Строение животной клетки

Цель урока: показать особенности строения и функционирования животной клетки

Задачи урока:

Образовательные задачи урока: изучить строение животной клетки и функции органоидов, входящих в состав клетки.

Развивающие задачи урока: развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации; сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы; развивать образную память, логическое мышление, речь.

Воспитательные задачи урока: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду

Тип урока:  комбинированный урок

Приемы обучения: актуализация базовых умений, закрепление учебного материала на основе просмотра презентации, словесные (беседа, объяснение), наглядные (презентация), практические (тест, задания)

Формы работы: общеклассная, парная, индивидуальная

Оборудование: раздаточный материал - тесты, модель животной клетки, компьютер, проектор, презентация  “Строение животной клетки”, учебник

Применяемые технологии:

п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется

1

Здоровьесбережение

Целеполагание, физкультминутка в середине урока

2

ИКТ

На всех этапах (мультимедийная презентация)

3

Личностно-ориентированный подход

Актуализация ранее изученного материала

Ответы на вопросы

Самостоятельная работа (тест, карточки)

4

Проблемное обучение

Этап мотивации, работа по теме урока, рефлексия

5

Технология развития критического мышления.


Актуализация опорных знаний, усвоение новых знаний, применение

изученного материала, подведение итогов


Основные этапы урока:

I. Организационный момент - 1 мин.

II. Проверка д/з – 5 мин.

III. Введение в тему – 2 мин.

IV. Изучение нового материала – 20 мин.

V. Закрепление знаний – 8 мин.

VI. Подведение итогов – 2 мин.

VII. Домашнее задание – 1 мин.

VIII Рефлексия – 1 мин.

ХОД УРОКА:


  1. Организационный момент - 1 мин.

  • Приветствие класса.

  • Отчет дежурных об отсутствующих.

  • Готовность к уроку, настроение.

  1. IIроверка домашнего задания – 5 мин.

Несколько учеников работают по индивидуальным карточкам. 

Карточка 1

Тестовые задания с выбором одного правильного ответа

1. Кто впервые обнаружил клетку?

а) Роберт Вирхов;
б) Антуан Ван Левенгук;
в) Роберт Гук.

2. В каком году?

а) 1600 г.;
б) 1930 г.;
в) 1665 г.;

3. Клетка снаружи покрыта:

а) цитоплазмой;
б) оболочкой;
в) пластидами.

4. Зеленые пластиды называются:

а) лейкопласты;
б) хлоропласты;
в)хромопласты.

5. Внутренняя среда клетки, где расположены все органоиды, называется:

а) цитоплазма;
б) ядро;
в) вакуоли.

6. Хромосомы находятся в:

а) ядре;
б) цитоплазме;
в) вакуоли.

7. Основная структурная единица организма:

а) корень;
б) орган;
в) клетка.

Учащиеся проверяют работу в парах, меняясь своими тетрадями. Опираясь на демонстрируемый слайд учителем (слайд 2)

Критерий оценки:

1 ошибка – «5» баллов;

2 ошибка – «4» балла;

3 ошибки – «3» балла;

от 4 ошибок – «2» балла.

Карточка 2

Несколько учащихся описывают растительную клетку по карточке

Учитель организует работу в парах: проверка и оценка работ знакомит с критериями оценок и просит оценить работу друг у друга. Опираясь на демонстрируемый слайд учителем (слайд 2)

  1. Введение в тему – 2 мин.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии.

Из чего состоят все живые организмы  из … (клеток). Правильно.

Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)

Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.

Тема урока «Строение животной клетки» (слайд 3)

  1. Изучение нового материала – 20 мин.

На предыдущем уроке мы изучили строение растительной клетки (слайд 4)

Основные отличия растительной от животной клетки: 
1) В растительной клетке присутствует прочная и толстая клеточная стенка из целлюлозы 
2) В растительной клетке развита сеть вакуолей, в животной клетке она развита слабо 
3) Растительная клетка содержит особые органоиды — пластиды (а именно, хлоропласты, лейкопласты и хромопласты) , а животная клетка их не содержит.

Кто может дать определение органоиду? (органоид – часть клетки, выполняющая определенную функцию).

По строению клетки все живые существа делят на 2 большие группы: доядерные (безъядернвые) и ядерные (слайд 5)

Наиболее просто устроены клетки доядерных (безъядерных) организмов – бактерий, сине-зеленых водорослей (цианобактерий).

Клетки ядерных организмов – грибов, растений и животных – имеют ядро и по сравнению с доядерными организмами обладают более сложным разнообразным строением. Остановимся на строение клетки более подробно (слайд 6)

Любая клетка имеет плазматическую мем­брану (от латинского «мембрана» — кожица, пленка). Она защищает внутреннее содержимое клетки от воздействий внешней среды. Выросты и складки на поверхности мембраны способствуют прочному соединению клеток между собой. Мембрана пронизана тончайшими канальцами. По канальцам мембраны осуществляется перенос питательных веществ и продуктов жизнедея­тельности клетки

Внутренней средой клетки является цитоплаз­ма, в ней располагаются ядро и многочисленные органоиды. Она состоит из вязкого полужидкого вещества. Цитоплазма связывает между собой органоиды, обеспечивает перемещение различ­ных веществ и является средой, в которой идут многочисленные химические реакции.

Цитоплазма пронизана сетью многочисленных мелких канальцев и полостей, соединенных между собой. Это эндоплазматическая сеть. Она составляет 30—50% объема клетки. Эндоплазматическая сеть связывает все части клетки между собой, участвует в образова­нии и транспортировке различных орга­нических веществ. Важные функции в клетке выполняет аппарат Гольджи.

Он представляет собой стопку упло щенных мембранных мешочков — полостей, в которых накапливаются и сортируются различные вещества От аппарата Гольджи отделяются мелкие мембранные пузырьки, в которых вещества могут переноситься в любую часть клетки и даже выделяться из клетки.

Лизосомы — одни из самых маленьких органоидов клетки — тоже образу ются в аппарате Гольджи. Эти маленькие пузырьки содержат вещества, кото­рые внутри клетки переваривают пищевые частицы, уничтожают отслужив­шие органоиды и даже целые клетки. Вспомните, что происходит с хвостом головастика: со временем он как бы растворяется и исчезает — это «работа» лизосом.

Во всех клетках находятся небольшие округлые тельца — рибосомы. Они обеспечивают сборку сложных молекул белков.

В результате расщепления питательных веществ, поступивших в клетку, вы­свобождается энергия. Эта энергия, необходимая для процессов жизнедея­тельности, накапливается в митохондриях. В цитоплазме клеток около ядра находится клеточный центр. В клетках жи­вотных и низших растений в его состав входят центриоли. Клеточный центр принимает участие в делении клетки.

Физкультминутка:

Вновь у нас физкультминутка, 
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись.

Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка.


Важнейшая часть клетки — ядро. Обычно оно находится в цен­тре клетки. Однако в клетках растений внутренняя часть обычно занята крупной вакуолью, поэтому ядро располагается около кле­точной мембраны. Ядро содержит одно или несколько ядрышек. В ядре хранится наследственная информация о данной клетке и об организме в целом. «Записана» эта информация в молекулах нуклеиновой кислоты, которая входит в состав хромосом (от гре­ческого «хрома» — цвет, «сома» — тело). Хромосомы становятся хорошо заметными во время деления клетки.

Установлено, что все клетки тела животных и высших расте­ний имеют двойной набор хромосом, его принято обозначать 2п. Исключение составляют только половые клетки, в которых набор хромосом одинарный, поэтому его обозначают одной буквой п. Число хромосом для каждого вида организмов постоянно и не за­висит от уровня его организации. Так, у человека 46 хромосом, у курицы — 78, у овцы — 54, у шимпанзе — 48, у ржи — 14, у ду­ба — 24. В клетках хромосомы одинакового строения и размера образуют пары. Хромосомы одной пары называют гомологичны­ми (от греческого «гомология» — соответствие, согласие).

Учитель предлагает самостоятельно поработать с учебником и оформить органоиды животной, их функции в клетки в виде таблицы (слайд 7)

Органоиды

Строение

Функции

Плазматическая мембрана



Эндоплазматическая сеть (ЭПС)



Рибосомы



Митохондрии



Аппарат Гольджи



Ядро



Лизосомы



Клеточный центр



V. Закрепление знаний – 8 мин (слайд 8-10)

Сравнение растительной и животной клеток.

Растительная

клетка

Органоиды

Животная

клетка

+ отличается

Плазматическая мембрана

+ отличается

+ отличается

оболочка

+ отличается

+

цитоплазма

+

+

эндоплазматическая сеть

+

+

аппарат Гольджи

+

+

лизосомы

+

+

рибосомы

+

+

митохондрии

+

+

пластиды

нет

+

вакуоль

очень мало

+ не у всех

клеточный центр

+

+

Ядро

+

+

ядрышки

+

+

хромосомы

+

Проверь свои знания

– Какие клетки изображены на рисунке?

– Какие органоиды изображены?

– Какие функции они выполняют?


VI. Подведение итогов – 2 мин.

Таким образом, все живые организмы состоят из клеток, за исключением доклеточных форм жизни – вирусов. Клетки бывают ядерные и безъядерные. Из безъядерных клеток состоят бактерии. Из ядерных клеток состоят растения, грибы и животные.

VII. Домашнее задание – 1 мин. (слайд 11)

§3, повтор. §1-§3

Творческий уровень:

вылепить из пластилина клетку с ее органоидами

VIII Рефлексия – 1 мин.

Учитель просит учащихся продолжить фразу «сегодня на уроке я:

  • научился

  • удивился

  • понял

  • узнал

- благодарит учащихся за работу

- объявляет об окончании урока



Список использованной литературы:

  1. Биология. Живой организм. 6 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений /Н.И. Сонин. – 4-е изд.,стереотип. – М.:Дрофа, 2010. – 174,[2]с.:ил.

  2.  В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова «Правильные ответы на вопросы учебника Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс» -М.: ДРОФА,  2006

Просмотр содержимого презентации
«Строение животной клетки»

Строение животной клетки Цель урока : показать особенности строения и функционирования животной клетки Задачи урока : Образовательные задачи урока:  изучить строение животной клетки и функции органоидов, входящих в состав клетки. Развивающие задачи урока : развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации; сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы; развивать образную память, логическое мышление, речь. Воспитательные задачи урока:  осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду учитель биологии Захарова Е.И.,  ФГКОУ СОШ №14 МО РФ с.п. Троицкое

Строение животной клетки

Цель урока : показать особенности строения и функционирования животной клетки

Задачи урока :

Образовательные задачи урока: изучить строение животной клетки и функции органоидов, входящих в состав клетки.

Развивающие задачи урока : развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации; сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы; развивать образную память, логическое мышление, речь.

Воспитательные задачи урока: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду

учитель биологии

Захарова Е.И.,

ФГКОУ СОШ №14 МО РФ

с.п. Троицкое

Ответы к тесту: 1- в, 2-в , 3-б, 4-б, 5- а, 6-а, 7-в Критерий оценки: 1 ошибка – «5» баллов; 2 ошибки – «4» балла; 3 ошибки – «3» балла; от 4 ошибок – «2» балла. Ответ к заданию 2

Ответы к тесту: 1- в, 2-в , 3-б, 4-б, 5- а, 6-а, 7-в

Критерий оценки:

1 ошибка – «5» баллов;

2 ошибки – «4» балла;

3 ошибки – «3» балла;

от 4 ошибок – «2» балла.

Ответ к заданию 2

Строение животной клетки

Строение

животной

клетки

Основные отличия растительной от животной клетки:   1) В растительной клетке присутствует прочная и толстая клеточная стенка из целлюлозы   2) В растительной клетке развита сеть вакуолей, в животной клетке она развита слабо   3) Растительная клетка содержит особые органоиды — пластиды (а именно, хлоропласты, лейкопласты и хромопласты) , а животная клетка их не содержит .

Основные отличия растительной от животной клетки:  1) В растительной клетке присутствует прочная и толстая клеточная стенка из целлюлозы  2) В растительной клетке развита сеть вакуолей, в животной клетке она развита слабо  3) Растительная клетка содержит особые органоиды — пластиды (а именно, хлоропласты, лейкопласты и хромопласты) , а животная клетка их не содержит .

Органоиды Строение Плазматическая мембрана Эндоплазматическая сеть (ЭПС) Функции Рибосомы Митохондрии Аппарат Гольджи Ядро Лизосомы Клеточный центр

Органоиды

Строение

Плазматическая мембрана

Эндоплазматическая сеть (ЭПС)

Функции

Рибосомы

Митохондрии

Аппарат Гольджи

Ядро

Лизосомы

Клеточный центр

Сравнение растительной и животной клеток . Растительная клетка Органоиды Животная клетка Плазматическая мембрана оболочка цитоплазма эндоплазматическая сеть аппарат Гольджи лизосомы рибосомы митохондрии пластиды вакуоль клеточный центр Ядро ядрышки хромосомы

Сравнение растительной и животной клеток .

Растительная

клетка

Органоиды

Животная

клетка

Плазматическая мембрана

оболочка

цитоплазма

эндоплазматическая сеть

аппарат Гольджи

лизосомы

рибосомы

митохондрии

пластиды

вакуоль

клеточный центр

Ядро

ядрышки

хромосомы

ЭПС  Лизосомы  Митохондрии  Ап. Гольджи  Клеточный центр   1 2 3 4 5

ЭПС

Лизосомы

Митохондрии

Ап. Гольджи

Клеточный центр

1

2

3

4

5

§3, повтор. §1-§3   Творческий уровень :  вылепить из пластилина клетку с ее органоидами

§3, повтор. §1-§3 Творческий уровень : вылепить из пластилина клетку с ее органоидами


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект и презентация урока по биологии на тему "Строение животной клетки", 6 класс

Автор: Захарова Екатерина Ивановна

Дата: 23.06.2016

Номер свидетельства: 335870

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока  биологии тема: "Общая характеристика грибов" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-biologhii-tiema-obshchaia-kharaktieristika-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "206208"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430131714"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока биологии в 11 классе по теме Вирусы "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-biologhii-v-11-klassie-po-tiemie-virusy"
    ["file_id"] => string(6) "224628"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438973363"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Химический состав клетки (открытый урока по биологии 8 Б класс) "
    ["seo_title"] => string(66) "khimichieskii-sostav-klietki-otkrytyi-uroka-po-biologhii-8-b-klass"
    ["file_id"] => string(6) "166459"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422963734"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Конспект урока 6 класс: "Грибы" "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-6-klass-griby"
    ["file_id"] => string(6) "119902"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413549762"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "конспект и презентация урока "Значение коры полушарий большого мозгa" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-znachieniie-kory-polusharii-bol-shogho-mozgha"
    ["file_id"] => string(6) "119437"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413429549"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства