Просмотр содержимого документа
«Конспект урока строение и функции головного мозга»
Урок. Строение и функции головного мозга.
Цель: дать понятие функций заднего среднего отделов, регулирующих сложную рефлекторную деятельность организма; выявить специфические особенности строения этих отделов мозга у человека.
1-ая группа «Физиологи».Задание. Начертите рефлекторную дугу коленного рефлекса. Укажите части рефлекторной дуги. Какой это рефлекс? Назовите функции спинного мозга.
2-ая группа «Анатомы». Задание. Расскажите о строении спинного мозга (по таблице). Используйте в рассказе термины: серое вещество, белое вещество, спинномозговые нервы, восходящие и нисходящие пути, задние и передние корешки, центральный канал.
Таблица. Функции спинного мозга.
Функции
СМ
Функции серого
веществаСМ
Функции белого
вещества СМ
Функции корешков спинномозговых нервов
задних
передних
3-я группа «Дарвинисты». Задание. Подумайте и сопоставьте два факта: У лягушки с удаленным головным мозгом некоторое время сохраняются спинномозговые рефлексы ( на раздражение реагируют все конечности), а у млекопитающих животных при полном поражении головного мозга наступает смерть.
- Объясните, почему. В каком направлении шла эволюция нервной системы позвоночных животных?
4-ая группа «Аналитики» Задание.
Проанализируйте данные о нервной системе: А) Количество крови, протекающей через 100 г мозга человека , составляет 136 см3 в 1мм, желудка – 21 см3 в 1 мм, скелетных мышц – 12-17 см3 в 1 мм. Б) Вода составляет 84 % массы головного мозга человека и 65 % массы всего тела.
В) Мозг потребляет кислорода в 15-20 раз больше чем мышцы.
– Сравните эти данные и объясните, почему снабжение кровью и кислородом головного мозга и содержание воды в нем значительно выше, чем в других органах человека.
III. Изучение новой темы.
Постановка проблемного вопроса.
Известны случаи, когда человек, у которого полностью поражен спинной мозг, парализовано туловище и конечности, продолжает жить и заниматься умственным трудом.
- Как вы думаете, почему, у человека сохраняется сознание, мышление и другие психические процессы, а также работают внутренние органы, хотя у него «выключен» спинной мозг.
Выскажите свои предположения. Обсудите коллективно, сделайте краткий вывод и запишите его.
Учитель.
- Проверим правильность высказанных предположений после изучения темы «Строение и функции головного мозга»
Учащиеся записывают тему урока.
Учитель предлагает познакомиться с презентацией «Головной мозг в цифрах»
Головной мозг в цифрах.
Головной мозг расположен в мозговой части черепной коробки. Головной мозг как и спинной покрыт тремя оболочками. Внутри мозга находятся полости (желудочки) мозга. От него отходят 12 пар черепно-мозговых нервов. Считают, что средняя масса головного мозга человека равна 1450 г. Почти у всех животных, за небольшим исключением, масса ГМ меньше, чем у человека. Масса головного мозга гориллы составляет 400 г, шимпанзе – 375 г, лошади – 650 г, слона – 6000 г, кита кашалота – 9200 г. По отношению к массе тела мозг человека весит больше.
Масса спинного мозга животных составляет 23-47 % от массы головного, а у человека лишь 2 % от головного.
Непосредственно связи умственного развития с массой головного мозга не существует. Масса многих одаренных людей превышала среднюю массу, например у Тургенева – 2012 г, Бехтерева – 1720 г, Павлова – 1653 г, Менделеева – 1571 г. Однако масса ГМ у других одаренных людей была и значительно меньше. Например, у Франса – 1017 г. Самый тяжелый мозг оказался у идиота – 2850 г. Однако есть и предел массы головного мозга, ниже которого умственные способности резко падают. Для взрослого мужчины она равна 1000 г, а для взрослой женщины – 900 г.
- Посмотрим, какие еще цифры представляют ГМ. О чем они говорят? Демонстрация слайда.
Число нейронов в мозге – 14 000 000 000
Число нейронов в коре больших полушарий – 12 000 000
Длина нервных волокон в переднем мозге – 500 000 км
Длина нервных волокон вне головного мозга – 4 800 000 км
По современным представлениям, вся кора делится на 111 областей и 52 поля.
Объем мозга составляет 91-95 % черепа
Ежеминутно через сосуды мозга протекает ¾ л крови, общая длина всех сосудов полушарий составляет 560 км
1мм коры больших полушарий содержит не менее 30 000 нейронов
Масса мозжечка составляет 1/8 массы ГМ
Крупные нейроны могут иметь от 4 до 20 000 синаптических контактов.
Обсуждение.
Объяснение нового материала с использованием презентации «Нервная система»
Работа в группах с учебником на с. 48-51. Задание по группам. Охарактеризовать особенности строения продолговатого мозга (1 гр.), заднего и мозжечка (2 гр.), среднего (3 гр.) и промежуточного (4 гр.).
Смена групп. Пересадка. Обмен информацией в созданных группах.
Учитель подводит итоги и предлагает провести опыты.
Опыт 1.
Учащиеся по команде делают в быстром темпе подряд несколько глотательных движений. При отсутствии слюны (раздражителя) сделать глотательное движение невозможно. При раздражении рецепторов корня языка акт глотания происходит непроизвольно, и часто можно проглотить несъедобный предмет. Вот почему детям нельзя давать малые предметы. Малыши часто тянут в рот и могут непроизвольно проглотить мелкие предметы.
Вывод. Глотательный рефлекс – это безусловный рефлекс продолговатого мозга, который не может осуществляться без раздражения корня языка (рефлексогенной зоной этого рефлекса).
Опыт2.
(Наблюдение координации работы мышц, осуществляемую мозжечком, при выполнении пальценосовай мозжечковой пробы). По команде учащиеся закрывают глаза, протягивают вперед руку с вытянутым указательным пальцем и его кончиком дотрагиваются до кончика носа.
Учитель. Это движение происходит быстро и плавно, хотя в нем задействовано более 30 мышц. Мозжечок контролирует порядок, очередность работы нервных центров СМ, управляющих мышцами. Вывод. Мозжечок вносит в каждый момент движения необходимые поправки, обеспечивая точность, ловкость и координированность движений.
Опыт3.
Наблюдаем ориентировочный рефлекс среднего мозга. Класс читает. Неожиданно и достаточно сильно стук карандаша. Большинство учеников останавливают чтение и поворачивают голову в сторону стука.
Вывод. Через средний мозг проходят все восходящие пути к коре больших полушарий и к мозжечку и нисходящие, несущие импульсы к продолговатому и спинному мозгу. В среднем находятся скопления серого вещества в виде ядер четыреххолмия, ядер глазодвигательного и бокового нервов. Передние бугры четыреххолмия являются первичными зрительными центрами, а задние бугры - слуховыми центрами и бокового нерва.
Закрепление нового материала.
Работа с тестами по теме «Головной мозг» (Пособие «Тесты по биологии.9 класс. Н.Лисов). Взаимоконтроль. Работа с ключом ответов.
Рефлексия.
Составить таблицу «Строение и функции головного мозга».Учащиеся самостоятельно продумывают название колонок, исходя из материала урока.