Цели: сформировать знания о строение и основных отделов головного мозга, выполняемых функциях; разъяснить особенности микроскопического строения мозга.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Головной мозг"»
Тема :Строение и функции головного мозга
8 КЛАСС
Цели:
-образовательные- сформировать знания о строение и основных отделов головного мозга, выполняемых функциях; разъяснить особенности микроскопического строения мозга.
-организовать практическую экспериментальную работу для изучения функций отделов головного мозга
- развивающая – формировать навыки самостоятельной работы и развивать логическое мышление в процессе выполнения тестовых заданий на компьютере;
- воспитательная – дать сведения по профилактике травматизма, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда.
Оборудование Модели головного мозга ;влажные препораты; презентация ;таблицы»Головной мозг», «Спинной мозг»
Ход урока
I.Организационный момент.
-Здравствуйте ,садитесь.Улыбнитесь друг другу.Дежурные кого нет в классе?
Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные знания Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти.Вам даны листы для самоанализа учебной деятельности.Заполняем ихзнаю,забыл,не знаю.
-Фронтальный опрос сцелью актуализации по теме “Нервная регуляция ,строениеи функ ции спинного мозга;
– Какую систему органов мы сейчас изучаем?
– Почему она является самой сложной в изучении?
– Из каких двух отделов состоит нервная система?
– Что такое “автономная нервная система”?
– Зависит ли наша учеба и настроение от нервной системы? От работы головного мозга?
игра “Догическая цепочка”
- Индивидуальный устный опрос с использованием схем,таблиц .
Физпауза
II.Изучение нового материала.
Обращение к ученикам, актуализация работы
– Как думаете, что мы будем изучать на уроке? – Каковы цели нашего урока? Зачем нам эти знания?
1.Расположение головного мозга в полости черепа человека.(Беседа .повторение знаний о мозге млекопитающих животных;)
Головной мозг в цифрах.
- Масса головного мозга гориллы составляет 400 г, шимпанзе 375 г, быка 500г, лошади 650г, дельфина афалины 1700г, слона 6000г, кашалота 9200г.
- Масса головного мозга одарённых людей превышала среднюю массу: у Тургенева – 2012г, Бехтерева – 1720г, Павлова – 1653г, Менделеева – 1571г., Ленина - 1340 г, Анатоля Франса – 1017 г, у Луи Пастера не работала половина переднего мозга (показало вскрытие). Самый тяжёлый мозг оказался у идиота – 2850г.
- Масса головного мозга масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 200 г, составляя в среднем 1300 – 1400 г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме.
- Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчин, это различие обусловлено разной массой их тел.
Презентация
Проблема.
- Можно ли утверждать, что чем больше мозг, тем умнее человек? (Нет, нельзя)
- У слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, т.к. важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно высокое, а у дельфина – выше, чем у человека.
Презентация
Схема строения мозга
Головной мозг состоит их 5 отделов. Но в процессе развития мозга образуется три пузыря у зародышей. Поэтому схема такая (в тетрадь!):
Головной мозг состоит из 5 главных отделов:
Работа учащихся с учебником и поэтапное проведение опытов(приложение), сопровождающееся заполнением таблицы.
Отдел головного мозга
Структуры отделов
Функции
Ствол
Продолговатый мозг
Рефлекторная, проводящая
Мост
Проводящая и центр, связанный с мимикой, жевательными функциями
Средний мозг
Рефлекторная регуляция движений, возникающих под влиянием импульсов: изменение величины зрачка, кривизны хрусталика и т.п.
Промежуточный мозг
Проводит импульсы от рецепторов кожи, органов чувств к коре полушарий большого мозга.
Мозжечок
Координация движений.
Полушария большого мозга
V.Рефлексия
Итак, мы познакомились со строением головного мозга. Ответьте на вопросы о строении и функциях головного мозга:
Из каких отделов состоит головной мозг?
Где расположен продолговатый мозг и каковы функции продолговатого мозга?
Каковы особенности строения мозжечка? Назовите основные его функции?
В каком отделе мозга находятся центры безусловных рефлексов?
Что такое безусловный рефлекс?
Каковы особенности строения и функции среднего мозга?
В каком отделе мозга находится таламус и гипоталамус?
Какой отдел мозга регулирует ритм дыхания? (мост)
Каковы функции промежуточного мозга?
Боль – это защитная реакция? О чём она сигнализирует?
Что такое фантомная боль? (Найдите в тексте учебника на стр. 68)
Какой отдел мозга за это отвечает? (промежуточный мозг)
VI. 5. Самодиагностика уровня усвоенных знаний
Тест на экране, выбрать правильный ответ. Записать в тетради ответы. Проверить. Учащиеся выполняют задания, проводят самооценку, сверяя с ответами на экране, участвуют в общей оценке уровня усвоения всем классом информации о строении головного мозга.
VII. Подведение итогов занятия
Записывают Д/з с доски: §42, доделать в тетради стр. 30-33.
Приложение
Эксперименты
Выявите в ходе экспериментальной работы функции продолговатого мозга.
Опыт 1. Сделайте подряд несколько глотательных движений. Что вы наблюдаете?
Опыт 2. Сделайте два-три быстрых и глубоких вдоха и выдоха. Понаблюдайте за своим состоянием.
Ответьте на вопросы:
Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах?
Какие еще функции этого отдела головного мозга Вам знакомы?
Почему детям нельзя давать для игры мелкие предметы?
Выявите в ходе экспериментальной работы функции мозжечка
Опыт 1. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца коснитесь кончика своего носа. Удалось ли Вам это?
Ответь на вопросы:
Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью пальценосной пробы?
Почему опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, делает по инерции несколько шагов в том же направлении?