kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии "Головной мозг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: сформировать знания о строение и основных отделов головного мозга, выполняемых функциях; разъяснить особенности микроскопического строения мозга.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Головной мозг"»

Тема :Строение и функции головного мозга

8 КЛАСС


Цели:

-образовательные- сформировать знания о строение и основных отделов головного мозга, выполняемых функциях; разъяснить особенности микроскопического строения мозга.

-организовать практическую экспериментальную работу для изучения функций отделов головного мозга

- развивающая – формировать навыки самостоятельной работы и развивать логическое мышление в процессе выполнения тестовых заданий на компьютере;

- воспитательная – дать сведения по профилактике травматизма, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда. 


Оборудование Модели головного мозга ;влажные препораты; презентация ;таблицы»Головной мозг», «Спинной мозг»


Ход урока


I.Организационный момент.

-Здравствуйте ,садитесь.Улыбнитесь друг другу.Дежурные кого нет в классе?


Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные знания Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти.Вам даны листы для самоанализа учебной деятельности.Заполняем ихзнаю,забыл,не знаю.


-Фронтальный опрос сцелью актуализации по теме “Нервная регуляция ,строениеи функ ции спинного мозга;

– Какую систему органов мы сейчас изучаем?

– Почему она является самой сложной в изучении?

– Из каких двух отделов состоит нервная система?

– Что такое “автономная нервная система”?

– Зависит ли наша учеба и настроение от нервной системы? От работы головного мозга?

игра “Догическая цепочка”

- Индивидуальный устный опрос с использованием схем,таблиц .


Физпауза


II.Изучение нового материала.


Обращение к ученикам, актуализация работы


– Как думаете, что мы будем изучать на уроке? – Каковы цели нашего урока? Зачем нам эти знания?

1.Расположение головного мозга в полости черепа человека.(Беседа .повторение знаний о мозге млекопитающих животных;)


Головной мозг в цифрах.

- Масса головного мозга гориллы составляет 400 г, шимпанзе 375 г, быка 500г, лошади 650г, дельфина афалины 1700г, слона 6000г, кашалота 9200г.

- Масса головного мозга одарённых людей превышала среднюю массу: у Тургенева – 2012г, Бехтерева – 1720г, Павлова – 1653г, Менделеева – 1571г., Ленина - 1340 г, Анатоля Франса – 1017 г, у Луи Пастера не работала половина переднего мозга (показало вскрытие). Самый тяжёлый мозг оказался у идиота – 2850г.

- Масса головного мозга масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 200 г, составляя в среднем 1300 – 1400 г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме.

- Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчин, это различие обусловлено разной массой их тел.

Презентация

Проблема.

- Можно ли утверждать, что чем больше мозг, тем умнее человек? (Нет, нельзя)  

- У слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, т.к. важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно высокое, а у дельфина – выше, чем у человека.

Презентация

Схема строения мозга

Головной мозг состоит их 5 отделов. Но в процессе развития мозга образуется три пузыря у зародышей. Поэтому схема такая (в тетрадь!):

Головной мозг состоит из 5 главных отделов:

Работа учащихся с учебником и поэтапное проведение опытов(приложение), сопровождающееся заполнением таблицы.


Отдел головного мозга


Структуры отделов


Функции 


Ствол


Продолговатый мозг


Рефлекторная, проводящая 


 


Мост


Проводящая и центр, связанный с мимикой, жевательными функциями


 


Средний мозг


Рефлекторная регуляция движений, возникающих под влиянием импульсов: изменение величины зрачка, кривизны хрусталика и т.п.


 


Промежуточный мозг


Проводит импульсы от рецепторов кожи, органов чувств к коре полушарий большого мозга.


Мозжечок




Координация движений.


Полушария большого мозга


 


 



V.Рефлексия

Итак, мы познакомились со строением головного мозга. Ответьте на вопросы о строении и функциях головного мозга:

  • Из каких отделов состоит головной мозг?

  • Где расположен продолговатый мозг и каковы функции продолговатого мозга?

  • Каковы особенности строения мозжечка? Назовите основные его функции?

  • В каком отделе мозга находятся центры безусловных рефлексов?

  • Что такое безусловный рефлекс?

  • Каковы особенности строения и функции среднего мозга?

  • В каком отделе мозга находится таламус и гипоталамус?

  • Какой отдел мозга регулирует ритм дыхания? (мост)

  • Каковы функции промежуточного мозга?

  • Боль – это защитная реакция? О чём она сигнализирует?

  • Что такое фантомная боль? (Найдите в тексте учебника на стр. 68)

  • Какой отдел мозга за это отвечает? (промежуточный мозг)

VI. 5. Самодиагностика уровня усвоенных знаний 

Тест на экране, выбрать правильный ответ. Записать в тетради ответы. Проверить. Учащиеся выполняют задания, проводят самооценку, сверяя с ответами на экране, участвуют в общей оценке уровня усвоения всем классом информации о строении головного мозга.

VII. Подведение итогов занятия



Записывают Д/з с доски: §42, доделать в тетради стр. 30-33.

Приложение

Эксперименты

  • Выявите в ходе экспериментальной работы функции продолговатого мозга.

Опыт 1. Сделайте подряд несколько глотательных движений. Что вы наблюдаете?

Опыт 2. Сделайте два-три быстрых и глубоких вдоха и выдоха. Понаблюдайте за своим состоянием.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах?

  2. Какие еще функции этого отдела головного мозга Вам знакомы?

  3. Почему детям нельзя давать для игры мелкие предметы?

  • Выявите в ходе экспериментальной работы функции мозжечка

Опыт 1. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца коснитесь кончика своего носа. Удалось ли Вам это?

Ответь на вопросы:

  1. Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью пальценосной пробы?

  2. Почему опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, делает по инерции несколько шагов в том же направлении?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по биологии "Головной мозг"

Автор: Ибрагимова Рафига Варгитдиновна

Дата: 31.10.2015

Номер свидетельства: 245977

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) ""Конспект урока  биологии""
    ["seo_title"] => string(23) "konspiekturokabiologhii"
    ["file_id"] => string(6) "293799"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455547885"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие: общая характеристика, среда обитания, внешнее и внутреннее" "
    ["seo_title"] => string(145) "konspiekt-uroka-biologhii-v-7-klassie-po-tiemie-klass-mliekopitaiushchiie-obshchaia-kharaktieristika-srieda-obitaniia-vnieshnieie-i-vnutriennieie"
    ["file_id"] => string(6) "101474"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402418400"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока по биологии на тему "Вслед за нервным импульсом" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-po-biologhii-na-tiemu-vslied-za-niervnym-impul-som"
    ["file_id"] => string(6) "106532"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403027312"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "План- конспект урока на тему: " Отряд млекопитающих – приматы: общая характеристика""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_na_temu_otriad_mlekopitaiushchikh_primaty_obshchaia_kharakte"
    ["file_id"] => string(6) "530556"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1575627485"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Урок "Головной мозг, строение и функции" "
    ["seo_title"] => string(41) "urok-golovnoi-mozgh-stroieniie-i-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "229067"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441580877"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства