kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Головной мозг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Головной мозг

Цель урока:

образовательная: изучить строение отделов головного мозга и их функции, регуляцию сложных рефлексов и всей деятельности человека, выявить специфичность строения этих отделов.

развивающая: продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся на примерах выступлений, обобщений, а также практических навыков по самодиагностике на приеме опытов; совершенствование знаний, умений, навыков.

воспитательная: поощрение любознательности; пропаганда здорового образа жизни, любви к музыке; профилактика травматизма, правовое воспитание.

Тип урока: изучение нового материала с использованием информационных технологий

Вид урока: проблемный

Форма работы – индивидуально-групповая.

Средства обучения:

Модели головного мозга рыб, птиц, земноводных, млекопитающих, человека, тесты, музыка «Лунная соната» Бетховена Л.,  Ромашка.

Оборудование: 

таблица “Строение головного мозга”,

разборная модели головного мозга.

мультипроектор.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Головной мозг"»

Тема: Головной мозг

Цель урока:

образовательная: изучить строение отделов головного мозга и их функции, регуляцию сложных рефлексов и всей деятельности человека, выявить специфичность строения этих отделов.



развивающая: продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся на примерах выступлений, обобщений, а также практических навыков по самодиагностике на приеме опытов; совершенствование знаний, умений, навыков.



воспитательная: поощрение любознательности; пропаганда здорового образа жизни, любви к музыке; профилактика травматизма, правовое воспитание.

Тип урока: изучение нового материала с использованием информационных технологий

Вид урока: проблемный

Форма работы – индивидуально-групповая.

Средства обучения:

Модели головного мозга рыб, птиц, земноводных, млекопитающих, человека, тесты, музыка «Лунная соната» Бетховена Л., Ромашка.



Оборудование: 

таблица “Строение головного мозга”,

разборная модели головного мозга.

мультипроектор.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте!


Тайны сознанья, загадки природы
Людей волновали, манили всегда
Разум и воля сподвигли народы
Исследовать космос, ваять города.

Поведенье, сознанье, воля, рефлексы
Все изучают в науке врачи
Нейроны, аксоны, рефлексовы дуги,
Центральной нервной системы ключи.


-  О чём сегодня мы будем говорить? (о центральной нервной системе)

- Правильно, мы продолжаем изучение нервной системы

Давайте вспомним из чего состоит нервная система? (центральной и периферической частей)

-  Что относится к центральной НС? (головной и спинной мозг)

А к периферической? (нервы и нервные узлы)

-  Где находится спинной мозг? (в позвоночном канале)

Какие функции выполняет спинной мозг? (рефлекторную, проводящую)

Что же такое нейрон?   (НЕЙРО́Н, нервная клетка; основная структурная и функциональная единица нервной системы. Нейроны обладают особыми свойствами – возбудимостью и проводимостью. Из нейронов построена нервная ткань.

Что такое аксон? Дендрит?

Что такое рефлекс? Какие рефлексы вы знаете? Приведите примеры.





Сегодня мы будем говорить об органе, который Гиппократ считал источником гнева и печали, радости и веселья, боли и скорби, слез и удовольствия.

Илья Петрович Павлов писал: «Что этот орган- самое совершенное и сложное создание земной природы»

У вас на столе лежат части мазаики, собирите ее.

Как назавается этот орган?( Головной мозг). Слайд 1


Все наши действия происходят при участии головного мозга.

Откройте тетради и запишите дату и тему сегодняшнего урока

Итак, тема урока: Головной мозг.

Слайд 2 Эпиграфом нашего урока будут слова академика, врача, ученого Владимира Михайловича Бехтерева…..“Мозг (голову) надо беречь, в меру нагружать и не травмировать”.

Слайд 3

Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчины, это различие обусловлено разной массой их тел.


Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек.

Вес мозга И.С. Тургенева 2012 г, В.И. Ленин 1340 г. Менделеева 1571г.

Согласны вы с этим утверждением?

Возникает проблема:

Слайд 4

Можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек

Человечество издавна стремилось проникнуть в “тайну из тайн” - головной мозг.

Почему мы обладаем сознанием?

Как воспринимаем мир?

От чего зависит речь? Почему видим?

И сотни других вопросов потребовали научного ответа.



Какую бы вы поставили цель для себя на уроке?

Итак, что мы должны узнать из урока?

Изучить строении и функциях головного мозга;

выявить специфичность строения этих отделов

отношение к своему здоровью.

Чтобы достичь наших целей, сегодня на уроке: мы обсудим: из каких отделов состоит головной мозг.



- Что вам известно о головном мозге?

-Где располагается головной мозг. (В полости черепа)

- Какую роль выполняет черепная коробка. (защитную функцию)

- Назовите отделы головного мозга?



Слайд Вспомните материал развития головного мозга хордовых животных.

Что нового появилось у них в процессе эволюции?



Нервная система у животных, принадлежащих к разным классам позвоночных, развита неодинаково.

Нервная система рыб представлена головным и спинным мозгом с отходящими от них многочисленными нервами, ведущими к внешним и внутренним органам.

Нервная система земноводных в связи с полуводным образом жизни имеет более сложным строением по сравнению с нервной системой рыб. Значительного развития достигает передний мозг. Медленные и однообразные движения отразились на слабом развитии мозжечка.

У пресмыкающихся в связи с активным наземным существованием значительно развиваются все отделы головного мозга, увеличивается и становится выпуклым мозжечок.

Нервная система птиц в связи с полётом более сложна строением, чем у пресмыкающихся. Хорошо развиты большие полушария переднего мозга и зрительные доли, средний мозг, более развит мозжечок.

Наивысшего развития достигает нервная система млекопитающих. Значительные размеры приобретает кора переднего мозга, состоящая из нескольких слоёв нервных клеток. Кора содержит извилины и складки. Большое количество извилин в коре переднего мозга определяет более сложное поведение животных. Значительного развития достигают средний мозг и мозжечок.

Учитель:

Познакомимся со строением и функциями отделов головного мозга человека

Головной мозг - это отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека. Он находится в мозговом отделе черепа, который защищает его от механических повреждений. Снаружи мозг покрыт тремя мозговыми оболочками. Масса мозга у взрослого человека обычно составляет около 1400—1600 г.


Учитель:

Человек издавна хотел проникнуть в тайну головного мозга, понять его роль и значение в жизни человека. Уже в глубокой древности “отец медицины” Гиппократ связал сознание и мозг.

Человеческий мозг – это сложный орган способный воспринимать и обрабатывать огромный объем информации.


На демонстрационном столе лежит муляж головного мозга давайте рассмотрим его строение:

Слайд №


Головной мозг состоит из 3 частей:

Передний мозг, средний мозг, задний мозг.

Эти части делятся на 5 отделов: большие полушария мозга, промежуточный мозг, продолговатый мозг, мозжечок

Учитель: внимание на экран.

Схема строения головного мозга записывают схему в тетрадь




Слайд



Разделяют на пять отделов. Работа со схемой.







Учитель: Клетки мозга включают нейроны и глиальные клетки, выполняющие важные дополнительные функции.





Нейроны делятся на возбуждающие (то есть активирующие разряды других нейронов) и тормозные (препятствующие возбуждению других нейронов).

Белое вещество образует проводящие пути. Они связывают головной мозг со спинным, а также части головного мозга между собой.

Серое вещество в виде отдельных скоплений – ядер - располагается внутри белого вещества. Серое вещество образует кору головного мозга..



На столе лежит рисунок головного мозга человека. Подпишите его части.

Слайд Сверти с рисунком. (Внесите данные в оценочный лист по пятибалльной системе)

Слайд

Чтобы заполнить таблицу: Функции отделов, мы свами проведем эксперименты

И каждая группа вписывает свою функцию в таблицу



продолговатый мозг


средний мозг


мозжечок


промежуточный мозг




Работа в группах (На работу 12 мин)

1 группа – продолговатый мозг;

2 группа – мозжечок;

3 группа – средний мозг;

4 группа – промежуточный мозг.


1группа

Выявите в ходе экспериментальной работы функции продолговатого мозга.

Опыт 1. Сделайте подряд несколько глотательных движений. Что вы наблюдаете

Опыт 2. Сделайте два-три быстрых и глубоких вдоха и выдоха. Понаблюдайте за своим состоянием.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах?

  2. Какие еще функции этого отдела головного мозга Вам знакомы?

  3. Почему детям нельзя давать для игры мелкие предметы?


Ответ. Учащиеся по команде делают в быстром темпе несколько глотательных движений. При отсутствии слюны (раздражителя) сделать глотательное движение невозможно. При раздражении рецепторов корня языка акт глотания происходит непроизвольно, и часто можно проглотить несъедобный предмет. Вот почему маленьким детям для игры нельзя давать мелкие предметы (винтики, гайки, пуговицы, шарики).


2 группа


Выявите в ходе экспериментальной работы функции мозжечка

Опыт 1. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца коснитесь кончика своего носа. Удалось ли Вам это?

Ответь на вопросы:

  1. Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью пальценосной пробы?

  2. Почему во всех странах садиться за руль машины, самолёта нетрезвому человеку категорически запрещается?

Ответ: в опыте задействовано было более 30 мышц, а координировал, т.е. “руководил” работой мозжечок. Мозжечок вносит в каждый момент двигательного акта необходимые .

 Начавшиеся движения не могут закончиться вовремя, они продолжаются в силу инерции, в результате – излишне резкие повороты, резкие нажатия на тормозную педаль, можно совершить ДТП.

3 группа



Выявите в ходе экспериментальной работы функции среднего мозга

Опыт 1. Работу проводите в группе. Экспериментатор дает небольшое задание экспериментуемым, предлагает прочитать текст. Как только он приступил к чтению, сильно хлопает в ладоши. Что происходит?

Опыт 2. Работу проводите в парах. Встаньте, поставьте левую ногу перед правой так. Чтобы ступни образовывали одну прямую линию. Глаза закройте. Экспериментатор осторожно толкает экспериментуемого. Что наблюдаете?

Ответь на вопросы:

  1. Какие функции спинного мозга удалось установить с помощью данных экспериментов?

  2. Вы наверняка обращали внимание на то, что в общественных местах все двери открываются наружу. С какой функцией головного мозга это связано?


Ответ: рефлексы, поддерживающие равновесие тела (сохраняющие устойчивость), ориентировочный рефлекс. Рефлекторная реакция вызывается любым отклонением, а конечный эффект может быть достигнут совершенно разными движениями. Ориентировочный рефлекс может быть вызван любым раздражителем – слуховым, зрительным, тактильным. Важно только, чтобы раздражитель был новый. Рефлекторный ответ заключается в настораживании, повороте головы, глаз по направлению к новому объекту, прислушивании.

– Почему ориентировочный рефлекс имеет большое приспособительное значение? (он позволяет быстро заметить и оценить изменения, происходящие во внешней среде.)

Находятся центры рефлексов: автоматических движений, установочных и выпрямительных рефлексов.

4группа


Выявите в ходе экспериментальной работы функции промежуточного мозга

Опыт 1. По команде начинайте выполнять наклоны туловища вправо, влево. На слово «Замри!» все должны будут остановиться в той позе, в которой оказались. Ответьте на вопросы:

1. Определите, какой рефлекс, и какого отдела мозга был выявлен с помощью данного эксперимента? 

2.Какие функции в промежуточном мозге выполняет гипоталамус?

Ответ: Промежуточный мозг заблокировал движение во многих суставах. Под действием его импульсов, мышцы одновременно сокращаются, фиксируя при команде определённую позу тела.

Гипоталамус выполняет координирующий и регулирующий центр вегетативной нервной системы. Принимает участие в сложных пищевых , половых. Ориентировочных и оборонительных реакциях. Находятся центры голода, жажды, сна, агрессии, обмен веществ.

Отчет групп



Записываем данные в оценочный лист




!!! Выполним работу по определению функции «Переднего мозга» (больших полушарий). Выполним вместе.

Большие полушария делятся на две части: правое (художественное) и левое (аналитическое).

Попробуем установить у кого какое полушарие является ведущим.

Проделаем опыты:

1)Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху . если правый. То это правый тип реакции, если левый – левый тип реакции.

2)Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете ( не закрывайте глаза). Закройте сначала один, а затем другой глаз. Определите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип реакции – правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза – тип реакции левый.

3)Похлопайте в ладоши. Обратите внимание, какая рука при этом оказалась сверху- правая или левая.

Поднимите руки у кого развито равито правое (художественное)полушарие

и левое аналитическое.

Запишите функции головного мозга в тетрадь. Проверяем.

Слайд

Строение и функции головного мозга

Структуры отделов

Функции

Продолговатый мозг

Рефлекторная, проводящая

Средний мозг

Рефлекторная регуляция движений, возникающих под влиянием импульсов: изменение величины зрачка, кривизны хрусталика и т.п.

Промежуточный мозг

Проводит импульсы от рецепторов кожи, органов чувств к коре полушарий большого мозга.

 Мозжечок

Координация движений.


Записываем данные в оценочный лист







Слайд . Физкульт-минутка:

Вновь у нас физкультминутка,

наклонитесь ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись.

 

Разминаем руки, плечи, чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать и совсем не уставать.

 

Голова устала тоже. Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два: думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка











Закрепление:

Учитель: Давайте вернемся к тому вопросу, который был поставлен в начале урока и попробуем на него ответить.

Слайд ? Проблемный вопрос:

Значит дело не в массе мозга, а в чем то другом… В его строении????



Учитель делает вывод: Исследования показали, что многие великие люди обладали головным мозгом массой, меньшей среднестатистического веса. (Среднее значение массы головного мозга человека равно 1310 г). Поэтому величина головного мозга никак не влияет на гениальные способности человека.

Казалось бы, чем больше головной мозг – тем больше нейронов и мозг становится способным выполнять более сложные задачи. Но сами по себе нейроны по отдельности не работают, а только в совокупности отделов.

– Наш урок близится к завершению

Слайд Выполните тест по теме урока:

Тест по теме " Головной мозг".

1.Головной мозг человека состоит из:

А) ствола     

Б) мозжечка

В) полушарий головного мозга

Г) моста

2.Отделы ствола:

А) продолговатый мозг

Б) мозжечок

В) мост

Г) средний мозг

Д) промежуточный мозг

3.Лежат важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов в:

А) продолговатый мозг

Б) промежуточный мозг

В) мост

Г) средний мозг

4.Находятся центры, связанные с мимикой, жевательными функциями в:

А) продолговатый мозг

Б) промежуточный мозг

В) мост

Г) средний мозг

5.Обеспечивает изменение величины зрачка:

А) продолговатый мозг

Б) промежуточный мозг

В) мост

Г) средний мозг

Слайд  Ответы к тесту

Записываем данные в оценочный лист

1)      Абв

2)      Авгд

3)      А

4)      В

5)      Г

Слайд

А теперь поиграем в игру «Светофор».

Я высказываю какое-то положение, вы – если согласны, поднимаете зелёный круг, если нет – красный, не знаете – жёлтый.

  1. Спинной и головной мозг не относятся к ЦНС.

  2. Мозжечок выполняет функцию координации движения.

  3. Серое вещество – это аксоны нейронов.

  4. Центры регуляции глотания расположены в продолговатом мозге.

  5. Для коры больших полушарий характерно появление борозд и извилин


Оценочный лист

Фамилия Имя:

Задание



Экспериментальная работа



Заполнение таблицы



Тест





Рефлексия

– Что мы узнали на сегодняшнем уроке?

– Что стало для вас самым интересным?

– Достигли мы цели?



 Может ли мозг человека за жизнь устать? Почему? – Нет, не может. Ведь даже старые люди остаются умными, мудрыми

– Действительно, мозг человека за жизнь не устает, наоборот, мы ленимся, не нагружаем его по полной программе



Существует такая пословица:       

И в маленькой голове и Большому уму не тесно”.

Я желаю вам всем быть умными, талантливыми, хорошо учиться по всем предметам, не только по биологии.           

 Спасибо всем за участие в уроке



Оценки за урок   выставим по оценочному листу.         

 

Слайд Домашнее задание: п.10,11

Индивидуальное задание: Ответить на вопрос: От чего болит голова?

Групповое задание: Подобрать материал об Институте головного мозга 
им. В.М. Бехтерева ( компьютер, Интернет)

“ Мозг человека самый сложный объект во Вселенной, чем больше мы понимаем как он устроен, тем лучше мы можем заботиться о нем”














? Работа учащихся с мобильным классом. Ответить на вопросы теста.

Тест по теме Нервная система.

Часть 1. Задание с выбором одного верного ответа:

  1. Строение нейрона:

  1. Тело, аксон, дендрит; 2.Тело, аксоны, дендриты;

3. Тело, один аксон, много дендритов; 4. Тело, много аксонов, один дендрит;

  1. Все перечисленное верно.



Часть 2. Задание с выбором нескольких верных ответов:

2. Рецепторы – это нервные окончания, которые

А. Воспринимают информацию из внешней среды

Б. Воспринимают информацию из внутренней среды

В. Воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам

Г. Располагаются в исполнительном органе

Д. Преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы

Е. Реализуют ответную реакцию организма на раздражение из внешней и внутренней среды.

Часть 3. Задания на установление соответствия. (по вариантам)

Вариант 1

3. Установите соответствие между отдельной функцией нейрона и типом нейрона, который эту функцию выполняет.

Функции нейронов

Типы нейронов

  1. осуществляют передачу с одного нейрона на другой в спинном мозге

  2. передают нервные импульсы от органов чувств в мозг

  3. передают нервные импульсы к мышцам

  4. передают нервные импульсы от внутренних органов в мозг

  5. передают нервные импульсы к железам

А) чувствительные

Б) вставочные

В) двигательные



1

2

3

4

5

Б

А

В

А

В



Вариант 2.

4.Установите соответствие между признаком рефлекса и его типом.

Признаки рефлексов

Типы рефлексов

1. передаются по наследству

2. не передаются по наследству

3. приобретаются в течение жизни

4. врожденные

5. характерны для всех особей вида

6. индивидуальны для каждой особи

А) условные

Б) безусловные



1

2

3

4

5

6

Б

А

А

Б

Б

А

















Поиграем в игру « Замечательная страничка»



Занимательная страничка. (1 группа).

«Знаете ли вы…» …что головной мозг новорожденного содержит 10 млрд. нервных клеток. А наибольшим их запасом – 14 млрд. нейронов – обладает мозг девятиклассника. Если все эти клеточки расположить в ряд, живая цепочка растянется на тысячу километров.

…подсчитано, что в 20 лет человек теряет 10 тыс. нервных клеток в сутки, мозг

40-летнего за те же 24 часа утрачивает 50 тыс. нейронов. К 90 годам эта цифра удваивается.

Занимательная страничка. (2 группа).

«Знаете ли вы…» …что мозг «кровожаден» - за минуту через него протекает от 750 мл до 1,35л крови. Кровоснабжение увеличивается во время умственной деятельности.

…что гипотеза о том, что память и ум определяются только весом мозга, не подтвердилась.

Занимательная страничка. (3 группа).

Масса мозга выдающихся людей резко уклоняется от среднего. У И.С.Тургенева он составлял 2012г., И.П.Павлова – 1653г., Д.И.Менделеева – 1571г., А.И.Бородина – 1325г. По этим цифрам нельзя утверждать, что Бородин менее одарен, чем Тургенев. Известно также и то, что у некоторых умственно отсталых людей может быть очень тяжелый мозг. У одного слабоумного мальчика он достигал 2400г.

Занимательная страничка. (4 группа).

«Знаете ли вы…» …что на разрезе мозжечка видно своеобразное расположение серого и белого вещества, известное под названием «дерева жизни».

Занимательная страничка. (5 группа).

- Рост мозга прекращается примерно в 18 лет.

- Основная часть мозга (85%) располагается в передней верхней части черепа.
- Нейронов в головном мозге насчитывается примерно около 100 миллиардов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Головной мозг"

Автор: Нуриева Оксана Николаевна

Дата: 23.12.2016

Номер свидетельства: 372772

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Урок "Головной мозг, строение и функции" "
    ["seo_title"] => string(41) "urok-golovnoi-mozgh-stroieniie-i-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "229067"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441580877"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) ""Конспект урока  биологии""
    ["seo_title"] => string(23) "konspiekturokabiologhii"
    ["file_id"] => string(6) "293799"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455547885"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока по биологии на тему "Вслед за нервным импульсом" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-po-biologhii-na-tiemu-vslied-za-niervnym-impul-som"
    ["file_id"] => string(6) "106532"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403027312"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "План- конспект урока на тему: " Отряд млекопитающих – приматы: общая характеристика""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_na_temu_otriad_mlekopitaiushchikh_primaty_obshchaia_kharakte"
    ["file_id"] => string(6) "530556"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1575627485"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока по окружающему мир"
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekturokapookruzhaiushchiemumir"
    ["file_id"] => string(6) "308624"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458634383"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства