Цель этапа: Воспроизведение знаний, полученных на предыдущих уроках и из жизненного опыта. Методы: рассказ, беседа, игровой. | Учитель: «Давайте вспомним, что такое природа?» «Что относится к живой природе, а что относится к неживой?» «Да, много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы. Знаете, меня всегда интересовал один вопрос: в битве двух гигантов – белого медведя и варана – кто победит? Может, вы сегодня поможете мне найти ответ на этот вопрос». «Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно провести исследование. Сегодня вы будете настоящими учеными». «Для начала ответьте на вопросы». Есть ли взаимосвязь между живой и неживой природой? Какие вы знаете компоненты природы? Как связаны растения и животные между собой? | Формируемые УУД: Регулятивные УУД: делать выводы, устанавливать взаимосвязь. Коммуникативные УУД: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение. Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся. | | Слушают учителя, отвечают на вопросы, формируют и высказывают предположения. Отвечают на вопросы. |
Цель этапа: Создание условий для решения учебной задачи. Методы: рассказ, беседа. Методы: рассказ, беседа. Методы: рассказ, беседа. Методы: рассказ, беседа. Методы: рассказ, беседа. Методы: беседа. | Учитель: «Итак, первое наше исследование. Перед вами картинки с животными (белка, верблюд, олень, рыба), пейзажами (пустыня, лиственный лес, лес тундры, река) и растениями (кактус, клен, морошка, водоросли), распределите эти картинки в группы, как вам кажется, где эти элементы живой и неживой природы можно встретить вместе». «Объясните, почему вы сгруппировали карточки именно так?» «Скажите, а может ли олень жить в пустыне, белка в реке, а верблюд в тундре? Почему?» «Скажите, пожалуйста, а можно встретить вместе зебру и пингвина; верблюда и лягушку; жирафа и дельфина?» «А почему?» (Живут в разных природных зонах, где разные благоприятные условия) «А в каких условиях могут жить живые организмы?» (В благоприятных) «Значит, одной из причин, позволяющей разместиться живым организмам по планете, это: благоприятные природные условия». «А как вы полагаете, если человеку создать все благоприятные условия, комфортно ли ему будет жить на земле одному? А почему?» (Общение – взаимодействие – иначе тоска и одиночество. Легче добыть пищу, защититься от врагов) «Значит, живым организмам, как и человеку трудно выжить в одиночку? Действительно, это так. Живые организмы постоянно вступают во взаимоотношения. СО – вместе, ОБЩЕСТВО – общий». «Давайте попытаемся дать определение природному сообществу?» «Природное сообщество - это определенные виды растений и животных тесно связанных между собой, зависящие друг от друга, и живущие на конкретной территории». «Какие существуют природные сообщества? С некоторыми мы успели познакомиться во время нашей исследовательской работы, это природные сообщества тундры, лесов, степей, полей, пустынь, мелких водоемов». «Сегодня мы познакомимся с лесами». «Ребята, т.к. мы живем в умеренном поясе, давайте вспомним, какие вы знаете леса умеренного пояса?» (Лиственные, хвойные, смешанные) «Откройте атласы на стр. 7 и рассмотрим территории лесов России, где какие леса преобладают?» «Ребята, кто готовил сообщения о лесах и их обитателях? Расскажите нам о лесах». Лиственные леса умеренного пояса делятся на: широколиственные, в которых деревья верхнего яруса имеют листья крупного и среднего размера, они отличаются высокой теневыносливостью, светолюбивы, к ним относятся дуб, клён, липа, ясень, вяз. Широколиственные леса растут в условиях сравнительно мягкого климата. Животные: благородный олень, косуля, рябчик, синица, ... Мелколиственные леса, в которых преобладающие древесные породы имеют мелкие листовые пластинки, это берёзовые, осиновые и ольховые леса. Мелколиственные леса более светолюбивы, они также более морозоустойчивы. Благодаря более глубокому проникновению света, жизнь на нижних ярусах более активна. В лесной почве живёт множество насекомых, среди них связанные с корневой системой растений (личинки жуков долгоносиков, златок), а также различные хищные насекомые, например, жужелицы. Внутри ствола и ветвей деревьев живут личинки жуков-короедов, жуков-лубоедов и жуков-заболонников, а также жуки-усачи или дровосеки и личинки жуков златок. Хвойные леса — леса, состоящие почти исключительно из деревьев хвойных древесных пород. Огромный мир животных: лиса, лось, дятел, рысь, олень, бурый медведь, росомаха, ястреб, заяц. Смешанные леса — леса, в которых растут как лиственные, так и хвойные деревья. Ареал простирается почти на всю Центральную и Западную Европу. «Ребята, подумайте, есть ли взаимосвязь между растениями и животными?» «Растения и животные неразрывны, т.к. для животных растения являются пищей, убежищем, источником кислорода, т.е. - средой обитания. А животные в свою очередь способствуют опылению, расселению растений и источником углекислого газа для фотосинтеза растений». | Формируемые УУД: Регулятивные УУД: делать выводы, устанавливать взаимосвязь. Познавательные УУД: сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам. Коммуникативные УУД: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение. Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся. Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата. делать выводы, устанавливать взаимосвязь. Познавательные УУД: приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.. Коммуникативные УУД: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета. Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся. Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результатов, делать выводы, устанавливать взаимосвязь. Коммуникативные УУД: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение, характеризовать качества, признаки объекта, составлять небольшие монологические высказывания, удерживать логику повествования. | Картографические умения. | Слушают учителя, работают с карточками.
Отвечают на вопросы.
Дают определение термину «Природные сообщества».
Работают с картой
Читают доклады.
Отвечают на вопросы, ведут диалог с учителем и одноклассниками. |
Цель этапа: Осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи. Методы: рассказ, беседа, иллюстративный (презентация «Что дает нам лес») | Учитель: «Открывайте тетради, записывайте дату, тему урока, сейчас мы представим взаимосвязь животных и растений в логически опорной схеме». Пища, убежище, кислород Растения Животные СО2, опыление, расселение «Люди всегда понимали, что без леса жизнь на планете невозможна. С древних времён лес, верно служил человеку. Люди каменного века жили сначала за счёт лесных продуктов – ягод, грибов. Вскоре они научились делать орудие и кров, охотиться на зверей, но время шло. Общество развивалось, потребности человека росли. И сейчас лес играет огромную роль в жизни людей. (просмотр презентации « Что даёт нам лес?»)». «Ребята, а нужно ли охранять леса?» «А кто представляет самую большую опасность для лесов?» «Конечно человек, ведь он вырубает леса, убивает животных, а из-за попустительского отношения туристов к кострам, даже случаются пожары». «Вы, как ученые, разработайте правила поведения в лесу». | Формируемые УУД: Регулятивные УУД: делать выводы. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные УУД: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение. Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся. | | Составляют логически опорную схему. Слушают учителя, смотрят презентацию.
Отвечают на вопросы учителя, ведут диалог с одноклассниками. |