Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по самопознанию от 28.04.17 г.»
Урок Самопознания. № 32
Группа № 222 Дата: 28.04.16 г. Тема: Путь к успеху Цель: Выявление учащимися своей профессиональной направленности.
Задачи:
Образовательная: Познакомить с особенностями некоторых профессий.
Образовательная: Объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии.
Развивающая: Подготовить учащихся к выбору будущей профессии.
Формирующая: Формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии.
Тип урока: комбинированный.
Методы: беседа, диалог, работа в группах, игра, словесно-иллюстративный, работа с учебником.
Оборудование:
ручки,
листочки,
слайды с заданиями,
презентация «В мире профессий»,
наглядный материал для групп,
учебник.
План урока
Вступительное слово учителя.
Повторение.
Чтение.
Диалог.
Характеристика выбранной профессии.
Игра.
Заключительная часть.
Ход урока
Оргмомент
Приветствие, проверка наличия учащихся, проверка наличия принадлежностей для проведения занятия.
Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Сенека. Какую мысль вкладывал в эти слова Сенека? Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог. Ожиданий, проблем! Человек выбирает дело. Но и дело выбирает человека. Как сделать, чтобы их интересы (человека и дела) совпали? Над этими жизненно важными вопросами мы все больше и больше задумываемся в последнее время. Потому что убедились, как велика цена ошибки. Жизнь человека- череда многочисленных выборов. Выбор профессии, с одной стороны, взгляд в будущее: чем я хочу заниматься, какие сложности могут встретиться на пути в профессию? А с другой – взгляд внутрь себя: насколько я готов преодолевать препятствия для достижения успеха. 2.Основная часть. Упражнение «Паутина» -Как вы понимаете слово «Успех»? -Постарайтесь назвать слова-ассоциации, связанные со словом успех. Успех- деньги, карьера, спокойствие (на доске записать ассоциации) Итак, что такое «успех»? 2. Упражнение «Деловые качества» Каждая группа получает информационный материал, где дано краткое описание биографий знаменитых деловых людей. Каждая группа получает ватман, на котором будет презентовать свою знаменитость. Затем мы послушаем по очереди каждую группу. Вы должны ознакомить всех участников с фактами биографии знаменитых людей, а также выделить те качества, которые по вашему мнению, обеспечили успех того или иного человека-знаменитости. (10 минут на подготовку) Обобщение: Итак, какие качества необходимы для того, чтобы быть успешным? (записать на доске) (ватман- рейтинг личностных качеств ) Оборудование: ватман, где написаны качества личности(веселый.доброжелательный,общительный,трудолюбтвый,вежливый,отзывчивый,модный,интеллектуальный,скромный,уступчивый,целеустремленный,уверенный,самостоятельный) 3. Упражнение «Веер» А.сейчас я предлагаю выполнить упражнение. Вам необходимо иметь чистый лист бумаги, он подписывает в правом нижнем углу (фамилия, имя участника). Каждый из вас пускает свой лист по кругу. Все участники должны по очереди записать в листок (начиная сверху) два качества этого человека. Первое – то, которое, по вашему мнению, имеется у автора листка; второе-то, которое ему необходимо развивать в себе. Каждый последующий участник загибает лист, для того чтобы качества не повторялись, -получится веер. (делают) Прочитайте мнение учеников о ваших качествах. Кто согласен с мнением ребят? Кто не согласен? Какой вывод вы для себя можете сделать? Над какими качествами вам необходимо работать? Рефлексия: - Что вы нового узнали на уроке? - Знания полученные сегодня на уроке , помогут ли при выборе профессий? На этом урок закончен. Спасибо. Встретимся на следующем уроке Удачи!
Дисней Уолт, годы жизни 1901-1966.Выдающийся американский художник, режиссёр, продюсер. Доктор изящных искусств, обладатель 29 премий «Оскар». Основатель консорциума «Уолт Дисней компании». Гений мультипликации родился в Чикаго, в многодетной семье ирландского переселенца Элиаса Диснея. Его семья бедствовала, и восьмилетний Уолт стал заниматься доставкой корреспонденции. Позднее он работал подручным рабочим, сторожем и одновременно учился рисовать. Всё своё свободное время он посвящал оттачиванию мастерства в графике. Используя свой талант художника, он сумел заработать 15 тысяч долларов и создал два мультфильма, один из которых по сказке «Алиса в стране чудес». Этой работой заинтересовались прокатчики, и в 1923г. для поставки на поток мультфильмов была создана компания «Уолт Дисней компании». С тех пор у компании были взлёты и падения, но всё же она остаётся ведущей в мире мультипликации.
Тернер Тед родился в 1938 году. Американский бизнесмен в области средств массовой информации. Основатель и президент компании «ТИ-БИ-ЭС», «СИ-ЭН-ЭН». Роберт Эдвард Тернер родился в Цинцинатти. После переезда в Саванну его отец занялся рекламным бизнесом, Тед стал ему помогать, продавая рекламные площади на щитах. Отец часто бил Тедда и никогда его не защищал, считая что тот должен уметь сам постоять за себя.Тед много читал,особенно увлекался жизнеописанием великих людей. Парусный спорт которым занимался Тед, выработал в нем умение быстро принимать решение,мгновенно оценивая ситуацию. В 1963 году, после смерти брата ему удалось стать владельцем рекламной фирмы «Атланта». В 1969 году он приобретает посредственный местный телеканал и всего за 3 года делает его лидером телесети. Поразительный успех Тернера не случаен, его рабочий день составлял на начальном этапе карьеры 18 часов в сутки. Его жизненный девиз- «никогда не ставить перед собой цели, которые невозможно достичь».
Том Клайм настоящее имя Анатолий Владимирович Климин, родился 1956 году. Владелец торговой марки элитной женской одежды» Том Клайм, годовой доход которой 100 миллионов долларов в год. Его путь вершинам бизнеса можно назвать реализацией «американской мечты». По призванию Анатолия он не ставил цель- обогатиться,интерес к делу всегда выше. Толю увлекали животные скульптуры-он устроил художественную мастерскую в подвале дома, где жил с родителями в коммуналке. А.В Климин окончил Уфинский институт исскуств. Он сколот ил первоначальный капитал на внедрение в практику собственного изобретения- нанесения несмываемого рисунка на ткань, а также на производстве и реализации солнезащитных очков. Помимо этого Климин занялся дизайном одежды. Некоторое время работал менеджером в канадской компании по продаже модной одежды «Джозифер Рибкоф». В 1992 году открывает в Кананаде фирму «Тоим Клайм Лтд». Секрет его успеха в том, что он первым стал продавать «фирменную одежду»покупателям со средним достатком. Размышляя над секретом своего успеха, Анатолий говорить «Главное- относиться с большой любовью к тому, что делаешь. Я просто работаю и получаю удовольствие от работы, а деньги для меня имеют второстепенное значение.
Федоров Святослав Николаевич годы жизни 1927-2000г. Выдающейся ученый, врач-офтольмолог. Действительный член Российской академии наук, профессор, генеральный директор НТК «микрохирургия глаза». Он автор 523 научных работ, семь монографий, 108 патентов. С.Н Федоров родился на Украине, затем семья переехала в Москву, где вместе с родителями в маленькой коммунальной квартире жил Святослав. В 1944 году, в вагоном трамвая ему оторвало ногу, но несмотря на инвалидность, Святослав не падал духом. В 1957 году он закончил ординатору Российского медицинского института в 1960 году. Сделал первую операцию по коррекции зрения. Фёдоров произвёл настоящий фурор в медицине не только в стране но и во всем мире. Разработанная им технология рефракционных операций позволило решить проблему со зрением 12 миллионов человек во всем мире.
Гейтс Билл полное имя Уильям Генри Гейтс родился в 1955 году. Основатель корпорации «Майкрософт» - мирового лидера в производстве программного обеспечения Компьютерной техники. Самый богатый человек делового мира, вошедший в историю как самый молодой миллиардер. Он им стал в 25 лет. Бил Гейтс родился в Сиэтле (США) 23 октября 1955 г. Он был 2 ребёнком и единственным сыном в семье. Семья жила в достатке, и её члены пользовались большим уважением в городе. Часто в доме Гейтсов собирались люди политической и экономической элиты и вели оживлённые дискуии об экономики и политики. Конечно же, такие беседы стимулировали интересы Билла, у которого имелась предпринимательская жилка. В школе он проявлял особые способности в математике, а в 1963 году после того как в школе, где учился Билл, был открыт компьютерный класс, он так заинтересовался этим новшеством, что на пару со своим другом Полом Аллином проводил всё свободное время за компьютером. Им удалось взломать систему и получить доступ к закрытой информации и, в конце концов, молодых людей заметили и пригласили работать муниципальное учреждение в Сеете. Биллу было 15 лет, когда он написал программу оптимизации уличного движения и образовал компанию «Трэф Дейта» по её распространению. На этом проекте он заработал 20 тысяч долларов. Так из обычного оператора ПК он стал программистом и бизнесменом, проявив качество менеджера. В июле 1975 года Гейц и его друг Аллен основали «Майкрософт». Сегодня более 200 миллионов человек используют эти программы для своих ПК.
Шанель Коко Настоящее имя- Габриэль Шанель, годы жизни 1883- 1971. Выдающийся французский модельер +основательница «Дома Шанель»,обладательница многомиллионного состояния. Родилась в городе Сомюре на западе Франции в семье мелкого торговца. Отец торговал галантерейными товарами, мать работала и прачкой и посудомойкой. После смерти матери, отец сдал Габриель, в 12 летнем возрасте в приют, фактически бросив его. В 20 лет Габриель стал работать в трикотажном магазине по соседству с пансионом, в котором жила. Она быстро заслужила доверие и уважение, так как мастерски шила женскую одежду. Добиться успеха и признания во чтобы то не стало- вот жизненное кредо Коко. Целеустремленность и настойчивость сделали свое дело, и в 1913 году, она открывает собственный бутик. Коко создает собственную одежду и стремительно входит в мир моды. В 1920 году Шанель открывает дом моды- фабрику которая реализует на практике все замыслы Коко. Итогом знакомства с Эрнестом Бо стали известные во всем мире духи «Шанель №5». До самой старости Коко сохраняла поразительную работоспособность, она творила и днем и ночью. Инициалы С.С Коко и по сей день на миллионах вещей, которые ежегодно выпускаются во всем мире.
Правила, которые необходимо соблюдать при определении своего будущего. 1. Каковы бы ни были твои дальнейшие жизненные планы, полезно изучать иностранный язык и учиться работать на компьютере. В любой профессии пригодится. 2. Помни ,что школьный предмет-это еще не профессия. Интерес к нему не обязательно говорит о том, что понравится и связанная с ним работа. 3. Вряд ли стоит прислушиваться к советам по поводу выбора профессии, исходящим от тех, кто толком не знает ни тебя, ни рекомендуемой профессии. 4. Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на ей внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержание труда по данной профессии. 5. Если профессия нравится твоему другу- из этого еще не следует, что она нравится тебе. 6. Делать своей профессией целесообразно то, что у тебя хорошо получается. Это звучит бананально, но почему-то часто упускается из виду. 7. «Хороший человек» - это не профессия. Если тебе симпатичен кто-то, это не значит, что нужно выбирать ту профессию, какой он обладает. 8. Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично. Ведь к тому времени, когда ты уже закончишь обучение и начнешь работать , мода скорее всего, уже изменится. 9. Желательно проконсультироваться с врачом о том, насколько интересующие тебя профессии совместимы с твоим состоянием здоровья. 10. В современной жизни некоторые профессии быстро устаревают и появляются новые. Поэтому, чтобы оставаться на «плаву» при любых обстоятельствах, важно предусматривать запасные варианты профессионального самоопределения. 11. Помни, профессиональные намерения серьезны, тогда, когда ты можешь ответить на вопросы о содержание труда, привлекательных сторонах профессии, режиме и условиях работы, возможно профессионального роста и т.д. Следует также четко знать требования, которые она предъявляет человеку, При правильном выборе индивидуальные особенности совпадают с требованиями профессии. 12. Тебе нужно понять, что нет практически ни одной профессии, в которую можно «шагнуть» без предварительной психологической работы над собой. Каждый человек обладает индивидуальной структурой особенностей, но она не является жесткой, на протяжении жизни она может меняться. «Материализация» психологических показателей особенностей развития в виде получаемых баллов, тестового профиля дают возможность наглядно представить себе (пусть приблизительно) структуру своих способностей , увидеть те проблемы в своем развитии, которые необходимо преодолеть, для того чтобы подготовить себя к будущей профессии.
Эпиграф: «Мало найти себе надежный источник пропитания, хотя этому поиску многие безуспешно посвящают всю свою жизнь. Самое главное — найти своё высшее, особое предназначение, а это так непросто, так непросто…» (Б. Кригер)
- В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? Каждый ли из вас может ответить на вопрос: «Кем ты хочешь стать после колледжа?». А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости. Что же нужно для того чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно, нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках.
- Основные типы профессиональной деятельности человека.
1. Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы. Для них характерен общий предмет труда — животные и растения, почва и воздушная среда — природа. К такому типу профессий относятся егерь, животновод, зоотехник, лаборант, лесник, агроном, ветеринарный врач, геолог, инженер (геофизик, лесного хозяйства и др.), провизор, фармацевт, физик, химик, эколог, садовник, фермер.
2. Человек-техника. Это люди, использующие технические устройства. К такому типу профессий относятся водитель автомобиля, кондитер, маляр, машинист, механик, монтажник, наладчик, оператор, слесарь, столяр, швея, электромонтер, инженер (механик, стро.итель, технолог и др.), пилот.
3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности — необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся агент (страховой, коммерческий, рекламный, по недвижимости), бармен, бортпроводник, воспитатель, медсестра, милиционер, официант, продавец, санитар, социальный работник, фельдшер, адвокат, врач, коммерсант, логопед, менеджер, психолог, преподаватель, секретарь-референт, следователь, тренер, консультант.
4. Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. К такому типу профессий относятся кассир, машинистка, наборщик, налоговый инспектор, операционист, телефонист, аудитор, библиотекарь, бухгалтер, диспетчер, инженер (геодезист, конструктор и др.), маркетолог, нотариус, переводчик, программист, редактор, экономист.
5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. К такому типу профессий относятся актер, архитектор, дизайнер, музыкант, хореограф, художник.
- Давайте вспомним, к какому типу деятельности относитесь вы. (Ответы учеников)
Вот приблизительные требования к человеку, выбравшему определённый тип деятельности. И это только общие требования. Необходимо взвесить и оценить свои способности, помнить, что с возрастом способности к обучению снижаются. Если автоматизм управления автомобилем у 10-летних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых — за 50 часов.
- Но кроме способностей, что, же ещё необходимо учитывать? (Ответы детей)
свои интересы;
призвание;
здоровье;
талант;
престижность.
- А ведь, сколько людей всю жизнь занимаются нелюбимым делом: кто-то ради денег, кто-то по привычке, кто-то просто потому, что когда-то не очень серьёзно отнёсся к собственному выбору. Сегодня мы попытаемся честно оценить свои способности, желания и возможности при выборе будущей профессии. По данным социологов, буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.
При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень не постоянное.
Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение четко определённых обязанностей. Но не нужно понимать так, что творчество — хорошо, а исполнительность — плохо. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т. е. понять, какие из качественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.
Преподаватель: Откройте, пожалуйста, учебник на странице 49. Давайте ознакомимся с учебной информацией о том, кто помогает и мешает выбрать профессию. Затем ответим на вопросы и обсудим прочитанное.
— Ребята, что для вас играет решающую роль при выборе будущей профессии? С кем вы советуетесь, где черпаете информацию для себя? (высказывания учащихся)
— Как вы считаете, влияет ли выбор профессии на дальнейшую судьбу человека?
(— думаю, играет огромную роль, ведь от твоего морального удовлетворения своей работой зависит многое: здоровье, эмоциональное состояние, твое материальное состояние;
(— моя мама в молодости выучилась на медсестру по совету родителей, но так и не смогла работать по специальности, т. к. не было, ни желания, ни достаточных знаний. Впоследствии переучилась и стала отличным педагогом. Теперь работает в школе. Я сама решу, кем мне стать;
(— кто-то выучится на экономиста или юриста и так и не найдет работы по специальности и пойдет работать на рынке, а кто-то выучится на штукатура-маляра и будет отлично зарабатывать).
— Должен ли человек подумать о будущей профессии со школьной скамьи? (Высказывания учащихся)
— Нужен ли в школьной программе курс профориентации? (Высказывания учащихся)
— Ребята, поделитесь своими личными и профессиональными планами на будущее. (Ответы детей)
— Как вы думаете, какие школьные предметы помогают нам определиться с будущей профессией?(Ответы детей)
— Какие факторы влияют на выбор профессии? (Ответы детей)
— В каких учебных заведениях можно получить выбранную вами специальность? (Ответы детей)
— Назовите необходимые качества, которыми должен обладать представитель данной профессии?(Ответы детей)
— Имеются ли медицинские противопоказания в выбранной вами профессии? (Ответы детей
Давайте сейчас проанализируем профессию, которую вы уже выбрали .
Ответьте на 9 вопросов честно и серьёзно. Напишите свои аргументы в пользу выбранной профессии, а потом посмотрите на них со стороны, как будто вас убеждает кто-то другой. Отнеситесь к тексту критически, действительно ли выбор обоснован. Видны ли в нём знания профессии, оценка своих возможностей?
1. Какое значение имеет данная профессия для общества?
2. Какой труд — автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется?
3. Назовите объект труда, конечный результат работы.
4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда.
5. Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии.
6. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?
7. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания?
8. Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии?
(После того как учащиеся ответили на вопросы, некоторые зачитывают получившиеся результаты и высказывают свою точку зрения).
Давайте выясним, насколько вы информированы о мире профессий, много ли профессий вы знаете. Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика — самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Ответ: банкир. Итак, слушайте следующие характеристики:
Игра «Самая-самая»
Участники делятся на 3 команды.
Участникам предлагаются следующие характеристики:
1. самая зелёная профессия (садовник, лесник) 2. самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар) 3. самая волосатая (парикмахер) 4. самая детская (воспитатель, помощник воспитателя) 5. самая ответственная (судья, прокурор, хирург)
6. самая смешная (клоун) 7. самая умная (учёный, профессор) 8. самая белая (врач) 9. самая зубастая (стоматолог) 10. самая начитанная (библиотекарь) 11. самая высокая (монтажник-высотник) 12. самая быстрая (гонщик) 13. самая техническая (инженер-конструктор) 14. самая свободная (художник) 15. самая смелая (милиционер)
16. самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник…) 17. самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог…)
Каждая команда дает свои варианты ответов.
Игра «Профессия на букву»
Командам предлагаются буквы. Задача участников — написать как можно больше профессий, начинающихся на эти буквы. Желательно не предлагать больше 5 букв, иначе игра перестанет казаться увлекательной.
Ребята, в заключении я хочу сказать вам, что профессий в мире очень много. Важно, чтобы из всего этого многообразия вы выбрали правильное решение.
Каждая профессия полезна, нужна, уважаема. А я хочу закончить наше занятие стихотворением, в котором отражается то, что мне хотелось бы вам пожелать:
Желаю вам такой профессии, Чтоб на всю жизнь с ней оставаться, Чтоб быстро по служебной лестнице Могли вы смело подниматься, Желаю вам коллег порядочных, Начальства умного и справедливого, Чтоб на работу вы бежали с радостью, А своим творчеством делились искренне.