Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии с презентацией»
Урок биологии по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги". 10-й класс
Цели:
Сформировать знаний о специфической форме жизни – вирусах и их особой группе бактериофагах, об особенностях их строения и размножения, значении в природе и жизни человека.
Развивать умения обучающихся выявлять особенности строения и жизнедеятельности вирусов в связи с паразитическим (облигатным) образом жизни.
Задачи:
Продолжить знакомство обучающихся с неклеточными формами жизни – вирусами;
Раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, их строение и жизнедеятельность внутри клетки
Совершенствование способности самостоятельно добывать необходимые знания
ХОД УРОКА
Учитель: В настоящее время большинство учёных считают, что весь мир живых организмов можно разделить на несколько царств. Назовите их. (Бактерии. Растения. Грибы. Животные.)
– Что является структурной и функциональной единицей всех этих организмов? (Клетка) – Все ли организмы на Земле имеют клеточное строение? (Нет. Вирусы. Бактериофаги) – Тогда правильно ли говорить, что все живые организмы имеют клеточное строение? – Необходимо выяснить, вирусы относятся к живой или неживой материи, каково их строение и свойства. (Слайд 1) Вот этим мы и займемся на уроке.
– Перечислите признаки живого (записать на доске)
(Слайд 4)
Задание. В графе «ДО» поставьте плюсы, если вы согласны с утверждением и минусы, если не согласны.
ДО
УТВЕРЖДЕНИЯ
ПОСЛЕ
1. Вирусы не имеют клеточного строения, но обладают наследственностью и изменчивостью.
2. Вирусы обязательные (облигатные) паразиты, вне клетки хозяина находятся в «неживом» состоянии.
3. Вирусы растут и обладают обменом веществ.
4. В свободном состоянии вирус находится в форме вириона.
5. Бактериофаги паразитируют в клетках человека.
6. Стратегия жизни вирусов – безудержное размножение
7. Открыл вирусы И.И. Мечников
8. Капсид – защитная, белковая оболочка вируса.
9. Вирусы погибают при воздействии на них антибиотиков.
10. Малярия и герпес – это одно и тоже заболевание и вызывается вирусами.
Листочки с заданиями пока отложите, к ним мы вернёмся чуть позже
Открытие вирусов (выступление ученика с использованием слайдов).
(Слайды 5, 6)
Строение вирусной частицы
– Что вы знаете о строении вирусов? (Ответы обучающихся)
(Слайд 7)
Вне клетки вирус находится в форме вириона.
Внутрь клетки вирус не проникает, а проникает только наследственный аппарат (ДНК или РНК). Вот тогда то и проявляется способность к размножению. Почему такое простое строение у вирусов, с чем это связано?
Самостоятельная работа обучающихся с текстом §20 с. 79 «Размножение вирусов» (Слайд 8)
– Ребята, сидящие на первом варианте расскажите, что вы узнали из статьи «Размножение вирусов» соседу по парте (2 мин.)
Поинтересоваться, что рассказал сосед из любой пары.
Дополнение учителя по размножению вирусов (Слайд 9)
(Слайд 10) Свойства вирусов. Антибиотики
– Возвращаемся к листочкам и в графе «ПОСЛЕ» ставим знаки плюс или минус. Поменялось ли ваше мнение, какая информация заставила вас поменять мнение?Оценивание.
Вирусные заболевания (Слайды 11-18)
– Как информация, которую вы получили сегодня на уроке, может пригодиться вам в жизни?
Домашняя работа: §21-22 ответить на вопросы , подготовить сообщения о вирусных заболеваниях