kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии, презентация для урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии для 7 класса "Животные - пазиты, животные - хозяева". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии, презентация для урока.»

Развернутый конспект урока экологии в 7а классе.

Экология животных 7 класс авторы учебника

Кучменко В.С., Громова Л.А..

Составлен учителем биологии МОУ СОШ №3

г. Аткарска Саратовской области

Смурыгиной Татьяной Владимировной,

учителем биологии высшей квалификационной категории.

Тема. Животные паразиты и животные хозяева.

Вид урока: комбинированный

Тип урока: урок изучение и первичное закрепление новых знаний.

Технология обучения: деятельностного подхода, ИК-технология.

Методы обучения:

1) по степени взаимодействия учителя и ученика (беседа, самостоятельная работа, работа в группах, самоконтроль, взаимоконтроль).

2) по характеру познавательной деятельности (частично-поисковый, репродуктивный)

Средства обучения: мультимедийное оборудование, презентация, учебник, раздаточный материал, «листы контроля».

Цели урока:

  1. Личностные: формирование целостности и значимости всех компонентов живой природы.

  2. Метапредметные: самостоятельно обнаружить и сформулировать  проблему, определить цель учебной деятельности;  выдвинуть версии решения проблемы, осознавать конечный результат, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты  и явления; выявлять причины и следствия простых явлений, определять возможные источники необходимых сведений; производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  3. Предметные: давать характеристику организменной среде обитания; определять роль паразитов в природе; объяснять механизмы регуляции численности популяций; понимать смысл биологических терминов и понятий; объяснять механизм заражения паразитами

Задачи урока:

  1. Определить группы паразитов и виды.

  2. Выявить черты паразитизма

  3. Выяснить, какое значение имеют паразиты в природе.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Приветствие учащихся, гостей. Добрые пожелания успеха в работе. 1мин

  2. Актуализация знаний. Просмотр учебного фильма. Фронтальная работа по материалам фильма. – Какие взаимоотношения рассматриваются в фильме?- К чему приводят такие взаимоотношения?- Кто такой окончательный хозяин? – Кто промежуточный хозяин?- Зачем менять хозяина?

  3. Создание проблемной ситуации. Как вы думаете, что мы должны рассмотреть и узнать на уроке. Учащиеся высказывают свое мнение,

Мы будем продолжать учиться решать проблемно-поисковые задачи с использованием рисунков, живых и фиксированных объектов. Будем учиться определять пищевую связь паразит – хозяин и ее значение в борьбе за существование. А в конце урока мы должны будем ответить на вопрос “Нужны ли паразиты на Земле?”

  1. Целеполагание.

- А нужны ли приспособления паразитам? Или может все-таки жизнь внутри другого живого существа легка и комфортна настолько, что можно обойтись без специальных приспособлений? И как себя чувствует организм – хозяин в такой ситуации? Учащиеся затрудняются в ответе. Учитель помогает ученикам формулировать цель урока. Учащиеся с помощью учителя формулируют цель урока:

- расширить знания о способах питания паразитов, познакомиться с приспособлениями к паразитическому образу жизни, раскрыть роль паразитов в природе.

V. Работа в группах. Далее у нас работа в группах. У вас на столах в конвертах находится раздаточный материал и вопросы к теме:

  • О каких паразитах идет речь?

  • Признаки паразита?

  • Где или на чем паразитирует?

  • Нужны ли паразиты на Земле?

Динамическая пауза. Физминутка (videouroki.net)

VI. Отчет групп.

I группа –

Организмы могут использовать другие виды не только как место обитания, но и как постоянный источник питания. Такая форма сожительства получила название паразитизма. Паразитизм распространен широко. Известно несколько десятков тысяч видов паразитических форм. Паразиты причиняют большой ущерб. Изучением их жизнедеятельности, путей распространения и разработкой мер борьбы с паразитарными заболеваниями занимается наука паразитология.

Переход к паразитизму резко увеличивает возможность вида выжить в борьбе за существование. Организм-хозяин служит для паразита источником питания, очень часто местом обитания, защитой от врагов. Тело хозяина создает для живущих в нем организмов благоприятный и относительно ровный микроклимат, не подверженный тем значительным колебаниям, которые всегда имеют место в природе.

Различают несколько форм паразитизма. Паразиты могут быть временными, когда организм-хозяин подвергается нападению на короткий срок, лишь на время питания.

К временным паразитам относятся слепни, комары, мухи жигалки, блохи. Нередко на одного хозяина нападает много паразитов. В этих случаях организму хозяина наносится большой ущерб и он может погибнуть. Слепень бычий


Паразитизм не всегда можно отличить от хищничества. Например, миноги нападают на треску, лососей, корюшку, осетров и других крупных рыб и даже на китов. Присосавшись к жертве, минога питается соками ее тела в течение нескольких дней, даже недель. Выделения щечных желез миноги препятствуют свертыванию крови, разрушают эритроциты и вызывают распад тканей. Многие рыбы погибают от ран. При массовом размножении миноги наносят большой ущерб ценным промысловым рыбам. Минога морская.


Как извлечь клеща

Для того, чтоб извлечь клеща из тела собаки вам понадобиться немного терпения, ловкость рук и немного доступных для всех продуктов. Обычно клеща достают при помощи масла, вазелина, бензина или машинного масла. Если вы на своем питомце обнаружили паразита, то вам нужно на него капнуть немного вазелина, масла ну или того вещества о котором мы говорили. Кстати для этих целей хорошо подойдет лак для ногтей. После нескольких минут, клещ ослабляет свою хватку под действием маслянистого вещества и его можно извлекать.

Делают это обычно при помощи пинцета. Доставать клеща нужно аккуратно и ни в коем случае нельзя тянуть его. Если клеща просто потянуть, то в ране останется его хоботок и в таком случае придется ехать к врачу, оставшийся хоботок в ране может стать возбудителем смертельно опасной болезни. Клеща из ранки выкручивают, делают это нужно очень аккуратно и против часовой стрелки, в таком случае клещ извлечется легко и хоботок не останется в ранке. После того, как вы извлекли клеща из тела собаки, ранку следует обработать спиртом или йодом. Это делается для того, чтоб обеззаразить место укуса. 



Блохи – это насекомые, которые являются паразитами на кожном и волосяном покрове, живущих рядом с вами животных. Они привыкли сосать кровь кроликов, кошек, собак и крыс. Однако, самое страшное, что эти мелкие существа способны причинить вред непосредственно человеку. С помощью специального колюще-сосущего аппарата, блоха прокалывает незаметное отверстие на поверхности кожи своего хозяина и насыщается его кровью.




II группа –

При более тесном контакте паразита с хозяином эволюционное преимущество получают организмы, способные длительное время использовать хозяина, не приводя его к слишком ранней гибели и обеспечивая себе тем самым наилучшее существование. Паразитизм становится постоянным. К числу постоянных паразитов относятся простейшие (малярийный плазмодий, дизентерийная амеба), плоские черви (сосальщики, цепни), круглые черви (аскарида, трихина, власоглав и многие другие), Поскольку при постоянном паразитизме организм хозяина единственное местообитание для паразита, с гибелью хозяина погибает и паразит. С течением времени отбор на сопротивляемость приводит к тому, что вред от присутствия паразита становится менее ощутимым. Например, в крови африканских антилоп часто обнаруживаются жгутиковые простейшие трипаносомы, переносчиком которых является кровососущая муха цеце. Антилопам трипаносомы ощутимого вреда не приносят. Но если простейшие попадают в кровь человека, развивается тяжелая болезнь (сонная болезнь), всегда приводящая к смертельному исходу.


Паразиты могут поселяться не только в крови, но и в тканях, и в полостях тела. Например, ленточные черви процветающая группа животных, ведущая исключительно паразитический образ жизни. Цикл их развития обычно сопровождается сменой хозяев. Образ жизни паразитов, вызывая в процессе эволюции глубокие изменения в строении и жизнедеятельности, служит причиной появления у них многих приспособлений к новым условиям существования. У паразитов развиваются органы прикрепления присоски, крючки, коготки, которые не ослабляются после гибели. У кровососущих животных увеличивается вместимость пищеварительной системы за счет появления слепых выростов кишечной трубки (клещи, пиявки). Многие паразиты утрачивают отдельные органы и целые системы органы зрения, передвижения. У них упрощается строение органов чувств.


Желчные протоки печени нередко закупориваются печеночными сосальщиками. Цикл развития печёночного сосальщика


Паразитические формы характеризуются очень высокой продуктивностью. Так, свиной цепень за сутки может выделять до 5 млн. яиц. Свиной цепень


Когда паразиты поселяются в теле другого животного или человека, они зачастую оказывают неблагоприятное воздействие на хозяина. Такое воздействие часто вызывается механическими причинами с помощью крючков, присосок, коготков и других приспособлений, предназначенных для того, чтобы удерживаться внутри тела или на поверхности хозяина. Механические повреждения причиняют личинки паразитических червей, когда они проходят через неповрежденную кожу или стенки сосудов или полостей. Крупные паразиты лентецы, цепни, аскариды могут образовывать клубки и закрывать просвет кишечника и даже вызывать разрыв его стенки. Крупная нематода аскарида.


Токсическое действие оказывают продукты жизнедеятельности паразитов. Например, при выходе малярийных плазмодиев из эритроцитов в плазму крови, сюда поступают и продукты их обмена. В результате у больного повышается температура (развивается приступ лихорадки). Цикл развития малярийного плазмодия



III группа – Своеобразна форма паразитизма, при которой паразит использует для питания не ткани и соки организма хозяина, а пищу, предназначенную для его потомства. Есть мухи, откладывающие яйца в гнезда одиночных ос, где личинки мух питаются парализованными гусеницами, заготовленными осой для своего потомства. Муха, готовая к откладке яиц, следует за осой, которая и приводит ее к своему гнезду. Дождавшись, когда оса улетит, муха проникает в гнездо и откладывает яйца. Из них сразу же вылупляются личинки, и развитие паразита совершается быстрее, чем развитие хозяина. Такая форма паразитизма получила название гнездового.


Гнездовой паразитизм свойствен и позвоночным животным. Обыкновенная кукушка откладывает свои яйца в гнезда более 100 видов птиц, преимущественно мелких воробьиных. Кукушка откладывает по одному яйцу непосредственно в гнездо птиц другого вида во время отсутствия хозяев или на землю, а потом переносит в клюве в гнездо, и в этом случае птенцы паразитического вида развиваются быстрее, чем птенцы хозяев. Вылупившийся из яйца кукушонок выталкивает яйца своих хозяев, точно так же он поступает с птенцами, если они успевают появиться на свет. Оставшись один, птенец кукушки получает всю пищу, приносимую приемными родителями, и быстро растет. Обыкновенная кукушка


Для практической деятельности человека большой интерес представляет использование паразитов для борьбы с переносчиками возбудителей инфекционных заболеваний или с вредителями сельского хозяйства. Существуют паразитические низшие грибы, которые поражают насекомых или их личинок. Часто встречается заболевание комнатной мухи микоз, вызванное грибом. В отдельные годы наблюдается массовая гибель гусениц бабочек, жуков, пораженных грибами. Особенно важно то, что такие паразиты есть и у насекомых, имеющих медицинское значение, комаров. В настоящее время предпринимаются попытки культивирования грибов паразитов насекомых. достигнуты успехи в снижении численности златогузки, тлей, сосновой совки путем заражения насекомых-вредителей грибами.

VII. Первичное закрепление новых знаний.

Какое влияние паразиты оказывают на организм хозяина? Паразит ослабляет организм хозяина приводя иногда к его гибели.

Как паразиты приспосабливаются к паразитическому образу жизни? У паразитических червей есть крючки и присоски необходимые для прикрепления.

Что общего между паразитом и хищником? Питаются готовыми органическими веществами. Хищники и паразиты регулируют численность популяций своих жертв.

В чем различие в особенностях питания паразитов и хищников? Хищники питаются плотью, а паразиты соками .

Представьте, что на планете исчезли все хищники и паразиты, что в таком случае произойдет? В естественных экосистемах взаимоотношения «паразит - хозяин» являются одним из важных факторов поддержания экологического равновесия. Особенно велика их роль при контроле плотности популяций крупных животных, у которых нет естественных врагов-хищников (слон, бегемот, крокодил, лев и др.). При отсутствии паразитов их отношения с жертвами могли бы быть нарушены

В целом можно считать, что большинство животных заражено одним или несколькими паразитами. Следует также отметить, что паразитические формы имеются среди представителей большинства типов животных, а некоторые группы, в том числе споровики, сосальщики, ленточные черви состоят исключительно из паразитов.

Эту матрешку очень точно описал Дж. Свифт:

Под микроскопом он открыл, что на блохе

Живет блоху кусающая блошка;

На блошке той – блошинкакрошка,

В блошинку ж вонзает зуб сердито

Блошиночка…

VIII. Правила здорового образа жизни.

- Как человек может заразиться червями?

- А как можно предотвратить заражение червями?

IX. Рефлексия (итог урока).

- Обратитесь к поставленной Вами цели урока? Была ли достигнута цель?

- Пригодятся ли вам полученные знания?

- Где Вы их можете применять?

- Оцените урок, в зависимости от усвоения Вами нового материала: на листах контроля.

X. Домашнее задание. параграф 33 о эхинококке сообщение.

Используемые материалы и средства

  1. Авторская программа по биологии 5-9 кл. системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана - Граф, 2013.

  2. Учебник системы «Алгоритм успеха» Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов – М.: Вентана-Граф, 2014. – 142 с

  3. Мультимедийная презентация.

  4. Мультимедийный проектор.

  5. Компьютер.

  6. Дидактические карточки с заданиями.

  7. Натуральные объекты:, аскарида.



Интернет – ресурсы:

    1. http://biofile.ru/pic/kate-im-ras2-224.jpg

    2. http://biofile.ru/pic/kate-im-ras2-223.jpg

    3. http://900igr.net/datai/biologija/Griby/0032-045-Griby-parazity-Sporynja-purpurnaja.png

    4. http://900igr.net/datai/biologija/Parazity-rastenij/0001-004-Parazitizm.jpg

    5. http://geum.ru/geum/images/003-2-1.jpg

    6. http://copypast.ru/foto8/4412/samye_zhutkie_rastenija_42.jpg

    7. http://www.botanichka.ru/wp-content/uploads/2010/06/2794368938_55f1e4c74d.jpg

    8. http://vidigribka.ru/wp-content/uploads/2013/11/Dermatofitija1.jpeg

    9. http://www.tyazhin.ru/_nw/6/93818266.jpg

    10. http://savepic.su/1550442.jpg

    11. http://s017.radikal.ru/i430/1111/34/ea5532c0d906.jpg

    12. http://zoologia.poznajvse.com/mnogokletochnye-zhivotnye/tip-ploskie-chervi/pechenochnyy- sosalschik

    13. http://collectedpapers.com.ua/ru/hfs/biogeography/world_of_plants/roslini-paraziti

    14. http://biofile.ru/bio/3628.html

    15. http://biouroki.ru/material/plants/bakterii.html












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по биологии, презентация для урока.

Автор: Смурыгина Татьяна Владимировна

Дата: 19.05.2017

Номер свидетельства: 416896

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "план- конспект урока и презентация "
    ["seo_title"] => string(38) "plan-konspiekt-uroka-i-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "136010"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417016074"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока биологии для учащихся 11 заочного класса "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-biologhii-dlia-uchashchikhsia-11-zaochnogho-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "121359"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413956435"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока биологии в 11 классе по теме Вирусы "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-biologhii-v-11-klassie-po-tiemie-virusy"
    ["file_id"] => string(6) "224628"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438973363"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока биологии "Класс Насекомые" и презентация к уроку "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-biologhii-klass-nasiekomyie-i-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "129278"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415652393"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Конспект урока  биологии "
    ["seo_title"] => string(25) "konspiekt-uroka-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "197602"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428259094"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства