Какой принцип объединяет данные слова в логическую
цепочку и какое слово лишнее?
Лимфоциты, фагоцитоз, тромбоциты,
иммунитет,
вакцина.
3 карточка.
Выберите неправильное высказывание.
Ответ объясните
1 .Клетки крови образуются в красном костном мозге.
2. Фибриноген превращается в фибрин под воздействием
тромбоцита.
3. Эритроциты содержат гемоглобин.
4. Клетки крови образуются в легких.
4 карточка.
Выберите неправильное высказывание. Ответ поясните.
Лейкоциты содержат ядро.
У людей различают 4 группы крови.
У людей с 4 (АВ) группой крови называются универсальными донорами.
4. Вакцина - это культура ослабленных микробов.
5. Кровь - это вид соединительной ткани.
Через 3 минуты проводится проверка выполненных заданий в группах и на доске. Подводя итог, учитель задает вопрос учащимся: - Благодаря какому процессу кровь выполняет все свои функции? Ученик:
Кровь способна переносить вещества, газы за счет движения по
сосудам, т. е. Осуществляется процесс кровообращения.
Учитель:
А что является одной из главных причин движения крови?
Ученик:
Главной причиной движения крови является сокращение
сердца. Учитель:
Какова же цель нашего урока?
Ученик:
Изучить органы кровообращения - это сердце и кровеносные
сосуды.
3. Этап усвоения и закрепления нового материала (30 мин).
Учитель записывает название темы на доске «Органы кровообращения человека», а учащиеся у себя в тетрадях. Далее урок ведется по технологии развития технического мышления через чтение и письмо.
Стадии технологии критического мышления
Вызов
Осмысление
Рефлексия
Учащиеся в своих
Знакомство с новой
После чтения
тетрадях чертят
информацией, чтение
текста, учащиеся
таблицу состоящую
текста (текст
записывают ответы |
из 3-х колонок:
прилагается)
видеофрагмент).
на поставленные
1 - знаем
видеофрагмента
вопросы в третью
2- хотим узнать
графу таблицы
3- узнали
(узнали), причём
Учащиеся
располагают
записывают в
ответы
первую графу всё,
параллельно
что они вспомнили
соответствующим
по данной теме.
вопросам из второй
Работа
колонки. Затем
осуществляется
учащиеся
индивидуально затем
сравнивают, что
в группах и
они знали раньше с
фронтально. После
информацией,
обмена мнениями
полученной из
учащиеся
текста в конце
формулируют
урока ученики
вопросы, а что ещё
составляют
они хотели бы узнать
синквейны со
по этой теме и
словами «сердце»
записывают их во
и «сосуды»,
вторую графу
зачитывают их в
таблицы (хотим
классе.
узнать).
4. Информация учащимся о домашнем задании (3 мин)
В тетрадях нарисовать рисунки малого и большого кругов кровообращения, показать особенности строения сердца, подписать сосуды и отметить направления движения крови.
В учебнике прочитать текст на стр. 144-149, провести закрепление по вопросам и заданиям на стр. 148-149
Органы кровообращения человека ( дополнительный текст)
Кровь может выполнять жизненно важные функции, только находясь в непрерывном движении. Деятельность всех органов и организма в целом тесно связана с функцией органов кровообращения.
К системе кровообращения относятся: сердце, выполняющее функцию насоса, и периферические кровеносные сосуды – артерии, вены, капилляры. Сосуды, по которым кровь от сердца разносится к тканям и органам, называются артериями. А сосуды, которые приносят кровь к сердцу, - венами. В тканях и органах тонкие артериолы и венулы соединены густой сетью капилляров.
Тернистый путь прошла наука, прежде чем были открыты два круга кровообращения. Андрей Везалий и Мигуэль Сервет подготовили открытие этой истины. Главная заслуга Везалия состоит в том, что он основал подлинную систематическую анатомию человека, основал школу анатомов. Труды Везалия помогли Сервету открыть в 1553 году малый круг кровообращения.
В 1628 году английский ученый В. Гарвей впервые объяснил циркуляцию крови в замкнутой системе кровообращения. Именно он установил, что сердце является двигателем крови.
Сердце представляет собой полый мышечный орган, разделенный сплошной продольной перегородкой на две половины – правую и левую.
Каждая половина сердца делится в свою очередь, на две камеры – предсердие и желудочек. Мышечные стенки сердца самые тонкие в предсердиях (2-3 мм). Левый желудочек имеет самую мощную мышечную стенку: она в 2,5 раза толще, чем стенка правого желудочка.
Сердце нагнетает кровь в сосудистую систему посредством периодического сокращения сердечной мышцы – миокарда.
Миокард предсердий обособлен от миокарда желудочков. Что обеспечивает возможность их раздельного сокращения.
Полость сердца выстлана внутренней оболочкой – эндокардом, образующим клапанный аппарат сердца. Он представлен клапанами двух видов: створчатыми и полулунными.
Створчатые клапаны располагаются между предсердиями и желудочками и пропускают кровь только в сторону желудочков.
Они образованы смыкающимися створками. В левой части сердца клапан двухстворчатый, в правой – трехстворчатый. От поверхности и краев створок отходят сухожильный нити, которые прикрепляются к мышечным выступам желудочков. Сухожильные нити не позволяют клапанам открываться в сторону предсердий.
Полулунные клапаны имеют вид трех кармашков, свободные края которых плотно примыкают друг к другу. Полулунные клапаны располагаются в устье аорты и легочной артерии и пропускают кровь из желудочков. Обратное движение крови невозможно, поскольку кармашки полулунных клапанов заполняются кровью, расправляются и плотно смыкаются.
Функция клапанов состоит в обеспечении движения крови только в одном направлении: из предсердий в желудочки, а из желудочков в артерии.